Как известно, примерно с 1980 года в мире управления бизнесом происходят радикальные изменения. Начавшаяся в шестидесятые годы прошлого века научно-техническая революция привела к резкому увеличению скорости нововведений. Это явление в свою очередь потребовало от руководителей искать новые инструменты оценки конкурентоспособности компании. В чем же радикальность этих изменений?
Вспомним старые инструменты. Например "производительность труда". В начале 20-го века высокая производительность труда давала реальное конкурентное преимущество. Эта идея породила конвейер и другие "прелести" научно-технической революции. Дальнейшее развитие бизнеса с годами порождает актуальность управления на основе финансовых показателей. Такой простой и удобный инструмент как "прибыль" - количественное выражение материальных ценностей компании: чем больше прибыль, тем больше у компании материальных ценностей, следовательно, она более защищена от угроз внешней среды.
А теперь пример из середины 1990-х. Новейшие заводы по выпуску чипов оперативной памяти Samsung мгновенно обесценились, не успев начать работать. Тогда цена на оперативную память внезапно упала примерно с 40 до 4 долларов за мегабайт. Это яркий пример того, как скорость изменений на рынке обесценила старые инструменты сохранения конкурентоспособности компании. Тогда впервые задумались о том, как противостоять ситуации, когда материальные ценности есть, но они ничего не стоят.
Развитие бизнеса в нашем регионе точно так же проходит все эти ступени. Можно сказать, что сейчас идет этап наращивания материальных ценностей. Деньги инвестируются в средства производства, системы дистрибуции и брэндинг. При этом управление бизнесом на основании концепции его стоимости и долгосрочных стратегий ее увеличения не является общей тенденцией в развивающихся поволжских предприятиях. Последствия этого нельзя назвать положительными.
Во-первых, компания, ориентирующаяся в своем развитии исключительно на текущие финансовые результаты, к которым, говоря по-простому, относится оборот и прибыль, развивается вслепую:
не производится регулярного учета рисков;
не отслеживаются маркетинговые и отраслевые тенденции, выходящие за пределы нашего локального рынка;
не учитываются step факторы.
В результате, даже если предприятие считает, что ведет работу по стратегическому планированию, ее стратегия ограничена и малоэффективна, основана на неполной информации и направлена на достижение сиюминутных целей.
Во-вторых, не ориентированный на увеличение стоимости бизнеса управленческий подход ограничивает компанию от притока необходимых для развития инвестиций. Готовя этот обзор, мы пообщались с руководителями ведущих банков, работающих с саратовскими инвестиционными проектами, и получили от них подтверждение. Банки отказывают в инвестициях огромному количеству предпринимателей в силу того, что подаваемые ими бизнес планы в лучшем случае способны дать прогноз объемов продаж и рентабельности бизнес проекта. Внятно ответить потенциальному инвестору на вопрос: "Сколько будет стоить создаваемый с его участием бизнес?" могут единицы.
Директор по развитию Консалтинговой Компании "Системы Бизнес Роста" Евгений Филиппов: "Это мировая тенденция. Победителями становятся компании, которые способны добиваться успеха не только на рынке продукта, информации, материальных ресурсов и труда. Среди множества рынков, на которых компании необходимо обеспечить свою конкурентоспособность, есть один, который имеет ключевое значение для продолжения самого существования компании. Это рынок капитала. Чтобы выиграть в конкурентной борьбе за капитал, бизнесу необходимо быть конкурентоспособным на всех вышеперчисленных рынках и всегда концентрировать внимание на том, что важно для будущего. Вот что может опредлить конкурентоспособность компании. Диалог компании с рынком капитала происходит на языке финансов. На этот язык переводится деятельность во всех других сферах. Отсюда мораль: ориентированный на рост бизнес должен уметь отслеживать все процессы, происходящее с компанией, и переводить это на язык цифр. Проще говоря - оценивать стоимость бизнеса в долгосрочной перспективе и разрабатывать стратегии ее увеличения. Как мы дложны измениться, чтобы стоимость кампании увеличилась - это основной вопрос, которым озадачены прогрессивные управленцы".
Иван Соколов, консультант по маркетингу этой же компании: "Управление бизнесом на основе ее акционерной стоимости - это, по сути, новая управленческая парадигма. Неправильно думать, что здесь идет речь о выведении очередного финансового показателя. Ведь строя стратегии увеличения стоимости мы должны уметь оценивать и нематериальные активы - например, брэнд компании. И стратегия должна предусматривать комплексную работу по развитию всего управленческого организма.".
Этим затянувшимся вступлением мы хотели показать важность и актуальность тенденции, которую можно условно назвать "управлением стоимостью бизнеса". Теперь стоит разобраться в сути этой деятельности.
VOC и MFV
Основные идеи, полученные нами из интервью с консультантом по управлению и финансам компании "Системы Бизнес Роста" Максимом Огаренко, можно изложить так:
Финансисты определяют акционерную стоимость компании или стоимость компании для собственников как сумму будущих дисконтированных денежных потоков, т.е. сколько денег компания заработает в будущем. В отличие от прибыли, которая означает, сколько компания заработала в прошлом. Из инструментов управления стоимостью компании выделяют:
анализ стоимости контроля (Value of Control - VOC) - инструмент оценки стоимости мероприятий, позволяющих избежать непоправимой ситуации краха бизнеса;
управление ради стоимости (MFV) - всеобъемлющий управленческий подход, объединяющий переопределенные цели, перестроенные организационные структуры и системы, оживленные стратегические и операционные процессы и обновленные практики управления человеческими ресурсами.
MFV улучшает качество и скорость принятия стратегических решений. Обычно MFV используют для того, чтобы помочь руководителям разрабатывать и внедрять стратегии, создающие акционерную стоимость. Для этого управленческая команда должна объединить бизнес стратегию и корпоративные финансы, дав интегрированную экономическую основу для анализа бизнес инвестиций. Это позволяет понять, что в текущем бизнес портфеле увеличивает, а что уменьшает акционерную стоимость.
"Акционерная стоимость - это понимание того, сколько денег фирма заработает в будущем. В отличие от прибыли, которая означает всего лишь, сколько денег фирма заработала в прошлом. Многочисленные случайные колебания рынка угадать невозможно, но лучшим компаниям удаётся оседлать долгосрочную тенденцию. Лучшие компании соревнуются в долгосрочном периоде", говорит Максим Огаренко.
Можно привести примеры успешного использования выше перечисленных инструментов в компаниях, которые у всех на слуху. Cadbury Schweppes является прекрасным примером того, как управление ради стоимости может превратить крепкую, но показывающую посредственные результаты, компанию в первоклассного творца стоимости. Перед запуском MFV в 1997 году этот гигантский производитель газированных напитков и сладостей показывал слабый рост выручки и стоимости акций.
После внедрения MFV в 1997 году, Cadbury превзошла все поставленные цели. Рост EPS (прибыль на акцию) в среднем составлял 10%, а свободный денежный поток намного превысил прогнозы. С точки зрения главной цели - акционерной прибыли - рост Cadbury в среднем составил 20% в год.
А у нас?
Саратовский бизнес не является исключением в том плане, что MFV имеет здесь такую же актуальность, как и везде в мире. Мы пообщались с саратовским предпринимателем, работавшем на рынке ПО, пожелавшим остаться инкогнито. Он говорит: "скорость изменений на рынке Саратова увеличилась настолько, что собственники предприятий не успевают понять, а что произошло, почему их бизнес умер. Возьмите рынок программного обеспечения. Еще пять лет назад было много фирм, которые успешно продавали свой программный продукт. Сейчас остались на плаву только филиалы, представляющие бренды федерального или мирового уровня. Все лучшие программисты разобраны брендами. Все, кто не успел за этими изменениями рынка - умерли. Собственники упомянутых компаний, которые в свое время хотя бы интуитивно понимали, что суть бизнеса - это увеличение его стоимости, предвидели эти тенденции и перераспределили имеющиеся ресурсы, в том числе и нематериальные, в итоге повысив стоимость своего бизнеса. Остальные отошли на обочину".
Это пример частный, но весьма показательный. Поэтому, нам захотелось понять, какими темпами сейчас приживается "новая управленческая парадигма" MFV в сознании наших бизнесменов. "Системы Бизнес Роста" провели для sarbc.ru экспресс исследование. В его рамках было опрошено 100 собственников саратовских компаний с репрезентацией по размеру компаний и отраслям. Результаты красноречивы: 30% опрошенных заявили, что об MFV ничего не знают, "ненужным" этот подход считают 3% респондентов; "задумываются" о необходимости внедрения MFV - 17%, "чувствуем необходимость в регулярном управлении стоимостью, но не доходят руки" - так ответили 46% опрошенных. Используют MFV в своей работе 4% собственников местных компаний.
В консалтинговой компании комментируют это так: "Многие из саратовских бизнесменов интуитивно ощущают что, несмотря на то, что их бизнес приносить деньги и есть стабильный рост продаж, нет гарантии сохранения бизнеса даже в перспективе трех-пяти лет. Мы сами в своей консалтинговой практике стали полноценно использовать инструменты оценки стоимости бизнеса сравнительно недавно. Но на сегодняшний день мы чувствуем сильную активизацию спроса наши услуги по стратегическому планированию и постановку MFV - это те самые 46%. Соответственно, можно делать вывод, что парадигма управления на основе стоимости бизнеса начинает пускать корни и у нас. Мы считаем это более чем положительной тенденцией".
Проанализировав все возможные российские публикации на эту тему в Интернет, мы сделали вывод, что сейчас в нашей стране за помощью по внедрению MFV обращаются те компании, которые ориентируются в мировом опыте бизнес технологий. Они заказывают консультантам оценку и программу увеличения стоимости брэндов, оценку перспективности интересующих их рынков.
Особо продвинутые, у которых уровень оборота выше среднего, заказывают оценку и программу увеличения стоимости акционерной стоимости компании.
Обычно это успешные, быстро развивающиеся компании. В этих компаниях не редко собственник хочет передать право принимать стратегические решения наемным работникам и при этом сохранить возможность влиять и контролировать рост стоимости бизнеса.
Евгений Филиппов из "Системы Бизнес Роста" дополняет: "кроме того, обращаются крупные инвесторы. У них очень высока цена ошибки. Им важно уменьшить степень неопределенности будущего. Они хотят получить системный анализ и прогноз перспектив стоимости бизнесов. Иногда обращаются при разработке и внедрению сложных функциональных систем:
CRM, ERP системы;
системы бюджетирования;
системы сбалансированности показателей;
реорганизация управленческой структуры компании".
В завершение можно сказать, что компания, управляемая на основе стоимости бизнеса, умеет создавать долгосрочные связи и возводить вокруг себя островки стабильности за счет формирования среды с высоким уровнем доверия. А если конкретно, это те лучшие компании, которых нельзя застать врасплох. У них есть несколько сценариев изменения внешней среды. На каждый сценарий есть план действий. Для этого ведется постоянный мониторинг перспектив новых и старых рынков. Их бизнес портфель постоянно корректируется по критерию увеличения стоимости бизнеса. Это удивительно, но все "успешные" наслаждаются быстрым ростом в отраслях с большой нормой прибыли, а "проблемные" прилагают выдающиеся усилия, чтобы выжить в непривлекательных отраслях.
Максим Ростов
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей