Эксперты российского интернета охотно подтверждают докризисные прогнозы о развитии отечественной веб-индустрии. Рунет стремительно преобразовывается в успешный бизнес-сегмент, становится все более популярной медиа-средой, перспективной площадкой формирования гражданского общества. Игроки интернет-рынка указывают на яркое проявление этих тенденций в регионах. К примеру, посещаемость местных порталов превышает тиражи самых популярных печатных изданий. Однако, особенности формирования региональных интернет-площадок не позволяют говорить о широком применении современных моделей развития он-лайн проектов.
"Новые медиа" теснят традиционные СМИ
По словам ведущих игроков интернет-рынка, рунет стремительно продолжает повсеместное распространение - сферы бизнеса, образования, общения, новостные источники заметно прирастают веб-территориями. Более того, эксперты настаивают на перераспределении позиций в медиа-среде. Кризисные явления в мировой журнальной и газетной индустрии привели к "переселению" изданий в он-лайн. На днях появилась информация о том, что со следующего года, якобы, прекращают выпуск бумажных версий российские издания "Газета" и "Компьютерра". Президент Гильдии издателей периодической печати Александр Страхов объясняет эти процессы падением рекламного рынка и высоким уровнем проникновения интернета. Тиражи печатной периодики стали фоном для растущей востребованности новостных интернет-ресурсов. "Так называемые "новые медиа" стали гораздо более эффективной рекламной площадкой и площадкой формирования общественного мнения, чем традиционные СМИ, - сказал на онлайн-конференции "СарБК" заместитель генерального директора "РБК" по информационной политике Александр Белоновский. - Особенно эта ситуация заметна в регионах. Региональные порталы по своей посещаемости обгоняют тиражи самых популярных местных печатных изданий. Причем это целевая аудитория для региональных деловых и политических элит".
Сегмент глянцевых изданий при этом выглядит еще скромнее. Есть примеры безвременно ушедших с рынка изданий, несколько журналов в кризис вдвое сократили число выпусков, кто-то был вынужден устроить летние каникулы. Но даже строго соблюдающий график авторитетный ежемесячный журнал "Общественное мнение" имеет тираж 4,5 тыс. экземпляров. Пунктуальный глянец "Территория", который выходит дважды в месяц имеет тираж 5 тыс.
Плотность рынка газетных изданий выше. Ежедневный тираж "Областной газеты" - 4,5 тыс. экз. Еженедельно печатается около 27 тыс.
Газета "Саратовские вести" выпускает 3,5 тыс. копий, ее "толстушка" - 4 тыс.
Еженедельные газеты. "Газета недели" - 5, 03 тыс. экз.
"Взгляд" - 10 тыс.
"Московский комсомолец" в Саратове - 40,3 тыс.
"Аргументы и факты" в Саратове - 11,3 тыс.
Размеры тиражей печатных изданий принято сравнивать с показателями посещаемости новостных интернет-ресурсов. Такой прием небезупречен. Тираж может быть полностью не реализован или, напротив, один экземпляр может побывать в руках нескольких читателей. Показатель посещаемости более очевиден - счетчики учитывают каждого уникального пользователя. Но и здесь немало тонкостей. Известны факты фальсификации этих величин и эту тему не раз, как признанные лидеры регионального интернет-рынка, поднимали сотрудники "СарБК". Одним из признаков "накручивания счетчиков", как говорят специалисты, является крайне неравномерный график посещаемости с однодневными пиками и резкими падениями. График ежедневной посещаемости ресурса с постоянной аудиторией похож на синусоиду с максимумами в будни и минимумами в выходные. Еще один указатель на махинации со статистикой показов - это высокие цифры посещаемости у ресурса с малоинтересным контентом. Подобные сайты создают себе трафик за счет размещения каких-либо сообщений федерального или мирового уровня, используя в заголовках известные фамилии, новости о скандалах, эпидемиях и т.д. Такая информация является востребованной поисковиками и на сайте создается "внешний" трафик. Это посетители ресурса, которые в 99% случаев мало интересны саратовскому рекламодателю.
Информационную систему "СарБК" сегодня, по данным независимых систем Top.Mail.ru и Rambler, ежедневно посещают 19-21 тыс. чел, в неделю - 75-80 тыс, в месяц - 225-230 тыс. Новостную ленту (news.sarbc.ru) читают 130-138 тыс. пользователей в месяц. По данным областного минпрома, всего в Саратовской области чуть больше 180 тыс. посетителей сети. То есть, каждый интернет-пользователь региона хотя бы раз в месяц заходит на sarbc.ru.
Информационные агентства "Взгляд", "СаратовИнформ", по данным счетчиков Top.Mail.ru и Rambler.ru посещают 2-3 тыс. читателей в день. ИА "СарИнформ.com" и "Четвертая власть" цифры статистики не показывают.
По данным областного министерства информации, тираж областных газет по сравнению с прошлым годом снизился на 10%.
Число пользователей Интернет, по данным облминпрома, продолжило рост и в кризисный период. На сегодняшний день в регионе насчитывается 181 377 пользователей сети.
Социальные сети не стали в Саратове рекламными площадками
Некоторые аналитики прогнозируют снижение популярности печатных изданий и после кризиса, что отразится на объемах рекламы в этих СМИ. Эксперты настаивают на глобальной тенденции смены приоритетов у рекламодателей, которая наметилась еще до проблем в мировой экономике. Возросшее внимание к интернет-площадкам объясняется низкими ценами на рекламу при постоянном росте числа пользователей и, следовательно, увеличении целевой аудитории. Имеет значение еще одна особенность сети - это лёгкость создания бренда. По данным Ruметрики, за первое полугодие 2009 года, снижение объемов рекламы в российских печатных СМИ составило 45%, в наружной рекламе - 39%, на радио - 36%, на телевидении - 21%. Интернет оказался единственным каналом распространения рекламы, который показал увеличение рынка в этом году. По сравнению с прежними периодами, когда рост составлял 60-70%, последние результаты довольно скромны (5%), но для условий кризиса это хороший показатель. По словам представителей рекламных агентств, бюджеты интернет-рекламы практически достигли докризисных показателей. Объемы рекламы на радио и телевидении, замечают собеседники, достигаются огромными скидками. Летом и до сих пор на некоторых радиостанциях цена размещения рекламных роликов сокращалась до 90%.
О перераспределении бюджетов говорит директор департамента информационных проектов "РБК" Борис Болтянский: "Отношение многих рекламодателей к распределению рекламных бюджетов стало более прагматичным. Как следствие, бюджеты действительно частично перераспределились и об этом говорит статистика европейского и американского рынков. Но надо понимать, что сегодня интернет для большинства компаний такая же рекламная площадка, как радио, ТВ, печатные СМИ - как только интернет-площадка предлагает условия размещения соответствующие целевым (цена контакта, таргетинг etc) - на нее начинают приходить бюджеты".
Структура регионального рынка рекламы, без сомнения, во многом отличается от столичной. Директор компании "АРТ-СиТи" Сергей Волков подтверждает популярность бюджетных носителей. Но замечает, что интерес столичных рекламодателей к веб-площадкам куда выше, чем в Саратове: "Совершенно не льстя, могу сказать, что единственная рабочая интернет-площадка в регионе - это СарБК".
О низком уровне большинства региональных проектов говорит и Кристина Войцеховская из агентства "Голос Медиа": "Агентства пытаются ввести в обиход рекламодателей передовые технологии. Но социальные сети, как рекламные ресурсы, в Саратове не пошли. Может быть потому, что активная работа в этом направлении проходила в марте - в самый разгар кризиса. Я сожалею об этом".
Одна из причин неудачной попытки лежит на поверхности. Так, один из подобных социальных сайтов в качестве показателей посещаемости называет внушительное число посетителей всего рунета, а на просьбу назвать статистику региональной посещаемости, показывает только цифры за неделю. Статистики за месяц ресурс не предоставляет. Борис Болтянский на это говорит: "Площадка обязана предоставить рекламодателю доступ ко всей необходимой статистике и показать свои источники посещаемости. Так поступает и "РБК". Иначе размещаться на ресурсе не имеет смысла". Александр Белоновский к требованиям дополняет качество аудитории, цену контакта, прозрачный аудит размещений.
Представители рекламных агентств неоднозначно оценивают ценовую политику интернет-ресурсов. Скорее всего, сказывается то самое отношение на "Вы" с "новым медиа".
В цифрах преимущества ценовой политики интернет-ресурсов выглядит так.
На сумму 30 тыс. руб. на сайте "СарБК" можно разместить растяжку на неделю (50% показов) на главной странице над шапкой. Еще один вариант на эту сумму - статичный показ в течение недели одного из самых эффективных банеров над курсами валют (транслируется во всех разделах) или 100% показ шторки над новостями. В разделах (Автогид, Недвижимость, Банки) этой суммы достаточно, чтобы разместить растяжку на 2 мес.
На телеканалах РенТВ или ТНТ с 30-ю тыс. руб. можно рассчитывать на ежедневный показ двух-трех 10-секундных роликов в течение двух-трех недель.
В "Областной газете" на эту сумму предложат напечатать макет размером 240 кв. см. 4 раза в неделю, в том числе в цветном выпуске "толстушки". Чуть дешевле будет стоить этот же вариант, но с публикацией в черно-белом пятничном номере.
Стоимость контакта в этом случае в 2,5 раз выше,чем на "СарБК". К тому же сайт, который объединяет несколько направлений, представляет собой идеальные условия для таргетинга, что значительно повышает результат рекламной акции.
Пузыри и оптимизация наизнанку
По мнению игроков российского рынка интернет-рекламы, самым оптимальным по соотношению цены и результата является поисковое продвижение. Вторую позицию занимает контекстная реклама, третью - медийная. Особенность региональной площадки заключается в том, что наиболее востребованными на саратовском интернет-рынке является два последних вида рекламы. Услуга же по поисковому продвижению для сайтов, рассчитанных исключительно на саратовскую публику, малоактуальна.
Более того, поисковое продвижение нередко представляет собой искаженный вариант классической услуги. В этом случае оптимизация сайта заключается не в том, чтобы сделать его с учетом правил индексации поисковыми системами, а именно - наличия профессиональной системы управления, грамотно подобранного контента и постоянного сопровождения сайта, а в том чтобы их обойти. Посещаемость наращивается с помощью грубо заимствованного контента - скопированного с популярных сайтов текстов без ссылки. Рекламная услуга подобных ресурсов заключается в размещении коммерческой информации по демпинговым ценам. Главный козырь ушлых создателей подобных сайтов - первые места в запросах поисковых систем, которые со временем "научились" определять сайты с чужим "ссылочным" контентом. Такие ресурсы удалены из верхних строчек поисковых ответов. Сайты с контентом без ссылок рано или поздно тоже исчезнут из Яндекса и Google. Игроки интернет-рынка говорят - если грамотная оптимизация ведет к здоровой конкуренции и прогрессивному развитию рунета, то подмена услуги создает паразитирующий балласт.
Однако, некоторые пункты в перечне территориальных особенностей сети характерны и для сайтов федерального статуса. Это ангажированность ресурсов, отсутствие школы интернет-журналистики, отсутствие реальной аудитории, "перепроизводство" так называемых ресурсов влияния.
Борис Болтянский говорит: "Ресурсы влияния распространены и в "федеральном рунете" и это одна из версий существования подобных сайтов (новостных ресурсов без рекламы). Иногда это следствие прямого обмана инвесторов. За 15 лет работы мы наблюдали немало таких "мыльных пузырей" и сегодня их на рынке тоже хватает. В регионах это чаще следствие борьбы политических элит за интернет-аудиторию, а на федеральном уровне - следствие распила бюджета". Об уровне региональных ресурсов эксперт сказал: "Региональных ресурсов очень много, к сожалению единицы из них соответствуют принятым на рынке интернет-СМИ стандартам качества. Зато те единицы, которые действительно аккумулируют на своих страницах региональную аудиторию, вызывают наше искреннее уважение".
Владимир Ворох
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей