Следующий ниже текст предназначен исключительно для сухопутных жителей. Для тех, кто воспринимает Волгу как источник питьевой воды или дополнение к пляжу. Заядлым речникам, знающим путь в "Собачью дыру" и умеющим с закрытыми глазами завязать "рыбацкий штык" просьба не читать. Ничего нового вы все равно не откроете. Ну а тот, кто живет на берегу Волги и не умеет на ней отдыхать может попытаться изменить свое отношение к Реке и тому, что реально получить от нее.
Пути заражения
Многие помнят, как 30 лет назад в летние выходные Саратов буквально "вымирал" - все устремлялись на острова. "Прогрессы", "Казанки", тихоходные "гулянки" - весь этот гражданский флот разбредался по протокам, лодочные базы пустели, а с берегов тянулся дым от костров. Ловилась рыба, варилась уха, шел неспешный волжский отдых.
Конечно, все это осталось. Но прежней массовости нет. Старенькие катера потеснили пластиковые лодки с мощными двигателями. Появились дерзкие скутера, дорогие частные теплоходы. Уходят неписанные речные правила, как то помочь бензином забывчивому собрату-лодочнику. Катер из образа жизни превращается в элитный отдых. На смену "базам" пришли "стоянки", с сервисом и инфраструктурным бизнесом. Добрые отношения на реке меняются жесткими и порой жестокими действиями. Отсюда - столкновения, сбитые катамараны и незамеченные за бортом люди. Но речь не об этом, а о способе научиться отдыхать на Волге. Вариантов множество. Если ребенком вас регулярно брали с собой на острова, такие поездки кажутся чем-то обыденным. А если нет? Как можно приобщиться к этому во взрослой жизни и стать настоящим волжанином? Недостаточно получить права на управление маломерным судном и приобрести плавсредство. Чтобы "пропитаться" волжскими традициями нужен профессиональный учитель. Человек, умеющий объяснить саму "механику" отдыха, умеющий "заразить" этим досугом.
Отдельная тема - яхтинг. Спорт, "болезнь", стиль жизни, и, в конце концов, высший пилотаж волжского релакса. Всем, "кто в теме" ничего говорить не надо. Граждане "с берега" всегда могут встать под парус зафрахтовать, купить яхту. Безусловно, доступен вариант с наймом шкипера и экипажа. Но, как поделился наблюдением один увлеченный яхтсмен, ничего хорошего из такого подхода не получается. Был пример, когда человек, далекий от яхтинга решил дойти до Черного моря с нанятой командой. По дороге возник конфликт, далее "бунт" и в результате экипаж сошел на берег в середине пути.
"Инфицирование"
Путей заражения 'волжским отдыхом' и, как вариант, яхтингом, много. Один из них активно, второй год подряд в Саратове продвигает Ирина Юхманова (агентство "Великая Волга"). Это регата для новичков. Абсолютно сухопутных "чайников" отдают под руководство опытных капитанов. Интенсивно, на два дня погружают в яхтинг, выводят на соревнования. Правила и подход - все очень серьезно и просто покататься, как на курорте, не получится. Предприятием для извлечения прибыли это назвать трудно. Хотя, как рассказала Юхманова, если в первый год проведения такой регаты затраты и прибыль сошлись в "ноль", то во второй раз вложения окупились.
Возится с новичками приглашают капитанов, про которых можно было бы сказать "морская косточка". Яхтсмен-легенда Александр Козлов ("Аврора"), который провел под парусом пол века, Сергей Зюзин ("Карат") и Сергей Пискарев ("Уран") - люди крайне увлеченные. У каждого своя "история болезни яхтингом". Далеким от Волги и судоходства, история жизни их лодок покажется чем-то невероятным.
"Уран"
Очень правдоподобная легенда гласит, что это одна из яхт Германа Геринга. Лодки рейхсминистра после войны трофеями были вывезены в Москву и Ленинград. Одну из них окрестили "Балтикой" и оставили в Северной столице. Где-то в 60-е "трофей" купил саратовский промышленный гигант "СЭПО". Тогда "Балтика" была более спортивной, обладала деревянной мачтой и чугунным фальш-килем. В Саратове яхта приобрела вторую жизнь и новое имя:"Уран". Судно назвали в честь одного из трех "отцов" нового облика лодки - Уранова, который умер вскоре после спуска на воду перестроенной "Балтики". "После развала СССР яхту хотели списать и отправить в утиль", - рассказывает нынешний капитан лодки Сергей Пискарев. - "Но этого не произошло, ее купил яхт-клуб "Сокол". Так "Балтика"- "Уран" приобрела нынешний вид. От немецкого выпуска остался только деревянный киль и шпангоуты. Когда меняли обшивку, внутри обнажился кусок приклеенной немецкой газеты. Если бы вещдок сохранился, он мог стать подтверждением немецкого происхождения "Балтики"- "Урана". Но, к сожалению, его выкинули вместе с другим строительным мусором. С той переделки "Уран" претерпел кардинальные изменения, обзавелся новой мачтой, а старая осталась служить флагштоком на Зеленом острове. В жизнь Пискарева "Уран" пришел в 1983 году. Матросом он неоднократно ходил на нем в Камышин под командованием капитана Овчинникова, принимал участие в гонке Нижней Волги. В середине 90-х "Уран" с соревнований вытеснили более современные собратья, и в 1996 году команда отправилась на Грушинский фестиваль. Пискарев в тот поход был капитаном. Им он остается до сих пор. "Уран" ходил в Ярославль, до Казани, оттуда по Каме до Чистополя. И это считается саратовским рекордом. Сейчас навигация для "Урана" начинается в конце мая, а заканчивается в октябре. Хотя бывал и затяжной период: яхта выходила на воду в последних числах апреля, а возвращалась в начале ноября.
"Аврора"
Вряд ли кто сможет назвать на память площадь собственной квартиры с сотыми долями. Капитан Александр Козлов озвучивает характеристики своей яхты не задумываясь. Все потому, что он делал ее сам. Пошел 50-й год, как Александр Козлов, занимается яхтингом. Мастер спорта, в прошлом - выпускник мехмата СГУ, работал в авиационной промышленности, сейчас - профессионально строит яхты. Это он проектировал корпус "Планиды", которая вышла в кругосветку в честь 100-летия классического университета. Поход до моря для обывателей кажется чем-то невероятным. Для Александра Козлова это просто туристическое событие. "В этом году дошли до Сочи", - абсолютно спокойно говорит Козлов. И сетует на разделение интересов в семье: он с супругой тяготеет к туристическому отдыху, сын - к спорту.
О безопасности дальних бросков капитан "Авроры" рассказывает ровно. На память называет два неприятных инцидента с пьяными компаниями. Все обошлось. "Безбашенные" лодки и скутера "Авроре" не страшны. Нижняя часть яхты из металла. "Ну вот скутер весь поломается, а на борту только вмятина будет", - улыбается капитан. Вообще, все кто бывал на борту с Александром Козловым, пусть даже на соревнованиях новичков, видели как он строг. Тот, кто перепутал стаксель-шкот и стаксель-грот может наслушаться много "приятного". Страшно представить, как способен обрушиться капитан на обидчиков "Авроры". Но вся эта требовательность не впустую: Козлов- победитель, а "Аврора" - фаворит гонок для начинающих два года подряд.
"Карат"
Ухоженный, продуманный до мелочей швербоат создавался не для гонок, а для спокойного туристического отдыха. Видно, что каждая деталь тщательно обдумывалась. Капитан сетует, что сделать надо еще много. Но на взгляд гостя, лодка просто совершенна. Вместо одного румпеля - два штурвала, уютные каюты, камбуз. Сергей Зюзин в яхтинге с 15 лет. Строил "Карат" самостоятельно два года. "Верфью" стал арендованный огород в Заводском районе. С мачтой вышли проблемы - часть была украдена, но, в итоге, все закончилось хорошо и сейчас клепанные 14,5 м гордо стремятся вверх. Над именем капитан думал долго. "Карат" пришло из рассказов товарища. Яхте уже 6 лет, по сравнению с тем же "Ураном" - детский возраст. Спокойный и уверенный капитан не рвется в море, хотя и доходил до Черного. "Зачем мне море? На Волге и так отлично", - говорит Зюзин и предлагает поставить чаю. Он знает, чем занять туристов на борту:показывает несколько десятков морских узлов, учит такелажному делу. Знает много волжских историй и маршрутов. Для особо отвязных в рундуках спрятан пиратский реквизит и почти вувузела.
Развитие болезни
Вообще, саратовские "прожженные" яхтсмены - это крепкое сообщество. Они познавали азы еще при Хрущеве-Брежневе, на "юниорах" и "кадетах". Сейчас рассекают на своих лодках. У каждой есть своя захватывающая гордость. Интересно очутится на параде яхт. Шутки, пароли-отзывы разносятся вместе с "Правым галсом!". Имена лодок пестрые:"Анна", "Мерседес", "Арго" и тут же - "Мурка", "Бегемот". Говорят, есть на Волге "Мурмундия". Хозяин так назвал яхту из-за присказки супруги. Когда он месяцами пропадал на стройке судна, жена в обиду обозвала ее "мурмундией". Так название родилось раньше самой яхты.
Вернемся к регате для начинающих "Волга. Парус.Ты". 21 турист-"чайник" и из каждого тщательно делают матроса. Попасть на эту учебу-соревнования доступно каждому, заплатив вполне посильный взнос. Может заявиться частное лицо или же целая организация, решившая укрепить корпоративный дух. Из тех, кто пришел на регату поодиночке формируют сборную. В последних соревнованиях такая команда противостояла двум "фирменным" экипажам и заняла второе место. На обе регаты в Саратов приезжали гости из столицы. Как сообщила одна из московских участниц, о гонке для "чайников" она узнала из Интернета. Решила рискнуть, купила билеты и буквально на два дня приехала на Волгу и не пожалела.
Гонки, а их проводится пять, по азарту и кипению страстей шуточными назвать язык не повернется. События развиваются два дня. Первый полностью посвящается знакомству с навыками управления. Если вы все-таки решитесь испытать себя, лучше приготовится. Хотя бы взять перчатки, чтобы не натереть мозоли об упрямый бегающий такелаж. Погружение в "яхтинг" проходит вместе с погружением в волжский отдых. Главное - настроится и "поймать волну":ощущений, запахов Волги и энергетики. Ночевать туристов везут на остров. Как и положено в речном "профессиональном" уик-энде. Костер, компания, три вида шашлыка и далее кто что предпочитает по крепости. Это не средиземноморский, элитный, комфортабельный яхтинг, а совсем иной - простой, понятный, "туристический".
С первого старта затягивает с головой. Команды забывают напрочь, что это в первую очередь учеба. Победа приносит абсолютно реальную радость, поражение воспринимается как личная обида. И вот, люди, которые еще вчера не видели разницы между гиком и рындой, готовы спорить с судьей соревнований Александром Вавиловым, расстраиваются, что "скис ветер" и уверенно травят шкоты.
Невозможная ремиссия
Как признался один из участников регаты для начинающих, после первых гонок он заболел капитально. Познакомившись с яхтингом на Волге, отправился на подобную регату в Турцию. Конечно, получилось в 10 раз дороже, но занятия были практически идентичными, с поправкой на море.
Мысли о продолжении посетили большинство участников на церемонии награждения. Звучали обвинения в "инфицировании" яхтингом. Почему на регату собираются только три яхты, устроитель Ирина Юхманова отвечает так:по сути массовость не нужна, так как найти можно как раз только три-пять яхт одинакового класса.
Как развивать полученный опыт - дело исключительно частное. Общий вывод один: научиться яхтингу за два дня невозможно никому, но почувствовать этот спорт и отдых, вникнуть в характер волжской жизни - гарантировано.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей