Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Заразный отдых. "Чайники" и волки

  • 11:37, 21 сентября 2010
  • Комментариев[0]

Следующий ниже текст предназначен исключительно для сухопутных жителей. Для тех, кто воспринимает Волгу как источник питьевой воды или дополнение к пляжу. Заядлым речникам, знающим путь в "Собачью дыру" и умеющим с закрытыми глазами завязать "рыбацкий штык" просьба не читать. Ничего нового вы все равно не откроете. Ну а тот, кто живет на берегу Волги и не умеет на ней отдыхать может попытаться изменить свое отношение к Реке и тому, что реально получить от нее.

Пути заражения

Многие помнят, как 30 лет назад в летние выходные Саратов буквально "вымирал" - все устремлялись на острова. "Прогрессы", "Казанки", тихоходные "гулянки" - весь этот гражданский флот разбредался по протокам, лодочные базы пустели, а с берегов тянулся дым от костров. Ловилась рыба, варилась уха, шел неспешный волжский отдых.
Конечно, все это осталось. Но прежней массовости нет. Старенькие катера потеснили пластиковые лодки с мощными двигателями. Появились дерзкие скутера, дорогие частные теплоходы. Уходят неписанные речные правила, как то помочь бензином забывчивому собрату-лодочнику. Катер из образа жизни превращается в элитный отдых. На смену "базам" пришли "стоянки", с сервисом и инфраструктурным бизнесом. Добрые отношения на реке меняются жесткими и порой жестокими действиями. Отсюда - столкновения, сбитые катамараны и незамеченные за бортом люди. Но речь не об этом, а о способе научиться отдыхать на Волге. Вариантов множество. Если ребенком вас регулярно брали с собой на острова, такие поездки кажутся чем-то обыденным. А если нет? Как можно приобщиться к этому во взрослой жизни и стать настоящим волжанином? Недостаточно получить права на управление маломерным судном и приобрести плавсредство. Чтобы "пропитаться" волжскими традициями нужен профессиональный учитель. Человек, умеющий объяснить саму "механику" отдыха, умеющий "заразить" этим досугом.
Отдельная тема - яхтинг. Спорт, "болезнь", стиль жизни, и, в конце концов, высший пилотаж волжского релакса. Всем, "кто в теме" ничего говорить не надо. Граждане "с берега" всегда могут встать под парус зафрахтовать, купить яхту. Безусловно, доступен вариант с наймом шкипера и экипажа. Но, как поделился наблюдением один увлеченный яхтсмен, ничего хорошего из такого подхода не получается. Был пример, когда человек, далекий от яхтинга решил дойти до Черного моря с нанятой командой. По дороге возник конфликт, далее "бунт" и в результате экипаж сошел на берег в середине пути.

"Инфицирование"

Путей заражения 'волжским отдыхом' и, как вариант, яхтингом, много. Один из них активно, второй год подряд в Саратове продвигает Ирина Юхманова (агентство "Великая Волга"). Это регата для новичков. Абсолютно сухопутных "чайников" отдают под руководство опытных капитанов. Интенсивно, на два дня погружают в яхтинг, выводят на соревнования. Правила и подход - все очень серьезно и просто покататься, как на курорте, не получится. Предприятием для извлечения прибыли это назвать трудно. Хотя, как рассказала Юхманова, если в первый год проведения такой регаты затраты и прибыль сошлись в "ноль", то во второй раз вложения окупились.
Возится с новичками приглашают капитанов, про которых можно было бы сказать "морская косточка". Яхтсмен-легенда Александр Козлов ("Аврора"), который провел под парусом пол века, Сергей Зюзин ("Карат") и Сергей Пискарев ("Уран") - люди крайне увлеченные. У каждого своя "история болезни яхтингом". Далеким от Волги и судоходства, история жизни их лодок покажется чем-то невероятным.

"Уран"

Очень правдоподобная легенда гласит, что это одна из яхт Германа Геринга. Лодки рейхсминистра после войны трофеями были вывезены в Москву и Ленинград. Одну из них окрестили "Балтикой" и оставили в Северной столице. Где-то в 60-е "трофей" купил саратовский промышленный гигант "СЭПО". Тогда "Балтика" была более спортивной, обладала деревянной мачтой и чугунным фальш-килем. В Саратове яхта приобрела вторую жизнь и новое имя:"Уран". Судно назвали в честь одного из трех "отцов" нового облика лодки - Уранова, который умер вскоре после спуска на воду перестроенной "Балтики". "После развала СССР яхту хотели списать и отправить в утиль", - рассказывает нынешний капитан лодки Сергей Пискарев. - "Но этого не произошло, ее купил яхт-клуб "Сокол". Так "Балтика"- "Уран" приобрела нынешний вид. От немецкого выпуска остался только деревянный киль и шпангоуты. Когда меняли обшивку, внутри обнажился кусок приклеенной немецкой газеты. Если бы вещдок сохранился, он мог стать подтверждением немецкого происхождения "Балтики"- "Урана". Но, к сожалению, его выкинули вместе с другим строительным мусором. С той переделки "Уран" претерпел кардинальные изменения, обзавелся новой мачтой, а старая осталась служить флагштоком на Зеленом острове. В жизнь Пискарева "Уран" пришел в 1983 году. Матросом он неоднократно ходил на нем в Камышин под командованием капитана Овчинникова, принимал участие в гонке Нижней Волги. В середине 90-х "Уран" с соревнований вытеснили более современные собратья, и в 1996 году команда отправилась на Грушинский фестиваль. Пискарев в тот поход был капитаном. Им он остается до сих пор. "Уран" ходил в Ярославль, до Казани, оттуда по Каме до Чистополя. И это считается саратовским рекордом. Сейчас навигация для "Урана" начинается в конце мая, а заканчивается в октябре. Хотя бывал и затяжной период: яхта выходила на воду в последних числах апреля, а возвращалась в начале ноября.

"Аврора"

Вряд ли кто сможет назвать на память площадь собственной квартиры с сотыми долями. Капитан Александр Козлов озвучивает характеристики своей яхты не задумываясь. Все потому, что он делал ее сам. Пошел 50-й год, как Александр Козлов, занимается яхтингом. Мастер спорта, в прошлом - выпускник мехмата СГУ, работал в авиационной промышленности, сейчас - профессионально строит яхты. Это он проектировал корпус "Планиды", которая вышла в кругосветку в честь 100-летия классического университета. Поход до моря для обывателей кажется чем-то невероятным. Для Александра Козлова это просто туристическое событие. "В этом году дошли до Сочи", - абсолютно спокойно говорит Козлов. И сетует на разделение интересов в семье: он с супругой тяготеет к туристическому отдыху, сын - к спорту.
О безопасности дальних бросков капитан "Авроры" рассказывает ровно. На память называет два неприятных инцидента с пьяными компаниями. Все обошлось. "Безбашенные" лодки и скутера "Авроре" не страшны. Нижняя часть яхты из металла. "Ну вот скутер весь поломается, а на борту только вмятина будет", - улыбается капитан. Вообще, все кто бывал на борту с Александром Козловым, пусть даже на соревнованиях новичков, видели как он строг. Тот, кто перепутал стаксель-шкот и стаксель-грот может наслушаться много "приятного". Страшно представить, как способен обрушиться капитан на обидчиков "Авроры". Но вся эта требовательность не впустую: Козлов- победитель, а "Аврора" - фаворит гонок для начинающих два года подряд.

"Карат"

Ухоженный, продуманный до мелочей швербоат создавался не для гонок, а для спокойного туристического отдыха. Видно, что каждая деталь тщательно обдумывалась. Капитан сетует, что сделать надо еще много. Но на взгляд гостя, лодка просто совершенна. Вместо одного румпеля - два штурвала, уютные каюты, камбуз. Сергей Зюзин в яхтинге с 15 лет. Строил "Карат" самостоятельно два года. "Верфью" стал арендованный огород в Заводском районе. С мачтой вышли проблемы - часть была украдена, но, в итоге, все закончилось хорошо и сейчас клепанные 14,5 м гордо стремятся вверх. Над именем капитан думал долго. "Карат" пришло из рассказов товарища. Яхте уже 6 лет, по сравнению с тем же "Ураном" - детский возраст. Спокойный и уверенный капитан не рвется в море, хотя и доходил до Черного. "Зачем мне море? На Волге и так отлично", - говорит Зюзин и предлагает поставить чаю. Он знает, чем занять туристов на борту:показывает несколько десятков морских узлов, учит такелажному делу. Знает много волжских историй и маршрутов. Для особо отвязных в рундуках спрятан пиратский реквизит и почти вувузела.

Развитие болезни

Вообще, саратовские "прожженные" яхтсмены - это крепкое сообщество. Они познавали азы еще при Хрущеве-Брежневе, на "юниорах" и "кадетах". Сейчас рассекают на своих лодках. У каждой есть своя захватывающая гордость. Интересно очутится на параде яхт. Шутки, пароли-отзывы разносятся вместе с "Правым галсом!". Имена лодок пестрые:"Анна", "Мерседес", "Арго" и тут же - "Мурка", "Бегемот". Говорят, есть на Волге "Мурмундия". Хозяин так назвал яхту из-за присказки супруги. Когда он месяцами пропадал на стройке судна, жена в обиду обозвала ее "мурмундией". Так название родилось раньше самой яхты.
Вернемся к регате для начинающих "Волга. Парус.Ты". 21 турист-"чайник" и из каждого тщательно делают матроса. Попасть на эту учебу-соревнования доступно каждому, заплатив вполне посильный взнос. Может заявиться частное лицо или же целая организация, решившая укрепить корпоративный дух. Из тех, кто пришел на регату поодиночке формируют сборную. В последних соревнованиях такая команда противостояла двум "фирменным" экипажам и заняла второе место. На обе регаты в Саратов приезжали гости из столицы. Как сообщила одна из московских участниц, о гонке для "чайников" она узнала из Интернета. Решила рискнуть, купила билеты и буквально на два дня приехала на Волгу и не пожалела.
Гонки, а их проводится пять, по азарту и кипению страстей шуточными назвать язык не повернется. События развиваются два дня. Первый полностью посвящается знакомству с навыками управления. Если вы все-таки решитесь испытать себя, лучше приготовится. Хотя бы взять перчатки, чтобы не натереть мозоли об упрямый бегающий такелаж. Погружение в "яхтинг" проходит вместе с погружением в волжский отдых. Главное - настроится и "поймать волну":ощущений, запахов Волги и энергетики. Ночевать туристов везут на остров. Как и положено в речном "профессиональном" уик-энде. Костер, компания, три вида шашлыка и далее кто что предпочитает по крепости. Это не средиземноморский, элитный, комфортабельный яхтинг, а совсем иной - простой, понятный, "туристический".
С первого старта затягивает с головой. Команды забывают напрочь, что это в первую очередь учеба. Победа приносит абсолютно реальную радость, поражение воспринимается как личная обида. И вот, люди, которые еще вчера не видели разницы между гиком и рындой, готовы спорить с судьей соревнований Александром Вавиловым, расстраиваются, что "скис ветер" и уверенно травят шкоты.

Невозможная ремиссия

Как признался один из участников регаты для начинающих, после первых гонок он заболел капитально. Познакомившись с яхтингом на Волге, отправился на подобную регату в Турцию. Конечно, получилось в 10 раз дороже, но занятия были практически идентичными, с поправкой на море.
Мысли о продолжении посетили большинство участников на церемонии награждения. Звучали обвинения в "инфицировании" яхтингом. Почему на регату собираются только три яхты, устроитель Ирина Юхманова отвечает так:по сути массовость не нужна, так как найти можно как раз только три-пять яхт одинакового класса.
Как развивать полученный опыт - дело исключительно частное. Общий вывод один: научиться яхтингу за два дня невозможно никому, но почувствовать этот спорт и отдых, вникнуть в характер волжской жизни - гарантировано.

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина дня
Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите Специалисты билайн бизнес представили мобильные и стационарные решения для создания покрытия мобильной связи в удаленных и труднодоступных местах, где связь отсутствует полностью или крайне нестабильна. Презентация прошла в Новокузнецке в рамках Третьего...
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 21 сентября 2010
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x