- A
- +A
- +A
Клетчатка вместо сои. Потребление колбас упало ниже кризисного 2009 года
- 11:24, 16 сентября 2016
- Комментариев[20]
Причина тому — не только снижение покупательской способности населения. Эксперты отмечают тенденцию перехода потребления с колбасных изделий в пользу свежего мяса — охлажденных полуфабрикатов. Значит, дело еще и в качестве представленной на прилавках магазинов продукции.
Свежее исследование союза потребителей "Росконтроль" показало, что большинство комбинатов нарушают технологию производства вареных колбас. По итогам экспертизы 7 из 27 образцов попали в черный список, 16 оказались в списке товаров с замечаниями. Основные претензии экспертов: недостаток белка, содержание не разрешенных национальным стандартом ингредиентов и фальсификация — обман потребителя, неверная информация о реальном составе продукта.
Ранее союз потребителей исследовал рынок варено-копченых и полукопченых колбас — результаты тоже были неутешительны: все проверенные образцы хоть в чем-то да не соответствуют ГОСТу, две трети из них оказались фальсификатами, в которых мясо частично заменено другими, более дешевыми ингредиентами. В целом, говорят в "Росконтроле", среди колбасных изделий и полуфабрикатов уровень некачественных товаров сегодня достигает 60 процентов.
Вода вместо мяса
То, что колбасу, что называется, "разбавляют", никого не удивляет: давно известно, что в "батоне" может быть все что угодно, кроме мяса. Но теперь ситуация несколько изменилась. По словам руководителя экспертного направления "Росконтроля" Андрея Мосова, раньше для увеличения массы в колбасу добавляли сою, а теперь это стало экономически невыгодно. Сегодня производители широко используют клетчатку, которую получают из корнеплодов или злаков. Клетчатка обладает свойством удерживать воду, за счет чего производитель может сэкономить на мясе.
Мяса же действительно в колбасе становится меньше — примерно у половины проверенных колбас обнаружилось пониженное содержание белка по сравнению и с ГОСТом, и с маркировкой. По словам Мосова, в общее содержание белка производители включают не только ценную мышечную ткань, но и дешевый коллагеновый белок, который на этикетке фигурирует как "животный". Это неполноценный белок, который не содержит необходимых незаменимых аминокислот.
Ради удешевления продукции изготовители также кладут в гастрономические изделия не указанные на этикетке и не разрешенные ГОСТом крахмал, муку, каррагинан — эти ингредиенты накачивают продукт лишней влагой, а также позволяют скрыть использование некачественного сырья. Пищевая ценность продукта от этого падает, но вряд ли это беспокоит кого-то, кроме покупателей. В итоге потребитель предпочитает вовсе отказаться от суррогата, предлагаемого под видом традиционного мясного продукта.
Проблемы рынка
Главный специалист по связям с общественностью ВНИИ мясной промышленности им. Г.М. Горбатова Борис Гутник защищает представителей отрасли: по его словам, в России около 5 тысяч производителей колбасы и мясных деликатесов, и чернить их всех абсолютно неправильно.
Проблему с сырьем, возникшую из-за принятых страной контрсанкций и девальвации рубля, признают все участники рынка. Представитель Национальной ассоциации мясопереработчиков Анатолий Морозов объясняет: импортную свинину, доля которой и до кризиса была невелика — всего 13 процентов, заменила отечественная продукция, а вот с говядиной ситуация намного сложнее.
Импортная говядина занимала около 30 процентов всего рынка и шла не только из Европы, но и из Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая. Поставки из неевропейских стран хоть и сохранились, но продукция стала очень дорогой. Российские же производители не смогли быстро нарастить объемы поставляемого переработчикам сырья.
Задирать цены на готовый продукт "колбасники" не могут — на них давят крупные федеральные сети, которым нужна продукция низкого ценового сегмента, рассуждает Татьяна Еремкина, глава крестьянского фермерского хозяйства "Еремкина Т.П." (выпускает мясную продукцию под одноименным брендом).
По словам Татьяны, особенно тяжело крупным производителям, которым необходимо выпускать большие партии товара для гипермаркетов экономкласса. В итоге мясопереработчики оказались в ситуации "ценовых ножниц": стоимость сырья и себестоимость колбасных изделий за два года выросли на 55 процентов, а розничные цены — примерно на 25. По данным Морозова, маржинальность в отрасли мясопереработки за два года снизилась на 8-10 процентов. Не выдержали текущей ситуации и работают за гранью рентабельности примерно 10-15 процентов предприятий.
Татьяна Еремкина признает, что удешевлять продукцию участников рынка заставляет тяжелая ситуация в отрасли, но при этом соглашается: уровень фальсификации высок. "Сейчас многие производители пишут на этикетке ГОСТ, но никаким стандартам продукт не соответствует", — подтвердила "Ленте.ру" Еремкина. Если продукт выпускается не по ГОСТу, а по разработанным самим предприятием техническим условиям (ТУ), по закону производитель должен честно указать на это и полностью раскрыть состав изделия на упаковке, а не идти на уловки. Потребители, которые имеют полную картину о составе, должны сами решать, покупать или нет данный продукт.
Недостоверная маркировка товара мешает и здоровой конкуренции: ведь добросовестным производителям приходится конкурировать с недобросовестными. По мнению сопредседателя союза потребителей "Росконтроль" Александра Борисова, проблема еще и в том, что существующие штрафы не мотивируют предприятия выпускать качественный товар. Административное законодательство предусматривает за недостоверную информацию штраф до 500 тысяч рублей.
Татьяна Еремкина как представитель отрасли указывает на слабый контроль за продукцией в целом. Сегодня предприятия и комбинаты сами предоставляют свои изделия на анализ в Роспотребнадзор, а надо, чтобы специалисты ведомства проводили такие проверки систематически, беря на исследования продукцию с полок магазинов. В этом случае торговые сети будут отвечать за качество продукта вместе с производителем. Это, в свою очередь, подтолкнет ретейлеров к тому, чтобы исследовать поступающий товар на входе в сеть и перманентно проверять поставщика. Такая многоступенчатая экспертиза изменит ситуацию, уверена Еремкина.
Пока же покупателю, который не желает жертвовать качеством, но и не может отказаться от любимых мясных изделий, следует ориентироваться только на цену продукта.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку материалов
- 26.12.2024, 15:02 Жители Саратовской области могут предложить, где усилить связь билайн
-
26.12.2024, 15:00
Гороскоп на 2025 год. От Марии Билат
Самостоятельно строить планы на следующий год хорошо, а с поддержкой от небесных светил, лучше. Астролог Мария Билат составила гороскоп на 2005 год.
- Сегодня
- Неделя
- Месяц
- "Липки", площади, брутто-контракты: Павел Сурков представил планы на 2025 год 1
- Подорожание бензина. Цена ДТ выросла за неделю на 76 копеек 1
- Работник прокуратуры подозревается во взятках 1
- "Поход в кино" с незнакомкой стоил горожанину 200 тысяч 1
- Экопункт "Вторматик" за три года принял 160 тонн вторсырья 1
- ТЮЗ заменил премьерный спектакль после негативных отзывов зрителей 7
- Ликвидатор чернобыльской аварии живёт в разрушающемся бараке 6
- Горожане выбросили новые урны на набережной в Волгу 5
- Снег привёл к девятибалльным заторам в центре города 4
- После жалобы Путину диабетика посетил министр здравоохранения 3