Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Где у них кнопка или толстый слой стикеров. Миллионы на безопасность

  • 10:49, 17 июня 2010
  • Комментариев[0]

В феврале 2008 года Саратовская облдума приняла долгосрочную целевую программу "Профилактика терроризма и экстремизма в Саратовской области". Время быстро пролетело, и вот через каких-то полгода уже предстоит подводить окончательные итоги достигнутых успехов. Основная цель программы была объявлена так: это усиление антитеррористической защищенности различных социальных объектов, и по аналогии, улучшение социальной защищенности общества. Заказчиком документа выступило облправительство в лице губернатора Павла Ипатова, а до стадии готовности его доводили областной комитет общественных отношений и национальной политики и управление мониторинга, прогнозировании и организации противодействия терроризму при правительстве области. На финансирование программы выделялось 56 млн руб, со следующим поэтапным разбросом: 4,8 млн - 2008 год, 21,99 млн - 2009-й, 29,2 млн - 2010-й. Обговаривался и такой момент: правительственные структуры, задействованные в программных мероприятиях, получают львиную долю финансирования - 52,6 млн; правоохранительным органам, не смотря на то, что тема превентивных мер им по долгу службы ближе, достается "остаток" - 3,3 млн. После чего, собственно, наш местный глобальный антитеррористический процесс и был запущен.

Позиция общества

Первый год реализации программных мероприятий отводился на "раскачку", что видно и по выделенным средствам, которые не дотягивали до 5 млн руб. Впрочем, именно на этот год приходится пик пропагандистско-просветительских мероприятий. Основным из них была поездка в ноябре 2008 года разработчиков программы, естественно, вместе с самой программой, на Всероссийскую научно-практическую конференцию по теме "Формирование устойчивой антитеррористической позиции гражданского общества как основы профилактики терроризма", где Саратовский регион был достойно представлен именно вот этой программой. Достойно потому, что в ходе конференции выяснилось: еще далеко не во всех субъектах РФ разработаны такие документы, то есть саратовская делегация удостоилась явной похвалы. Больше 2008 год ничем таким же ярким в части реализации программы не запомнился, и, похоже, 4,8 млн - это не те деньги, за которые можно сделать что-то запоминающееся. Что касается вышеназванной научно-практической конференции, то от терактов она не спасла ни Москву, ни другие, менее защищенные города; но в Саратовском регионе, слава Богу, пронесло. А вообще-то "устойчивая антитеррористическая позиция гражданского общества" - это, скорее всего, очень непрочный заслон от терроризма, что, собственно, кошмарная трагическая практика много раз уже доказала. Но Саратовский регион, повторим, Бог миловал, и, например, ваш корреспондент, если что, уповал бы в первую очередь на Бога, а на программу защиты от терроризма не уповал бы совсем. Потому что очень похоже на то, что, не зависимо от реализации программных мероприятий разной степени простоты и сложности, террористы, случись им что-то задумать на наших региональных пространствах, без особого труда выполнили бы все свои намерения, как они это выполняли, к примеру, в гораздо лучше защищенной столице нашей родины. Кстати, обосновывая необходимость принятия этого нашего антитеррористического документа, его разработчики указывали на то, что предпосылки для терроризма в Саратовской области есть безусловные: это само географическое положение региона, его многонациональный состав, а также протяженная госграница с Казахстаном. Учитывался и ряд сопутствующих факторов, которые обобщенно можно обозначить как "отсутствие устойчивой антитеррористической позиции общества". Последнее обстоятельство давало прямой повод ввести в программный документ весомый ряд мероприятий пропагандистской направленности, с неплохим, кстати, финансированием. Планировалась молодежная ассамблея по теме толерантности стоимостью 500 тыс. руб. (получатель средств - министерство образования), на цикл тематических материалов на телевидении, направленных на обучение населения безопасному поведению в экстремальных ситуациях выделялось 1,7 млн (ответственный - министерство информации и печати), выпуск печатной продукции с пояснениями, как себя вести в случае опасности (неустановленная сумма). И здесь план, похоже, перевыполнен многократно - сегодня стикерами с соответствующими инструкциями в 2-3 слоя обклеены окна всего городского общественного транспорта, но есть большие сомнения в том, что граждане массово вчитываются в инструкции, и уж совсем не верится, что они помнят их наизусть. Хотя инструкции, в принципе, простенькие: увидишь посторонний предмет - сообщи водителю; отойди на безопасное расстояние; не паникуй; позвони по номеру 112. Для особо бдительных граждан, желающих сообщить о готовящихся терактах, номера телефонов указаны на сайте областного управления мониторинга, прогнозирования и организации противодействия терроризму. Но пока граждане если что и сообщали, то только о ложных терактах, и некоторые, кстати, уже ответили за это по всей строгости закона. Но в наших условиях нет оснований полагать, что число таких ложных звонков пойдет на спад - это уж, простите, как на рынке, где спрос рождает предложение и наоборот. Собственно, и сама антитеррористическая программа в определенном ракурсе представляется определенным рыночным продуктом, созданным под имеющийся спрос, со своим прайсом, но без учета конкретных жизненных реалий, а, главное, практически без понимания, что же можно четко противопоставить террористической угрозе.

Безопасность - вещь дорогая

Повторим, первый год реализации программы преимущественно на пропаганду и был растрачен. Его итоги подводили в начале 2009 года на заседании областной антитеррористической комиссии. Констатировали, что было проведено 18 мероприятий по профилактике терроризма. Абстрактный характер мероприятий, впрочем, не скрывался: отрабатывался механизм взаимодействия всех служб города, проводились инструктаж и проверки объектов особой важности (школ, торговых комплексов, магазинов, спортивных и зрелищных сооружений), принимались профилактические меры по недопущению террористических проявлений в Саратове, шли проверки оснащенности школ тревожными кнопками, а также наличия возле них ограждения и освещения. Говорили о необходимости приобретать в рамках программы рамочные металлодетекторы и устанавливать их на всех объектах социальной значимости. В резюме отмечалось, что тревожные кнопки есть далеко не везде, рамочные металлодетекторы - так же, и вообще "средствами техзащиты от террористических проявлений объекты социальной значимости укомплектованы не в полной мере", равно как и "у населения нет навыков поведения в чрезвычайной ситуации". Главное же признание заключалось в следующем: антитеррористическая деятельность требует вложения значительных финансовых средств.
Ну кто бы спорил? Безопасность - это в принципе самая дорогая вещь; что, кстати, хорошо понимает высшая и средняя исполнительная власть, в связи с чем средств на собственную защищенность не жалеет. Населению же, как правило, предлагаются программы по профилактике терроризма с набором мероприятий, на эффективность которых, похоже, никто особо и не рассчитывает. Подобных документов сегодня по стране "гуляет" множество, начиная от федерального центра и заканчивая разного уровня муниципальными образованиями. Вот и в Саратовской области, кроме целевой антитеррористической программы аналогичные созданы практически во всех районах, причем писались они, похоже, под копирку, ну или под ксерокс. То же с антитеррористическими комиссиями: есть областная, городская, районные городские, районные муниципальные. Заседают они с плановой регулярностью, и столь же регулярно подводят итоги выполненных антитеррористических мероприятий, а также невыполненных. Как раз на прошлой неделе саратовская городская антитеррористическая комиссия подводила промежуточные итоги профилактики терроризма за 2009 год. Заседание проходило на территории ГУВД области, вел его, соответственно, начальник областного ГУВД Сергей Аренин, который, в частности, считает, что работа в этом направлении должна соответствовать степени существующей угрозы. Но степень существующей угрозы осталась непроясненной, поэтому трудно понять, насколько оказалась эффективной степень проделанной работы. В связи с чем недавно заступивший на должность исполняющего обязанности главы администрации Саратова Алексей Прокопенко усомнился в том, что работа по профилактике терроризма ведется системно. Были приведены некоторые цифры: так, в городе функционирует 5,5 тыс. объектов торговли, в том числе 33 рынка; из них 15 рынков охраняется частными охранными предприятиями, в чьи способности противостоять угрозе терроризма мало кто верит; оснащенность этих объектов тревожными кнопками и объектами видеонаблюдения была обозначена как "недоукомплектованность"; зато в заслугу правоохранительным органам было поставлено то, что они проводят регулярные рейды по этим объектам. С другой стороны, если говорить об объектах торговли, обеспечением техникой безопасности должны заниматься владельцы торговых объектов (бюджетное финансирование приборов безопасности, согласно программным принципам, предусмотрено только для объектов другой социальной значимости - школ и т.д.), а что касается рейдов милиции, то это ее прямая служебная обязанность. Так что, граждане, если что-то чрезвычайное произойдет в районе объекта торговли, где нет тревожной кнопки или камеры видеонаблюдения, то отвечать за это придется, видимо, директору этого объекта. То есть другого развития событий здесь просто не предполагается - ведь террорист может заскочить в "объект" именно тогда, когда милицейский патруль как раз отправится контролировать другой объект, а отсутствующие камеры видеонаблюдения его и не зафиксируют:
В общем, бред какой-то, но из него и следует, что профилактика терроризма в отношении абсолютно всех объектов - задача по сути немыслимая. То есть должно быть что-то другое, а областной программы плюс трех десятков аналогичных районных маловато будет. К тому же и областная, как показывает практика на исходе завершающего года ее реализации, кажется, все еще не справляется с заявленными в ней задачами. Например, председатель городского комитета здравоохранения Игорь Салов на том же заседании выразил озабоченность тем, что прилегающие к таким значимым социальным объектам, как больницы, территории практически ничем не защищены - места парковок автомобилей неохраняемы, доступ на территории свободен для всех, и т.д. То есть если что, повторение Буденновска не исключено. Ну а кто должен охранять больницы снаружи? В программе про это не сказано. В программе сказано: "улучшить социальную защищенность общества", "улучшить техническую защищенность объектов социальной сферы", "обучить население безопасному поведению в экстремальных ситуациях", а, например, что делать со свободным проходом на территорию третьей горбольницы, минуя развившийся вокруг нее стихийный рынок, не сказано. Короче, медицинский чиновник и врач Игорь Салов очень верно все подметил, но, сдается, это не та разновидность знания, которая в случае чего спасет от опасности; если, конечно, сам чиновник не озаботится безопасностью подведомственных ему медучреждений, пусть даже для этого ему и придется выбивать дополнительное финансирование. Но мы повторим и свое наблюдение: похоже, на реальную защиту от угрозы терроризма эта программа и не рассчитана. Не стикерами же, расклеенными по всему общественному транспорту, защищаться. И вообще, случись реальный теракт, он произойдет независимо от данной программы и ее мероприятий; хотя, не дай Бог, конечно, в этом убедиться.

Условный характер

Впрочем, стоит признать, что данная программа в ряде трех десятков других ОЦП занимает далеко не первые рейтинговые строчки. Не исключено, что и ее заказчик - правительство, и разработчики - правительственные ведомства, в глубине души осознают эфемерность программных намерений. Не говоря уже об общественности, интерес которой к программе в принципе не был зафиксирован. На слуху, как правило, все больше другие ОЦП - по питьевой воде, по обеспечению жильем, по некоторым направлениям в здравоохранении, по обеспечению набором социальных услуг и другим, имеющим более конкретную привязку к жизненным реалиям. Программа же по профилактике терроризма, и, сдается, это понимают все, включая правоохранительные структуры, носит условный характер. Ее необходимость исходит из того, что, во-первых, на федеральном уровне есть аналогичная программа (реальную действенность которой теракты последних лет фактически опровергли); во-вторых, каждому уважающему себя региону предписано иметь нечто подобное, хотя бы для отчетности перед тем же федеральным центром; в третьих, если есть такая угроза как терроризм, то хоть что-то нужно выставить в заслон; ну и в-четвертых, пятых, десятых каждый может добавить от себя все, что угодно. Кроме одного: ни от шахидов, ни от начиненного взрывчаткой автомобиля, ни даже от "забытого" где-нибудь в общественном месте пакета, начиненного энным количеством вещества в тротиловом эквиваленте, придуманные программные мероприятия не спасут. Они действительно придуманы, и на самом деле не несут в общество никакого понимания потенциальной угрозы теракта. Понимание, как это ни трагично, приходит только тогда, когда это уже случается. После чего власти любого региона, запустившего такую вот программу профилактики терроризма, могут где-то там в высших инстанциях, если попросят, отчитаться: да, у нас вот есть, да, меры мы принимаем: Но к реальной безопасности населения это, как правило, не имеет никакого отношения. Что же касается самой власти, внедряющей подобные программы, то она, как уже говорилось, защищена не в пример населению; да и в местах потенциальных терактов она, власть, в отличие от населения, практически не бывает.
Так что пропагандистская основа программы - это по сути и есть понимание того, что реальные меры противодействия терроризму воплотить в практику чрезвычайно сложно, тем более на программном уровне. И что это вообще задача не столько исполнительной власти, сколько совсем других инстанций. С учетом этого обстоятельства правоохранительным органам, очевидно, и выделили по программе мизерную долю - 3,3 млн руб. Ну а так трата денег в основном предназначалась на проведение круглых столов, лекций, семинаров, конференций, общественных слушаний и т.д., что, по замыслам разработчиков программы, должно воспитать у населения "правильное поведение в условиях террористической опасности". Отследить полноту степени выполнения подобных мероприятий крайне затруднительно, так что отчетность по варианту "миллионы туда - миллионы сюда" в данном случае, думается, вполне годится. Но если 2010-ым годом эта программа заканчивается, то, в конце концов, кто-то же должен отчитаться по полным итогам ее выполнения. 56 млн бюджетных руб. - это тоже деньги, хотя, не исключено, что, с учетом кризисного недофинансирования, на выходе итоговые траты окажутся несколько ужатыми. Но дело даже не в этом. На что вообще тратятся бюджетные деньги - вот в чем главный вопрос. Если они тратятся на что-то реальное - это одно. Например, в рамках программы приступили к оснащению школ тревожными кнопками и системами видеонаблюдения. Ответственным было назначено министерство образования, которое к началу 2009-2010 учебного года, помнится, отчитывалось о 100-процентном исполнении этого задания. Потом выяснилось, что в виду имелись саратовские школы и некоторые школы некоторых городов, то есть речь шла только о городских школах, а о сельских не шла. С другой стороны, сельские школы - отдельный разговор, и так повелось, что речь о них вообще серьезно нигде не идет. Хотя, цифрам областного минобраза, требующего и от прессы, и от общественных деятелей на каждый вопрос писать письменный запрос, у автора этих строк в принципе выработалась привычка не доверять. Ну это ладно, тревожные кнопки при определенной настойчивости установить недолго. То же с камерами наблюдения - в конце концов, это сегодня не роскошь, а осознанная необходимость, и, независимо от программных устремлений, в Саратове уже много мест, где невозможно пройти, не будучи зафиксированным камерой. Спасет ли это в случае чего? Если нет, то хотя бы поможет кое-что выяснить потом. И вообще, как можно заметить, граждане сами начинают принимать меры безопасности - жильцы многоквартирных домов сбрасываются на видеонаблюдение, перекрывают проходы в дворы, закрывают входы в подвалы и, может, предпринимают кое-что еще. Но безопасность на территориях общего пользования людям вряд ли кто-нибудь гарантирует. Видимо, поэтому главный милицейский начальник Сергей Аренин на недавнем заседании антитеррористической комиссии призвал коллег к "более активным действиям в вопросах антитеррористической деятельности", а также посоветовал им устанавливать более тесные контакты с главами райадминистраций. Короче, программа программой, но если где рванет, уберегут от этого только случай и провидение. Независимо от того, какие деньги выложены на "круглые столы" и лекции о террористической угрозе и обучение населения основам безопасного поведения. Кстати, где население обучали безопасному поведению, узнать так и не удалось. Но есть надежда, что после завершения срока действия программы по профилактике терроризма эта тайна все-таки будет раскрыта.

Ольга Блохина

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина дня
"Веном: Последний танец". Заметки киномана "Веном: Последний танец". Заметки киномана В третий раз Том Харди закинул невод, простите, вернулся на экраны в качестве инопланетного паразита и его хозяина из вселенной "Человека-паука". Вернулся невод лишь с личной харизмой главного персонажа. Всё остальное в фильме только утомляет.
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 17 июня 2010
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x