Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Темы недели: губернатор на час, земля под Крытым, трамваи желаний

  • 20:21, 30 июля 2021
  • Комментариев[0]

"Прямая линия" губернатора Саратовской области Валерия Радаева должна была стать одним из главных источников новостей этой недели. Но прошла она тускло и незаметно для жизни региона, даже не выполнив возложенной на нее функции предвыборного "оживляжа". Зато на этой неделе смог привлечь внимание глава города Михаил Исаев, который от борьбы с электротранспортом бросился в другую крайность - бескрайнего прожектерства. Бизнес в городе обеспокоен отменой приватизации земли под Крытым рынком и ждет новых громких решений.

Темы недели: губернатор на час, земля под Крытым, трамваи желаний

Радаев ответил, вопросы остались

В понедельник, 26 июля, состоялась первая "прямая линия" саратовского губернатора Валерия Радаева. Ну как первая. Радаев проводил подобные сеансы связи с народом и раньше, например, в 2019 году. Но на этот раз поручение о "прямой линии" поступило от президента Владимира Путина. Глава региона просто обязан был взять под козырек.

Несмотря на то, что явление губернатора народу пытались подать как некий новый формат (с информационной кампанией в соцсетях), в целом оно проходило в худших традициях мероприятий "для галочки". Радаев не удержался от того, чтобы доложить аудитории об успехах вверенного ему региона. Вопросов от граждан помощники губернатора насчитали 1,7 тысячи, впрочем, многие из них повторялись — качество дорог, отсутствие горячей воды, коммунальные аварии, бродячие собаки.

Из "прямой линии" мы не узнали ничего нового и не услышали политических заявлений или хотя бы намерений поставить решение всех этих насущных проблем на системную основу. Все общение свелось к раздаче поручений по мелким хозяйственным вопросам. Так что сеанс скорее показал тотальное отсутствие коммуникации правительства не только с обычными людьми, но и внутри собственной "епархии". Например, только так главврач областной больницы смогла попросить о ремонте крыши своего учреждения.

И вообще, честно говоря, Радаев и в хозяйственных вопросах, честно говоря, "плавал". Ведь занимается ими теперь не он, а председатель правительства Бусаргин. И тот, наверное, мог бы дать более содержательные ответы и точные поручения. Все это только усиливало эффект оторванности главы региона от реальности.

Радаев вытерпел только час общения с народом. К тому же трансляция шла по местному ТВ, а сетка у него жесткая. Сейчас, когда даже главы районов общаются с подписчиками через "Инстаграм", это кажется как минимум неактуально. Конечно же, ряд вопросов спикер попросту проигнорировал. Например, про злополучных собак или о своей отставке.

Но жителям еще, можно сказать, повезло. Журналисты лишены возможности задать свои вопросы "первому лицу" уже 6 лет. Именно тогда проводилась его последняя общая пресс-конференция. А когда Валерий Васильевич последний раз давал обычное, не заказное интервью, уже и не припомнить. И вообще всегда было очевидным стремление Радаева уходить от обсуждения широких социальных и экономических вопросов. Вот лебеду скосить в колхозе — это его уровень.

Мнение эксперта

Дмитрий Олейник, политолог

Формат "прямой линии" безусловно нужен. Он позволяет главам регионов еще раз комплексно взглянуть на ситуацию, потому что понятно, что каждый день возникают текущие важные задачи, и иногда губернатор не видит всего, что происходит в разных сферах, а концентрируется на решении каких-то конкретных задач. При подготовке таких мероприятий он встречается практически со всеми министрами, всеми блоками, по крайней мере с вице-губернаторами, и видит всю ситуацию. Сам по себе формат – я не беру конкретно нашу ситуацию – он смотрибельный, и из всех других форматов говорящих голов с участием представителей региональной власти, наверное, наиболее интересный.

Первая попытка есть первая – есть над чем работать. Но хорошо, что первая "прямая линия" состоялась. Понятно, что аналогичные мероприятия проходят в других регионах – это инициатива президента. Он сказал, что главам надо чаще проводить такие мероприятия. Наш откликнулся одним из первых, так, как смог. Думаю, для него это было непросто после долгого времени необщения с жителями по таким актуальным вопросам. Просто по себе знаю, что, когда долго с людьми не общаешься в таком формате, концентрироваться сразу непросто.

Я бы поставил губернатору твердую "четверку" и предложил бы развивать этот формат, хотя бы раз в квартал. Потому что мы видели на примере наших прошлых губернаторов – встречи проводились в похожем формате, "час с губернатором" или "от первого лица". Хочет он раз в месяц – дай бог. Главное, чтоб это было не раз в месяц до сентября, а потом как бог даст. Если раз в квартал он будет проводить, в дальнейшем это будет интересный опыт и смотрибельная программа с хорошим рейтингом.

Формат "прямых линий" руководителей различных уровней требует очень серьезной подготовки, не только от первого лица. Но и от его аппарата. Это, скорее, работа не самого губернатора. Вопросы готовились таким образом, чтоб выступить в положительном ключе. Тут нет никакого секрета – так делают все. У нас президент раз 20 применял такой формат, и первый вариант не был таким уж зажигательным с острыми вопросами, а в дальнейшем это уже вопрос режиссуры, готовности. Я поэтому и сказал, чем больше он будет этим заниматься, тем лучше будет получаться и тем острее вопросы будут приниматься.

Я не считаю, что этот блин совсем комом… Знаете, когда ребенок делает первый шаг в каком-то направлении – это уже хорошо, даже если он после этого сел на попу. Я бы поддержал это дело и не стал бы критиковать. Потому что критика может привести к самому негативному варианту – он бросит это дело совсем.

Государство копает под рынок

Саратовские предприниматели и землевладельцы не перестают кричать "караул". Маховик деприватизации набирает обороты. После земель Саратовского авиационного завода и участка на Музейной площади пришла очередь земли под Крытым рынком. На уходящей неделе арбитражный суд области удовлетворил иск Росимущества к двум собственникам — ООО "Крытый рынок" и ЗАО "Торговый дом "Центральный" — о возврате этой земли государству.

После земель САЗа никто не забеспокоился — в этом виделась справедливость после скандального и скоропостижного "распила" крупнейшего саратовского предприятия. Да и обанкротился завод относительно недавно — в 2009 году. Однако последние решения встревожили предпринимателей не на шутку. В случае с землей Крытого рынка аннулированы результаты приватизации 90-х годов. Это ставит под вопрос неприкосновенности частной собственности на недвижимость вообще, потому что все когда-то было государственным. Юристы не перестают удивляться судебным прецедентам.

Особую соль ситуации добавляет то, что 10 лет назад Росимущество уже пыталось отсудить у тех же фигурантов здание Крытого рынка. И какое-то время казалось, что госорган побеждает: на его сторону встали Двенадцатый арбитражный апелляционный суд и кассационный суд в Казани. Но в марте 2012 года Высший Арбитражный суд (ныне его уже не существует) поставил точку, отменив решения предыдущих инстанций и отказав Росимуществу в связи с истечением срока давности.

Документы того дела содержат историю приватизации Крытого рынка. Оно оказалось в частных руках в результате государственной программы приватизации. ООО "Крытый колхозный рынок" было основано в 1992 году, помещения перешли в его собственность в 1997-м. Общество "Торговый дом "Центральный" возникло из одноименного муниципального предприятия в 1995-м. К приватизации можно относиться по-разному, мы же только подчеркнем, что эта программа была именно государственной, т. е. собственность коммерсантам передавали под некие гарантии. Теперь же оказывается, что срок тех гарантий истек, политика изменилась, а тех, кто получал имущество от государства на добровольной основе, считают почти что жуликами.

Теперь же в городе обсуждают, не попытается ли государство снова вернуть себе здание Крытого рынка? Казалось бы, решение 2012 года это исключает. Но не увидим ли мы в скором времени еще более удивительный судебный прецедент?

Кстати, деприватизация — явление не чисто саратовское. Например, в Волгограде в госсобственность удалось вернуть историческое здание Центрального универмага – объекта культурного наследия федерального значения, и сейчас на объекте ведутся работы по реконструкции, а в дальнейшем в нем откроется культурная площадка для семейного творческого досуга и отдыха, в основу которой войдут фонды музея имени Машкова.

Наш Крытый рынок тоже мог бы стать такой же площадкой, причем, с сохранением своего исторического предназначения – рынка. Помимо собственно торговой площади с куполом в нем масса пустующих помещений, которые сейчас никак не используются. Конечно, это звучит, как очередной мегапроект Володина. Самому региону едва хватает, чтобы сводить концы с концами.

Здание Крытого рынка было спроектировано архитектором Василием Люкшиным в начале 1900-х годов по образцу столичных и европейских городов. Он использовал самые передовые технологии и инновации того времени. Например, в подвале разместили холодильные установки, продукты поднимались наверх с помощью электрических лифтов, здание освещалось электричеством, обогревалось центральным отоплением, а «освежалось» вентиляцией. Запас воздуха обеспечивался высоким сводом, а торговые ряды учитывали циркуляцию людских потоков. Конечно, Люкшин не стал бы так стараться, если бы узнал, что через 100 лет в рынке будут торговать ширпотребом и дешевыми шмотками. При таком статусе там бы устраивать Славянские базары, Сорочинские ярмарки и праздники типа Mardi Gras!

Мнение эксперта

Александр Бернадский, ветеран Саратовского авиазавода, член рабочей группы по возвращению в госсобственность имущества САЗ

Вернуть здание Крытого рынка вполне реально, было бы желание. Тем более, что в том решении арбитража, где по срокам давности было отказано, сказано, что Крытый рынок – федеральная собственность и не подлежал приватизации. Только иск надо подать правильно.

А то, что никто ответственности не понес за передачу госсобственности в частные руки, — это уже другой вопрос. Мне тоже интересно, почему никто не ответил за проигрыш суда по Крытому рынку по сроку давности. Подавало иск Росимущество. Им было четко сказано – это ваше, федеральная собственность.

Почему никто не привлек к ответственности Ростреестр, которые при своей функции просто регистрации занимаются распоряжением федеральной собственностью? Это есть в одном из решений суда по убежищу (авиационного завода. - Ред.): Федеральная регистрационная служба является регистрирующим органом, она превышает свои полномочия, распоряжаясь федеральной собственностью. Что они делают? Они берут и вносят в ЕГРН информацию о собственности, не имея под это никаких оснований. И все. А по закону: появилась эта запись, и тот, кто вписан, считает себя собственником. Пока настоящий собственник не вспомнит об этом.

Пробел в чем? Закон о регистрации появился в 1998 году. А собственность вот эта – в 1991 году. За это время никакой регистрации нигде не было. Этим и пользуются мошенники, или как их назвать. Как с землей по заводу было? Администрации надо было эту землю. Мэр послал в Росреестр подчиненную. Та принесла письмо: просим оформить в муниципальную собственность 342 га – 4 площадки. Что делает Росреестр? Ставит под козырек. Оформляет заявление от нее. Основание для оформления какое? Пусто, ничего нет.

Аналогично по всем другим объектам. По кинотеатру "Победа", по Крытому рынку, по кинотеатру "Экран". Везде одно и то же – понравился актив, посылают своего человека в Росреестр, Ростреестр вносит запись в ЕГРН – и все. А собственник об этом знать ничего не знает. Вот этим и пользовались. А по закону о регистрации, если собственность появилась до закона 1998 года, собственник заявляет о своих правах в добровольном порядке. Ну, Росимущество и не заявляло. Это, вы думаете, всего несколько объектов? Это во всем городе так. 1992 год – все было в федеральной собственности. Затем было постановление N321 о разграничении собственности. В соответствии с ним должна была быть передача объектов из федеральной собственности в собственность субъекта, муниципалитета и так далее. Единственный способ перехода права собственности по закону о собственности – это вручение вещи. Вручение вещи подтверждается единственным документом – актом приема-передачи. Если его нет, то собственник остается прежний – Российская Федерация. Ни по одному объекту такого акта нет… Это грандиознейшее хищение федеральной собственности, оно, наверное, по всей стране.

И вопрос такой – а почему не отвечают госорганы? Нельзя, государственные органы у нас, как жена Цезаря, выше закона. Они натворили, никакого контроля, предприниматели на ушах, а отвечать никто не отвечает.

А было бы желание, вернуть здание Крытого реально. А кто с предпринимателями, добросовестными приобретателями рассчитываться будет? А пусть рассчитывается тот, кто им продал это имущество. И никаких проблем нет. Вот сейчас у Крытого рынка землю забрали. Ну подавайте иск тому, кто вам ее продал!

Трамвай подвозят к выборам

Администрация Саратова на этой неделе презентовала грандиозные планы по развитию городского электротранспорта. Удивительные все-таки метаморфозы происходят иногда. Еще в прошлом году мэрия пыталась продавить ликвидацию трамвайного кольца в Мирном переулке. А теперь уже грезит новыми трамвайными и троллейбусными линиями.

Конечно, инстаграмный монолог главы города Михаила Исаева был направлен не к жителям Саратова. У них, как всегда, никто не спрашивает. О планах градоначальник вдохновенно докладывал председателю Госдумы Вячеславу Володину.

Например, планируется запустить один "длинный" трамвайный маршрут вместо четырех "коротких". Процедура объединения ждет маршруты NN3, 6, 8, 9. Соединит это "трамвайное метро" окраины Ленинского (Поливановку) и Заводского (поселок Комсомольский) районов. Впрочем, вполне возможно, что этот проект как раз и подразумевает ликвидацию кольца в Мирном — бывшие "тройки" будут просто ехать прямо по маршруту "девятки", не заезжая в самый центр. А этот как раз сделает трамвай менее удобным.

Володин сразу прикинул, что весь этот маршрут можно будет сделать "скоростным". На этом месте можно было уже охнуть, потому что только на ускорение "тройки" задумали потратить 6 млрд рублей. Сколько же будет стоить полное великолепие?

Конечно же, никто не спрашивает, кому и зачем ехать из Поливановки в Комсу и не проще ли в таких редких случаях воспользоваться другими видами транспорта, идущими напрямую.

Троллейбусное движение тоже не осталось в стороне от развития. С учетом поставок новых "Адмиралов" на автономном ходу нам обещают продление маршрутов. Например, 10-й предлагается продлить по Тархова до Дворца водных видов спорта, маршрут N3 — до поселка Юбилейный и в перспективе — до "Леруа Мерлен", N7 — по Московскому шоссе в поселки Дачный, Жасминный и Соколовый. По N15 есть сомнения: то ли пустить его в "Авиатор", то ли в Красный Текстильщик и Багаевку.

Жители "Авиатора", думается, будут особенно рады — они недавно взбунтовались, когда у них по дворам пустили всего лишь маршрутку, а Исаев задумал там целое троллейбусное кольцо. И это при том, что кольцо там уже есть в пяти минутах ходьбы. Видимо, мэр не совсем понимает, что улиц в "Авиаторе" нет от слова совсем, а есть только беспорядочная застройка с узкими проездами. Да и идея пустить троллейбусы до сел пахнет предвыборным прожектерством: это уже почти междугороднее сообщение, как в Крыму. До Красного Текстильщика 30 км, а автономный ход у "Адмирала" - на 20. Как еще в Сабуровку троллейбус не запускают.

В общем, за какие-то полчаса чиновник накидал планов лет на 100 вперед. Мог бы и на следующие выборы что-нибудь оставить.

Еще одна хорошая новость поступила от Володина — городу пообещали еще 50 новых (не московских) троллейбусов и столько же новых трамвайных вагонов. Причем трамваи поступят уже в следующем году. Вот только, очевидно, рельсы за такой короткий срок не поменяют.

Мнение экспертов

Urban patrul, городское объединение

Глава города рассказал о изменениях, связанных с продлением маршрутов троллейбуса:

- 10-й маршрут троллейбуса будет продлен в этом году до района Солнечный-2: улицы Кузнецова и бульвара Героев Отечества (с этим решением абсолютно согласны, но контактная сеть всё же в будущем необходима);
- 15-й маршрут будет продлен до Комсомольского поселка (тоже согласны, но также считаем, что нужна контактная сеть);
- 3-й маршрут хотят продлить от стадиона "Спартак" в район Юбилейный (не согласны). Необходимо продлевать маршрут до улицы Соколовой, а маршрут из Юбилейного направлять на другое направление, смотрите маршрут 8А от Юбилейного до нового пляжа.

Не сказали про 4-й маршрут троллейбуса, его также нужно продлевать до Комсомольского поселка;
- 5 или 5А маршрут от Техстекла направить до нового пляжа, продлив контактную сеть по улицам 2-я Садовая и Серова. Если в условиях лизинга прописаны улицы, то возможно поменять название маршрута;
- 6-й маршрут необходим, чтобы связать район Солнечного-2, "Техстекло" и улицу Большую Горную с центром города и Славянской площадью. На улице Большая Горная после уничтожения трамвая вообще отсутствует транспорт, а альтернативу в виде троллейбуса и автобуса для жителей не сделали;
- 11-й маршрут необходим для соединения Солнечного-2 и района Политехнического университета;
- 12-й маршрут, нужный жителям Агафоновки и пациентам Областной клинической больницы (маршрут от Славянской площади до Клинической больницы);

Исследуя маршрутную сеть города, мы руководствовались тем, что с одной пересадкой пассажир мог бы попасть в любую точку города и Энгельс. Также наполнение некоторых магистральных улиц троллейбусами позволило бы сократить активность автобусных маршрутов (с неэкологичным двигателем, которые создают аварийные ситуации с муниципальным транспортом и не соблюдают графики расписания).

Хотелось бы заметить, что помимо ремонта трамвайных рельсов, городу нужна модернизация троллейбусной контактной сети и внедрение выделенных полос для общественного транспорта.

Денис Жабкин, блогер

Соединить трамвайную сеть в один большой маршрут – это только на слух кажется логичной и правильной идеей. Но как правильно было сказано – вот вам идея, а специалисты пусть посидят и подумают, как это сделать. Потому что на практике реализации идеи в виде абсолютного объединения споткнется, сделав трамвай ненадежным и неэффективным.

Во-первых, нельзя убирать кольца с 6-й Дачной. Проблема саратовского трамвая – отсутствие запасных вариантов на случай поломок и ДТП. Напротив, нужно строить дополнительные перемычки или кольца там, где есть возможность. Иначе случись ДТП на путях в Поливановке, и весь город остался без трамвайного движения.

Во-вторых, если говорить о предложенной схеме, то основной пассажиропоток такого длинного маршрута в течении всего дня будет концентрироваться между 3-й Дачной и СГУ. Заполненными в часы пик трамваи будут ходить от Комсомольского до Сенного (так называемый маятниковый пассажиропоток). Поэтому для схемы скоростного трамвая только по 3 маршруту картина будет такая: трамваи часто ходят, хорошо заполняются, дают экономический результат. По маршруту 6+3+9+8 – трамваи ходят редко (т.к. нужно гораздо большее число трамвайных вагонов, чтобы обеспечить минимальные интервалы на таком длинном пути), чрезмерно переполнены в центральной части маршрута и пустые ближе к конечным. Выходом является третий вариант: введение альтернативных – укороченных и удлиненных вариантов маршрута на основе пассажиропотока. Например, два трамвая следуют сокращенным маршрутом до 6-й Дачной, третий – до Поливановки. Сейчас в Поливановку ходит один трамвайный вагон раз в 15 минут. Если пускать туда многовагонный состав каждые 5 минут, то он будет "возить воздух". Конечно, если пассажиропотоки будут меняться, то можно будет как интервалы менять, так и сами маршруты. Это вторая причина для чего нужны дополнительные оборотные кольца на протяжении линии.

Похожие материалы
  • 11.06.2021, 17:30 Темы недели: свобода Беликова, неволя Качева, потоп, столица майонеза

    Фемида иногда оборачивается Фортуной. На этой неделе бывший глава ГУ МЧС Игорь Качев, который в прошлом году вроде бы избежал наказания за превышение полномочий, все-таки отправлен в колонию. А вот другой фигурант громкого дела, экс-депутат облдумы Андрей Беликов оправдан в мошенничестве. Нет никакого оправдания отсутствию ливневок в городе - из-за него 15-минутный ливень приобретает размах ЧС. Из позитивных новостей - майонез не перестанет быть саратовским брендом.

  • 30.04.2021, 20:49 Темы недели: Саратов предложено "слить", маршрутка нон грата, пробный "Адмирал"

    Все-таки приятно, когда по итогам недели в сухом остатке оказываются позитивные новости. Только ленивый не замечает, что в Саратове начался "ренессанс электротранспорта". Впервые заговорили о новых маршрутах троллейбусов - в Солнечный и Юбилейный. В других микрорайонах транспортный вопрос пытаются решить с помощью маршруток, но в "Авиаторе" люди неожиданно выступили против "газелек" около дома. Тем не менее, даже если Саратов станет столицей электротранспорта, это может не уберечь его от поглощения более сильным регионом. И хотя это пока только частное мнение, саратовцев оно задело за живое.

  • 02.04.2021, 21:25 Темы недели: золотые яйца, автобусный кризис, в ожидании Путина

    На этой неделе случилось то, чего никогда не бывало - губернатор Валерий Радаев ушел в отпуск. Это оказалось настолько удивительным, что породило даже конспирологическую теорию о том, что глава региона помещен на самоизоляцию перед приездом президента Владимира Путина. Тот якобы может принять участие в открытии Парка покорителей космоса. Объект, который должны сдать через 10 дней, строят в авральном режиме. Тем временем, гражданам не до космических свершений - яйца в магазинах стали "золотыми", а по городу все сложнее передвигаться на общественном транспорте.

  • 19.03.2021, 20:24 Темы недели: рельсы в парке, защита для "скорой", год с ковидом

    В Саратовской области многие новые темы - это хорошо забытые старые. Это как нельзя лучше видно по дискуссии вокруг детской железной дороги в Парке Победы. Проекту завтра будет 10 лет, а обсуждение его только разгорелось. Стара как мир и проблема безопасности выезжающих на вызовы медиков - она вернулась в центр внимания после очередного нападения на сотрудницу "скорой". И это несмотря на то, что врачи - одни из главных героев прошедшего коронавирусного года. С прихода пандемии в Саратов прошел, действительно, год.

  • 12.03.2021, 20:58 Темы недели: остановка трамваев, жертвы ковида, незащищенные дети

    На этой неделе в Саратовской области не было замечено ярких событий или громких происшествий, которые оставили бы след к концу этой самой недели. Жизнь текла сама собой, со всеми со своими кошмарами и сложностями. Так что пришлось выбирать из тех трендов, которые удивили нас больше всего. В городе обсуждают запланированную приостановку трамваев в связи с реконструкцией системы электротранспорта. Коронавирус, который ушел в тень, вновь напомнил о себе - надеемся, это его последний оскал. На фоне ковида общество разъедает другая болезнь - отсутствие малейшей жалости не только к другим взрослым, но и к детям.

Новые материалы
  • 23.09.2021, 10:34 "Пиковая дама". Драма на сцене и за кулисами ТЮЗа

    Иногда премьера - это больше, чем просто первый показ нового спектакля. Именно так случилось в ТЮЗе. В прошлом сезоне в театре прогремели такие громкие скандалы, что о них услышал внешний мир. До этого театр больше года жил без главного режиссера, и теперь новый главреж выпускал спектакль, который должен был выйти еще в конце прошлого сезона. В общем, за кулисами бушевали трагедии. Смогли ли с ними сравниться действия на сцене?

  • 22.09.2021, 13:34 Самозанятые юристы и таксисты. Что тормозит распространение в регионе нового налогового режима

    Результаты введения в стране налога на профессиональный доход получают неоднозначные оценки. Число оформивших статус самозанятых на год превзошло ожидания, при этом с появлением нового налогового режима проблема нелегальной деятельности вовсе не утратила своей остроты. Появились и непредвиденные нюансы. Например, эксперимент "разогнал" по домам столичный рынок красоты - мастера оформили статус самозанятого и ушли из салонов. В Саратове стрижки и маникюр тоже теперь делают "на кухнях", но совсем по другой причине. Зато институт самозанятых у нас активно поддержали юристы. Впрочем, к выводу предпринимательской деятельности из тени это не имеет никакого значения. "СарБК" разбирался в тонкостях темы.

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x