8 марта в российских регионах, в том числе и Саратовской области, стартовала новая правительственная программа по утилизации старых автомобилей, главной задачей которой является поддержка спроса на машины отечественного производства и обновление автопарка страны. Программа дает возможность владельцам старых авто приобрести машину на льготных условиях, о чем вот уже полгода рассказывают представители Минпромторга России. На первый взгляд, программа действительно выгодна, удобна и проста: автовладелец может сдать в утиль авто возрастом от десяти лет и получить за это сертификат на 50 тыс. руб, который можно будет использовать для покупки нового автомобиля. Однако в реальности с реализацией программы возникают немалые трудности. Автодилеры советуют не спешить с покупкой льготного автомобиля - подождать до лета.
Сдать в утиль
Участие Саратовской области в новой экспериментальной программе по утилизации автомобилей было утверждено лишь в середине декабря 2009 года. До этого область не входила в список регионов - "утилизаторов". И это удивительно: ведь в нашей губернии зарегистрировано более 650 тыс. автомобилей, из которых 45% имеют срок эксплуатации более 10 лет. Спустя месяц, в январе этого года министерство промышленности и энергетики области начало вести экстренные переговоры с переработчиками вторичных металлов - сроки поджимали, а вопросы утилизации старых авто зависли в воздухе. К предприятиям - утилизаторам предъявлялись довольно строгие требования, в числе которых наличие лицензии на обращение с ломом цветных и черных металлов, на деятельность по обращению с опасными отходами или договоры с предприятиями, обладающими таким лицензиями; наличие условий для осушения и демонтажа транспорта, сортировки, накопления и передачи отходов специализированным предприятиям и многое другое. На удивление, желающих перерабатывать автомобильный "утиль" нашлось немало. На сегодняшний день в списке областного Минпрома четырнадцать организаций, способных принять участие в реализации программы, среди которых "Саратоввторцветмет", "Макси-Скрап Саратов", "Вторчермет", "Саратоввторцветмет", "Тролза" и другие.
Схема обмена старых машин на новые на первый взгляд не очень сложна. Для автолюбителя, участвующего в эксперименте есть три пути действия. Первый: обратиться в дилерский центр, предоставив правоустанавливающие документы на машину, заполненную анкету, которую можно найти на сайте Минпромторга РФ и доверенность, дающую право автодилеру самостоятельно снять машину с регистрационного учета в ГИБДД и перевезти ее на площадку для утилизации. Так же желающему 'сдать хлам' потребуется заплатить 3 тыс. руб. за утилизацию. После прохождения всех этих процедур клиент получает сертификат, по которому участвующий в программе автодилер предоставляет ему скидку в размере 50 тыс. на покупку нового автомобиля.
Второй вариант: человек обращается в пункт по утилизации, и в этом случае предприятие - утилизатор само снимает машину с учета в ГИБДД и предоставляет владельцу оформленный сертификат. После чего автолюбитель с сертификатом приходит в торговую организацию, где ему оформляют договор купли продажи новой машины со скидкой в 50 тыс. руб.
Третий вариант - самостоятельные действия. Владелец действует по той же самой схеме, только в этом случае транспортировка машины до пункта утилизации будет осуществлять за его счет.
Понятно, что самый удобный вариант, это обратиться в торговую организацию (дилерский центр), который сделает всю работу за автовладельца. На сегодняшний день в списке Министерства промышленности и торговли РФ указаны 16 саратовских автодилеров, среди которых ООО "Мониро" (официальный дилер Ford в Саратове), ООО "Алерон" (официальный дилер Opel , Chevrolet , Volkswagen), ООО "Эллада" (дилер ВАЗ в Саратове) и другие. Этот список может расшириться, если, конечно торговые организации сочтут участие в программе выгодным делом. Пока же саратовские автодилеры имеют к программе по утилизации немало вопросов.
Подводные камни
Первый камушек, о который споткнулись как предприятия - утилизаторы, так и автодилеры - условие регистрации автомобиля на его действительного владельца. "Оказалось, что мы не можем снять автомобиль клиента с учета в ГИБДД", - рассказывает Борис Илько, заместитель директора ООО "Эллада", официального дилера ВАЗ в Саратове. - "В дорожной инспекции нам сообщили, что это может сделать только сам владелец авто лично, либо лицо, действующее по генеральной доверенности. А обычная доверенность учитываться не будет. В ГИБДД объяснили, что это связано с тем, что машина может находиться под арестом, в угоне и т.п. И это первая сложность. Вторая - мы пока не знаем, как нам правильно, по закону, провести полученные от клиента 3 тыс. руб. за утилизацию. Механизм этого так же не ясен. Так что пока саратовцам остается единственный вариант - самостоятельно снимать машину с учета в ГИБДД, самостоятельно платить предприятию - утилизатору, а к нам приезжать с уже готовым сертификатом".
Этот первый, препятствующий широкому применению программы фактор, может оказаться роковым для владельцев старых машин. Известно, что многие россияне, эксплуатирующие старые автомобили, пользуются ими по доверенности, и таких в России - около 35-40%. Нет сомнения, что условие обязательной регистрации автомобиля на его владельца ограничивает спекуляцию такими машинами, но и одновременно отсекает от участия в программе многих автолюбителей.
Второе неудобство программы - ограниченный перечень моделей. Оказалось, выбрать машину по своему вкусу автолюбителю не удастся - в утвержденный перечень входят лишь авто определенных марок (66 моделей от российских производителей, а так же модели зарубежных компаний, выпускающиеся на территории России). Как рассказал Олег Локута, генеральный директор ООО "Элвис-Моторс", официальный дилер Volkswagen в Саратове, из всех моделей в утвержденный список вошла только одна модель - Volkswagen Tiguan, которая является довольно дорогостоящей. "Стоимость этой модели начинается от 1 миллиона рублей, и я считаю, что это один из минусов программы, ведь далеко не каждый автолюбитель может себе позволить приобрести, пусть даже со скидкой 50 тысяч рублей такое авто. Одна надежда - список моделей обещали в скором времени расширить".
Еще один крупная торговая организация - ООО "Карсар", официальный дилер Skoda в Саратове, обозначает очередные сложности в реализации правительственной программы. "Пока у нас одни вопросы, и все без ответов, - сетует директор Дмитрий Комов. "Во-первых, мы не можем четко и грамотно провести саратовца по этой программе, поскольку предприятия - утилизаторы заявлены, но пока четко не определены. Конечно, нам выгодно участие в программе, но не менее важно, чтобы это было выгодно и утилизаторам. Во-вторых, не ясен механизм возмещения нам этих 50 тыс. руб, на которые мы будем "скидывать" стоимость автомобиля. Конечно, в первое время мы может оставить у себя один-два сертификата, но пока не ясно, кто, когда и как быстро возместит нам эти деньги. Поэтому я думаю, что механизм программы заработает не раньше, чем через два-три месяца. Пока я могу посоветовать саратовцам не бросаться 9 марта в салоны за льготным автомобилем, а не торопясь подобрать себе модель, узнать о ней побольше".
А что же говорят саратовские предприятии - утилизаторы?
"Технически мы готовы, есть мощности, производство - все налажено, - говорит Сергей Волошин, исполнительный директор "Макси-Скрап Саратов". - "А вот практически... К примеру, сейчас мы ведем переговоры с дилером, пока он у нас один, и почему-то больше никто из торговых организаций к нам не обращался".
Другие местные утилизаторы так же в один голос рассказывают о технических мощностях предприятия, но очень неохотно говорят о практической стороне программы, признаваясь, что пока механизмы реализации данного эксперимента не совсем ясны.
Как говорят саратовские автодилеры, программа заработает в полную силу не раньше лета - осени, пока же остается собирать заявки на автомобили. У официально дилера "АВТОВАЗа" в Саратове собрано уже более 60 заявок на новые авто. Впрочем, продавцы дорогих иномарок таким наплывом клиентов, как в "АВТОВАЗе" пока похвастаться не могут.
Не расстанусь с иномаркой:
Согласно опросу, проведенному исследовательским центром рекрутингового портала SuperJob.ru среди 3,5 тыс. респондентов, из всех округов РФ лишь 17% автомобилистов планируют участвовать в экспериментальной программе по утилизации автомобилей. Что интересно, предложение властей вызвало наибольший энтузиазм у автовладельцев старше 50 лет: среди этой группы готовы принять участие в программе каждый пятый. В свою очередь 65% россиян заявили, что не собираются принимать участие в госпрограмме по утилизации. Подавляющее большинство из них считает предложение властей невыгодным, ведь почти все десятилетние иномарки можно реализовать значительно дороже, чем за 50 тыс. Ведь если машину можно продать за 70-80 тыс. руб, то никто не станет отдавать ее за 50, тем более если авто в хорошем состоянии и на ходу. Кроме того, к полученным от государства деньгам придется добавить еще как минимум в пять-шесть раз больше, чтобы приобрести новое средство передвижения. У тех же, кто ездит на старых машинах, такие деньги вряд ли найдутся. Поэтому основной претензией респонденты называют достаточно скудное вознаграждение.
Правда, некоторые регионы помогают реализации программы за свой счет. В Нижегородской области владельцы утилизируемых транспортных средств смогут получить не 50, а 100 тыс. руб. компенсации при покупке новой машины, произведенной в регионе. Это стало возможным благодаря тому, что летом 2009 года правительство Нижегородской области утвердило две программы стимулирования спроса на автомобильную технику, произведенную на предприятиях области. Более того, в качестве дополнительного бонуса правительство области оплачивает из бюджетных средств затраты на утилизацию (до 3 тыс. руб.) и затраты на транспортировку старого авто к месту утилизации (до 5 тыс.). И вполне возможно, что все это будет распространяться не только на жителей Нижегородской области, но и всех автолюбителей, пожелавших приобрести новое авто нижегородского производства именно в волжской столице.
От участия в новой программе чаще остальных отказываются автовладельцы в возрасте 40-50 лет (69%). Кроме того, наименьший интерес программа вызывает у респондентов с ежемесячным окладом выше 35 тыс. руб. (68%). Еще 18% опрошенных, у которых имеются старые авто, пока не решили, готовы ли воспользоваться данной программой. Главные причины, по которым автовладельцы пребывают в сомнениях относительно целесообразности участия в программе - неуверенность в ее действенности, небольшая сумма компенсации, а также нежелание получать сертификат вместо "живых" денег. Среди тех, кто еще не принял окончательного решения, чаще фигурируют респонденты, чей ежемесячный доход не превышает 15 тыс. (21%).
Как считают саратовские эксперты, программа по утилизации старых автомобилей, целиком и полностью перенятая из опыта европейских стран, у нас оказалась сделана наспех. К ее запуску всерьез не готовились. Получается, что программа есть, а механизмы ее реализации совершенно не проработаны.
"Проблема заключается в том, что мы стараемся копировать чей-то успех - там получается и у нас тоже должно получиться, - считает Дмитрий Удалов, профессор кафедры институциональной экономики СГЭСУ, член директоров ОАО "Знак Хлеба". - "Но это вряд ли произойдет, и на это имеются веские причины. Во-первых, нет инфраструктуры. Я детально не владею этой темой, но по некоторым воспоминаниям в России две, если не одна, точки утилизации автомобилей в том понимании, какое требует мировые нормы. Ведь каждая деталь должна уничтожаться в мелкие фракции. Соответственно, тот поток, который планируют организовать перерабатывающие предприятия, просто не выдержат. Еще один момент - проблема честности ведения бизнеса. С одной стороны, предприниматели атакуют правительство претензиями об отсутствии поддержки, но есть обратная сторона медали - ведение бизнеса в России является относительно частным. И я не уверен в том, что утилизация будет проходить по европейскому стандарту - будут уничтожены все детали. Боюсь, что образуется вторичный бизнес узлов с предельным техническим и моральным износом. Это повредит современному рынку, также как изготовление фальшивых запчастей или кражи автомобилей для того, чтобы разобрать и продать по частям. То есть здесь присутствует принципиальный момент - гарантия того, что автомобили действительно будут уничтожены, а не разобраны по деталям. Кроме того, мне кажется, что на объем продаж новых автомобилей эта программа пока не повлияет. Были проведены эмпирические исследования по соцопросам, но могут помешать те нюансы, которые мы пока не видим и не знаем о них - какие-нибудь бюрократические препоны. Думаю, что автолюбители будут стараться купить после сдачи в утиль старых машин иностранные автомобили отечественной сборки вместо продукции "ВАЗа". А эта программа была явно пролоббирована "ВАЗом".
О заинтересованности "ВАЗа" в программе сегодня упоминают многие эксперты. Да и сам "АВТОВАЗ" уже амбициозно объявил о том, что в рамках программы планирует продать не менее 100 тыс. автомобилей. Другой вопрос, захотят ли автолюбители покупать машины российского производства? По крайней мере, в последние 3 года у россиян со стабильным средним доходом пользуются спросом иномарки, а не "двенадцатая" и "четырнадцатая" модель отечественного автопрома. Если к этому прибавить слабую заинтересованность автодилеров, которые могут через пару месяцев разочароваться в сомнительной доходности эксперимента, и бессмысленные хлопоты предприятий - утилизаторов, не сумевших разобраться в механизмах "сырой" правительственной программы не исключено, что данная инициатива завянет на корню довольно скоро. Впрочем, поживем - увидим.
Евгений Озеров
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей