10 июня в Оренбурге завершился Четвертый Российский форум "Российским инновациям - российский капитал". По его итогам две саратовские разработки были удостоены высоких наград. Об этом, а также о ситуации с топливом в регионе, новых производствах и перспективах вступления России в ВТО нашему агентству рассказал министр промышленности и энергетики области Сергей Лисовский.
Сергей Михайлович, давайте начнем с недавнего события. На прошлой неделе завершился четвертый российский форум "Российским инновациям - российский капитал". Расскажите, пожалуйста, о нем?
- Первый раз был на таком форуме, и мне он понравился. В первую очередь, большим количеством участников: там были представлены все регионы ПФО. Кроме того, параллельно проходили сразу несколько важных мероприятий, в числе которых заседание Совета ректоров вузов округа, в котором принял участие ректор СГУ Леонид Коссович, заседание Торгово-промышленной палаты России и координационного совета ТПП ПФО, где принял участие президент ТПП Саратовской области Максим Фатеев.
Помимо этого, программа форума была насыщена различными мероприятиями с участием руководителей региональных советов молодых ученых и специалистов, руководителей молодежных парламентов. Была отдельная секция выпускников президентской программы подготовки кадров, которую вел мой бывший коллега по газовой промышленности — гендиректор «Оренбургоблгаза» Дмитрий Бородин.
Конечно, на форуме были представлены самые разнообразные проекты. Но на меня сильное впечатление произвели разработки СГУ, фактически создающего новую отрасль промышленности — формирование тканно-инженерных конструкций с помощью субмикронных тончайших волокон, разработка ФГУ "Саратовский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии Минздравсоцразвития России" ООО "МедИАТома", которая позволяет выполнять малотравматичные операции при переломах позвоночника через проколы кожи, избегая разрезов тканей и длительного восстановительного периода у пациентов. По итогам форума две эти наши разработки завоевали бронзовую и золотую медали.
Кроме этого, на заседании министров промышленности и экономики было озвучено, что по рейтингам инновационной активности наш регион находится на довольно высоком месте. Однако, по функционированию инновационной системы мы отстаем.
Какие меры предпринимаются правительством для увеличения этого показателя
- Все элементы инновационной структуры — технопарки, гарантийные и венчурные фонды и т.д. созданы, но не наполнены финансовым содержанием и поэтому фактически не функционируют.
Как стало известно, на форуме обсуждалось поручение президента по созданию должностей инвеступолномоченных в регионах РФ. Каким, на Ваш взгляд, критериям должен отвечать человек, занимающий этот пост?
- Нам заместитель полномочного представителя президента РФ в ПФО Алексей Кубрин сообщил, что он временно назначен инвеступолномоченным по округу и попросил высказать свои соображения по поводу критериев, которым должен соответствовать кандидат на этот пост. Я сказал, что он полностью соответствует моему представлению. Это человек, прекрасно знающий округ, бизнес, взаимоотношения в структурах власти, психологию инвесторов. Такой человек и должен занимать эту должность.
В конце апреля на рынке топлива сложилась непростая ситуация с обеспечением и повышением цен. Расскажите, какова ситуация в регионе на сегодняшний день и каков уровень цен по области в сравнении с другими регионами?
- По пути в Оренбург, на форум, я проехал три области — Саратовскую, Самарскую и Оренбургскую. В Оренбургской и Саратовской цены практически одинаковые, потому что основной поставщик топлива в обоих регионах "ТНК-ВР". И если к тому моменту на заправках компании 92-й бензин стоил 24,30 руб. за литр, то в Самарской области ситуация совершенно другая. На границе областей — 25,90 руб., на частных заправках — до 28,60 руб. Как по отчетным данным, так и своими глазами я убедился, что цена топлива в Самарской области на 1,5-2 руб. выше, несмотря на то, что в регионе три нефтеперерабатывающих завода. Поэтому в нашей области сейчас, если сравнивать с другими регионами, одни из самых низких цен на дизельное топливо, что важно для сельхозпроизводителей. Кроме того, мы занимаем пятое-шестое место по стоимости на 92-й бензин.
Потребители при этом отмечают, что цена на дизельное топливо приблизилась к стоимости бензина.
- Это связано с повышением требований к нефтеперерабатывающим предприятиям по части глубины переработки, и по части экологических стандартов. Когда глубина переработки была ниже, дизельного топлива было много. Сейчас его меньше, т.к. получается больше высококачественного бензина стандарта Евро-2, Евро-3. Поэтому цена дизельного топлива приблизилась к стоимости бензина, это общероссийская тенденция.
Сергей Михайлович, почему Вы приняли решение вернуться в правительство области? Каковы ваши планы и ожидания от Вашей дальнейшей работы в должности министра? Промышленность региона переживает не самый лучший период, согласно годовым отчетам, многие предприятия завершили финансовый год с убытками. Что Вы, как министр, собираетесь предпринять для вывода промышленности из этого состояния?
- Я принял решение вернуться на ту работу, которая мне хорошо знакома, где я чувствую себя достаточно уверенно. Что касается не самого лучшего периода промышленности, она переживает его последние лет двадцать. Для того, чтобы рассказать о моих дальнейших действиях, необходимо еще одно интервью. Я бы сказал, что слова "работать, работать" здесь неприменимы. Надо не просто трудиться, а трудиться с головой, потому что у каждого предприятия свои проблемы: одни реорганизуются, другие — выделяются и т д. Поэтому я постараюсь применить свои знания, чтобы для каждого предприятия найти оптимальное решение.
Планируется ли вводить льготы, налоговые освобождения для предприятий, интересных региону? Многие организации не справляются с выплатами и ведут убыточную деятельность.
- В регионе существует закон об инвестиционной деятельности, который освобождает от части налогов, которые зачисляются в территориальный бюджет, новые предприятия. И эти льготы уже действуют. На последней коллегии губернатор поручил проработать и льготы для предприятий, которые в рамках своей деятельности открывают новые производства. Сейчас мы работаем над тем, чтобы в законодательство внести изменения по льготам для инвесторов, которые осуществляют проекты и внутри действующего предприятия, а в будущем и льготы по инновационной деятельности.
По поводу "Саратовского авиационного завода" чиновниками давались различные обещания, в т.ч. о его возрождении. Однако в 2010 году завод практически прекратил свое существование, возобновлена процедура банкротства. Как Вы можете прокомментировать сложившуюся ситуацию?
- Я был в немалой степени причастен к его судьбе, начиная от лоббирования заказов в "Газпроме" и кончая продвижением его продукции. То, что произошло, обидно. Причин здесь много, в т.ч. неконструктивная позиция собственника. Объективно говоря, ситуация в гражданской авиации в России недопустима. Вся наша авиапромышленность выпускает 8-14 самолетов гражданской авиации в год, о чем можно говорить? Один "Боинг" производит в год порядка 600 самолетов. Так вышло, что одним из первых авиационных заводов, прекративших свою деятельность, стал саратовский. До этого был смоленский. Думаю, что на очереди могут быть и другие.
При этом, имея такие мощности, государство почему-то решило построить в Луховицах (Московская обл.) новый завод для производства устаревшей модели самолета ТУ-334. Модель не пошла, а затраты уже есть.
Что касается нового строительства, в Сколково планируется строить научный центр. Однако, например, в Саратове уже имеются научные разработки, завоевывающие награды, материально-техническая база. Насколько Вы считаете оправданным новое строительство?
- По моему мнению, здесь надо действовать параллельно: создавать новое, как Сколково, и в то же время всегда помнить, что наука — это не красивые здания, это в первую очередь "мозги" и научные школы, а они так быстро не создаются. Поэтому надо обратить пристальное внимание на серьезные научные школы, которые есть как вокруг Москвы, так и в регионах. Возлагать все надежды на Сколково не стоит.
Говорилось о том, что на территории авиационного завода может быть построен гипермаркет IKEA, о возведении которого говорится достаточно давно. Хотелось бы узнать, будет ли реализован этот проект, и если да, то где: на территории бывшего завода или за городом, как это планировалось ранее?
- В процессе банкротства завода компания IKEA приобрела в собственность участок его территории площадью 26 га. Есть информация, что сейчас разрабатывается проект торгового центра. Но действий пока никаких нет.
Еще до строительства ТК "Триумф-молл" торговые площади в Саратове превышали норму в 2,5 раза. При этом торговые комплексы продолжают строиться. Не предполагается ли такими же темпами развивать промышленность? Какие производства будут в ближайшее время открыты в области кроме "распиаренной" "Северстали"?
- Что касается "Триумф-молла", несколько лет назад на заседании правительства, когда обсуждался этот проект, я выказал опасение, что в центре города на таком оживленном месте строить торговый комплекс — препятствовать движению и в без того стесненном центре Саратова. Мои возражения не были приняты. И когда я ездил по городу, убедился в своей правоте.
Что касается строительства новых производств, то в настоящее время идут подготовительные работы по строительству в Балакове завода компании "Эр Ликид" (Air Liquide), которая специализируется на производстве газов для промышленности, здравоохранения. Месяц назад было подписано соглашение с НПК "Уралвагонзавод" о строительстве завода заготовок для предприятий транспортного машиностроения. Серьезная реконструкция и открытие нескольких производств планируется на "Саратовском подшипниковом заводе". К участию в кластере транспортного машиностроения привлекается и словацкий, и польский капитал - создается совместное производство современных грузовых вагонов на базе ОАО "Трансмаш" со словацкой компанией Tatravagonka, польским концерном Pesa прорабатываются механизмы размещения совместного производства подвижного состава социального назначения, в том числе рельсовых автобусов на саратовской площадке. Таким образом, создается цепь взаимосвязанных по технологическому принципу предприятий, которые нацелены на выпуск конечной продукции. В химической промышленности принято решение по созданию производств фенола и ацетона на "Саратоворгсинтезе". В нефтегазодобывающем комплексе продолжится строительство второй очереди завода по очистке газа компании "Диалл-Альянс". Я назвал крупнейшие объекты, но этот список еще можно продолжать.
Россия все ближе к вступлению в ВТО. Однако многие эксперты полагают, что это негативно отразится на экономике страны, так как отечественные товары не смогут конкурировать с европейскими. Как лично Вы относитесь к этой перспективе? Как вступление России в ВТО отразится на экономике региона и какие наши предприятия смогут конкурировать по качеству своих товаров с европейскимими?
- Конечно, высокая конкурентоспособность сохранится в области углеводородов и их переработки. Конкурентоспособными, в основном, окажутся химические предприятия, на них благотворно скажется вступление в ВТО.
Сложнее будет предприятиям машиностроительной отрасли. Эксперты на протяжении всех переговоров говорили о том, что больше всего от вступления в ВТО пострадает автомобильная промышленность, наши автомобили не соответствуют мировым стандартам. Но получается, что в России много предприятий иностранных производителей по промышленной сборке, и сам автомобиль будет конкурентоспособным. При этом в России много заводов по производству комплектующих, и здесь надо приложить все усилия для того, чтобы стать конкурентоспособными.
Но все-таки, если говорить в целом, вступление в ВТО дает больше положительных моментов, чем отрицательных.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
16 Фев, 16:24Интервью
Мобильное приложение билайна удостоено гран-при одной из старейших премий интернет-проектов «Золотое приложение» в номинации «Лучшее приложение для потребителя»....