Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

"12 лет рабства". Заметки киномана

  • 09:25, 13 декабря 2013
  • Комментариев[0]
Изначально под понятием "бремя белого человека" Киплинг (автор Маугли, да) имел в виду приобщение туземцев из колоний к европейской цивилизации ради их же собственного блага. Но сейчас оно больше подходит для описания стыда, который белые американцы испытывают перед черными американцами за 200 лет рабства. И поскольку новая картина Стива МакКуина как раз на эту тему, политкорректность будет играть не последнюю роль в грядущей раздаче "Оскаров".
"12 лет рабства". Заметки киномана

Если вкратце, это фильм о том, что во времена рабства в США белые были плохие (кроме Бреда Питта), относились к неграм, как к собственности, и это ужасно. Очень!

Чуть более развернуто сюжет можно описать так: это история реального человека по имени Соломон Нортоп (Чиветел Эджиофор, "Солт", "Миссия "Серенити"), который родился в штате Нью-Йорк (это не только город, но и штат), женился, завел детей и жил довольно счастливо, играя на скрипке, пока какие-то негодяи не продали его обманом в рабство. Потому что по описанию он походил на беглого раба из Джорджии. Он пытался "качать права", но только получил плетей. У него отняли имущество, свободу и даже имя, а потом увезли в Луизиану и продали, как какой-нибудь шкаф.

Сначала ему везет, и он попадает к доброму хозяину (Бенедикт Камбербэтч, "Стар Трек: Возмездие", "Пятая власть", сериал "Шерлок"), напоминающему персонажей русской классической литературы, – он понимает, что рабство – это плохо, но ничего с этим не делает. К главному герою, которого теперь зовут Платт, этот мистер Форд относится хорошо, зато его ненавидит белый работник. В итоге, хозяин перепродает его из соображений безопасности. Но только безопасности Соломону-Платту не светит. Его новый владелец – мистер Эппс (Майкл Фассбендер, "Бесславные ублюдки", "Люди Х: первый класс", "Опасный метод"), хлопковый плантатор, который находит оправдание своему зверскому обращению с рабами в Библии (там и не такое находят при желании).

Так, с хозяевами на грани психопатологии, отупело-равнодушными рабами и
мелькающими на горизонте приличными людьми, он и проводит 12 лет в рабстве.

Это кино считается одним из фаворитов премии Американской киноакадемии и,
скорее всего, будет номинироваться как лучший фильм и лучшая режиссерская работа.

Еще три возможные номинации: "лучший актер" и "лучшие актер и актриса второго плана". И это не только потому, что обойти вниманием картину с такой тематикой никак нельзя, а то афроамериканцы обидятся. Она действительно того стоит.

А соревноваться с твердой режиссерской рукой британца Стива МакКуина – дело не из легких. Он снял всего три полнометражных фильма ("Голод", "Стыд" и, собственно, "12 лет рабства"), а наград собрал три десятка. И не за красивые глаза Майкла Фассбендера, которого он открыл миру и теперь везде снимает, как Тим Бёртон Джонни Деппа.

Во-первых, у него есть стиль и очень умелый оператор, который замечательно снимает интересные ракурсы и долгие кадры. Так что, как минимум, эcтетическое удовольствие кино точно подарит. Во-вторых, он умеет заставлять актеров играть, но не переигрывать. Главный герой вызывает сочувствие, но не топит в слезах. В-третьих, у него есть история, которая так или иначе трогает. (Если вас не особенно интересуют старые проблемы негров, потому что своих навалом, то желание главного героя жить, а не выживать, будет вам вполне понятно).

Но надо сказать, что Стив МакКуин эмоции зрителей никогда не щадил и привычке к захватывающим зрелищам не потакал. Он снимает, как он снимает всегда, – просто показывает, констатирует факты, не давит на жалость, не веселит и не выносит явных оценок, в отличие от некоторых Спилбергов с "Линкольнами". В кадре то кого-то секут до полусмерти, а то вода блестит и переливается в колесе парохода. И это создает этакую иллюзию объективности, а, может быть, даже жизни – ужасное вперемежку с прекрасным.

Из прекрасного в фильме – в основном природа, саундтрек от великого Ханса
Циммера и работа звукооператора. Ну, и ещё Бред Питт, персонаж которого нужен для сюжета на 5 минут и известного имени в титрах. А вот ужасного хватит на пару-тройку "оскаровских" драм. Все, кто читал в свое время "Хижину дяди Тома" (или кого-нибудь из отечественных классиков), представляют, как несладко быть рабом. Но то, насколько для персонажей фильма жестокость нормальна, все равно пугает. Никто не ожидает особенной доброты от надсмотрщиков, но благовоспитанные южные дамы, которые так гордятся своей утонченностью во всяких "Унесенных ветром", относятся к темнокожим ничуть не лучше своих супругов – для них это тоже просто рабочий скот. И хотя плантаторы догадываются, что главный герой – вовсе не раб от рождения, они не хотят знать правды. Им она неудобна.

Так что фильм из тех, что называют "тяжелыми". Но смотреть его стоит, потому
что на экраны не так часто выходят такие умные и хорошо сделанные фильмы. Хотя у нашего зрителя именно тема рабства обычно вызывает противоречивые чувства. Как и Холокост, кстати. Да, про них все должны знать, чтобы они не повторились (поэтому фильмам на эти темы регулярно дают награды все, кому не лень). И негров, то бишь, теперь уже афроамериканцев, безусловно, жалко. Но как-то, знаете ли… у нас ведь у самих рабство отменили всего на 4 года раньше, чем у них. И если у белых американцев хотя бы было оправдание, что негры – это не люди, потому что у них другой цвет кожи, то как себя оправдывали наши соотечественники, которые никак внешне не отличались от своих крепостных? И почему об этом не снимают каждый год кино? Ведь вряд ли нашим предкам было лучше, чем неграм.

Трейлер к фильму - на "Афише Саратова".

Автор: Зеленова Галина
Похожие материалы
  • 27.02.2012, 06:35 "Стыд". Заметки киномана Посмотрев новую картину от Стива МакКуина, автора шокирующего "Голода", долгое время находишься в замешательстве. В фильме "Стыд" огромное количество недостатков и шероховатостей. И будь это другая работа - рецензия носила бы явно отрицательный характер. Но здесь же — я порекомендую сходить в кино. И вот почему...
Новые материалы
  • 25.12.2024, 15:40 Граффити, эмодзи и Супермен с плащом. Театр осовременил оперу по Шекспиру

    Театр оперы и балета во второй раз за месяц порадовал саратовскую публику премьерой - на Новой сцене выпустили оперу "Укрощение строптивой". Ее в 1957 году написал композитор Виссарион Шебалин, а основой для либретто стала одноименная комедия Уильяма нашего Шекспира. Это произведение стало знаковым не только для самого Шебалина, но и для всей советской классической музыки. Особенно радостно, что премьера не стала проходным спектаклем в саратовском театре, который все еще продолжает ютится на сцене бывшего заводского дома культуры.

  • 24.12.2024, 18:19 Курьерный рост. Почему доставщики выбились в лидеры по зарплатам

    Одной из самых обсуждаемых тем декабря стал пик спроса на курьеров и очередной виток роста их зарплат. При этом некоторые участники рынка уверяют, что огромные заработки доставщиков - это слишком усредненные показатели, а порой и вовсе теоретические подсчеты. Но вслед за новой статистикой появились заявления об угрозе для экономики страны, так как сфера доставки отвлекает от базовых отраслей как минимум 1, 5 млн человек. Также говорится о перекосе на рынке труда - оплата неквалифицированной работы здесь выше, чем у специалистов с образованием и высокими скиллами. Совпадают ли зарплатные предложения с реальными выплатами курьерам и надо ли государству реагировать на угрозу от курьерских сервисов, попытался выяснить СарБК.

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 13 декабря 2013
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x