Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Облпрокурор: "В отношении прокуратуры еще остается много стереотипов"

  • 11:10, 3 мая 2012
  • Комментариев[1]

В общественно-политической сфере Саратовской области произошло много важных событий. Это и выборы, и новые назначения, и смена облправительства. О некоторых проблемах региона и страны в целом в интервью нашему агентству рассказал прокурор Саратовской области Владимир Степанов.

Представим ситуацию - некое юридическое лицо нарушило закон, по решению суда его обязали исправить нарушения. А руководитель этой организации говорит - у меня дефицит, я исполню решение только в 2015 году. Такое приемлемо? Разумеется, нет. Но в ситуации с предоставлением детям-сиротам квартир происходит именно так, только в роли юридического лица выступает не бизнес, а исполнительная власть.

- Администрация Саратова ссылается на дефицит бюджета, и это действительно так. Но, тем не менее, по моему мнению, в любом бюджете можно выявить приоритетные направления. И если говорить о Саратове, то предоставление квартир детям-сиротам, переселение из аварийного и ветхого жилья и является одним из таких приоритетов. Задача решить эти проблемы поставлена и президентом, и премьером. Мы стараемся сподвигнуть глав муниципалитетов к этой работе, о чем свидетельствует большое количество удовлетворенных судом исков о предоставлении жилых помещений указанным категориям граждан. Проблема нежелания исполнять решения суда муниципалитетами существует.
Вторая проблема - это работа судебных приставов. На мой взгляд, они к этому подходят формально. Только после многократных проверок исполнительных производств начинается какая-то работа. Вы же помните, что после подобных проверок и было возбуждено уголовное дело в отношении бывшего министра ЖКХ Филиппова. Могу добавить - после нашего вмешательства бюджет Саратовской области на предоставление квартир сиротам был значительно увеличен.
Прокуратура области опротестовала бюджет в этой части, и это было впервые за последние несколько лет. Учитывая, что нам пошли навстречу, нас услышали, мы будем подобную практику нарабатывать. Сейчас очень большая проблема - с недофинансированием программ по безопасности, по борьбе с коррупцией. Общее финансирование - около 30-40%. По этой проблеме мы подготовим все необходимые документы и либо проинформируем губернатора, либо сразу будем обращаться в думу.

Продолжая эту тему - понятно, что вы можете действовать только в рамках закона, и все же - возможно ли ваше вмешательство еще на стадии формирования расходных статей бюджета? Приведу общеизвестный пример - украшение разбитых дорог кашпо.

- Я понимаю вашу идею, но органы прокуратуры не могут вмешаться в процессы формирования бюджета и его рационального расходования. По закону мы должны следить за соблюдением процедуры принятия бюджета, а если, даже в ходе диалога, советовать, как расходовать деньги, нас могут обвинить в давлении на депутатов. Если рассуждать - любой председатель, любой глава сможет сказать тогда: прокуратура пролоббировала то или иное решение. Согласитесь, представителя прокуратуры сейчас воспринимают не как рядового члена любого совещания, а воспринимают как работника надзорного органа. И к мнению прокурора всегда прислушиваются - поэтому опасность есть. Но ваша идея заслуживает внимания.

Очень часто работники Счетной палаты области на всех публичных совещаниях сообщают о нарушениях в деятельности исполнительной власти, в том числе и о неэффективном расходовании бюджетных средств. Говорится, что все данные передаются в прокуратуру Саратовской области. Какова судьба этих материалов? И как вы думаете, есть ли здесь некая политическая подоплека?

- Прежде всего, скажу, что между прокуратурой и СП подписан договор об оперативном взаимодействии. Там прописаны алгоритмы действий и сроки. Второе - основная масса материалов по проверкам действительно поступает в прокуратуру. Они изучаются и, если в них содержатся данные о нарушениях, которые носят уголовно-правовой характер, передаются в следственные органы. С 2007 года органы прокуратуры лишены полномочий как возбуждать уголовные дела, так и проводить доследственные проверки. Если нарушения не содержат признаки состава преступления, применяются меры прокурорского реагирования, предусмотренные федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации". Это представления, протесты, предостережения либо административное реагирование.
До сих пор бытует мнение, что мы объединены со следственным комитетом. У нас нет полномочий давать поручения, мы не можем требовать от комитета возбуждать дело. В отношении прокуратуры еще остается много стереотипов, в том числе и о праве возбуждения уголовных дел. К сожалению, возбуждать уголовные дела мы не можем. Хотя возможно, если бы такие полномочия были, то дела бы возбуждались намного оперативнее.
А так мы получаем через месяц или через 10 дней постановление об отказе в возбуждении. Мы видим, что проверка проведена не полностью, постановление отменяем и направляем на дополнительную проверку. Приведу пример - уголовное дело по перинатальному центру. Там мы именно требовали возбуждения уголовного дела, размещали информацию по данному факту на нашем сайте, привлекали журналистов и общественность. Эта переписка длилась очень долго. В конце концов мы добились возбуждения дела, но и его расследование теперь проводится недостаточно оперативно.
Если говорить о возбужденных по проверкам СП делах - то их достаточно. Это и возбуждение уголовного дела по перинатальному центру в Балашове - сумма 6 млн руб., это и реконструкция берегового укрепления в Саратове - 115 млн руб. нецелевых средств. Итого по материалам проверок СП возбуждено 7 уголовных дел, а всего было направлено 44 материала. Если вы помните, мы выходили с законодательной инициативой наделить СП полномочиями обращаться в суд в случаях, когда правительство допускает, к примеру, неисполнение договорных условий. Но подобных обращений еще не было.

Поговорим о других нарушениях. Например, о вбросах на выборах. В Интернете количество нарушений зашкаливало, видеопорталы были переполнены сюжетами о вбросах. Какие результаты проверок?

- Если оценивать проведение выборов в гордуму, в Госдуму и президента - то количество обращений о фактах нарушений сокращалось. Речь идет именно о жалобах в органы прокуратуры. Если о квалификации самих жалоб - то, например, Жириновский прислал очень много обращений, которые касались в основном одной темы - неразмещения баннеров, рекламных материалов. Мы проверили, нарушений не нашли. Там должны были быть заключены соответствующие договоры, видимо, его соратники этим не занимались. Поэтому все жалобы его признаны необоснованными. По вбросам ничего значимого не было. Но мы говорим только о жалобах к нам - потому что у полиции или следствия могут быть свои материалы и обращения. Так, чтобы материалы находились у меня на контроле, т.е. особые, вызывающие общественный резонанс - такого не было. Бесспорно, нарушения были, были и меры реагирования. Ответы, которые были даны заявителям, не обжаловались. Выборы в последнее время проходят достаточно часто, поэтому и областная прокуратура, и прокуратуры городов и районов были к ним готовы. Все отработано, процесс налажен - все было буквально в режиме онлайн. О некоторых нарушениях партии, возможно, заявляли только ради своего пиара. Вы же сами видите, какое расхождение голосов фиксировалось при выборах президента. Коммунисты, как я знаю, до сих пор не признали результаты выборов. Но это право любого гражданина.

В продолжение темы выборов. После оглашения результатов в стране прокатился ряд митингов, шествий, волнений. Речь даже не о выборах, а о возникновении так называемого аналитиками "гражданского общества". Ситуация в законодательстве - запретов на публичные мероприятия нет, нужно только уведомить администрацию. Администрация может предложить перенести место или время акции из-за безопасности, из-за благоустройства - причин масса. По сути, в некоторых случаях, это тот же отказ. Можете как-то охарактеризовать ситуацию?

- Механизм всех публичных мероприятий принял законодатель. Если депутаты Госдумы решат, они могут изменить процедуру. Я как прокурор области не могу комментировать, хорошо обстоят дела или плохо. Могу только добавить, что нужно учитывать все нюансы. Каждый заявляет о своих правах, но забывает о правах других лиц. А ведь их тоже нужно учитывать. В данном случае необходимо правосознание обеих сторон. Законодатели регламентируют этот процесс исходя из интересов большинства. Пример – Ахтырко заявил о шествии. Ему разрешили, выделили на обеспечение безопасности несколько десятков сотрудников полиции, машину ДПС. В результате он прошествовал по улицам один, потому что больше никто не пришел. А какие убытки? Но это его право. И если в качестве примера привести московские события, простые граждане – не участники акций не могли свободно пройти по улице,  предприниматели понесли убытки из-за того, что, исходя из интересов безопасности, были вынуждены закрыть свои магазины и кафе. О них тоже нужно думать. Это наша страна – и права у всех одни.

Давайте поговорим о полиции. В СМИ проходила информация о создании в следственном комитете нового отдела, который будет заниматься делами в отношении полицейских. Насколько я знаю, в полиции до сих пор действует собственная безопасность, которая должна выявлять преступления, совершенные полицейскими. А комитет и так занимается всеми спецсубъектами. Тогда зачем нужен такой отдел в СК? Значит ли это, что в полиции так все плохо?

- Случай в Казани, разумеется, вопиющий. К сожалению, такие факты бывают по всей стране. Мы помним Москву, где полицейский расстрелял без причины посетителей супермаркета. Мы помним и Саратов, где в Ленинском районе зафиксированы нелицеприятные случаи, и Энгельс – таких случаев, к сожалению, не единицы. Лица, совершившие преступления в Энгельсе и Саратове, понесли наказания – осуждены. В Новобурасском районе сейчас идет расследование. Самое главное, что эти факты не скрываются, им дается оценка. Оценка в виде уголовных дел, в виде судебного решения. Я надеюсь, что после реформирования органов внутренних дел таких фактов будет меньше. Всего в 2011 году поступило около 30-ти жалоб на избиения сотрудниками полиции. Они не подтвердились.

Если оценивать в целом – вы довольны результатами работы за прошедший год?

- Как сказать, довольны или недовольны. Скажу, что на заседании коллегии генпрокуратуры в Нижнем Новгороде, подводя итоги, нас отметили положительно - по основным показателям прокуратура Саратовской области в нашем округе занимает лидирующие позиции. Мы добились более хороших результатов по некоторым сферам. Например, выплата зарплат, предоставление детям-сиротам жилых помещений, жилищно-коммунальная сфера – корректировки, выставление двойных платежек. Мы выявляли очень большое количество нарушений, возвращали гражданам средства, которые взимались с них незаконно. И работа не закончилась – она продолжается.
Если говорить о состоянии преступности – все жители знают, что в области проведены мероприятия, которые позволили обстановку более стабильной. Задержаны преступные банды, уже есть приговоры. В ближайшее время в суд будут направлены дела по декриминализации.
Дел очень много. Причем во множестве сфер. И ставит нам задачи само общество – поэтому нельзя сказать, доволен результатами или нет. По рейтингу прокуратур – доволен. Но в целом – совершенного общества не будет, поэтому работы у нас еще очень и очень много.

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина предыдущего дня
Еще новости - Интервью
"Веном: Последний танец". Заметки киномана "Веном: Последний танец". Заметки киномана В третий раз Том Харди закинул невод, простите, вернулся на экраны в качестве инопланетного паразита и его хозяина из вселенной "Человека-паука". Вернулся невод лишь с личной харизмой главного персонажа. Всё остальное в фильме только утомляет.
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 3 мая 2012
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x