Сегодня на заседании при уполномоченном по правам человека в Саратовской области Татьяне Журик обсудили помощь потерпевшим по уголовным преступлениям.
"Жертвы преступлений должны быть защищены, однако мы понимаем, что есть и другая сторона - прибегая к помощи потерпевшего, органы решают и какие-то свои задачи, - начала обсуждение Журик. - Если человек находится после преступления в тяжелом моральном, материальном, физическом состоянии, он уязвим и должен получить помощь. А там взяли показания, описали суть произошедшего, и на этом на какое-то время помощь закончена. Но и не все жертвы преступления сразу обращаются в органы, пытаясь решить свои проблемы самостоятельно, что усугубляет ситуацию".
Одна из проблем - необходимость обжалования постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Если на первый взгляд нет состава преступления, заявителю объясняют, что это "гражданско-правовой спор, решайте свои дела в судебном порядке". По словам Журик, есть статистика, которая говорит о том, что значительное число отказов возвращаются после дополнительной проверки.
"Пока дело не возбуждено, статуса потерпевшего у него нет, хотя нередко по факту человек является потерпевшим, но юридически им не признан. На этот период законодательного механизма, чтобы этих людей защитить, нет", - сказала она.
Начальник отдела Главного следственного управления ГУ МВД по области Николай Шестаков заметил, что не всегда потерпевший знает, как реализовать свои права. Он больше полагается на следователя, "как тот ему их разъяснит, так он ими и воспользуется, потому что написано все достаточно сухо". Кроме того, потерпевший не всегда знает о принятых в рамках проверки или следствия решениях. Бывают и ситуации, когда следователями в ходе проверки выполняется не весь комплекс действий: "В уголовно-процессуальном законодательстве все это прописано, но есть негативные моменты, которые мы стараемся искоренять".
Начальник управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью областной прокуратуры Денис Волошенко напомнил, что УПК не регламентирует количество отмен постановлений о возбуждении уголовных дел, но есть ведомственные акты, которыми предписано, что если больше двух раз выносится отмена, а "эффект не достигается", заявление выходит на более высокий уровень и так может дойти до Генпрокуратуры. На практике "сотрудники полиции прислушиваются к прокуратуре". Если прокурор ставит вопрос о возбуждении уголовного дела, как правило, оно возбуждается.
"Раньше незаконные отказы исчислялись тысячами, сейчас имеем позитивный эффект - количество нарушений уменьшается. К сожалению, не исключаем другой эффект: есть профессиональные сутяжники, которых нельзя исключать. Алгоритмы работы направлены именно на то, что пострадавший получил защиту, а тот, кто не пострадал, не смог злоупотреблять своим правом и писать тоннами обращения", - сказал Волошенко.
Больше всего отказов выносится органами дознания, которые непосредственно общаются с гражданами, сказал представитель прокуратуры. Здесь возможны и непроцессуальные моменты, и уговоры. Люди, которые не обладают достаточной правовой грамотностью, на это "ведутся", поэтому нужна четкая регламентация на стадии проверки.
Президент Адвокатской палаты области Роман Малаев сказал, что случаи, когда заявители о преступлениях обращаются к адвокатам, единичны. Он согласился, что нужно лучше разъяснять гражданам права, а остальное прописано законом.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
Сегодня, 12:18Общество
-
Сегодня, 11:21Общество
-
Сегодня, 10:38Общество
-
Вчера, 20:38Общество
-
Вчера, 12:41Общество
-
Вчера, 12:15Общество
-
20 Дек, 19:13Общество
-
20 Дек, 19:05Общество
-
20 Дек, 18:14Общество
-
20 Дек, 17:35Общество
Мобильное приложение билайна удостоено гран-при одной из старейших премий интернет-проектов «Золотое приложение» в номинации «Лучшее приложение для потребителя»....