Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Новые границы медиарынка. Веб-разводка и оптимизация "наизнанку"

  • 13:01, 17 декабря 2009
  • Комментариев[0]

Эксперты российского интернета охотно подтверждают докризисные прогнозы о развитии отечественной веб-индустрии. Рунет стремительно преобразовывается в успешный бизнес-сегмент, становится все более популярной медиа-средой, перспективной площадкой формирования гражданского общества. Игроки интернет-рынка указывают на яркое проявление этих тенденций в регионах. К примеру, посещаемость местных порталов превышает тиражи самых популярных печатных изданий. Однако, особенности формирования региональных интернет-площадок не позволяют говорить о широком применении современных моделей развития он-лайн проектов.

"Новые медиа" теснят традиционные СМИ

По словам ведущих игроков интернет-рынка, рунет стремительно продолжает повсеместное распространение - сферы бизнеса, образования, общения, новостные источники заметно прирастают веб-территориями. Более того, эксперты настаивают на перераспределении позиций в медиа-среде. Кризисные явления в мировой журнальной и газетной индустрии привели к "переселению" изданий в он-лайн. На днях появилась информация о том, что со следующего года, якобы, прекращают выпуск бумажных версий российские издания "Газета" и "Компьютерра". Президент Гильдии издателей периодической печати Александр Страхов объясняет эти процессы падением рекламного рынка и высоким уровнем проникновения интернета. Тиражи печатной периодики стали фоном для растущей востребованности новостных интернет-ресурсов. "Так называемые "новые медиа" стали гораздо более эффективной рекламной площадкой и площадкой формирования общественного мнения, чем традиционные СМИ, - сказал на онлайн-конференции "СарБК" заместитель генерального директора "РБК" по информационной политике Александр Белоновский. - Особенно эта ситуация заметна в регионах. Региональные порталы по своей посещаемости обгоняют тиражи самых популярных местных печатных изданий. Причем это целевая аудитория для региональных деловых и политических элит".
Сегмент глянцевых изданий при этом выглядит еще скромнее. Есть примеры безвременно ушедших с рынка изданий, несколько журналов в кризис вдвое сократили число выпусков, кто-то был вынужден устроить летние каникулы. Но даже строго соблюдающий график авторитетный ежемесячный журнал "Общественное мнение" имеет тираж 4,5 тыс. экземпляров. Пунктуальный глянец "Территория", который выходит дважды в месяц имеет тираж 5 тыс.
Плотность рынка газетных изданий выше. Ежедневный тираж "Областной газеты" - 4,5 тыс. экз. Еженедельно печатается около 27 тыс.
Газета "Саратовские вести" выпускает 3,5 тыс. копий, ее "толстушка" - 4 тыс.
Еженедельные газеты. "Газета недели" - 5, 03 тыс. экз.
"Взгляд" - 10 тыс.
"Московский комсомолец" в Саратове - 40,3 тыс.
"Аргументы и факты" в Саратове - 11,3 тыс.
Размеры тиражей печатных изданий принято сравнивать с показателями посещаемости новостных интернет-ресурсов. Такой прием небезупречен. Тираж может быть полностью не реализован или, напротив, один экземпляр может побывать в руках нескольких читателей. Показатель посещаемости более очевиден - счетчики учитывают каждого уникального пользователя. Но и здесь немало тонкостей. Известны факты фальсификации этих величин и эту тему не раз, как признанные лидеры регионального интернет-рынка, поднимали сотрудники "СарБК". Одним из признаков "накручивания счетчиков", как говорят специалисты, является крайне неравномерный график посещаемости с однодневными пиками и резкими падениями. График ежедневной посещаемости ресурса с постоянной аудиторией похож на синусоиду с максимумами в будни и минимумами в выходные. Еще один указатель на махинации со статистикой показов - это высокие цифры посещаемости у ресурса с малоинтересным контентом. Подобные сайты создают себе трафик за счет размещения каких-либо сообщений федерального или мирового уровня, используя в заголовках известные фамилии, новости о скандалах, эпидемиях и т.д. Такая информация является востребованной поисковиками и на сайте создается "внешний" трафик. Это посетители ресурса, которые в 99% случаев мало интересны саратовскому рекламодателю.
Информационную систему "СарБК" сегодня, по данным независимых систем Top.Mail.ru и Rambler, ежедневно посещают 19-21 тыс. чел, в неделю - 75-80 тыс, в месяц - 225-230 тыс. Новостную ленту (news.sarbc.ru) читают 130-138 тыс. пользователей в месяц. По данным областного минпрома, всего в Саратовской области чуть больше 180 тыс. посетителей сети. То есть, каждый интернет-пользователь региона хотя бы раз в месяц заходит на sarbc.ru.
Информационные агентства "Взгляд", "СаратовИнформ", по данным счетчиков Top.Mail.ru и Rambler.ru посещают 2-3 тыс. читателей в день. ИА "СарИнформ.com" и "Четвертая власть" цифры статистики не показывают.
По данным областного министерства информации, тираж областных газет по сравнению с прошлым годом снизился на 10%.
Число пользователей Интернет, по данным облминпрома, продолжило рост и в кризисный период. На сегодняшний день в регионе насчитывается 181 377 пользователей сети.

Социальные сети не стали в Саратове рекламными площадками

Некоторые аналитики прогнозируют снижение популярности печатных изданий и после кризиса, что отразится на объемах рекламы в этих СМИ. Эксперты настаивают на глобальной тенденции смены приоритетов у рекламодателей, которая наметилась еще до проблем в мировой экономике. Возросшее внимание к интернет-площадкам объясняется низкими ценами на рекламу при постоянном росте числа пользователей и, следовательно, увеличении целевой аудитории. Имеет значение еще одна особенность сети - это лёгкость создания бренда. По данным Ruметрики, за первое полугодие 2009 года, снижение объемов рекламы в российских печатных СМИ составило 45%, в наружной рекламе - 39%, на радио - 36%, на телевидении - 21%. Интернет оказался единственным каналом распространения рекламы, который показал увеличение рынка в этом году. По сравнению с прежними периодами, когда рост составлял 60-70%, последние результаты довольно скромны (5%), но для условий кризиса это хороший показатель. По словам представителей рекламных агентств, бюджеты интернет-рекламы практически достигли докризисных показателей. Объемы рекламы на радио и телевидении, замечают собеседники, достигаются огромными скидками. Летом и до сих пор на некоторых радиостанциях цена размещения рекламных роликов сокращалась до 90%.
О перераспределении бюджетов говорит директор департамента информационных проектов "РБК" Борис Болтянский: "Отношение многих рекламодателей к распределению рекламных бюджетов стало более прагматичным. Как следствие, бюджеты действительно частично перераспределились и об этом говорит статистика европейского и американского рынков. Но надо понимать, что сегодня интернет для большинства компаний такая же рекламная площадка, как радио, ТВ, печатные СМИ - как только интернет-площадка предлагает условия размещения соответствующие целевым (цена контакта, таргетинг etc) - на нее начинают приходить бюджеты".
Структура регионального рынка рекламы, без сомнения, во многом отличается от столичной. Директор компании "АРТ-СиТи" Сергей Волков подтверждает популярность бюджетных носителей. Но замечает, что интерес столичных рекламодателей к веб-площадкам куда выше, чем в Саратове: "Совершенно не льстя, могу сказать, что единственная рабочая интернет-площадка в регионе - это СарБК".
О низком уровне большинства региональных проектов говорит и Кристина Войцеховская из агентства "Голос Медиа": "Агентства пытаются ввести в обиход рекламодателей передовые технологии. Но социальные сети, как рекламные ресурсы, в Саратове не пошли. Может быть потому, что активная работа в этом направлении проходила в марте - в самый разгар кризиса. Я сожалею об этом".
Одна из причин неудачной попытки лежит на поверхности. Так, один из подобных социальных сайтов в качестве показателей посещаемости называет внушительное число посетителей всего рунета, а на просьбу назвать статистику региональной посещаемости, показывает только цифры за неделю. Статистики за месяц ресурс не предоставляет. Борис Болтянский на это говорит: "Площадка обязана предоставить рекламодателю доступ ко всей необходимой статистике и показать свои источники посещаемости. Так поступает и "РБК". Иначе размещаться на ресурсе не имеет смысла". Александр Белоновский к требованиям дополняет качество аудитории, цену контакта, прозрачный аудит размещений.
Представители рекламных агентств неоднозначно оценивают ценовую политику интернет-ресурсов. Скорее всего, сказывается то самое отношение на "Вы" с "новым медиа".
В цифрах преимущества ценовой политики интернет-ресурсов выглядит так. На сумму 30 тыс. руб. на сайте "СарБК" можно разместить растяжку на неделю (50% показов) на главной странице над шапкой. Еще один вариант на эту сумму - статичный показ в течение недели одного из самых эффективных банеров над курсами валют (транслируется во всех разделах) или 100% показ шторки над новостями. В разделах (Автогид, Недвижимость, Банки) этой суммы достаточно, чтобы разместить растяжку на 2 мес.
На телеканалах РенТВ или ТНТ с 30-ю тыс. руб. можно рассчитывать на ежедневный показ двух-трех 10-секундных роликов в течение двух-трех недель.
В "Областной газете" на эту сумму предложат напечатать макет размером 240 кв. см. 4 раза в неделю, в том числе в цветном выпуске "толстушки". Чуть дешевле будет стоить этот же вариант, но с публикацией в черно-белом пятничном номере.
Стоимость контакта в этом случае в 2,5 раз выше,чем на "СарБК". К тому же сайт, который объединяет несколько направлений, представляет собой идеальные условия для таргетинга, что значительно повышает результат рекламной акции.

Пузыри и оптимизация наизнанку

По мнению игроков российского рынка интернет-рекламы, самым оптимальным по соотношению цены и результата является поисковое продвижение. Вторую позицию занимает контекстная реклама, третью - медийная. Особенность региональной площадки заключается в том, что наиболее востребованными на саратовском интернет-рынке является два последних вида рекламы. Услуга же по поисковому продвижению для сайтов, рассчитанных исключительно на саратовскую публику, малоактуальна.
Более того, поисковое продвижение нередко представляет собой искаженный вариант классической услуги. В этом случае оптимизация сайта заключается не в том, чтобы сделать его с учетом правил индексации поисковыми системами, а именно - наличия профессиональной системы управления, грамотно подобранного контента и постоянного сопровождения сайта, а в том чтобы их обойти. Посещаемость наращивается с помощью грубо заимствованного контента - скопированного с популярных сайтов текстов без ссылки. Рекламная услуга подобных ресурсов заключается в размещении коммерческой информации по демпинговым ценам. Главный козырь ушлых создателей подобных сайтов - первые места в запросах поисковых систем, которые со временем "научились" определять сайты с чужим "ссылочным" контентом. Такие ресурсы удалены из верхних строчек поисковых ответов. Сайты с контентом без ссылок рано или поздно тоже исчезнут из Яндекса и Google. Игроки интернет-рынка говорят - если грамотная оптимизация ведет к здоровой конкуренции и прогрессивному развитию рунета, то подмена услуги создает паразитирующий балласт.
Однако, некоторые пункты в перечне территориальных особенностей сети характерны и для сайтов федерального статуса. Это ангажированность ресурсов, отсутствие школы интернет-журналистики, отсутствие реальной аудитории, "перепроизводство" так называемых ресурсов влияния.
Борис Болтянский говорит: "Ресурсы влияния распространены и в "федеральном рунете" и это одна из версий существования подобных сайтов (новостных ресурсов без рекламы). Иногда это следствие прямого обмана инвесторов. За 15 лет работы мы наблюдали немало таких "мыльных пузырей" и сегодня их на рынке тоже хватает. В регионах это чаще следствие борьбы политических элит за интернет-аудиторию, а на федеральном уровне - следствие распила бюджета". Об уровне региональных ресурсов эксперт сказал: "Региональных ресурсов очень много, к сожалению единицы из них соответствуют принятым на рынке интернет-СМИ стандартам качества. Зато те единицы, которые действительно аккумулируют на своих страницах региональную аудиторию, вызывают наше искреннее уважение".

Владимир Ворох

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина предыдущего дня
Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите Специалисты билайн бизнес представили мобильные и стационарные решения для создания покрытия мобильной связи в удаленных и труднодоступных местах, где связь отсутствует полностью или крайне нестабильна. Презентация прошла в Новокузнецке в рамках Третьего...
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 17 декабря 2009
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x