Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Одним крылом в Саратове. Судьбу Яка-3 Ферапонта Головатого решит ответ из саратовского музея

  • 10:54, 12 октября 2016
  • Комментариев[5]
Ветераны "Саратовского авиазавода" в борьбе за возвращение легендарного истребителя Як-3 зав. № 1712, выпущенного на Саратовском авиационном заводе и купленного в мае 1944 года саратовским пасечником Ферапонтом Головатым за 100 тыс.руб. для летчика Бориса Еремина, смогли добиться того, что не удалось сделать ни одному местному чиновнику. Уникальный летательный аппарат уже, можно сказать, одним крылом находится на родине. Осталась самая малость…
Одним крылом в Саратове. Судьбу Яка-3 Ферапонта Головатого решит ответ из саратовского музея

Пока в РФ и Саратовской области, в частности, гремят выборы, меняются сенаторы, уходят в отставку высокопоставленные и не очень чиновники, ситуация вокруг легенды саратовского авиапрома - истребителя Як-3 с заводским номером 1712, продолжает развиваться силами ветеранов безвременно погибшего САЗа. По словам активиста и одного из инициаторов возврата Як-3 из США на саратовскую землю Александра Бернадского, наметилась оптимистическая тенденция.

Во-первых, Росимущество официально признало, что боевой Як-3, за штурвалом которого Герой СССР Борис Еремин в годы Великой Отечественной войны сбил 6 фашистских самолетов, является федеральной собственностью (а не частной, как ранее в ответе на официальный запрос ИА "СаратовБизнесКонсалтинг" сообщили представители в ОКБ им. Яковлева). Об этом представитель Росимущества сообщил ветерану САЗа Бернадскому в телефонной беседе. 29 сентября федеральное ведомство запросило в министерстве культуры РФ информацию по саратовскому Музею Трудовой и Боевой Славы, в том числе о том, готов ли он принять долгожданный экспонат. Министерство культуры РФ в свою очередь направило соответствующий запрос в саратовский Музей на прошлой неделе. Активисты надеются, что он согласится принять и обеспечить необходимые условия экспонирования легендарного истребителя Як-3 и тот займет законное место рядом со своим "старшим братом" - истребителем Як-1Б, подаренным Головатым летчику-истребителю Еремину в декабре 1942 года.

Александр Бернадский предположил, какими будут следующие действия федеральных ведомств относительно Як-3, при условии, что музей ответит согласием на запрос министерства культуры РФ. Это проведение экспертизы самолета, которая подтвердит его ценность (ветеран уверен – это простая формальность!). И изъятие Росимуществом самолета (добровольно, либо через правоохранительные органы и судебных приставов) и передача его в Саратов с оформлением всех необходимых документов с Правительством Саратовской области.

По мнению представителей авиазавода, от них на данном этапе уже ничего не зависит, они сделали все, что смогли – за дело должно взяться и довести его до конца правительство Саратовской области, на которое они очень рассчитывают. Однако, по мнению ветеранов, ОКБ им. Яковлева, длительное время выдававшее себя за "собственников" уникального летательного аппарата, вряд ли сдастся так быстро. Тем более, что оно заручилось, по информации Бернадского, поддержкой высокопоставленного покровителя – зампреда Правительства РФ Дмитрия Рогозина. Якобы, идея довести самолет Як-3, произведенный весной 1944 года, до состояния летной годности (т.е. фактически заставить летать машину, которая простояла в качестве музейного экспоната с 1945 года) – принадлежит именно ему.

ЯК-3 в музее Задорожного

Александр Бернадский считает, что реализация этого проекта, который, по своей смелости и реставрационному мастерству, может сравниться с умением мастерового Левши подковать блоху, в реальности просто погубит самолет, поскольку он десятилетиями не вставал на крыло! Ветеран считает, что уникальному аппарату, напротив, необходимо дать покой и заботу, и тем самым сохранить как можно дольше в первозданном состоянии, а не "летать на нем для потехи". По существу, от Як-3 (единственного оригинального времен войны сохранившегося в России самолета этой модели) при попытке довести его до состояния летной годности ничего не останется. Будут заменены фактически все оригинальные детали. Кроме, разве что, дарственной надписи на борту.

В связи с вновь открывшимися обстоятельствами немного приспустилась завеса тайны и над той "загадочной" покупкой самолета, которую, якобы обсуждали ОКБ им. Яковлева и правительство Саратовской области, когда последнее "отказалось" от идеи вернуть самолет Ферапонта Головатого на историческую родину. Как рассказал Александр Бернадский, саратовским чиновникам предложили купить останки самолета Як-3 (часть деталей), обнаруженные в Самарской области. Их стоимость продавец оценил в 8 млн руб. К счастью, сделка не состоялась. Как ранее ответили в министерстве культуры Саратовской области на запрос ИА "СарБК" - "по ряду причин".
Напомним, Як-3 № 1712 провел долгих 23 года в США, где экспонировался в музее города Санта-Моника (Калифорния). Силами депутата ГД РФ шестого созыва от КПРФ Ольги Алимовой и ветеранов САЗа, при поддержке Министра иностранных дел Сергея Лаврова самолет в конце 2014 года вернулся в РФ, однако до Саратова, где, по мнению Александра Бернадского и его коллеги Валентина Аристархова, должен находиться по праву, до сих пор не доехал. ОКБ им. Яковлева посчитало себя собственником раритетного экспоната, и сейчас он украшает собой коллекцию частного музея Вадима Задорожного, где, по мнению представителей ОКБ, ему в состоянии оказать надлежащие уход, почет и славу, т.к. этот музей в Подмосковье ежегодно посещают до 700 тыс. человек. Однако саратовцы считают: дело не в славе (в конце концов, Як-3 за номером 1712 должен стать одним из ключевых экспонатов местного Музея Трудовой и Боевой Славы на Соколовой горе и объектом притяжения туристов - любителей техники со всей страны и из-за рубежа), а в исторической правде и справедливости. Во многом решающим здесь будет настойчивость и оперативность облправительства, в первую очередь профильного зампреда Ивана Кузьмина. Финал истории близок, а неравнодушные саратовцы и любители истории затаили дыхание и сжали на удачу кулаки…

Автор: Ольга Берес
Похожие материалы
  • 03.11.2022, 15:30 Защитный рефлекс. В Саратове обсуждают наличие и готовность убежищ

    На фоне боевых действий на Украине, а также заявлений властей о том, что мы готовы любыми средствами защищать целостность страны, растет интерес журналистов и общества к теме бомбоубежищ. Понятно, что это связано не с паникой - вряд ли кто-то всерьез ожидает артобстрелов и бомбежек российских городов. Но многие вспоминают опыт Советского Союза, когда убежища поддерживали в рабочем состоянии, а на улицах имелись специальные указатели. В современной России эта тема во многом стала неудобной и даже секретной. Тем не менее, по данным СМИ, в некоторых регионах проверяют укрытия и приводят их в порядок. Возможно, такая работа ведется и в Саратове, но чиновники хранят по этому поводу стойкое молчание. Горожане же делятся неофициальными списками убежищ - правда, эта информация, скорее всего, будет бесполезной, а иногда и вредной. В нюансах темы разбирался СарБК.

  • 04.09.2020, 20:05 Темы недели: спасение трамвая, расширение Саратова, фантомы Музейной площади

    Со счетом 1:0 в споре с мэрией по поводу сохранения трамвайного кольца в Мирном переулке победу одержали саратовские общественники. Команда сторонников развития электротранспорта "усилилась" спикером Госдумы Вячеславом Володиным. В итоги мэрия вывесила "белый флаг" и сделала вид, что никогда и не предлагала демонтаж трамвайного кольца в центре города. Тем временем, силы городской власти экстренно брошены на реализацию очередного политического проекта - расширения границ Саратова. Вот только кому оно нужно, объяснять не успевают. А вот руки до возврата участка у речного вокзала у городских чиновников уже не доходят. По крайней мере, договориться о возврате участка городу они не могут - якобы из-за жадности владельца.

Новые материалы
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x