Высший арбитражный суд (ВАС) постановил: турагентства при отказе клиента от тура должны полностью возвращать всю уплаченную сумму. При этом организаторы поездок - туроператоры - вправе удерживать с агентов фактически понесенные расходы.
Президиум ВАС вчера рассмотрел спор между ООО "РЛП-Ярмарка" и ООО "Атернум". В январе 2010 года ООО "РЛП-Ярмарка" для своего гендиректора и его супруги заказало в турагентстве "Атернум" поездку в Карловы Вары за 451 тыс. руб. "Атернум" забронировал этот тур у оператора "Богемия Сервис". Заказчик полностью оплатил услугу, но затем отказался от поездки. Агентство вернуло клиенту только 391 тыс. руб., сославшись на заключенный с компанией "Богемия Сервис" агентский договор. По нему с агентства при отказе от уже подтвержденного тура взимается неустойка 15%. "Атернум" апеллировал и к договору, заключенному уже непосредственно с ООО "РЛП-Ярмарка": при аннуляции тура заказчик обязан компенсировать все фактически понесенные расходы, в том числе и штрафные санкции, туроператору. "РЛП-Ярмарка" обратилась в арбитражный суд Москвы, который признал правоту истца. Апелляционная инстанция встала на сторону турагентства, а кассационная — вновь на сторону ООО "РЛП-Ярмарка". Президиум ВАС, рассматривая это прецедентное дело, вчера также поддержал заказчика туристической услуги.
Это очень распространенный в судах подход при разрешении споров с турагентствами клиентов—физических лиц, признает руководитель правовой комиссии Российского союза туриндустрии (РСТ) Георгий Мохов. При этом туроператор вправе взыскать со своего агентства все зафиксированные в договоре штрафные санкции. Такова специфика сегодняшнего туристического законодательства: розничные продавцы — самое уязвимое звено в цепочке клиент—агентство—туроператор, резюмирует Мохов.
У крупной агентской сети до суда в год может доходить 15-20 случаев, связанных с отказом от поездки, оценивает руководитель одной из турфирм. Случаи отказа клиента от уже оплаченного тура не так распространены, раз в 10 чаще поездка срывается из-за того, что туристу отказывают в визе, констатирует Сергей Агафонов, гендиректор компании "Сеть магазинов горящих путевок". Но, признает топ-менеджер, если турист не застраховался от отказа от тура, возврат денег всегда превращается в проблему.
Выходом из этой ситуации, по мнению господина Мохова, могло бы стать оформление розничным продавцом договоров с потребителями не от своего имени, а от имени и по поручению туроператора. Такое требование предусматривалось во внесенных в прошлом году депутатами Госдумы поправках в закон "Об основах туристской деятельности в РФ". Законопроект приняли в первом чтении, но второе и третье — были отложены: отраслевые объединения сочли поправку равносильной введению крепостного права в туризме. РСТ и Ассоциация туроператоров России предупредили, что операторы, желая обезопасить себя от претензий туристов, будут работать только с избранными проверенными агентствами, в результате чего с рынка вынуждены будут уйти многие фирмы.
Сейчас туристическая розница почти никак не регулируется: после отмены ее лицензирования в 2007 году неизвестно даже точное число работающих на рынке агентов. Туроператоры же в соответствии с отраслевым законодательством обязаны иметь финансовую гарантию и числиться в федеральном реестре, который ведет Ростуризм. На вчерашний день в реестре было зарегистрировано 40 операторов выездного туризма с гарантией на 100 млн руб., 41 — на 60 млн руб. и 2,132 тыс.— на 30 млн руб., сообщает "Коммерсантъ".