Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Надежда Кудашова: "Даже самая дешевая молочная продукция должна быть хоть немножечко, но качественной"

  • 16:15, 31 мая 2011
  • Комментариев[0]

Наступил "сезон большого молока" - так специалисты называют теплое время года, когда скот выгоняют пастись на луга и за счет этого улучшается качество молока и повышаются надои.
В начале сезона ответить на "молочные" вопросы мы попросили замминистра сельского хозяйства Саратовской области - начальника управления развития пищевой и перерабатывающей промышленности области Надежду Кудашову.

Надежда Николаевна, для начала - несколько слов о сегодняшнем положении дел в молочной отрасли.
- Мы только что рассматривали стратегию социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года. Молочной отрасли сельского хозяйства в ней предсказуемо уделено большое внимание: молоко - всегда востребованный продукт, без которого мало кто может представить свой стол. Открытие новых предприятий, освоение новых технологий, развитие молочного скота, выведение новых пород - все это очень важно для экономики региона. Переработкой молока и производством молочной продукции в области сегодня занимается 26 крупных и средних предприятий и 10 цехов, закупающих молоко непосредственно у производителей. Флагманами производства молочной продукции можно назвать Энгельсский, Саратовский, Татищевский молококомбинаты, маслосырбазу "Энгельсская", ООО "Маслодел", Саратовский комбинат детского питания.

Каковы приоритеты, пути развития, планы по затратам и привлечению инвестиций в "молочную" часть областной целевой программы "Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности до 2015 года"?
- Мы планируем привлечь более миллиарда рублей инвестиций, в том числе - 210 млн руб. из областного бюджета, в качестве господдержки. К 2015 году  производство цельномолочной продукции, по нашим прогнозам, должно возрасти почти в 2,5 раза, сыра - в 2 раза, масла - в 6,7 раза. В области введут в эксплуатацию еще 92 молокоприемных пункта - таким образом, всего их станет 175. Организация таких пунктов - одно из главных направлений программы: молокопроизводство у нас сосредоточено в основном в хозяйствах населения, в отдельных районах на них приходится до 90% общего количества надоев, и все это молоко нужно куда-то сдавать - при том, что порой ближайшее крупное предприятие расположено более чем в сотне километров.

Насколько сегодня Саратовская область обеспечена собственным молоком? Есть ли какие-то проблемные районы?
- Для того, чтобы обеспечить молоком население области, нужно по рациональным нормам питания около 900 тыс. т. В 2010-ом в области произвели около 990 тыс. т. Молоко на наши предприятия поступает из двух основных источников - от местного производителя и из Пензенской области, которая с нами граничит. Часть саратовского молока отправляется за пределы региона - это объясняется логистическими причинами: жителям, например, Ивантеевского района ближе, проще и удобнее доставлять молоко на переработку на самарские предприятия. Поэтому же, кстати, пензенцы везут свое молоко нам.
Крупные предприятия могут время от времени иметь какие-то недопоставки сырья, но население нехватки молока и молокопродуктов не ощущает, так как есть малые предприятия и подсобные хозяйства.

В мае был запущен молокоперерабатывающий цех местного значения в Озинском районе. Каковы особенности этого проекта, чем обусловлена необходимость его реализации?
- Модульные молокоперерабатывающие цеха рассчитаны преимущественно на отдаленные районы области, где мало промышленных предприятий. Ведь срок годности у свежего молока очень небольшой, поэтому важно обработать его как можно скорее - а значит, расстояние играет роль. Таких модульных цехов в области уже четыре, и до конца года в планах - открыть еще 2, в Федоровском и Новоузенском районах.

Не повлияет ли это на загруженность существующих молококомбинатов?
- Не должно повлиять, потому что объемы производства таких предприятий совершенно несравнимы, да и задачи у них достаточно разные. Мини-цеха имеют небольшую мощность, они создаются в основном для того, чтобы закупать молоко в подсобных хозяйствах и обеспечивать молокопродукцией местное население и объекты соцсферы. Заметим, что стоимость этой продукции будет меньше - сократятся затраты на перевозку.

В прошлом году активно муссировалась тема "школьного молока". Специально под этот проект переоборудовались предприятия. Что сейчас с этим проектом, полностью ли загружено это оборудование?
- Активно муссироваться тема перестала потому, что стала привычной - проект окончательно оформился, встал на рельсы, решились все вопросы - с количеством, качеством, упаковкой. На Энгельсском молококомбинате работает линия по производству ультрапастеризованного молока для школьного питания в упаковке "ТетраПак" емкостью 0,2 л. Производительность этой линии - 5 тыс. т. в год, это вполне покрывает потребности наших школ в молоке. Некоторые небольшие предприятия по области тоже хотели бы наладить выпуск "школьного" молока для нужд местного населения, но, к сожалению, необходимое оборудование для них дорого. 

Есть ли какие-то молокопродукты, которые можно назвать "визитной карточкой" области? Наиболее узнаваемые и любимые народом местные молочные бренды?
- Самый узнаваемый наш бренд, наверное - "Белая долина" (Энгельсский молочный комбинат). Популярны также "Молочное изобилие" (тоже Энгельс), "Добрая буренка", "Молочный ГОСТь" (оба - Саратов). Кроме того, в нашей области выпускаются в принципе достаточно оригинальные молочные продукты - например, прохладительные напитки на основе сыворотки с добавлением фруктовых соков (Саратовский молочный комбинат). Их можно найти в магазинах по всей России.

На прилавках сегодня - множество привозных молокопродуктов: творожки, мороженое, йогурты, сыры. Конкуренты они местным или нет, что чаще выбирают саратовцы?
- Завозят к нам в основном то, что в Саратовской области не производится либо изготавливается в недостаточном количестве - например, творожки, йогурты в пластиковых стаканчиках. Большой процент сыров, которые можно найти на местных рынках - привозные, в основном из Белоруссии - нет возможности конкурировать по ценам с тамошними производителями. Мы над этим работаем, но процесс, как вы понимаете, не быстрый. Наша же область экспортирует - в том числе за границу, в Казахстан, - мороженое, спреды, глазированные сырки, плавленый сыр.
Ассортимент продукции наших производителей постоянно расширяется - например, Энгельсский комбинат в прошлом году начал выпускать молокопродукты в удобной пластиковой таре, а в этом году собирается модернизировать цех по производству мороженого. Саратовский комбинат планирует наладить выпуск творожных изделий и кисломолочных продуктов.

Как сегодня работает комбинат детского питания? Что выпускает, в полной ли мере обеспечивает своего потребителя? Его перспективы?
- Детское питание в нашей области выпускается с 2008 года, сегодня ассортимент насчитывает 7 наименований. В минувшем году на комбинате освоили производство стерилизованного витаминизированного молока для малышей раннего возраста, 10-процентных сливок, 5-процентного творога. Эта продукция выпускается под маркой "Вкусный день". Кстати, бесплатное "социальное" детское питание вырабатывает этот же комбинат. И, наряду с "детской" линейкой, тут производят молочные продукты для всех возрастов. 

Нынешним летом мэрия наложила вето на уличную торговлю развесным мороженым. Это неминуемо скажется на работе хладокомбинатов, вопрос — как именно?
- О сокращении производства мороженого речи, несомненно, не идет. А вот о  переориентации, смещении приоритетов - вероятно. Оптимальным выходом из сложившейся ситуации для производителей может стать, например, расширение ассортимента фасованного мороженого. Будут изобретать маркетинговые ходы, стараться привлечь к своей продукции внимание, осваивать новые рецепты - на Энгельсском комбинате, например, уже задумались над тем, чтобы начать выпускать мороженое в вафельных рожках, пломбир в брикетах. Кроме того, часть продукции местных хладокомбинатов пойдет за пределы нашей области, где торговля развесным мороженым разрешена.

"Вот раньше было молоко, масло, мороженое. Теперь - не то", - часто слышишь от людей в возрасте. Реально ли сегодня найти на прилавках реально качественный, натуральный или хотя бы максимально приближенный к натуральному продукт?
- Вполне реально, если внимательно читать упаковку. Сливочное масло и спред, "гостовская" сметана и так называемая сметанка - это разные вещи, у них разный состав и разная стоимость. Кроме того, важно понимать, что пачка натурального сливочного масла сегодня 20 руб. стоить, к сожалению, не может. Но в любом случае мы стараемся ориентировать наших производителей на то, что даже самая дешевая молочная продукция должна быть хоть немножечко, но качественной.

Правда ли, что саратовскому производителю трудно, а порой и нереально "зайти" в сетевые магазины?
- Безусловно, местным производителям не всегда просто организовать поставку своей продукции в крупные сетевые магазины. Они предъявляют жесткие требования по упаковке товара и объемам поставок, кроме того, молочная продукция имеет непродолжительный срок реализации, что тоже играет немалую роль. Если производители обращаются к нам за помощью, мы стараемся совместно решать возникающие вопросы, в том числе и по условиям расчетов. На эту тему проводились рабочие совещания с поставщиками и представителями сетей и в правительстве области, и у нас в министерстве.

Что будет этим летом с ценами на молочные продукты?
- Лето мы в узком кругу специалистов называем - "сезон большого молока". Уже началось обычное сезонное снижение закупочных цен на молоко и оптово-отпускных - на молокопродукты. По прогнозам, цена молокопродуктов в среднем снизится примерно на 10%.

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина предыдущего дня
Еще новости - Интервью
Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите Специалисты билайн бизнес представили мобильные и стационарные решения для создания покрытия мобильной связи в удаленных и труднодоступных местах, где связь отсутствует полностью или крайне нестабильна. Презентация прошла в Новокузнецке в рамках Третьего...
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 31 мая 2011
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x