Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

"Элизиум: рай не на Земле". Заметки киномана

  • 10:38, 9 августа 2013
  • Комментариев[0]
Знаете, какой киножанр самый страшный? Вовсе не ужастики и не психологические триллеры, а антиутопии. В них люди – не пришельцы, чудовища или какая-то нечисть, но эти люди делают такие бесчеловечные вещи с теми, кто ничем от них по-настоящему не отличается, что волосы на голове шевелятся. А для героев это обычный мир, норма. И это страшно, потому что некоторые антиутопии, вроде произведений Джорджа Оруелла, имеют обыкновение становиться реальностью. Так что сходите посмотреть на наше ужасное темное будущее. Это может дать вам желание его изменить.
"Элизиум: рай не на Земле". Заметки киномана

Фраза, которую в нашей стране прилепили к названию: "Рай не на Земле" исчерпывающе описывает завязку фильма. Потому что на Земле в 2154 году – нищета, перенаселение, разруха, кучи мусора, все грязное и серо-буро-козявчатого цвета. На улицах Лос-Анджелеса живут свиньи и бегают грязные дети. Жизнь ничего не стоит, люди – дешевая рабочая сила, о каких-то духовных потребностях все явно уже забыли, потому что материальные-то удовлетворить трудно, когда уж там хотеть большего. Зато над Землей на орбитальной станции Элизиум – тропический рай "под ключ" с шикарными домами, природой, пением птиц и классической музыкой, где все говорят по-французски. И это место только для богатых. Испаноговорящих «нелегалов» (нелегальны там все жители Земли, а не только латиносы), которые иногда пытаются туда пробраться, безжалостно убивают или, в лучшем случае, депортируют.

И вот в таком разделенном надвое мире растет мальчик Макс, который с детской убежденностью обещает подружке, что однажды они попадут на Элизиум. Но время идет, мальчик вырос (стал Меттом Деймоном: "Идентификация Борна", "Отступники", "Мы купили зоопарк") и начал угонять тачки, чтобы выжить, за что и отсидел, а теперь работает на фабрике, как честный человек. Но единственное, что это ему дает, − ощущение своей честности.

Однажды на работе он получает смертельную дозу радиации, и фабрика вышвыривает его умирать. А на Элизиуме есть медицинское оборудование, чтобы вылечить даже лейкемию в четвертой стадии, правда, только для граждан этой "республики". И Макс, как и масса прочих желающих, хочет попасть туда нелегально, чтобы спасти свою жизнь. Но билет очень дорого стоит, у него нет таких денег. Поэтому ему приходится выполнить одну работу – "хакнуть" мозг миллиардера, чтобы украсть номера банковских счетов, пароли и все, что там найдется полезного.

Конечно, он не знает, что министр обороны (Джоди Фостер, "Молчание ягнят", "Анна и король", "Таксист") задумала госпереворот, и все, что для него нужно, хранится в голове этого миллиардера. Но когда он нечаянно получает такую информацию, что он будет с ней делать?

Надо сказать, что после тщательно разработанного вступления начинается отличный научно-фантастический боевик с экзокостюмами, дроидами, всяким разным оружием, летательными аппаратами и, конечно, злодеем – маньяком на государственной службе (Шарлто Копли, "Район №9"). Но даже без этого картина была бы хороша – визуальная часть хотя и не вызывает восторга, потому что уж больно неприглядная, сделана великолепно. Как, впрочем, и в дебютном фильме режиссера Нила Бломкампа – по-своему гениальном "Районе №9". Сюжет в "Элизиуме" более прямолинейный, чем там, да и идея не нова, и напоминает он что угодно, начиная от прошлогодних "Параллельных миров" и заканчивая культовым американским сериалом "Светлячок". Но он все равно хорош, гораздо лучше и продуманнее, чем большинство современных научно-фантастических боевиков. Но, главное, в кои-то веки видна режиссерская работа – кино не провисает, оно плавно разгоняется, как хороший автомобиль на трассе, и едет к честному и поэтому красивому финалу. И актерская работа здесь под стать – Метт Деймон и в грязи, и в пыли, и в пылу драки передает человечность своего героя. А ведь такую роль очень легко изуродовать, сведя в ненужный пафос. И Джоди Фостер за короткое время на экране создает типичный портрет женщины у власти. А уж злодей вышел страшно запоминающийся, даром, что актер малоизвестный.

Фильм стоит посмотреть всем любителям научно-фантастических боевиков, потому что это один из самых "умных" представителей жанра в этом году. А также тем, кто любит "смотрибельное" кино со смыслом. Ведь, как говорит в интервью режиссер, "это не о будущем, это о "здесь и сейчас". И, правда, когда люди борются против угнетателей не за свободу, равенство и братство, а за нормальное медицинское обслуживание, это по-настоящему страшно и… так знакомо.

Автор: Галина Зеленова
Похожие материалы
  • 03.06.2016, 10:25 "Финансовый монстр". Заметки киномана Летом, посреди блокбастеров, которые в этом году один хуже другого, вместе с "Черепашками-ниндзя 2"(!) выходит отличный триллер с хорошими актерами, который ещё и поднимает тонну важных вопросов про деньги и тех, кто ими ворочает. Это такой глоток свежего воздуха! Но он бы неплохо смотрелся и в более "серьезное" время киногода как помесь "Игры на понижение" (только на этот раз действительно все понятно) с "В центре внимания". Потому что тут телеведущего заставили делать настоящую журналистику. Под дулом пистолета.
  • 12.12.2011, 08:15 "Резня". Заметки киномана Роман Полански - один из самых неоднозначных режиссеров современности. К сожалению, под неоднозначностью подразумевается, что новый фильм Полански может оказаться как шедевром, так и набором кадров с низкой пробой. Впрочем, картина с многообещающим названием "Резня" смогла сломать стереотипы и показать - режиссер нашел еще одно направление, в котором может работать, отдавшись полностью искусству.
Новые материалы
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 9 августа 2013
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x