В прогнозах экспертов о влиянии экономического кризиса на рынок мясных изделий шла речь о заметном сокращении потребления, перераспределении спроса в пользу продукции среднего и низкого ценовых сегментов, сокращение числа производителей.
По данным областного министерства сельского хозяйства, пик кризисных явлений в отрасли пришелся на конец 2008 года, сегодня же объем выпуска в мясоперерабатывающей сфере постепенно возвращается к показателям "сытых" времен. Проблемный период мясоперерабатывающий сектор региона прошел без потерь. Однако, оценки результатов уходящего года и прогнозы развития сегмента, которые дают участники рынка, заметно различаются друг от друга.
Спрос на качество
На саратовском мясоперерабатывающем предприятии "Рациональ" признали, что сокращение доходов населения привело с определенному снижению спроса на мясные изделия. Вместе с тем, здесь отметили: "Было бы неправильно говорить о кардинальном изменении предпочтений потребителей в пользу более дешевой продукции. Покупатели по-прежнему приобретают дорогие колбасы, но объем их потребления снизился в 2 раза".
Руководитель отдела продаж небольшого производства "Сидоринские колбасы" Григорий Ручко сказал: "Спрос на наши изделия остался прежним. Но я соглашусь с тем, что более охотно теперь приобретается продукция по доступным ценам".
О сохранении докризисных объемов продаж заявили на энгельсском предприятии "Дымок".
Директор департамента маркетинга и продаж предприятия "Фамильные колбасы" Ирина Савинова рассказала: "В период спада потребительской активности, обусловленной влиянием финансового кризиса, мы по-прежнему наблюдали положительную динамику спроса на нашу продукцию, потому что лояльность потребителей и желание получать качественный продукт, оказались сильнее финансовых трудностей".
Ирина Савинова не подтвердила смещение интереса покупателя в пользу более дешевых видов мясной продукции: "Дело в том, что тот ассортимент, который мы предлагаем, во всем его многообразии, вне зависимости от ценовых категорий, отвечает самым высоким европейским стандартам качества. Поэтому потребитель, уже успевший оценить все плюсы нашей продукции, вряд ли перейдет на потребление колбас и мясных деликатесов, производимых "в режиме экономии". Все наши продуктовые линейки востребованы потребителем". Более того, эксперт назвала ошибочной позицию тех мясоперерабатывающих предприятий, которые излишне доверили прогнозам о перераспределении спроса в сторону недорогих колбас. "Если говорить о снижении объемов рынка, то следует винить неверно выбранную позицию некоторых игроков - эти производители не успели понять, что российский потребитель привык к качеству".
На марксовском предприятии "Баронские колбасы" на вопрос об изменении структуры спроса рассказали о значительном оживлении интереса к мясным и овощным консервам. На производстве планируется запустить линию по выпуску новой консервированной продукции. Пока же, как показал опрос мясопереработчиков, перечень "новинок кризисного периода" ограничивается лишь двумя позициями. На предприятии "Фамильные колбасы" рассказали о создании и продвижении "Фамильных" вареников с картошкой и картошкой с грибами. Полкилограмма изделий стоит 37 рублей. Этот проект на предприятии считают весьма успешным. Ирина Савинова рассказала: "Производство вареников, запущенное менее года назад, стало одной из приоритетных линий компании, хотя далеко не единственной. Фамильные всегда расширяли и продолжают расширять свой ассортиментный ряд, и покупатели ценят моментальную реакцию производителя на потребительские ожидания".
Еще один антикризисный проект был осуществлен в компании "Рациональ" - здесь стали выпускать новый вид недорогих сарделек.
Местное сырье и цены
Колебание уровня цен на колбасные изделия участники рынка склонны объяснять прежде всего подорожанием отечественного сырья. На предприятии "Рациональ" сказали: "Мы используем местное сырье. Цена на него выросла, поэтому мы тоже подняли цену на 10%".
Продукция "Дымка" стала дороже на 2-3%. "Мы используем импортное и отечественное сырье. Но мяса, произведенного в Саратовской области явно недостаточно, оттого оно становится все дороже". (По данным областного минсельхоза, отечественное сырье в структуре закупок саратовских мясоперерабатывающих предприятий составляет более 50%)
На производстве "Фамильные колбасы" на вопрос об уровне цен на мясные изделия ответили: "Действительно, цена на местное сырье растет, и некоторые производители, пытаясь повысить прибыль, или нивелировать рост себестоимости, снижают качество собственной продукции. Наша компания, напротив, постаралась использовать кризис как возможность сказать потребителю, что, не смотря ни на что, покупая наш продукт, он всегда может быть уверен в его качестве. Стоимость нашего продукта за последний год существенно не изменилась. Во многом, это результат того, что мы активно развиваем собственный животноводческий комплекс".
Эксперты рынка говорят о том, что гораздо более широкие возможности в использовании эффективной ценовой политики имеют вертикально интегрированные холдинги, обеспеченные собственной сырьевой базой.
Ирина Савинова заявляет: "Нас удивляет, что по пути инвестирования в качество идут немногие производители". Собеседница рассказала о производстве качественного экологически чистого сырья на собственном животноводческом комплексе "На Сокуре". Для дальнейшего снижения себестоимости мяса ведется расширение и модернизация комбикормового завода на территории комплекса. Ведь дорогие корма - едва ли не главная причина высоких цен на отечественное сырье.
Свежее мясо с Фамильной фермы на Сокуре ежедневно доставляется на мясокомбинат для производства колбасной продукции. Благодаря увеличению мощностей животноводческого комплекса возрастут поставки свежайшего мяса и на саратовские рынки. Вопреки прогнозам о тенденции создания мясных холдингов, технологическая цепочка от производства комбикормов до выпуска колбас пока является редкостью не только в регионе, но и в стране.
Более справедливыми оказались прогнозы об усилении доли региональных производителей на рынке мясных изделий. Сегодня в область ввозится не более 15-20% колбасных изделий. Однако, прогнозы самих участников рынка о развитии сегмента во многом отличаются друг от друга.
Перспективное направление - производство полуфабрикатов
Наиболее устойчивыми к нынешним экономическим условиям, по словам представителя мясоперерабатывающего комбината "Рациональ" останутся крупные компании.
По мнению руководителя департамента маркетинга и продаж предприятия "Фамильные колбасы" Ирины Савиновой, сегодня отсутствует какой-либо устойчивый тренд. "Одни участники рынка пытаются найти те методы, которые позволили бы им сохранять докризисные объемы, другие использует кризис как удобную площадку для развития. Каждый производитель выбирает свой путь - кто-то изменяет рецептуры, кто-то манипулирует ценами, а кто-то находит резервы роста в самом производстве и эффективном менеджменте. В нашей компании в рамках антикризисной программы развития идет работа над укреплением контроля качества продукции, модернизацией производства, развитием собственной сырьевой базы и расширением фирменной торговой сети. Это позволило нам не только сохранить торгово-производственный потенциал, но и выйти на абсолютно новый уровень".
Руководитель предприятия "Дымок" считает, что наиболее перспективным сегментом для развития является производство полуфабрикатов.
В "Рационале" уверены, что ассортимент дешевой продукции прекратит свой рост - рынок насыщен мясными продуктами этой ценовой категории.
По мнению Ирины Савиновой: "Производители колбасных изделий как в средней ценовой категории, так и продукции премиум-класса по-прежнему имеют широкое рыночное пространство для своего развития. Потребление колбасных изделий еще не достигло своего пика и еще какое-то время будет отставать от западного, а значит, рынок будет расти. Хотя и здесь, многое будет зависеть от того, как долго негативные последствия экономического кризиса будут сказываться на отечественной экономике. Поэтому одним из самых важных ожиданий потребителя по отношению к колбасным изделиям является стабильность качества".
Справка
По данным облминсельхоза, в Саратовской области работает 140 предприятий мясной промышленности, 30 из них являются крупными и средними (производственная мощность позволяет ежегодно вырабатывать 14 тыс.т. мяса в год, 100 тыс. т. колбасных изделий и 23 млн банок консервов).
7 предприятий имеют возможности для первичной переработки сырья.
По производству колбасных изделий Саратовская область занимает шестое место в РФ. Объемы выпуска колбасных изделий в 3 раза превышают необходимый для потребления в области объем. Около половины продукции вывозится в соседние регионы и Казахстан.
Евгения Николаенко
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей