- A
- +A
- +A
Президент областной академии шахмат Артур Муромцев: Преподавать игру в школе сможет не каждый учитель
- 11:12, 25 октября 2017
- Комментариев[9]
Информационный повод
10 октября министр образования России Ольга Васильева заявила в Совете Федерации о том, что шахматы будут введены в обязательную школьную программу с 1 по 4 класс в ближайшие два года. Объем занятий составит 1 час в неделю.
Что это дает детям?
Министр считает, что введение этого предмета положительно скажется на качестве образования и успеваемости учеников. Министр добавила также, что любой из учителей сможет научить ребенка играть в шахматы.
Играют ли в шахматы в российских школах?
Шахматные кружки, по словам Васильевой, существуют в школах 70 регионов страны, и занимается в них 742 тысячи человек. Всего в стране на начало текущего учебного года примерно 15 с половиной миллионов школьников, так что шахматами занимается немного меньше 5% из них. При этом как региональный или школьный компонент программы шахматы преподаются с 1994 года. В 1995 году по указу президента Калмыкии, избранного в тот же год президентом Международной Шахматной Федерации (FIDE), Кирсана Илюмжинова шахматы стали обязательным школьным предметом в республике. С 1998 по 2014 год издавались учебники курса "Шахматы – школе" авторства Игоря Сухина. В 2000 году министерство образования республики Саха (Якутия) издало специальный приказ о внедрении уроков шахмат в местных школах. В 2008 году в Челябинске большинство школ выбрали уроки шахмат из набора интеллектуальных игр.
В Ростовской области урок шахмат введен с 1 сентября 2011 года.
С середины 2000-х вопросом занялись и на федеральном уровне. В 2004 году появился приказ министерства образования страны "О развитии шахматного образования в системе образования РФ". В 2007 году президент после встречи с Кирсаном Илюмжиновым поручил министру образования Андрею Фурсенко изучить опыт преподавания шахмат в разных странах с последующей возможностью применения в России. В 2009 году после принятия Федеральных государственных образовательных стандартов для начальной школы шахматы стали преподаваться как школьный компонент в первой половине дня, а как внеурочный - во второй.
Есть ли что-то подобное за рубежом?
Первой страной в мире ввела шахматы в обязательную школьную программу со второго по четвертый классы Армения в 2011 году. На следующий год Европарламент принял декларацию проекта "Шахматы – школе". Это совместный проект Европейского шахматного союза и Европейского фонда Каспарова. "Это исторический успех для европейских шахмат. 13 марта 2012 года останется в истории днем, когда игра в шахматы поднялась на более высокий уровень признания обществом - не только как спорт, но и как часть системы образования в современном мире", - прокомментировал президент ЕШС Сильвио Данаилов.
Сейчас шахматы являются частью школьной программы в Азербайджане, Венгрии, Испании, Польше, Турции и других странах мира.
При этом исследования, которые доказывали бы прямую связь между занятиями шахматами и ростом успеваемости учеников если и существуют, то подвергаются критике. Возможно, такие исследования еще появятся, и в них для сравнения будут участвовать дети, которые занимались другими дисциплинами, влияющими на успеваемость.
Проект + фонд + поддержка = новый школьный предмет?
Несмотря на то, что мировые исследования в эффективности шахмат до конца не убеждают, в ней искренне убежден президент FIDE. В 2015 году Илюмжинов заявил:
Видимо, это число возрастет как минимум на несколько миллионов и за счет российских школьников. Идея введения шахмат в школьную программу получила поддержку на самом высоком уровне. Во время визита на чемпионат мира по шахматам, проходивщий в Сочи с 16 марта по 7 апреля 2015 года, премьер-министр Дмитрий Медведев дал поручение министерству образования и науки России изучить и поддержать эту образовательную инициативу. В 2016 году Кирсан Илюмжннов обсуждал ее уже с министром образования страны и, очевидно, сумел убедить Ольгу Васильеву в необходимости такого шага, а также в 40%-ном росте успеваемости учеников, поскольку министр практически повторила эту цифру в августовском интервью "Известиям":
Где и как реализуется проект сейчас?
По информации, размещенной на официальном сайте фонда "Шахматы в школе" на данный момент в проекте участвует 7 регионов страны: Москва, Калужская область, Ленинградская область и Ханты-Мансийский автономный округ (Югра) присоединились к проекту централизованно, также в нем участвуют школы Липецкой области, Чувашии и Якутии. Общее число школ, задействованных в проекте, не указано, однако отмечено, что в Москве в проект вошла 251 школа. Также на сайте можно узнать, что повышение квалификации для проекта прошли 1985 учителей. Повышение квалификации московские учителя проходили на базе Московского института открытого образования, в Югре "ресурсным центром" проекта стала шахматная академия.
В сентябре прошлого года в Москве прошла презентация учебно-методического комплекса "Шахматы в школе", созданного фондом совместно с издательством "Просвещение". Во время презентации глава фонда "Шахматы в школе" Никита Ким отметил:
Координатор проекта Марат Балгабаев считает, что "именно учителя начальных классов смогут лучше всего преподать те ценности и качества, которые можно взять от шахмат" То есть, создатели проекта, так же как и глава отечественного образования полагают, что с преподаванием шахмат в школе вполне справится учитель начальных классов.
Судя по всему, вести обучение предполагается по презентованному УМК. Комплекс рассчитан на 4 года (1 - 4 класс). Общий объем его составляет 135 часов (33 часа в первом и по 34 во втором-четвертом классах). Комплекс состоит из учебного пособия, методических рекомендаций для учителя, рабочей тетради ученика и электронной версии учебника.
УМК поступил в продажу в октябре 2016 г. По информации сайта издательства "Просвещение" сейчас купить пособия из комплекса можно по цене 550-700 руб. (комплект на год). Заказать его можно и связавшись с фондом "Шахматы в школе".
Перспективы для Саратова
Вероятно, распространение шахмат в качестве учебного предмета будет напрямую связано с расширением географии проекта "Шахматы в школе". И, если сопоставить это со словами министра образования, до масштабов страны проект должен вырасти за два года. В Саратове была и есть возможность заниматься шахматами при желании - существует, например, городской шахматный клуб, шахматная академия, во многих школах есть секции и кружки. Когда же проект "Шахматы в школе" дойдет и до нашей области, какому-то учебному центру придется стать "ресурсным" и взять на себя работу по повышению квалификации педагогов. Ведь только в одном Саратове больше сотни общеобразовательных школ. Нужны будут средства на закупку учебников и оборудования. Эти средства придется где-то изыскивать. Пока же у региона есть возможность "взгляда со стороны" и изучения опыта тех, к кому шахматы в школы уже "пришли" в качестве обязательного предмета.
Пока же мы обсудили инициативу с Артуром Муромцевым - президентом областной шахматной федерации и областной академии шахмат, тренером высшей категории, мастером FIDE.
В то же время положительное влияние таких занятий на успеваемость руководитель областных шахмат признает: "То, что шахматы улучшают успеваемость – это точно. Игра воспитывает в ребенке дисциплинированность, развивает мышление".
А вот с утверждением министра о том, что преподавание шахмат будет простой задачей он не согласен:
Именно проблему нехватки кадров Артур Муромцев считает главным препятствием в полноценной реализации проекта в области. И этим проблемы не ограничиваются: "Мы, сами стараемся вести переговоры со школами, чтобы вводить шахматы в виде кружков, но даже такую форму занятий стремятся организовывать далеко не все. У многих школ нет либо желания, либо подходящих документов, позволяющих открыть кружок. Если будет введена программа, сложно даже сказать, найдётся ли в области столько готовых преподавать шахматистов. Но появится задача, будем её решать".
Несмотря на обозначенные сложности, руководитель областной шахматной федерации относится к инициативе положительно: "В целом я за то, чтобы шахматы вошли в школьную программу, но именно как факультатив".
Еще один важный вопрос – интересен ли будет новый предмет маленьким саратовцам? Из десятка школьников 8-11 лет, которых автор спросил, интересны ли им шахматы как урок, все к немалому удивлению ответили "да". Больше того - только один из них признался, что совсем не умеет играть в шахматы. А еще один задал совсем неожиданный вопрос: "А занятия будут платными?"
Конечно, по этому импровизированному опросу трудно судить о будущем интересе саратовских школьников к новому предмету. Может быть, кому-то действительно станет интересно, и урок приведет в шахматную секцию, может быть, он будет таким, как музыка или рисование - все посещают, потому, что за это ставят отметки, не все становятся художниками и музыкантами, но кому-то нравится. А может быть инициатива и вовсе вызовет отторжение у детей и родителей. И причины этого отторжения могут быть самые разные. Судьбу шахмат в школе, очевидно, определит время. И торопиться с этим не стоит - все-таки речь не о матче за "шахматную корону".
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку материалов
-
22.11.2024, 13:58
"Веном: Последний танец". Заметки киномана
В третий раз Том Харди закинул невод, простите, вернулся на экраны в качестве инопланетного паразита и его хозяина из вселенной "Человека-паука". Вернулся невод лишь с личной харизмой главного персонажа. Всё остальное в фильме только утомляет.
-
19.11.2024, 10:39
Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите
Специалисты билайн бизнес представили мобильные и стационарные решения для создания покрытия мобильной связи в удаленных и труднодоступных местах, где связь отсутствует полностью или крайне нестабильна. Презентация прошла в Новокузнецке в рамках Третьего российского угольного саммита - это ежегодное мероприятие, собирающее ведущих игроков угольной промышленности для обмена опытом и обсуждения новых технологий.
- Неделя
- Месяц