- A
- +A
- +A
ЯК-3 "забыли" в США. Из Калифорнии с любовью
- 10:19, 19 сентября 2013
- Комментариев[1]
Там, в частном авиационном музее находится и привлекает внимание посетителей истребитель ЯК-3, произведенный на САЗе. Как он там оказался и на каком основании находится — отдельная история.
Во времена Великой Отечественной войны колхозник Ферапонт Головатый приобрел на собственные деньги 2 истребителя ЯК-1 и ЯК-3 у Саратовского авиационного завода (стоимость каждого — 100 тыс.руб.) и передал их летчику-истребителю, уроженцу Саратовской области Борису Еремину.
"Самолеты колхозников помогли Красной Армии нанести немцам под Сталинградом такой удар, после которого они уже не смогли оправиться. Я все время слежу за боевыми действиями моего самолета. Гвардии майор Еремин — герой Сталинградской обороны... сообщил мне, что самолет мой, на котором ему удалось уничтожить немало фрицев, хоть и цел, но уже износился. Век ведь у самолета короткий. Получив это сообщение, я решил сделать Красной Армии новый подарок — купить новый самолет, для чего вношу 100 тыс.руб.", - такое письмо перед покупкой ЯК-3 написал Ферапонт Головатый верховному главнокомандующему Иосифу Сталину. Оно было опубликовано в газете. На покупку самолетов колхозный пасечник отдал все свои сбережения. В конце письма Головатый попросил у Сталина разрешения на покупку. Сталин отказать не смог.
"Примите мой привет и благодарность Красной Армии, Ферапонт Петрович за вашу заботу о Воздушных Силах", - говорится в ответе верховного главнокомандующего. На этом самолете Борис Еремин летал до конца войны.
После ее окончания ЯК-1 находился в краеведческом музее Саратова, сейчас - в музее Боевой Славы на Соколовой горе, ЯК-3... С ним вышла интересная история. До знакового 1991 года самолет пребывал в ОКБ им.Яковлева в Москве, а затем ОКБ заключило договор с американской музейной фирмой "Ганнел". И ЯК-3 был передан для экспонирования в калифорнийский музей авиации в Санта-Монике сроком на 4 года. Однако по имеющимся данным, в Россию истребитель так и не вернулся. Летчик Еремин до последних дней писал во всевозможные инстанции с просьбой вернуть самолет на Родину, но безрезультатно. В своих письмах начальнику центрального музея ВВС Александру Гончарову он рассказывал, что Александр Яковлев (изобретатель самолета) и его сын, который ведал музеем ОКБ, доказывали, что самолет, который у них находился, не являлся самолетом Головатого, и им безразлично, кто его приобретал.
Родственники Головатого обратились к Еремину с просьбой восстановить доброе имя их предка и разобраться в ситуации. Была создана специальная правительственная комиссия с участием генералов, которая подтвердила, что самолет ЯК-3 в музее ОКБ им. Яковлева -подлинный.
Позже уже сам руководитель музея ВВС Гончаров написал похожее письмо на имя председателя госдумы Павла Селезнева, в котором просил депутатов посодействовать возвращению реликвии на родину.
Вот только блогеры-путешественники рассказывают: героический ЯК-3 так и остался в США, и украшает собой экспозицию калифорнийского музея.
А Герой Советского Союза Борис Еремин скончался в 2005 году, так и не дождавшись возвращения своего железного союзника на родину.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку материалов
- 07.05.2013, 10:25 РЖД решили не делать в поездах дальнего следования места для курения. Без преимущества В поездах дальнего следования не будут делать места для курения, заявил в понедельник начальник департамента пассажирских сообщений компании РЖД Геннадий Верховых. По его словам, "закон есть закон и граждане должны его выполнять".
-
15.11.2024, 14:15
"Субстанция": Деми Мур против старения. Заметки киномана
Официально это боди-хоррор, но вам будет настолько страшно, насколько вас пугает старость и ненужность. Если это не ваши ночные кошмары, это скорее смешно. А если вы будете думать над сюжетом, уже самому фильму придётся несладко.
-
15.11.2024, 11:14
Современный стэк и высокая репутация. Как IТ-компания привлекает ценные кадры
В уходящем году на отечественном IT-рынке сохранялся дефицит кадров, особенно в сегменте квалифицированных специалистов. Впрочем, анализ ситуации показывает, что острота вопроса варьируется в каждом конкретном случае и заметно снижается в крупных компаниях с амбициозными задачами и высокой культурой разработки. Это подтверждают и в компании Bell Integrator (в Саратове работает ее региональный офис), которая уже год является частью группы компаний Softline.
- Сегодня
- Неделя
- Месяц