В начале второго полугодия наметился небольшой рост числа выданных автокредитов в моменте. Впрочем, прогнозы делать пока сложно, т.к. ситуация в экономике остается неопределенной. Отрадно то, что практически все опрошенные банкиры констатируют с начала лета разворот негативной тенденции и улучшение условий выдачи автокредитов, а автодилеры - незначительный, но рост доли кредитных автомобилей.
Незначительный рост и осторожные прогнозы
Если сравнивать по объему выданных автокредитов первое полугодие 2009 года и тот же период 2008 года, то объем уменьшился в среднем в 5-6 раз (согласно данным РБК-Рейтинг). Этот факт ярко подчеркивает последствия кризиса: вследствие роста безработицы, уменьшения заработной платы люди предпочитают не брать более кредитов, либо уже имеют кредиты и столкнулись с проблемами в их погашении, либо их финансовое положение настолько ухудшилось, что увеличение ежемесячных расходов на сумму платежей по автокредиту просто не представляется возможным. Также к причинам можно отнести девальвацию рубля по отношению к евро и доллару, сделавшую иномарки более дорогими в рублевом эквиваленте. Еще одна причина - рост таможенных пошлин, которая также способствовал удорожанию иномарок. Ушли в прошлое кредиты без первоначального взноса, многие даже крупные кредитные организации приостановили выдачу автокредитов. Сейчас минимальный взнос должен быть не менее 20-30% от стоимости. Кроме того, возросли ставки по автокредитам: теперь это около 20-25% в рублях и около 14-15% в валюте, хотя годом ранее можно было найти автокредит по ставке как минимум на 3-5% ниже.
Однако в начале второго полугодия наметился небольшой рост числа выданных автокредитов в моменте. Впрочем, прогнозы делать пока сложно, т.к. ситуация в экономике остается неопределенной. Но практически все опрошенные банкиры констатируют разворот негативной тенденции и улучшение условий выдачи автокредитов, а автодилеры - незначительный, но рост доли кредитных автомобилей. "В последние месяцы на рынке наблюдаются позитивные изменения: более-менее стабилизировался курс рубля, снижается стоимость фондирования для банков, что в свою очередь позволяет им более активно предлагать кредиты" - отмечает Наталья Алымова из ЮниКредит Банка.
В банке BSGV отмечают, что эта тенденция только начинает формироваться и в разговорах о снижении ставок, имеется в виду интервал в 0,5-2%. Безусловно, пока такая коррекция не может сильно повлиять на рынок, но, стоит надеяться, что в будущих периодах тенденция смягчения условий по автокредитам будет укрепляться и набирать обороты, не в последнюю очередь за счет того, что сейчас формируется отложенный спрос на новые автомобили.
Сейчас следует говорить не о том, какие банки добились роста автокредитов по сравнению с прошлым годом, а о том, у кого снижение оказалось наименьшим. У банков с государственным участием падение было наименьшим, так, у "ВТБ 24" оно оставило 17%. А у остальных участников падение оказалось более существенным - до 60%.
Лидерами рынка стали: "Сбербанк", "Русфинанс Банк", "ВТБ 24", "Росбанк", "ЮниКредит Банк", "Кредит Европа Банк", "Юниаструм Банк", "Газпромбанк", "BSGV", "Райффайзенбанк". По сравнению с аналогичным периодом 2008 года десятку лидеров покинули банки "Уралсиб", "Альфа банк", "Абсолют банк" и "Ренессанс Кредит". Однако пятерка лидеров сохранилась, разве что часть банков поменялись местами.
Государственная программа льготного автокредитования
С 4 августа 2009 года Государственная программа льготного автокредитования претерпела изменения. Теперь стоимость автомобилей, подпадающих под программу, увеличена с 350 до 600 тыс. руб, снижен первоначальный взнос с 30% до 15% от стоимости автомобиля, срок кредита увеличен до 3 лет. Банки-участники программы: "Сбербанк", "ВТБ-24", "Россельхозбанк". К этой программе вскоре могут присоединиться также "Газпромбанк", "Альфа-банк", "Банк Москвы" и "Юникредит Банк". "Банк Москвы" и "Газпромбанк" уже предоставили необходимые документы для участия в программе.
Суть программы остается неизменной: правительство будет субсидировать ставку банка-участника программы. Субсидия составляет 2/3 ставки рефинансирования ЦБ, которая на сегодняшний день равна 10,75 годовых. Таким образом, процентная ставка банка снижается на 7,2% годовых.
По данным Минпромторга, на 30 июля в рамках этой программы было принято 39278 заявок и выдано 21727 кредитов на покупку отечественных автомобилей. При этом на долю "Сбербанка" приходится 84% выданных за этот период льготных автокредитов (18 226 шт.). Доля "ВТБ-24" существенно меньше - 13% (2889 шт.), а на "Россельхозбанк" приходится лишь 3% (612 шт.) от общего числа выданных автокредитов. Такая ситуация понятна: ведь именно у "Сбербанка" самая разветвленная региональная сеть филиалов, поэтому на данный банк приходится большая часть выдаваемых льготных автокредитов. Правда, показатель отказов в выдаче подобных кредитов пока что находится на уровне 50%. Отчасти это связано с повышенным рисками невозвратов по кредитам, ведь банки не желают брать на себя повышенные риски. Поэтому даже в рамках государственной программы автокредитования требования к клиентам довольно высокие. В Саратове ситуация сходная с общероссийской. Кредиты по государственной льготной программе фактически выдают только "Сбербанк" и "ВТБ-24", "Россельхозбанк" участвует в программе, пока, только номинально.
Среди проблем в реализации государственной программы также можно отметить не только высокий процент отказов, но и недоступность всех марок, предусмотренных программой. Так, в рамках льготного автокредитования можно приобрести не только модели "Автоваза", но и "Chevrolet NIVA", "Fiat Albea", "Ford Focus", "Kia Spectra", "Renault Logan", "Skoda Fabia", "UAZ Hunter". Но на деле оказывалось, что такие модели найти очень сложно, они быстро закончились и теперь почти недоступны, поэтому, по сути, программа государственного автокредитования превратилась в государственную поддержку Автоваза.
После августовского увеличения стоимости автомобилей, подпадающих под программу до 600 тыс. руб, ситуация улучшилась. Согласно ожиданиям Минпромторга, до конца 2009 года будет выдано около 100 тыс. субсидируемых кредитов. Рост количества банков приведет к увеличению числа выданных кредитов, примерно, вдвое.
"Антикризисные" кредитные программы производителей
Достаточно большое количество автопроизводителей использовало или до сих пор использует собственные программы льготного автокредитования. Например, "Ford" ввел собственную систему льготного автокредитования практически на тех же условиях, что и государственная программа: первоначальный взнос должен быть не меньше 30%, ставка по такому кредиту равна 2/3 ставки рефинансирования, кредит выдается от 1 года до 3 лет, но, в отличие от госпрограммы, компания не ввела ограничений по цене автомобиля. Программа вводилась для марок "Ford Focus" и "Ford Mondeo". В Саратове ЗАО "ФордМоторКомпани" будет участвовать в Программе моделью "Ford Focus" отечественного производства.
"АВТОВАЗ" до 15 декабря совместно с банками-партнерами ("Сбербанк", "Русфинанс", "УРАЛСИБ", "ВТБ 24", "Газпромбанк") в автосалонах - официальных дилерах LADA реализует специальную программу "Лада Финанс - Lada в кредит", в рамках которой можно приобрести в кредит новый автомобиль. Суть предложения заключается в снижении суммы кредита (путем предоставления производителем скидки на автомобиль) за счет чего существенно снижаются затраты клиента на покупку автомобиля в кредит. Программа "ЛАДА Финанс" действует только вместе с госпрограммой льготного автокредитования для автомобилей всего модельного ряда LADA с ПТС 2009 года: "2105/2107", "Samara", "Kalina", "Priora", LADA 4x4.
"Volksvagen" также ввел программу с пониженным ставками и сниженным первоначальным взносом - 9% в долларах и евро и 20,5% в рублях, минимальный взнос - 10%.
Льготное автокредитование было введено и для моделей "Suzuki" при поддержке банка "ВТБ 24", по которой процент по кредиту был нулевым, при минимальном взносе 20% и сроке кредита до 5 лет.
Подобные программы, предусматривающие более низкий процент по автокредиту и часто - меньший первоначальный взнос, были введены также и для "Opel", "Skoda, Fiat", "Peugeout", "Chevrolet" и др.
Разумеется, такими программами пользоваться стоит, так как они предлагают возможность получить более дешевый автокредит с меньшим первоначальным взносом, но они, как правило, недолгосрочны и действуют ограниченный период, поэтому их необходимо специально отслеживать. Среди банков лидерами по совместным с автопроизводителями и автодилерами программам льготного автокредитования стали "Юникредит банк", "Русфинанс банк", "Альфа-банк".
Для принятия грамотного решения и подбора оптимального варианта мы рекомендуем консультироваться с экспертами в данной области - консультантами автосалонов - официальными дилерами производителей, банков, независимыми финансовыми советниками. В некоторых салонах под государственную программу льготного кредитования подводят покупки авто дороже 600 тыс. руб. Для оплаты суммы сверх предельного размера цены предлагаются "специальные схемы".
Прогнозы
В текущем году планируется урезать финансирование государственного автокредитования вдвое, до 1 млрд руб. Также в планах уменьшение до 1,5 млрд средств на субсидирование ставок по льготным государственным автокредитам.
Однако в планах на 2010-2012 годы - увеличение финансирования государственного автокредитования по сравнению с запланированной суммой (до 5 млрд руб.). Эксперты сомневаются, что даже увеличение числа банков-участников программы льготного кредитования сможет привести к существенному росту числа выданных автокредитов.
"Ключевая проблема данного механизма не решена - не выработан единый подход к оценке кредитоспособности заемщика. Как итог - половина всех заявок банками отклоняется", - говорит главный аналитик ФГ "Калита-Финанс" Андрей Ганган.
"Банки не желают рисковать и предъявляют крайне высокие требования к потенциальным клиентам. А ведь речь идет о финансовых учреждениях с государственным участием, которые априори должны быть более лояльны к заемщикам и активнее наращивать кредитный портфель. Процент отказов со стороны коммерческих банков, возможно, даже превысит 50%. Поэтому выполнение плана по удвоению объемов выданных кредитов будет сложно выполнимым", - резюмирует он.
Однако многое зависит не столько от госпомощи, сколько от ситуации в экономике. Если ситуация начнет выправляться, то уровень кредитных рисков будет постепенно снижаться, финансовая ситуация граждан начнет улучшаться, и объем выдаваемых автокредитов будет возрастать, снизятся ставки по нельготным кредитам и ситуация вернется к тому, какой она была в докризисные времена. Если же ситуация не улучшится, то даже в рамках государственного автокредитования уровень отказов по автокредитов будет по-прежнему высок, и эта программа не сильно будет стимулировать рынок.
Также можно предположить, что банки, не вошедшие в систему государственного автокредитования, но принадлежащие к крупнейшим российским банкам из ТОП-50, продолжат практику совместных льготных программ с автопроизводителями и автодилерами наиболее популярных марок. С нашей точки зрения, именно за ними - будущее, т.к. государственная программа во многом превращается в поддержку моделей Автоваза, и российским покупателям будет выгоднее воспользоваться льготным предложением на иномарки, предлагающие лучшее качество. Кроме того, это укладывается в прогноз по укрупнению банковского сектора в РФ и выживанию только сильнейших банков.
Аналитический обзор подготовлен с использованием материалов РБК-Рейтинг, РИА Новости, Банковское обозрение, Банки Саратова.
Сергей Кузьмин, руководитель Саратовского представительства Института независимых финансовых и инвестиционных советников (ИНФИС Москва),
Наталья Смирнова, ведущий эксперт ИНФИС.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
Мобильное приложение билайна удостоено гран-при одной из старейших премий интернет-проектов «Золотое приложение» в номинации «Лучшее приложение для потребителя»....