В последние годы понятие "эффективность расходования бюджетных средств" стало как-то особенно усиленно внедряться в сознание общественности. При этом сами разговоры весьма эффектно оттеняют собственно "эффективность" - она вообще-то такова, что бюджетные деньги летают туда-сюда, как будто их носит ветер.
Контракт задним числом
К сожалению, у наших налогоплательщиков нет практики наблюдения за расходованием бюджетных средств: после отчисления налогов в бюджеты всех уровней они как будто забывают о своем участии в процессе бюджетного формирования; впрочем, возможно, по принципу - "что с воза упало, то пропало". А, с другой стороны, и чиновничество не проявляет склонность отчитываться перед налогоплательщиками о бюджетных тратах. В силу чего бюджет, как бы трудно он ни собирался, расходуется в основном без оглядки на налогоплательщиков. Хотя, в принципе, оглянуться по сторонам в том или ином плане расходования бюджетных средств было бы небезынтересно. Наиболее же ярко и наглядно принцип отношения к казенным деньгам демонстрирует система государственных закупок. В общем, после того, как систему в обязательном порядке вывели в интернет, публика уже успела насмотреться там такого, что порой, честно говоря, и в голове не укладывается - неужели это может быть и, главное, оставаться без последствий? Ощущение, короче, такое: чиновники тратят бюджетные деньги, твердо зная, что живут один раз, что после них хоть потоп и вообще трава не расти. Как ни странно, именно открытость госзакупок открыла глаза широкой публике на скажем так, чудачества с бюджетом. По опубликованным данным федерального министерства экономического развития и торговли, в кризисном 2009 году органами госвласти было заключено полтора миллиона контрактов на общую сумму 5 триллионов руб., при доходах федерального бюджета-2009 всего-то в 7,3 триллиона руб. Это федеральные данные, которые МЭРТу удалось отследить; ну а самые экзотические контракты отслеживали уже СМИ.
Что характерно, в процессе слежения за госзакупками в последнее время не остается в стороне и прокуратура. Впрочем, задача прокуроров - следить не за экзотикой, а непосредственно за нарушением законности при заключении контрактов на госуслуги и госзакупки. Самым распространенным нарушением прокуроры считают такое: когда контракты на услуги заключаются с организацией-поставщиком уже после того, как эти услуги предоставлены. То есть обязательный тендер здесь получается чистой формальностью, столь же формально к обязательствам тендера подходит и конкурсная комиссия. Формальность, впрочем, может быть финансово обоснована в виде откатов: это когда заказчик госуслуг получает от поставщика услуг благодарность за такой правильный выбор именно его организации. Откаты в прошлом году порой достигали 70%, но обычно их суммы колеблются в пределах 20-40%. Таким образом, госслужащие, ответственные за гозакупки и госуслуги, удовлетворяют свои потребности вдвойне: обустраивают свой комфорт собственно за счет бюджета и одновременно отводят ручеек из бюджета в свой карман. Такова самая распространенная схема организации госзакупок, ставшая, собственно, уже классикой. Кстати, в Саратове эта классическая схема была наглядно продемонстрирована на примере медуниверситета, что удачно зафиксировала прокуратура Кировского района. Напомним, информация о госзаказах осуществляется в открытых источниках. И вот на исходе зимы, когда обрушившийся на город снег стал стремительно таять, СГМУ разместил заказ на очистку университетских крыш от снега. Стоимость контракта была объявлена в 2,5 млн руб, и его удивительным образом получила компания "Чистый город", практикующая уборку территорий и крыш, в том числе крыш СГМУ, которые она очищала от снега в том числе и до получения контракта. Так что свои отношения с компанией стоимостью 2,5 млн медуниверситет оформил постфактум, в чем прокуратура усмотрела нарушения двух федеральных законов - "О госзакупках" и "О защите конкуренции". Это, повторим, классика жанра, и свою выгоду в подобном развитии событий получают, как правило, обе стороны, что, не исключено, прокуроры тоже выявят и обнародуют.
Туалет за 500 тысяч
Жалеть бюджетные деньги, затрачиваемые на госуслуги, в чиновничьей среде в принципе не принято. То есть независимо от параметров бюджета, они тратятся, как могли бы определить налогоплательщики, беспощадно. Вот свеженький пример, зафиксированный в пределах Энгельсского муниципального образования. Комитет здравоохранения райадминистрации объявил заявку на ремонт туалета для сотрудников в поликлинике N1. Цена контракта объявлена в 500,6 тыс руб. При этом указывается, что участие субъектов малого предпринимательства в тендере не предусмотрено. Интересно, какая компания может получить контракт на ремонт туалета стоимостью свыше полумиллиона рублей? См. выше, это та же классика жанра, предусматривающая нарушение законодательства и выбор компании с уже налаженными дружескими отношениями.
Теперь что касается недопуска к госуслугам и госзаказам субъектов малого предпринимательства. Теоретически на территории Саратовской области малому бизнесу установлена квота для участия в системе госуслуг - 20%. Впрочем, не только в Саратовской области, это же практикуется в других регионах. Но практически ни в одном регионе квота не выполняется; в Саратове, например, доля малого бизнеса в госуслугах и госзаказах составляет 2,4% (данные областного МЭРТа). С другой стороны, как приходилось слышать от самих участников малого бизнеса на одном из круглых столов, проводимых в областной торгово-промышленной палате, они не доверяют конкурсным комиссиям, осуществляющим выбор поставщика услуг, иначе говоря, не верят в чистоту и честность этих конкурсов, и свое участие в них склонны считать заведомо провальным.
В общем-то, наглядная правда в этом мнении есть. Если посмотреть сайты, на которых размещаются госзаказы и результаты конкурсного отбора, то в глаза просто бросается своеобразная "выборочность" поставщиков услуг и товаров для госнужд. То есть в этой отлаженной системе чужие элементарно не ходят. По сути, то, что происходит в системе госзакупок, называется просто: это коррупция. Но, наверное, в тех сферах, где необоснованно и бесконтрольно тратятся огромные деньги, иначе быть и не может. Столь же необоснованной экзотики здесь, впрочем, тоже хватает. Например, МВД размещает заказ на покупку мебели, с указанием, что в том числе нужна позолоченная кровать за 24,4 млн руб. Администрация Кемеровской области делает заказ на закупку 30-ти золотых наручных часов с бриллиантами, с надписью "В подарок от Тулеева". 11 московских чиновников по тендеру выиграли поездку в Ванкувер; общая стоимость контракта - 8,5 млн руб, то есть по 770 тыс. на чел. Ну и так далее - пресса сегодня пестрит подобными сообщениями. Так что на этом фоне саратовщина выглядит весьма скромно, а если у нас и есть экзотика, то она какая-то весьма приземленная. Например, одна страховая компания ("Росгосстрах-Поволжье") в октябре прошлого года выиграла тендер по страхованию гражданской ответственности органами, эксплуатирующими опасные производственные объекты. "Опасными объектами" названы системы теплоснабжения, расположенные на территориях Пугачевского, Духовницкого, Аткарского и Духовницкого районов. Цена контракта - 11,7 млн руб. Тендер проводили администрации этих районов, соответственно, райбюджеты оплачивают этот контракт. По странному стечению обстоятельств эта же компания выиграла тендер, объявленный Саратовским отделением Пенсионного фонда на обязательное страхование своего автопарка. В итоге 51 автомобиль был застрахован на 22,44 млн, и еще 39 авто фонда застраховали по системе добровольного страхования. Что касается обязательного страхования автомобилей, с одной стороны, вроде бы ничего особенного, поскольку страхованию подлежат абсолютно все машины; с другой стороны, с учетом, что у каждой гос - и муниципальной структуры есть свой мини- (макси-) автопарк, даже страшно предположить, какие огромные бюджетные деньги расходуются только в части страхования служебного автопарка. Ну, и соответственно, можно предположить, насколько сильна конкуренция между страховщиками, бьющимися за страховые выплаты государственных и муниципальных учреждений.
Благодарность за неучастие
Бюджетные же деньги, повторим, жалеть не принято: ни в мелочах, ни по-крупному. Например, в апреле этого года Балаковское отделение Пенсионного фонда объявило тендер на охрану своего помещения сроком на 2 мес. - с 1 мая по 30 июня. Цена контракта - 111,3 тыс. Только не надо думать, что сотрудники, охраняющие Балаковское отделения ПФ, срочно уволились. Скорее всего, это бюджетные потоки срочно понадобилось привести в движение. И система госзакзов и госзакупок дает для этого большие возможности. Дело в том, что украсть напрямую деньги со счета невозможно, система электронных платежей не позволит это сделать тайно. А вот госзакупки таинство проведения денег по счетам вполне могут сохранить. Это просто, и наши чиновники были бы лохами, если бы они не освоили в совершенстве механизм госзакупок. Итак, товар (услуга) выбирается не в магазине, а через тендер. Право поставок товара (услуг) получает участник, который больше всего понравится заказчику. За большие объемы заказов готовы побороться многие компании, а побеждает, как правило, та, которая, повторим, больше всего понравится заказчику. Но, естественно, не за красивые глаза. В общем, откаты в прошлом году, напомним, достигали уже 70%. Но можно и без откатов. Можно, заключив договор с компанией на поставку услуг (например, охраны на короткий срок какого-либо помещения), услугами не воспользоваться, а просто взять себе всю прописанную в контракте сумму, выделив какую-то ее часть "поставщику" за неучастие в процессе. Допустим, если в контракте прописано 111,3 тыс, то 11,3 тыс. получает какой-нибудь мифический охранник, 100 тыс. - какой-нибудь конкретный чиновник. Ну а потом можно долго удивляться, откуда у чиновника имущество, не соответствующее уровню его зарплаты.
В общем, система госзакупок развивается чем дальше, тем шире. Скорее всего, она всегда так развивалась, но вся ее безоглядная ширь стала видна только тогда, когда государственные и муниципальные структуры законодательно (ФЗ "О госзакупках в РФ") обязали выкладывать все свои потребности в интернет. Потребности чиновничества потрясли общественность, и продолжают потрясать. Так что о модернизации гозакупок заговорили на самом высоком уровне - президента и премьер-министра. На этом же уровне было и озвучено, что ни одна из модернизационных задач госзакупок не решена. Не создана единая картографическая основа, нет единой информационной системы, так же нет единого портала госзакупок и госуслуг. При этом, как указывает Федеральная служба госрегистрации, выделенные на модернизацию системы средства освоены. Так что меры к модернизации предложено ужесточить. Например, с осени этого года членов конкурсных комиссий по размещению заказов предлагается проверять на детекторе лжи. Поможет ли это отсечь от госзакупок нечистых на руку чиновников? Ответ на вопрос может дать реальная практика. Но, скорее всего, с учетом масштабов осваиваемых на госнужды средств, детектор - слишком маленькое препятствие для денежных потоков, текущих из бюджета в разные неустановленные места.
Ольга Блохина
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей