Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Великий почин с ядовитой начинкой. Пышногрудая однокурсница и бревно

  • 10:42, 17 апреля 2013
  • Комментариев[0]
Все на ленинский коммунистический субботник, товарищи! Ждем от вас проявления чувствительности и сознательности! Пришла весна, значит, пора приводить планету в порядок! Облачаемся в рабочую одежду, а именно – старые трико с вытянутыми коленками и затрапезные свитера. Напяливаем на голову смешную вязаную шапочку, которую носил еще дедушка, или бейсболку старшего сына, берем веники, лопаты и выходим на улицу – подметать, выносить мусор, красить и белить. Так и было бы на этой неделе, в канун очередного дня рождения вождя мирового пролетариата, кабы страна была той, в которой родилось большинство ныне здравствующих россиян.
Великий почин с ядовитой начинкой. Пышногрудая однокурсница и бревно

Кто бы ни ностальгировал по тем временам, но обязаловка в виде субботников или участия в первомайских демонстрациях нравилась не всем. В студенческие годы совместный труд с пышногрудой однокурсницей, равно как выезд с нею же на картошку, приходился по душе, а вот семейные товарищи от великого почина были не в восторге. С какой стати они должны заниматься неквалифицированным трудом да еще бесплатно в свой единственный выходной! (Вообще-то их два, но когда объявляли субботник, казалось, что один, причем самый лучший.)

Мы помним, что субботники являлись мощным средством коммунистической пропаганды, а также замечательным экономическим рычагом. Предприятия выполняли планы, экономя на оплате труда. Капиталисты до этого не додумались, да у них и не получилось бы ничего, поскольку в их обществе во главу угла поставлена нажива. Вызываешь работать в выходные – плати вдвойне. И как же это замечательно, когда есть еще идеология, когда "проявить сознательность" - означает бросить семью и потратить выходной на то, на что не захотел потратить свою рабочую неделю дворник дядя Вася!

Работать бесплатно – Ленин называл это "фактическим началом коммунизма" и радовался большей, чем в капстранах, производительности труда в такие дни. Он бы еще более восхитился, узнав, сколько ГУЛАГов было построено на принципах "фактического начала", и как там процветал бесплатный труд, основанный на любви к партии и ее вождю.

Немного странно сегодня перечитывать Ильича, тиснувшего по случаю субботников статейку в партийную прессу. Ну не пиарщиком же он работал, стало быть, на самом деле разглядел в субботниках какой-то невероятный потенциал. Неужели товарищ с таким лбом не понимал, что после энтузиазма первых лет, когда работники вагонного депо почитали за счастье вкалывать всю ночь, ремонтируя паровозы, наступят другие времена, когда граждане будут вздрагивать при слове «субботник»?

Впрочем, история всё расставила по своим местам. Ленин с бревном и даже не в собственном глазу, а на плече угодил в анекдоты. Субботники же сохранились преимущественно на муниципальном уровне. (Рассказывали, что несколько лет назад в Петровске всю чиновничью рать еженедельно выгоняли на субботник ближе к концу рабочего дня, причем по четвергам.) В областном центре под субботником подразумевается неукоснительное соблюдение своих обязанностей работниками коммунальных служб. В другое время так-сяк, а вот с апреля они начинают скрести, подметать и пылесосить на совесть. Свободных от административной воли граждан власть теперь может только попросить выйти на субботник, и граждане на эти просьбы, как говорил Райкин, пилюют. В большинстве своем. Во дворах ближе к очередной днюхе Ильича можно увидеть несколько человек среднего возраста, с увлечением вычищающих территорию, но это те, у кого на звонок о субботнике начинает выделяться слюна. Это те немногие, кто субботники любил и продолжает любить, и дай им бог здоровья. Двадцатилетних среди них вы почти не встретите.

Любое хорошее дело губится на корню, когда добровольность сменяется обязательностью. Если гражданин волен выбирать, подметать свой двор или нет, он, скорее всего, выйдет и подметет. Но если станут заставлять, у него внезапно обострятся сразу все хронические заболевания. Собственно с советских времен так и повелось: человек с веником и совком – это неудачник, который не смог откосить от субботника. А молодец тот, кто в законный выходной по телеку смотрит "Спартак" - "Динамо", обставившись пивом и обложившись сушеными чехонями. Такой стереотип.

Яд великого почина еще и в том, что на многие десятилетия в советском человеке укоренилось искаженное представление о труде. Работать не зазорно, только когда за это платят. Работать и ничего не получать – значит, быть лохом. Грубо говоря, бросить свою бумажку в урну – это проявление воспитанности, но поднять чужой мусор и бросить его туда же – западло. Именно в субботниках, на мой взгляд, следует искать причину нежелания многих воспринимать бесплатный труд по облагораживанию своего двора, как норму. Без идеологической подпорки, выражавшейся в возможности наказания, великий почин рухнул. Возродить его может только иное отношение к пределам своей территории.

Почему приезжая в цивилизованные европейские страны, мы восхищаемся чистотой улиц? Почему житель Антверпена или Зальцбурга не станет гадить в телефонной будке? Потому что для него это – то же, что нагадить в зале за своим телевизором. Другое у людей определение границ дома. В Европе у большинства людей дом – это город. Потому граждане, никогда не знавшие субботника, моют с шампунем окна и тротуары. Для них прибраться – потребность, а не обязанность. Причем такая, о которой даже не задумываешься. Как не задумывается хозяйка, когда берет тряпку и начинает вытирать пыль.

У нас по-другому. Выходим за порог квартиры, видим окурок, и тут начинается субботник. Поднять его и выбросить в мусорное ведро – значит, поучаствовать в общественно-полезных работах, а от этого нас тошнит. Если пакет мусора начинает дурно пахнуть, большинство, не долго думая, выставляют его на лестничную клетку. Потому что там – ничейная территория. Мой дом, моя крепость начинается по эту сторону двери. И здесь нет места принуждению со стороны государственного аппарата. Да, жена может меня принудить к обработке ковра с помощью пылесоса. Для этого ей достаточно пару раз сказать обычным голосом и разок повысить интонацию. Но это нельзя назвать субботником, потому что за качественно выполненную работу я потребую тарелку пельменей.

… Мой дом (самый обычный, кстати) обнесен забором. Это наше ТСЖ вспомнило, что по закону мы имеем право на придомовую территорию. Так вот теперь почти каждый жилец считает эту самую территорию продолжением своего дома. И это нормально – поднять конфетную обертку и бросить ее в мусорный бак, побелить абрикос, полить цветы. В собственной квартире мы поступили бы точно так же. Независимо от времени года и без всякого принуждения. За забором никто этим заниматься не станет. Выход? Надо двигать забор, распространяя свое чувство дома на всё более далекие от порога квартиры расстояния. До другой улицы, до другого квартала или города. До другой планеты. Вот тогда и на субботники никого звать не придется.

Автор: Валерий Шпрем
Похожие материалы
Новые материалы
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 17 апреля 2013
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x