Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

"Ной". Заметки киномана

  • 10:18, 28 марта 2014
  • Комментариев[2]
Бедные создатели этого блокбастера! Как им, наверное, было трудно снимать историю про взрослого, не в меру серьезного мужика-вегетарианца, да ещё и сильно верующего! Торсов голых не покажешь, алых плащей не накинешь, железный костюм не оденешь, даже зубов необычных не пририсуешь! И жена у него под стать – никаких вам постельных сцен. И сыновьям его секс, наркотики и рок-н-ролл по сюжету не положены. А злодеев нельзя делать симпатичными, иначе их жалко станет! Даже шутку про Пятачка и "кажется, дождь начинается" не вставишь. Только и остается, что утопить в чем-нибудь всю эту печаль!
"Ной". Заметки киномана

Начинается библейское безобразие со змеюки, многозначительно ползущей в траве. (Далее этот толстый намек будет мелькать в кадре в дело и без дела, как и множество других слишком очевидных символов). А на выжженной земле, которая, как и гардероб и оружие героев, навевает ассоциации скорее с постапокалиптическими, чем с библейскими (израиле-палестинскими) пейзажами, злой потомок Каина убивает папу Ноя ради каких-то непонятных полезных ископаемых.

Потом действие резко переносится на сколько-то лет вперед (по бородатому лицу Рассела Кроу ("Отверженные", "Гладиатор", "Игры разума") трудно судить), где Ной вместо того, чтобы дать себя убить, сам мочит плохих парней направо и налево на глазах своих детей.

От полученных психологических травм ему снятся непонятные сны про много воды, поэтому он собирает свое семейство (жена – 1 шт. (Дженнифер Коннели, "Игры разума", "Реквием по мечте"), сыновья – 3 шт.) и идет к прадедушке – пророку Мафусаилу (Энтони Хопкинс, "Молчание ягнят", "Тор", "Хичкок").

По пути они встречают каменных гигантов из "Хоббита". Или это злодеи из "Тора"? Может, плохо вырезанные пробные версии горгулий из недавнего "Франкенштейна"? В общем, где-то вы уже наверняка видели этих корявых каменных существ, в которых авторитарный и мстительный библейский бог превратил ангелов, полетевших на землю, чтобы помочь людям.

Дедушка Мафусаил прикидывается всезнающим веником, чтобы внучок сам постиг свое экологическое призвание. Но одной семьей ковчег не построишь, да и животных не очень понятно, как собирать. Поэтому одновременно Гендальфо- и Дамблдоро-образный старикан выдает ему волшебные бобы, простите, семечко из райского сада. Но вместо вьющегося растения до небес (что в рамках христианской мифологии было бы в разы удобнее – сразу в рай!) из семечка вырастает лес стройматериалов.

И следующие лет 15 Ной трудится прорабом на строительстве ковчега – командует каменными существами. А проблемы логистики – как собрать всех тварей и проследить, чтобы не было среди них гомосексуалистов и многоженцев, решает невидимый создатель.

Но не все спокойно в праведном семействе. Если старшему брату жену (Эмма Уотсон, "Гарри Поттер и дары смерти", "Гарри Поттер и философский камень") ещё как-то нашли, хотя она и оказалась Гермионой Грейнджер (наверное, что-то не то наколдовала), то среднему и младшему повезло меньше, что среднего очень печалит.

А тут ещё потомки Каина не хотят умирать и рвутся на ковчег! И Ной разочаровался в роде человеческом и решил, что не надо его спасать. И погода, наконец, испортилась, и скоро начнется "жизнь Пи"! В общем, Потоп – это вам не 40-дневный круиз с семьей и зоопарком!

Логику сюжета (которого, кстати, очень мало) тут оценивать трудно, но это из-за первоисточника – библии, в смысле. Вопросы о том, почему всемогущий и всезнающий бог создал людей по своему образу и подобию, а они оказались такие ужасные, надо адресовать теологам, а не сценаристам. К ним и менее полемичных претензий хватит. Например, Ной на протяжении фильма стабильно стареет, седеет, обрастает бородой и вообще всячески ведет себя, как человек. А вот супруга его, наверное, каким-то ветхозаветным кремом пользуется и краску для волос на борт ковчега пронесла – годы идут, сыновья растут, внуки уже появились, а "укладка осталась прежней", как говорят в рекламе.

Дамы в этом кино вообще удивительные. Героиня Эммы Уотсон, например, умудрилась уложиться с беременностью в промежуток между началом потопа и первой веточкой, которую принесла птица. А это дней 140.

Характеры персонажей при этом всё равно толком не раскрыты. Ну, кроме Ноя. (А уж от его пафоса и натужных моральных страданий к концу фильма хочется самим утопиться! Даже жаль становится, что это не "Титаник"). Возможно, это потому, что режиссер Даррен Аронофски ("Черный лебедь", "Фонтан", "Реквием по мечте") сильно занят изображением глубокого смысла. Как дешевый "медиум" по телевизору нагнетает атмосферу страшными жестами и пустыми фразами, так он раскидывает по фильму намеки, многозначительные паузы, трагические взгляды и экзистенциальные вопросы. Но если убрать это пускание пыли в глаза, выйдет мутно и нелогично, потому что цельной философской концепции больше в ином фильме про зомби-апокалипсис с Бредом Питтом. Современного переосмысления библейской истории в картине нет – все остается в рамках христианской морали, но и христианская мораль какая-то не очень ортодоксальная. Да ещё эти каменные гиганты, рукопашные бои, "зайцы" в ковчеге и прочие чудеса в решете!

Напоминает картина всё что угодно от "Послезавтра" и "Облачного Атласа" до какого-нибудь "Обливиона", только не качественное кино на вечные темы. Оно, может, и не плохо, но режиссер ведь и приличные картины снимал, а тут… Так что идти на него стоит тем, кто не может дождаться лета и приличных блокбастеров. Верующим, трепетно относящимся к библейской истории, точно стоит пропустить.

И ещё один вопрос, который терзает автора рецензии с детства: зачем Ной взял с собой комаров?!

Автор: Галина Зеленова
Похожие материалы
Новые материалы
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x