- A
- +A
- +A
Цена разрыва с Турцией. Эксперты говорят о десятках миллиардах долларов
- 10:03, 25 ноября 2015
- Комментариев[15]
Россия и Турция сошлись в жестком клинче, после того, как турецкими ВВС был сбит российский бомбардировщик Су-24 в Сирии. Если конфликтная ситуация не будет разблокирована, то "все наши экономические интересы будут подвергнуты ревизии", полагает Игорь Юргенс, президент Института современного развития (ИНСОР). И если долгосрочные проекты вроде газопровода "Турецкий поток" пока могут быть вынесены за скобки, то туризм и поставки продовольствия пострадают уже сейчас.
Турция закрыта
Инцидент с российским бомбардировщиком сразу оказал серьезное негативное влияние на туристическую отрасль. Российские ведомства уже заявили о том, что "уровень террористической угрозы в Турции не меньше, чем в Египте". Рекомендации не посещать Турцию и отказаться от реализации турпакетов с отдыхом в этой стране уже озвучили представители МИДа и Ростуризма.
"Оказание услуг по организации путешествий российских туристов в Турецкую Республику в условиях действия угрозы терроризма является грубым нарушением законодательства Российской Федерации", — говорится в официальном сообщении Ростуризма.
Как объявило ведомство, такие действия влекут за собой применение к виновным лицам мер юридической ответственности. Это означает, что туроператоры не только должны прекратить продажу путевок уже с 24 ноября, но и будут обязаны возмещать туристам, которые уже приобрели путевку в Турцию, 100% ее стоимости.
Ноябрь – нетипичное время для отдыха в Турции - обычно период массового сезонного спроса приходится с мая по октябрь. Но в этом году сезон для россиян был продлен из-за ситуации в Египте. В настоящее время Ростуризм собирает данные о количестве россиян, отдыхающих в Турции. По данным Российского союза туриндустрии (РСТ), сейчас на турецких курортах до 10 тыс. отдыхающих из России, включая тех, кого туроператоры перенаправили в данную страну взамен Египта.
Что касается тех, кто не успел отправиться на отдых в Турцию, то российские турфирмы продали еще около 4-5 тыс. путевок, вылет по которым должен был состояться до Нового года.
Это не так много, по сравнению с количеством россиян, которые находились в Египте на момент приостановки авиасообщения (80-90 тыс. человек) или же купили себе путевку на более поздний срок (140 тыс. туров до марта 2016 года). Тем более что о "плановой эвакуации", которая проводилась в Египте, речи не идет: пока что туроператоров попросили готовиться к "различным вариантам развития событий".
С другой стороны, Турция много лет была главной страной для зарубежного отдыха, правда, уступив в этом году первое место Египту. Всего на Турцию и Египет в первом полугодии 2015 года пришлось 40% выездного российского турпотока, это 2,1 млн человек.
Закрытие почти половины выездного рынка вместе с нестабильной обстановкой в экономике, банкротством "Трансаэро" и прошлогодними закрытиями крупных туристических компаний подрывает доверие к туристической отрасли как таковой. В ущерб туркомпаниям можно записать и внесенные депозиты на отели, и упущенную выгоду, и урон деловой репутации.
Запрет на продажу туров в Турцию станет очередным тяжелым ударом по отрасли, ведь именно Турцией туроператоры надеялись заменить Красное море.
"Удар в спину" российскому туризму
Крупнейшие туроператоры, работающие на турецком направлении, уже заявили о прекращении реализации турпутевок в Турцию (среди них "Пегас Туристик", "Натали Турс", "Библио Глобус" и Tez Tour). Из систем бронирования турецкие путевки исчезли и у TUI, Brisco, "НТК Интурист", Coral Travel и Sunmar.
После решения о прекращении отправки туристов в Египет, принятого 6 ноября, российские туроператоры, работавшие на египетском направлении, были вынуждены вывозить туристов с курортов, отправляя за ними пустые самолеты из России. Ущерб туркомпаний от такой "плановой эвакуации" оцениваются не менее чем в 1,7 млрд руб.
После 6 ноября вместо Египта туроператоры начали предлагать туристам альтернативный отдых в других странах. Турцию в качестве альтернативы не рассматривал только "Библио Глобус", который предлагал своим египетским туристам Кипр.
Другие участники туррынка ("Натали Турс", TEZ Tour, TUI, "Пегас Туристик", Sunmar, Coral Travel, Anex Tour) предлагали клиентам выбрать любое направление из собственного ассортимента. Турция оказалась наиболее востребованной благодаря облегченному визовому режиму с Россией, географической близости и относительно невысоким ценам по сравнению с Египтом.
Только Турцию в качестве замены Египту предлагал единственный крупный туроператор — Brisco. Эта компания оперировала только на двух направлениях — Египте и Турции. Руководству туроператора придется в срочном порядке выходить на новое направление, которое заменит запрещенные для оргтуризма направления.
Под ударом оказались и авиакомпании, которые тесно сотрудничали с туроператорами и осуществляли чартерные рейсы из России на турецкие курорты.
Некоторые авиаперевозчики аффилированы с туроператорами: например, "Когалымавиа", или Metrojet, входит в один холдинг с туроператором Brisco, а авиакомпания Azur Air – в одну туристическую группу с оператором Anex Tour. Необходимость выплачивать лизинговые платежи, номинированные в основном в валюте, а также оплачивать вынужденный простой воздушных судов в аэропорту может привести авиакомпании к серьезным убыткам.
Эти же авиакомпании работали и на закрытом египетском направлении. Именно на Турцию они рассчитывали направить избыточные провозные емкости.
Запрета на авиасообщение с Турцией нет, но из-за прекращения продажи туров по этому направлению туроператоры досрочно отменят чартерные рейсы, заказанные у российских авиакомпаний.
Убытки авиаперевозчиков от сокращения рейсов в Турцию еще предстоит оценить. Для сравнения – из-за приостановки полетов в Египет к концу 2015 года российские авиакомпании потеряют около 9 млрд руб., подсчитали в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), из которых 4 млрд. руб. приходится на авиакомпанию "Северный ветер" и 800 млн руб. – на перевозчика "Икар". Обе авиакомпании выполняли чартерные рейсы по заказу туроператора "Пегас Туристик".
Правительство уже во второй раз заявило о готовности поддержать российскую туротрасль. Первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко сообщила, что "в правительстве есть резервы на сложные непредвиденные обстоятельства в случае, если будет необходимо, оказывать какую-то финансовую поддержку туроператорам или авиакомпаниям".
Впрочем, вряд ли туркомпании увидят живые деньги. Как говорил ранее вице-премьер Аркадий Дворкович, правительство предполагает "привязать (выплаты) к расширению внутреннего туризма, а не просто компенсировать потери от несостоявшихся зарубежных туров". При этом нужно отметить, что внутрироссийский продукт есть далеко не у всех туроператоров.
Помидоры под эмбарго
Туристическая отрасль стала первой экономической жертвой обострения российско-турецких отношений. Но, вполне вероятно, не последней.
Как передают "Известия", член Общественной палаты России Павел Сычев предложил ввести против Турции экономические санкции, в частности, распространить на нее продуктовое эмбарго, которое сейчас действует в отношении ЕС, США, Канады и ряда других стран.
"Много фактов говорит в пользу того, что Турция покупает дешевую нефть у ИГ (запрещенная в России организация). Поэтому ввод экономических мер был бы логичен. Речь идет именно о запрете ввоза продуктов питания", — сказал Сычев. По его словам, запретить надо импорт из Турции мяса, рыбы, молочной продукции, фруктов и овощей.
"Они ввозят много овощей, фруктов, кисломолочной продукции. После введения эмбарго их поставки увеличились", — отметил член Общественной палаты.
Турция один из крупнейших торговых партнеров России - занимает шестое место с товарооборотом в $31,6 млрд по итогам прошлого года. Экспорт составил $24,9 млрд, импорт – $6,6 млрд. Доля Турции во внешнеторговом обороте России со всеми странами составляет 4%, 4,9% – по экспорту и 2,3% – по импорту.
По данным ФТС России, в январе-июле 2015 года российско-турецкий товарооборот снизился по сравнению с аналогичным периодом 2014 годом на 21,5% и составил $14,4 млрд, в том числе экспорт составил $12 млрд (снижение на 16,5%), импорт – $2,4 млрд (снижение на 39,8%). Снижение связано преимущественно с девальвацией рубля.
Россия поставляет в Турцию свои традиционные товары – газ, нефть и нефтепродукты, а также металлы, уголь, пшеницу. Из Турции в Россию идет продовольствие и сельхозсырье (33,2% по итогам января-июля этого года), машины, оборудование и транспортные средства (23,4%), текстиль и обувь (17,6%). Страна является крупнейшим поставщиком в Россию продуктов питания (прежде всего, овощей и фруктов). Ввести эмбарго на поставку продуктов из Турции весьма проблематично, альтернативы ей просто нет, ведь импорт из стран ЕС уже запрещен.
Распространение эмбарго на Турцию вполне может привести к дефициту овощей и фруктов в торговых сетях, особенно в осенне-зимний период. И естественно, цены на продукты вырастут, так, как это произошло в прошлом году после введения российских контрсанкций.
На продовольственные товары, попавшие под контрсанкции, за 2014 год, по оценке Минэкономразвития, цены выросли на 17,9%, в том числе с начала ввода контрсанкций – на 8,1%. "Вследствие возросшего спроса и ослабления конкуренции импорта резко выросли цены на отечественное сельскохозяйственное сырье", - констатировало ведомство. Инфляция в прошлому году составила 11,4%, по итогам этого года рост цен по прогнозам составит около 13%.
Строители уйдут
Помимо туристического сектора и поставок продовольствия, турецкие компании были достаточно активны на рынке недвижимости России, в основном занимаясь строительством.
"В начале двухтысячных практически все отстроили турки. С тех пор они уже не занимают лидирующего места, однако по-прежнему считается, что они могут качественно делать сложные проекты", — говорит Денис Соколов, управляющий партнер Cushman & Wakefield.
По оценке заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марата Хуснуллина, "турецкие компании за 20 лет присутствия на московском рынке построили около 24 миллионов квадратных метров недвижимости".
Как отметил Павел Яншевский, директор по развитию S.A. Ricci , в условиях кризиса за этот год они вынуждены были в целях экономии отказаться от услуг турецких специалистов даже на уровне управленцев низшего звена, заменив их местными гастарбайтерами, что не в лучшую сторону сказалось на качестве.
Крупнейшие турецкие игроки на российском рынке недвижимости Enka и "Ренейссанс Констракшн", основанный выходцами из Enka еще в 1993 году. В их портфеле значительное количество знаковых проектов, в частности, Enka участвовала в реконструкции зданий Госдумы и правительства РФ, а "Ренейссанс Констракшн" строил три башни Москва-Сити, включая "Федерацию".
Стоит отметить, что турецкие компании, активно участвовали в госконтрактах. Так Enka стала единственной иностранной компанией, которую допустили к строительству энергоблока Березовской ГРЭС в Красноярском крае. На рынке строительства государство рассматривало турецкие компании как ключевых партнеров.
В 2014 году совокупный размер стройподрядов компаний из Турции в России составлял порядка 50 млрд руб.
Тем не менее, как отмечают эксперты, собственных активов у турецкого бизнеса в российской недвижимости не так много. По мнению Соколова, уход турецких компаний с российского рынка не станет серьезным ударом, поскольку на рынке генподряда сейчас крайне жесткая конкуренция, но может в среднесрочной перспективе повлиять на общее качество строительства.
При этом, как добавил Яншевский, турецкие застройщики будут держаться на рынке до последнего и по своей воле не уйдут. В тоже время, по оценке посла Турции в России Гекхана Турана, объем прямых инвестиций в российские проекты со стороны турецких предпринимателей составляет около $10 млрд.
Марат Хуснуллин говорил недавно, что если ранее турецкие "компании выступали в основном как подрядчики, теперь же они готовы выступать как девелоперы и инвесторы". Он привел в пример ту же компанию Enka, которая вложила $530 млн в строительство многофункционального комплекса "Кунцево плаза" и имеет еще несколько проектов на $500 млн.
Столичные власти до последнего дня видели в турках одного из ключевых партнеров. Теперь для них может быть включен "красный свет", а российский рынок потеряет и достаточно качественно работавших подрядчиков, и инвесторов, готовых вкладывать сотни миллионов долларов.
Газопровода не будет
Под угрозой и совместные российско-турецкие проекты в сфере энергетики. Россия может отказаться от строительства в Турции АЭС "Аккую" с четырьмя энергоблоками, которое ведется на условии "строй – владей – эксплуатируй". В этом случае, Россия потеряет уже вложенные в проект деньги, а это, по данным из открытых источников, $3 млрд. Впрочем, контракт может разорвать и Турция.
"Если русские не построят "Аккую", ее придут и построят другие", - сказал в октябре этого года президент Турции Эрдоган.
Пожалуй, маловероятным теперь представляется реализация проекта газопровода "Турецкий поток". Труба должна была пройти через Черное море и дальше по территории Турции до турецко-греческой границы. Там предполагается создать газовый хаб, распределяющий дальнейшие поставки российского газа в страны Европы. Ранее "Газпром" заявлял, что стоимость прокладки четырех ниток составит 11,4 млрд евро (без учета НДС), однако эксперты отрасли говорили, что затраты, скорее всего, будут выше. Тогда речь шла о четырех нитках общей мощностью 63 млрд кубометров.
В начале октября "Газпром" заявил, что мощность ТП будет сокращена до 32 млрд кубометров. По словам главы монополии Алексея Миллера, это связано с тем, что выбывающие мощности могут быть компенсированы за счет другого нового проекта — "Северный поток — 2", мощностью в 55 млрд кубов.
О создании "Турецкого потока" Россия заявила еще в конце прошлого года, и с тех пор никаких конкретных соглашений заключено не было. По одной из версий, изначально это было связано со скидкой на газ, которую Россия обещала Турции. Глава российского Минэнерго Александр Новак 2 октября заявлял, что скидка может составить 10,25% и она "может быть принята за основу при подписании межправсоглашения по "Турецкому потоку". При этом министр подчеркнул, что вопрос скидки — это вопрос между коммерческими компаниями.
В октябре российско-турецкие отношения обострились из-за того, что российские самолеты, наносящие удары в Сирии, дважды нарушили турецкое воздушное пространство. На фоне этого президент Эрдоган заявил, что Турция вообще может пересмотреть свою позицию по закупкам российского газа. Турецкий президент отметил, что заместить поставки из России Турция может "в самых разных местах". Впрочем, потом обе стороны подтвердили заинтересованность в проекте. Хотя Турция до сих пор не подписала окончательное соглашение.
Глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин предупреждает, что "Газпром" уже вложил в проект "Турецкий поток" огромные суммы. По его оценке — $15-18 млрд." Официально "Газпром" вложили более 0,5 трлн руб. в "Южный коридор» — по очень разным обменным курсам ("Южный коридор" — сеть газопроводов на территории России, по которым газ должен был поступать в "Южный поток", от которого Россия отказалась под давлением Еврокомиссии, а теперь — в "Турецкий поток", — "Газета. Ru"), — рассказывает Корчемкин. — Плюс затраты на Saipem (итальянская компания, которая должна была прокладывать трубы в Черном море и контракт с которой уже заключен) и сами трубы, включая постоянные затраты на склады в Болгарии, где эти трубы хранятся".
Старший аналитик ИК Rye , Man & Gor Securities Сергей Пигарев напоминает, что ситуация вокруг газопровода была сложной и до инцидента со сбитым российским бомбардировщиком.
"Турции нечем заменить российский газ, поэтому сотрудничество в газовой сфере будет продолжено, — говорит Пигарев. — Турция — второй по объему импортер российского газа после Германии, и поэтому страны будут всячески пытаться вынести газовый вопрос за периметр конфликта. В частности, новый глава турецкого министерства энергетики и природных ресурсов Берат Албайрак уже заявил, что "не смотрит пессимистически" на отношения двух стран в отрасли. Однако можно с уверенностью сказать, что подписание каких-либо документов по "Турецкому потоку" в ближайшие несколько месяцев не состоится".
Подводя итог, стоит отметить, что пока ни российские, ни турецкие власти не объявляли о каких-то санкциях и прекращении сотрудничества в экономической сфере. Возможно, стороны, напротив, сделают шаги навстречу друг другу, чтобы сгладить конфликт. Но, Кремль в недавнем прошлом уже демонстрировал, что не готов прощать своим "партнерам" удары по своим интересам. И может при этом идти на достаточно большие издержки, эффект от которых скажется, в первую очередь, на обычных гражданах.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку материалов
- 23.04.2015, 10:55 СМИ: В России разрабатываются новые авто "по мотивам" "Запорожца" и ГАЗ-69 В России разрабатывается малолитражный автомобиль с аллюзиями на "Запорожец" и утилитарный внедорожник, прообразом которого стала не менее знаковая модель для России — ГАЗ-69. Рабочее название автомобилей - "Вожак".
- 20.04.2015, 17:23 СМИ: Правительство выделит 1,5 млрд руб. на льготное автокредитование Правительство РФ выделяет в 2015 году 1,5 млрд рублей на льготное автокредитование, что позволит дополнительно выпустить 200 тыс. автомашин, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев на совещании с вице-премьерами.
- 05.08.2014, 10:02 Планируется запуск новой программы утилизации автохлама. Больше 50 тыс.руб. за машину не ждать Правительство готовит новую программу по утилизации старых автомобилей. В обмен на старую машину автовладелец сможет получить существенную скидку на покупку новой, но только произведенной в России. Эксперты уверены, что решение о господдержке благотворно повлияет на отечественный авторынок, который сейчас переживает серьезный кризис.
- 27.03.2014, 10:17 Автомобили прибавляют в цене. Машины могут подорожать на 10% Слабеющий рубль заставляет автопроизводителей переписывать ценники на машины. С начала года новые авто прибавили в цене 2—5% и, похоже, останавливаться не собираются.
- 18.03.2014, 12:22 Продолжаются массовые остановки конвейеров на автозаводах. производители жмут на тормоза Падение спроса и ослабление курса рубля вынуждают автопроизводителей сокращать производство. Завод "Форд Соллерс" в Санкт-Петербурге может остановить конвейер на два месяца, ОАО "ГАЗ" до середины лета переходит на 4-дневный режим работы, а УАЗ собирается взять трехнедельную паузу. Эксперты считают такие меры оправданными, учитывая опыт кризисного 2009 года, когда российские автокомпании долгое время не могли избавиться от переполненных складов.
-
02.11.2024, 13:21
Гороскоп на ноябрь. От Марии Билат
В начале месяца сложится впечатление, что всё находится под контролем и каждый шаг продуман до мелочей. Но жизнь напомнит, что она - не спокойная река, а, скорее, извилистый ручей с неожиданными поворотами.
- 01.11.2024, 17:31 Российский бизнес теряет более 236 млрд рублей из-за немаркированных вызовов: как «Этикетка» от билайн помогает решать проблему
- Сегодня
- Неделя
- Месяц