Саратовская областная прокуратура объявила о масштабных проверках законности целевого использования средств господдержки, выделенных субъектам малого предпринимательства для создания собственного бизнеса. Речь идет о грантах в 300 тыс. руб, выделенных областным министерством экономического развития и торговли начинающим бизнесменам на общую сумму в 74,9 млн. Количество грантополучателей можно узнать чисто арифметическим путем, поделив 75 млн на 300 тыс. Вряд ли прокуратура проверит всех: ей, похоже, важнее выявить тенденцию - а все ли бюджетные деньги пошли во благо, или часть из них традиционно распылилась?
Таксисты удачи
Для нехороших подозрений основания есть. Выборочные проверки деятельности грантополучателей, осуществленные в первом квартале, кое какие негативные тенденции уже выявили. А именно, установлены факты незаконного расходования средств. Это когда заявленные обязательства не выполнены, а полученные под них гранты израсходованы на другие цели, которые проверяющие определили как "личные нужды". В качестве же отчетной документации в данном случае в минэкономразвития были предъявлены подложные документы. Тенденции подобного рода прокуратура зафиксировала в Вольске, Петровске, Лысогорском, Калининском, Питерском районах, в Шиханах и т.д. Так что подумать есть о чем; не исключено, что следующая волна проверок географию вольного обращения с грантами существенно расширит.
У бюджетной помощи подобного рода начинающим предпринимателям есть одно несомненное и греющее душу качество: деньги возвращать не надо, это не кредит со всеми его вытекающими. Никакой ответственности - ни административной, ни, тем более, уголовной, за нецелевое использование грантов также не предусмотрено. Самое серьезное, что может грозить недобросовестным грантополучателям - негативная репутация и отказ госструктур от дальнейшего сотрудничества. То есть даже потраченные на "личные нужды" бюджетные деньги возврату тотально не подлежат; а, впрочем, к необоснованным бюджетным тратам у нас и не принято серьезно относиться - деньги не из чьего-то конкретного кармана, а из казны, так что, подумаешь: На 2010 год, кстати, запланирована выдача грантов еще 252-м начинающим бизнесменам.
Но прокуратура пока проводит проверки грантов, выданных в прошлом году. На сумму, как уже говорилось, порядка 75 млн руб. Деньги преимущественно федеральные (на 60 млн), региональный бюджет в этой инициативе поучаствовал на 15 млн. Инициатива также исходила из федерального центра - в целях снижения напряженности на рынке труда. На середину 2009 года в областное минэкономразвития поступило 974 заявки. Приоритетные группы заявителей были выделены из безработных, выпускников вузов и техникумов, аспирантов, а также граждан, находящихся под угрозой увольнения. Заявки от представителей этих групп рассматривались в первоочередном порядке, всего удовлетворены были 379. Бизнес-планы были представлены на услуги населению (39 %), торговлю (17 %), производство и переработку сельхозпродукции (15 %), на производство промышленной продукции (14 %). Из других цифр, предоставленных министерством: 87 грантополучателей были безработными, 28 уже получили финансовую помощь от центров занятости в размере 58,8 тыс, и обеспечили этими средствами софинансирование заявленного бизнеса.
Софинансирование, кстати, - обязательное условие при получении гранта в 300 тыс. Оно проводится в размере 5%. То есть государство все-таки настаивает на подтверждении того обстоятельства, что начинающий предприниматель готов рисковать не только бюджетными средствами, но и своими собственными. Еще с этой суммы начинающий бизнесмен должен выплатить подоходный налог. Условие, впрочем, спорное: налог платится с прибыли, а считать ли бюджетную помощь на открытие собственного дела прибылью, это еще вопрос. Который в настоящее время дебатируется в различных инстанциях, и, не исключено, что от подобных налоговых выплат все-таки откажутся. Есть и другие сложности. Так, чтобы претендовать на грант, нужно сначала зарегистрироваться как предприниматель. То есть какую-то смекалку в этом деле предписывается проявить изначально, что также предполагает наличие хоть какого-то, но своего стартового капитала. Какие заявки категорически не принимались? Например, на закупку товаров и открытие магазинов. Были случаи, когда недобросовестных заявителей вылавливали, что называется, на корню. Допустим, претендент на получение гранта заявляет о намерениях осуществлять перевозки в такси. Но таксистом он хочет работать не сам, а сдавать машину в аренду. Грант же ему нужен как раз на покупку машины. В подобных случаях ответ один: категорический отказ. Впрочем, как уже говорилось, с подачи прокуратуры становится ясно, что ввести комиссию в заблуждение все же кое-кому удалось, и то, что прокуратура определила как "трата денег на личные нужды", в основном на покупку машин и тратилось. В общем, 300 тыс. почти задаром - искушение, скажем, не маленькое. А, с другой стороны, для добросовестных заявителей это действительно шанс, который можно использовать и как социальный лифт для перехода из унизительного статуса безработного прямо в бизнес; и это действительно эффективная мера для снижения напряженности на рынке труда. Так что в 2010 году этот процесс продолжается и гранты, как уже говорилось, получат еще две с половиной сотни начинающих предпринимателей.
Гольный общак
В принципе, в целях снижения напряженности на рынке труда, иначе говоря, безработицы, в Саратовском регионе действует несколько программ. Это собственно ОЦП по снижению напряженности на рынке труда, другая ОЦП - "Развитие малого и среднего предпринимательства на 2008-2010 годы", программа минэкономразвития по предоставлению на конкурсной основе грантов начинающим предпринимателям, региональный аналог федеральной программы Роструда по предоставлению субсидий начинающим предпринимателям в размере 58,8 тыс. руб, и некоторые другие, которые регламентируются рядом постановлений областного и федерального правительства. Их исполнение тщательно отслеживается областным минтруда, которое, с опорой на центры занятости, неустанно ведет разъяснительную работу. Акцент как раз и делается на безработных, желающих открыть собственный бизнес. Которым столь же неустанно в пример ставят уже бывших безработных, открывших свое дело. А дело они, как ни странно, открыли на 58,8 тыс. руб, безвозмездно полученных от центров занятости. Вообще-то сумма, мягко говоря, не столь велика для того, чтобы войти в бизнес. Но, граждане, это ведь наша страна, где одна из любимых поговорок - голь на выдумки хитра.
58,8 тыс. руб. - это общая сумма максимального (4,9 тыс.) пособия по безработице за год. То есть годовое капитализированное пособие, право на получение которого имеют только безработные граждане. Как говорит министр труда Светлана Нечаева, "чиновники, конечно, понимают, что это не такие уж большие деньги". Она это тоже понимает, но при этом уверена, что на эти деньги можно, к примеру, заниматься развитием подсобного хозяйства, открыть ателье по пошиву одежды или мастерскую по ремонту часов, бытовой техники или обуви. Вообще-то на 58 тыс. руб. можно разве что арендовать один квадратный метр помещения под мастерскую. Но если мастерскую организовать непосредственно у себя в доме или квартире, то ремонтировать часы или обувь там, наверное, можно. Хотя, практика уже показала, что голь действительно на выдумки хитра, и некоторые наши люди на эти деньги умудрились открыть не только собственное дело, но создать в своем бизнесе рабочие места. Одна женщина, например, в своем селе открыла магазин сэконд-хэнда, работает там сама и наняла помощницу. Про предпринимателя, который открыл одну социальную парихмахерскую, а потом еще 3, то есть создал сеть, пресса уже неоднократно писала, и пример действительно любопытный. В принципе, на годовое капитализированное пособие можно купить, к примеру, швейную машинку, и заняться пошивом белья. Можно купить что-нибудь еще, допустим, слесарные инструменты и заняться изготовлением, ну, тумбочек, скажем. И если удастся решить проблему сбыта, то дело и правда может пойти. То есть к проблеме подходить нужно действительно с головой. Что наши граждане поняли, и, бывает, к проблеме подходят с несколькими головами - то есть кооперируются в группу, каждый член которой получает по 58,8 тыс, и на этот, простите, "общак" уже и открывают дело. При этом хорошо всем: и гражданам, шагнувшим от статуса безработного прямо в бизнес, и государству, которому эти граждане помогли создать дополнительные рабочие места, а само государство при этом ничем не рисковало, поскольку капитализированное годовое пособие - это по сути то же пособие по безработице, только в другом формате. И с этой государственной точки зрения ход этот - безусловно правильный.
Плюсы, впрочем, и здесь перемежаются с минусами. Официальный статус безработного - это, как уже говорилось, обязательное условие. То есть нужно дождаться, когда предприятие начнет высвобождать сотрудников, зарегистрироваться в центре занятости в качестве безработного, постоять некоторое время на учете, и только потом начинать действовать. Собрать внушительный пакет документов, кучу справок, составить бизнес-план, причем грамотно, и опять же, умудриться зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. В случае удачи с полученного капитализированного пособия нужно заплатить подоходный налог. В настоящее время обоснованность его уплаты также рассматривается в различных инстанциях, но к вопросу его отмены вплотную пока не подошли. В целом этот процесс уже обозначен как "программа самозанятости населения", что, похоже, вполне соответствует действительности. Финансирование такой самозанятости, кстати, идет целиком из федерального бюджета, областному бюджету она не стоит ни копейки. По результатам 2009 года капитализированные пособия получили 1 040 жителей региона, при этом они создали дополнительно 420 рабочих мест. И хотя в этом случае прокуратура никаких проверок не затевала (видимо, от того, что 58,8 тыс. руб. - это не 300 тыс.), у чиновников уже сложилось мнение, что "есть и такие, кто хочет нажиться за счет государственной поддержки". А что, обычное дело, если где-то дают деньги, почему бы не попытаться? Короче, повторимся, минусы и плюсы - вперемежку, как, собственно, и во множестве других начинаний. Но при том, что безработица, если и идет на спад, то несущественно, а свободные вакансии, предоставляемые центрами занятости, не предполагают больших зарплат (собственно, вакансии потому и свободны, что зарплаты - оскорбительно мизерны), при том, что само государство на создание новых рабочих мест в принципе мало ориентировано, программа самозанятости населения - это самое то. В общем, спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Что наша практика и доказывает.
День безработного
По прогнозам Светланы Нечаевой: с июня по сентябрь потеряют работу 2,2 тыс. чел. В настоящее же время уровень безработицы в регионе варьируется от 25 тыс. и больше. (Сводки, как фронтовые, ежедневно обновляются, но ниже 25 тыс. число безработных пока еще не опускалось). У нас в стране, и в регионе, соответственно, даже появился интересный праздник - День безработного. Он отмечается 21 мая. Правда, его официальное название звучит более оптимистично - День защиты от безработицы. И денег на борьбу с безработицей государство, похоже, действительно не жалеет: в 2009 году в целом по стране на финансирование различных программ было выделено 37,2 млрд руб, в бюджет-2010 на эти же цели заложены средства в объеме 36, 3 млрд. Деньги расходятся преимущественно на пособия и другую безвозмездную помощь в виде грантового субсидирования; в то же время, как это ни печально, созданием новых полноценных рабочих мест с достойной оплатой труда государство озабочено в гораздо меньшей степени. То есть озабочено в основном на словах, предлагая населению крутиться кто как может. Вот люди и крутятся. Помните анекдот про милиционера? Его спрашивают: ты чего за зарплатой не ходишь? Он удивляется. Отвечает: мне же пистолет выдали, я и решил, что сам крутиться должен. Шутка.
Цифры нашего региона говорят сами за себя: кто-то крутится, а кто-то нет (но, в конце концов, не каждому это и дано, предпринимательская жилка есть, кстати, далеко не у всех), в целом же по России за прошлый год благодаря программам самозанятости, 120 тыс. чел. создали 130 тыс. рабочих мест. Бог его знает, много это или мало; но, по крайней мере, хоть что-то.
Теперь что касается капитализированного пособия. Поскольку практика доказала, что 58,8 тыс. наши люди способны рассматривать как стартовый капитал, на федеральном уровне есть намерения увеличить пособия до 60 тыс. С финансированием всех регионов опять же из федерального бюджета. Кроме того, регионам дается право самостоятельно увеличивать размер капитализированного пособия до 100 тыс, но необходимые доплаты производить за счет региональных бюджетов. Условия остаются те же: официальный статус безработного, объемный пакет документов и реальный бизнес-план. Будет ли подлежать отмене подоходный налог, пока неизвестно. В случае со ста тысячами рублей он составит 13 тыс, и от пособия, значит, останется 87 тыс. руб. Так что плюсы с минусами опять вперемежку. Хотя, не каждый регион и решится открыть местное финансирование программы самозанятости безработного населения. Пусть это во всех смыслах и проще, чем развивать производство так, чтобы оно постоянно ощущало нехватку рабочих мест, а не наоборот - высвобождало сотрудников. А, в принципе, идеальный вариант - это когда развиваются все направления: и самозанятость в бизнесе, и промышленное производство, и аграрный сектор. Но, к сожалению, такой идеал - он идеал и есть. Короче, мечта.
Ольга Блохина
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей