Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

В плену у ниндзя. Сцены у киоска или родительский инстинкт

  • 10:57, 7 апреля 2010
  • Комментариев[0]

Дети отвечают на вопрос учителя словами из комиксов - рассказали родителям на собрании в одной из школ Энгельса. Завуч просила родителей не покупать младшим школьникам журналы с карточками - их сейчас рекламируют по телевидению. Они, продолжала администратор, свели посещение школы к одной цели - демонстрация коллекций и обмен карточками. На переменах в коридорах теперь тихо - идет отчаянный "чендж". Завуч подает SОS. Родители были полностью солидарны - сборники серий встают в немалые суммы. К тому же продавцы порой повышают цену от номера к номеру. Говорят, что четвертый номер одной из серий при стартовой цене в 110 руб, недавно появился на прилавках киоска в Энгельсе с ценником "460 руб".

"Увлечение сына подобными журналами - это разорение. Я подсчитала, что вся серия может обойтись в 3 тыс. руб. Мы начинали несколько раз собирать коллекцию, но прекращали после того, как продавцы поднимали цену очередного номера", - говорит одна из участниц упомянутого родительского собрания, мама второклассника.
Мама 10-летнего ребенка добавляет: "Мы собирали корабль, я подсчитала, что весь макет обойдется нам в 5 тыс. Даже если цена выпусков остается стабильной, коллекционирование выливается в немалую сумму. Я не могла отказать ребенку, но теперь вся эта бесполезная макулатура просто собирает пыль".
Сейчас в продаже можно видеть серии "Человек-паук", "Ниндзя" - к ним прилагаются карточки. Это не самые дорогие журналы, их цена в Саратове 50-100 руб.
Другая категория серий - это журналы, к которым прилагаются игрушки, элементы коллекций. Есть серия "Ледниковый период" с игрушечными героями мультфильма. Или серия "Насекомые" с жуками, стрекозами. Можно получить вместе в журналом муляж органа или части скелета человека. Это более серьезная ценовая категория, в Саратове стоимость журналов - 150- 260 руб. Есть специальные журналы для девочек, к примеру, "Ранетки" с карточками и бижутерией и другие.
Маркетинговая политика издателей, как правило, использует повышение рекомендуемой цены выпуска после выхода первого номера. В киосках подтверждают: "Иногда первый выпуск серии предлагается бесплатно - ребятишки охотно разбирают такие журналы. Но чаще всего первый номер продается по более низкой цене, а начиная со второго, цена возрастает. К примеру, у нас первый номер "Ледникового периода" продается за 72 руб, а второй - за 150". В киосках заявляют - цены второго и последующих выпусков серий стабильны. Родители же юных коллекционеров рассказывают о случаях, когда цены повышались и от выпуска к выпуску. В одном из киосков журнал с коллекционными "приложениями" продавался за 460 руб. при стартовой цене в 110.
Председатель Саратовской областной общественной организации "Щит потребителя" Александр Журбин комментирует: "Разница между ценой первого и последующих выпусков - это рекламный ход. Он применяется не только издателями полиграфической продукции. Формально здесь нет нарушений прав потребителя. Другое дело, что издатель заявляет о развивающих целях, а при повышении цен от номера к номеру, они вступают в противоречие с провозглашенной познавательной направленностью. Видится желание не столько интеллектуально развить ребенка, сколько выпотрошить кошелек родителей. Это вопрос социальной ответственности бизнеса".
Следует отметить, что содержание многих из перечисленных изданий ограничивается комиксами и красочными иллюстрациями. Говорить о значительной познавательной нагрузке в большинстве случаев не приходится. Родители ярых поклонников уверены - издатели используют запрещенные приемы воздействия на детей. Мама 9-летнего коллекционера карточек-приложений говорит: "Мой ребенок и его ровесники похожи на зомби. Листают журналы, перекладывают карточки с места на место. А после выхода нового номера устраивают истерики у киосков с требованием купить очередной журнал".
Психолог Александр Пантелеев заверяет - никаких особенных приемов издатели не используют, все основано на азарте собирательства, коллекционирования. "Причем, на собирательстве без всякой цели развивать ребенка. Я пережил такую же ситуацию с внучкой. Она просила купить журнал с игрушкой, у них в детском саду это была ажиотажная вещь. Здесь можно говорить об эксплуатации вещизма".
У Александра Пантелеева есть объяснение и тому, почему стремление к собирательству журналов с комиксами достигло у детей столь высокого градуса. "Никто детей не завораживал. Дело в ориентации создателей этой продукции на примитивизм мышления ребенка. В традициях отечественной педагогики и психологии к игре применяется требование - каждое участие ребенка в игре должно развивать его и требовать от него некоторого усилия, в том числе и интеллектуального. Здесь этого не происходит. С одной стороны познавательная потребность ребенка удовлетворяется, с другой стороны - она удовлетворяется без усилий, затрат, без развития ребенка. Вообще, складывается мультфильмовское воспитание. Более того, мультипликация все больше уходит в сторону примитивизма - на лицах нет выражения лиц, есть символы, схемы. Те родители, которые увидели особенное воздействие на ребенка в чем-то правы. Это похоже на наркоманию - ребенок втягивается в простоту. Она ему любопытна, забавна. Отмычка в том, что там все примитивно и просто. И эта простота не требует усилий, ни интеллектуальных, ни волевых. Но она ему ничего не дает". Психолог говорит о том, что комиксы, как и мультфильмы в стиле примитивизма, не связывают ребенка с миром, а отгораживают от него. Подобная продукция погружает ребенка в мир иллюзорный и примитивный. Еще одно определение, которое прозвучало в комментарии - это "умственная лень". И эксперт называет это проблемой современности. Проявляется это в том, что развивающие игры, в том числе компьютерные, где необходимо мыслить быстро утомляют детей, становятся неинтересными. В студенческом возрасте, рассказывает Александр Пантелеев, это оборачивается серьезными последствиями: "Как преподаватель я вижу, что в вуз приходят дети которые плохо читают, не умеют конспектировать, с трудом понимают то, о чем говорит лектор, которому приходится все разжевывать и в рот класть. При этом эти ребята имеют вроде бы неплохие аттестаты".
Любопытно, что привлекательность примитивизма используется и для влияния на взрослую аудиторию. По словам психолога, реклама энергетических напитков со словами "выпей и все будет хорошо", реклама косметических кремов - "используй и исчезнут все проблемы", или реклама шоколадных батончиков - "съешь и будешь в порядке" - примеры одной тенденции, а именно примитивизации психологии человека. "То, о чем мы говорим - это кривая ухмылка рынка. Он делает доступный для покупателя товар. Работа на потребу - мультфильмы, карточки, комиксы. С одной стороны без рынка нельзя, с другой стороны - он нуждается в серьезном регулировании". Хотя, замечает собеседник, станет ли ребенок активным потребителем "примитивной продукции", зависит от родителей. Надо читать ребенку книги и добиваться, чтобы он читал их сам.
Кстати, рынок насыщен вполне достойными детскими периодическими изданиями. Только для младшего школьного возраста, замечает заместитель директора детской библиотеки им. Пушкина Наталья Абрамова, выходят журналы: "Юный краевед", "Свирель и свирелька", "Муравейник", "Юный путешественник", "Аквариум", "Винни-пух", "Воробышек", "Геоленок", "Семь гномов", "А почему?" и другие. Кстати, цена этих изданий более чем доступна - 20-50 руб. К слову, в библиотеке вполне лояльно относятся к комиксам: "Если ребенок возьмет почитать книги и еще комикс, ничего страшного в этом нет. И в этом случае прививается книжная культура. Например, в Японии комиксы очень популярны, правда они более содержательные, чем в России". В беседе о трудностях воспитания у детей интереса к чтению, Наталья Абрамова рассказала, что на предложения библиотекарей провести беседу в школе или экскурсию по "пушкинке", учителя нередко дают отрицательный ответ. "Вероятно, причина в новой форме оплаты труда. Может быть слишком хлопотно собирать родителей, вывозить к нам класс. Так или иначе, в ответ звучит - нам это не надо. Хотя есть учителя, с которыми мы постоянно сотрудничаем".
Есть мнение, что рынок "сериальных" журналов рассчитан на родительские чувства - мамы и папы после небольших сопротивлений все-таки постараются избавить ребенка от страданий, себя от бесконечных просьб и приобретут-таки "new-веселые картинки". Однако немало поводов назвать явление испытанием для настоящих родителей - некий тест на выдержку, мудрость. Нет сомнений, что оптимальным выходом из ситуации станут усилия семьи по снижению градуса азарта. Еще один вариант - предотвратить возможную истерию по картинкам.

Татьяна Гордеева

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина дня
Как авторское мыло Юлии Поповой покорило страну: история успеха Как авторское мыло Юлии Поповой покорило страну: история успеха Иногда мыло сложно отличить от пирожного или миниатюрного букета цветов. Такие изделия изготавливает вручную Юлия Попова из Саратова. В декрете она запустила бизнес по созданию мыла - сегодня ее работы представлены на региональной витрине Ozon "Сделано в Саратове". Юлия...
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 7 апреля 2010
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x