- A
- +A
- +A
Показательные отходы. В Саратовской области очень "бедный" мусор
- 09:29, 16 апреля 2019
- Комментариев[24]
Родственник моей хорошей знакомой, который давно живет в Израиле, недавно похвалился, что жильцы их дома выиграли в конкурсе на "самый лучший мусор". Общий кругозор, конечно, подсказал, что многие страны мира в целях решения экологических проблем оптимизировали сбор мусора и нарастили объем его переработки, но совершенно умилило сочетание слов. Поэтому захотелось подробностей. При случае выяснилось, что конкурс на "самый лучший мусор" был объявлен мэрией города (Ришон-ле-Цион, 250 тыс. жителей). В качестве "призовых" победителям в этом соревновании (их оказалось несколько) вручались 2 тысячи шекелей (550 долларов). "Победный" мусор обладал единственным, но главным преимуществом - он был тщательно отсортирован на три фракции (пластик, бумага и влажные отходы).
Наш источник признался: "У нас есть главный по дому - очень инициативная женщина. Она нас, так сказать, вдохновила на участие в конкурсе. При этом постоянно проверяла то, что мы выбрасываем в контейнеры. Думаю, что мы победили благодаря ей. Теперь она планирует вместе с другими жильцами (в доме живет 14 семей) использование выигранных денег. Наверное, потратят на новые картины для лестничных площадок, цветы во дворе".
А мы-то сразу подумали при замену труб и ремонт крыши. Но очевидно, что если в доме "лучший мусор", то для полного счастья в нем не хватает только новых цветов в клумбах. Наш собеседник добавил, что бережному отношению к окружающей среде и, в частности, грамотному обращению с бытовыми отходами, в Израиле учат с детства. "Когда сын ходил в детский сад, ему показывали представления о пользе раздельного сбора мусора. За нарушения этих правил здесь не наказывают, штрафы за это не предусмотрены, но следование им, как видите, поощряется".
Мусорные контейнеры стоят в подвальном помещении. Синий - для бумаги, оранжевый - для пластика, в зеленый складывают все остальное
А ведь и жителям России когда-то обещали, что они смогут зарабатывать на бытовом мусоре. Пару лет назад так пространно заявляли обозреватели программных документов о внедрении в стране комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами. Сегодня же, по мере того, как это задуманное нащупывает реальную почву или, наоборот, не находит возможности быть реализованным, возникают сноски, оговорки, становится более понятной суть реформ (для обывателей) и причины, которые их тормозят (для участников рынка). А некоторые открывшиеся обстоятельства указывают на то, что деньги на цветочную рассаду, вырученные за отобранные в несколько кульков отходы, так и останутся занимательными историями из других миров.
Заместитель директора филиала АО "Управление отходами" (региональный оператор Саратовской области) Алексей Калямин на вопрос о том, когда мы сможем приблизиться к цивилизованным схемам обращения с отходами, а граждане смогут каким-то образом извлекать из этого прибыль, ответил: "Зарабатывать на бытовом мусоре в России сегодня не представляется возможным".
Это стало очевидным после запуска автоматизированной линии по сортировке отходов в Энгельсском ЭкоТехноПарке. (принимает ТБО из муниципальных районов левобережья). Автоматы австрийского производства, заметим, способны выбирать из общего потока более 18 фракций сырья, годного к переработке. Эти установки извлекают из беспорядочной лавины 100% имеющихся вторичных материальных ресурсов, исключают сбои и ошибки. Подобными линиями оснащены все мусороперерабатывающие заводы в Европе. И там они отправляют на переработку 35-40% из общей массы твердых бытовых отходов. А в Энгельсе автоматы предложили переработать только 3-5% собранного мусора. Наблюдающие за работой установок в онлайн-режиме производители примчались из Австрии для того, чтобы устранить неполадки. Понадобились тестовые рейсы, для ответа на вопросы сотрудникам завода пришлось перебирать партию мусора вручную, имитируя работу автоматов. После всех манипуляций австрийские инженеры сделали вывод. "Уважаемые производители сказали, что у них в Европе мусор, который идет на захоронение после работы автоматизированных линий сортировки богаче, чем тот, который у нас привозится на завод для поиска в нем вторсырья, - рассказывает Алексей Калямин. - То есть, у нас автоматы выбирают в саратовских отходах 3-5% вторичных материальных ресурсов ровно потому, что в них и содержится 3-5% вторичных материальных ресурсов. У нас очень бедный мусор. Гости из Австрии увидели такой бедный мусор впервые".
Как показывает работа сортировочного завода в Энгельсе, в структуре наших отходов сейчас 40% составляют так называемые гниющие фракции. Это остатки каких-то продуктов, или то, что остается от их приготовления. Причем, растительные остатки всех типов и видов сохраняются в большом объеме даже зимой и это тоже является признаком бедного мусора. При этом остальные 60% отходов состоят вовсе не из картонных коробок и пластиковых упаковок, которые можно и следует перерабатывать. Многое из этой части абсолютно не востребовано на рынке вторичного сырья, говорят в филиале компании "Управление отходами".
Мы привыкли к критике отечественных товаров и услуг, лечения и обучения. И дороги у нас плохие, и чиновники вороватые. Но мусор? Оказывается, тоже никуда не годится. Но ведь та упаковка, в которой выпускаются российская сметана, печенье или сок, изготовлена по зарубежным технологиям или, вообще, импортирована. Алексей Калямин отвечает: "Да, упаковка продуктов в России и за рубежом теперь практически не отличается. Но в Европе ее объем в мусорном ведре не меняется в течение недели. А у нас сотрудники мусоросортировочной линии могут угадывать дни зарплаты. Потому что вдруг на ленте увеличивается число бутылок из-под спиртного, держится на этом уровне пару дней и затем падает. Мы курс доллара знаем лучше, чем Саратовстат или Центробанк. Как только доллар стал стоить столько, сколько он стоит сейчас, мы заметили уменьшение картонной упаковки в потоке мусорных отходов. То есть, вся экономическая ситуация у нас ползет по ленте. И качество мусора наглядно демонстрирует низкий уровень жизни населения".
Кроме того, нынешний "состав" мусорных отходов не самым выгодным образом (для регионального оператора) уживается со сложившимися ценами на рынке вторсырья. Например, килограмм металлолома стоит 14, 5 рублей. Но он встречается в массе ТБО только в виде случайных мелочей. На мусоросортировочной линии в Энгельсе не пропускают даже металлическую фурнитуру на старой мебели (бедный в Саратовской области мусор, но иногда весьма габаритный. Части из древесины пропускают в этом случае через шредер). Другими словами, собрать килограмм металла из бытового мусора не так легко. А пластика в мусорных контейнерах оказывается несравнимо больше, но и цена вторичного сырья подобного рода гораздо ниже - 6-6,5 рублей за килограмм. Если попытаться наполнить этот килограмм пластиковыми бутылками, то предстоит собрать 30 бутылок.
Но и те вторичные ресурсы, которые все же удается извлечь из российского мусора, сложно передать в руки переработчику. Производители и вторичные ресурсы "проходят мимо друг друга", эту тему редко рассматривают в качестве бизнес-идеи.
К примеру, в Саратове присутствует крупное стекольное производство, но выбранное из бытовых отходов битое стекло отправляется в Волгоград на предприятие по изготовлению стеклобетона (прилично прибавляя при этом в цене). Потому что саратовским предприятиям и без этой наценки битое стекло не интересно, оно и в "свежеотобранном" виде оказывается не дешевле, чем чистый кварцевый песок. Разумеется, производители стекла отказываются от вторсырья.
Если выйти за рамки твердых бытовых отходов, стоит вспомнить о проблеме утилизации старых автомобильных шин. В России происходит их круговорот в городском хозяйстве: владельцы шин заталкивают отслужившие покрышки в мусорные контейнеры, вывозящие компании пытаются сбыть их мусоропереработчикам, те совершенно справедливо не соглашаются и возвращают их (поскольку они требуют специальной утилизации), тогда шины "катятся" в сторону управляющих компаний (обязаны собирать у населения подобные отходы) ... При этом станции техобслуживания завалены старыми покрышками под самую макушку и они готовы платить тому, кто освободит их от этого хлама. А между тем, существуют замечательные технологии по производству, например, детских площадок, спортивных комплексов, беговых дорожек из резиновой крошки. Они применяются и в России. Но производство в наших условиях (прежде всего, высокие цены на энергоресурсы) выдает такой дорогостоящий продукт, что сложно обеспечить на него устойчивый и массовый спрос. А значит, развитие этого направления тоже стоит под большим вопросом. А еще из протекторов старых шин (освобожденных от металлокорда) можно делать битумную добавку. Она, кстати, значительно улучшает характеристики литого асфальта. Но старые шины раскиданы по стране. То есть, у нас нет существенных оснований, чтобы говорить о переработке вторичных продуктов, как о цивилизованной отрасли в структуре экономики страны.
Возникает очень много вопросов. Вот один из них. Каким образом население сможет зарабатывать на мусоре, если оно утратило возможность "производить" приличный мусор? Напомним, что реальные доходы россиян падают пятый год подряд. То есть, скоро в отходах одни картофельные очистки останутся да луковая шелуха, а австрийские автоматы со скуки завоют, как сирены? Неужели разработчики новой комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами не учитывали экономические прогнозы и не владели информацией о других национальных особенностях. Алексей Калямин объясняет: "Наши заводы в Энгельсе и Балаково будут работать до тех пор, пока работают карты захоронения полигонов. Ведь наши заводы выполняют две важнейшие задачи. Первая из них — извлечения из мусора экологически опасных элементов. Часть из них можно реализовать, а часть подлежит спецутилизации (батарейки, аккумуляторы от телефонов). Например, мы выбираем их потока то же самое стекло. Поэтому наши свалки не горят. Известно, что стекло работает как линза и становится причиной возгораний. А горящая свалка — это яд на несколько километров вокруг. Вторая задача — это уменьшение объемов тех отходов, которые подлежат захоронению. Объем стандартного мусорного контейнера - 1 100 литров. А после нашей обработки этот объем сокращается до 13 ведер. А потом мы это мелким-мелким слоем рассыпаем по картам наших полигонов и контейнер превращается буквально в ничего. К слову, с момента начала работы регоператора на заводы поступило более 2 миллионов кубометров мусора. А в следующем году это будет уже 4 миллиона кубометров. И их надо уложить на маленькой карте полигона так, чтобы это в дальнейшем не доставляло неудобства людям. И именно работа этих сортировочных линий и измельчителей помогает нам кардинально уменьшить объемы мусора для захоронений. К примеру, пластик занимает 30% объема вторичных материальных ресурсов. Одна пластиковая бутылка весит 30 граммов, а в объеме, даже в смятом виде, занимает около литра. Значит, тонна бутылок - это 30 000 литров. Но мы их изымем из объема и прилично сэкономим на этом. Вообще, все вторичные ресурсы, кроме металла и стекла являются объемными фракциями. Поэтому мы будем выбирать вторресурс даже при условии, что это нерентабельно".
И еще вопрос. Как же быть с многообещающими прогнозами о том, что грамотное обращение с отходами принесет россиянам экономическую выгоду? Теоретики реформы рассчитывали, что чем глубже будет сортировка отходов на уровне мусорных ведер граждан, тем меньше они будут платить за услугу обращения с отходами. Предполагалось, что оплачиваться будет работа только с той частью отходов, которая вывозится на свалку. То есть, если весь мусор будут забирать переработчики, то гражданам вообще не надо будет платить за мусор. Планировалось уменьшать норматив (средний объем формируемого мусора на одного человека) для тех домов, где стоят баки для раздельного сбора бытовых отходов.
Алексей Калямин рассказал о том, как выглядит сокращение платежей за обращение с мусором сегодня. "Если мы отобрали пластиковый бутылку и продали ее, то тарифный комитет фиксирует эту сумму и рассуждает так: стоимость содержания всей вашей инфраструктуры (то, что вам должны возместить платежами) равна, к примеру, 100 миллионам рублей, а вы продали вторсырья на 10 миллионов рублей, тогда жители должны заплатить вам за обращение с мусором 90 миллионов рублей. То есть, сумму, которую мы выручили за извлечение и продажу вторсырья, мы минусуем из тарифа. И тот факт, что у нас в этом году тариф упал на 4%, это во многом доказывает то, что наша инфраструктура хорошо работает. В структуре коммунального платежа сумма за обращение с мусором составляет меньше 5% - в среднем 200 рублей. А если бы наши заводы не работали, платеж был бы выше — 250-270 рублей. А для организаций и бизнеса эта разница более существенная - 20 тысяч рублей и 25-27 рублей".
Впрочем, эксперты замечают, что все больше жителей страны и, в частности Саратовской области, готовы сортировать мусор и относить к контейнерам несколько пакетов. Все больше людей понимают, что бумага, смешанная с гнилой картошкой (да еще спрессованная в мусоровозе) и бумага, собранная в отдельный пакет, это две большие разницы для ее переработки. Есть даже "ортодоксальные" активисты-экологи (и в Саратове тоже), которые подсушивают мусор на своей батарее, чтобы он занимал меньше места на планете Земля (зачем они это делают, если отходы перед захоронением измельчают, непонятно). Эта тенденция заметна по сетчатым контейнерам для пластиковых бутылок (они не имеют отношения к региональному оператору). Так вот, эти контейнеры не стоят пустыми. Пока в "Управлении отходами" к ним относятся снисходительно, но в скором времени постараются "зачистить" площадки. Так сказать, для чистоты эксперимента. Специальный проект (один из первых в стране) будет запущен в Волжском районе Саратова. Жителям предложат обособленный сбор мусора (2 фракции: влажные и сухие отходы). К слову, это позволит повысить объем изъятых вторичных отходов для переработки в два раза (если сейчас отбор вторсырья в регионе увеличился до 8%, то при обособленном сборе он может вырасти до 16-18%. А теоретически при селективном сборе можно вернуть в оборот до 40% бытовых отходов). Таким образом предполагается поддержать благородные позывы населения к заботе об экологии и не слишком испугать людей несколькими разноцветными контейнерами. Ведь в этом случае и под мойкой придется ставить несколько ведер или пакетов, а к этому точно пока готовы не все.
И комментарий главы администрации Волжского района Сергея Бровкина говорит о том, что все предыдущие "отношения с мусором" у нас были "конфликтными" и "неконструктивными". Да и новые правила общения начинаются отнюдь не с чистого листа. Чиновник на вопрос о предстоящем эксперименте сказал: "Рано или поздно мы придем к сортировке мусора. Именно для этого была затеяна реформа. Этим "Управление отходами" и объясняет повышение тарифа - раньше весь мусор утилизировался на полигоны, в теперь идет его сортировка. Другой вопрос, насколько жители готовы к этому. Посмотрим что получится. Надеюсь, что станет только лучше. В любом случае, надо чтобы этот мусор вывозился вовремя — сортированный или нет. И чтобы люди получали вовремя услугу, за которую они платят деньги". Удручающее впечатление производят эти слова. Мы пытаемся равняться на цивилизованный мир, а сами находимся в каменном веке.
Но не смотря на то, что новая комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами в стране складывается с большим скрипом (построено 10 крупных сортировочных центров, а надо 200–300), старт реформы и дальнейшие планы выглядят вполне логичными. Более того, эта тема становится модной. На днях стало известно, что в Госдуму направлен законопроект об обязанности магазинов принимать пластиковую и стеклянную тару. Попил водичку, съел йогурт и вернул продавцу упаковку (за определенную плату, разумеется). Может быть, и для нас когда-нибудь (после того, как выползем из нынешней нищеты) организуют конкурс на "самый лучший мусор"? И мы изменим отношение к миллионам тонн бытовых отходов, которые "выпускаем" каждый год. По крайней мере, я после работы над этим текстом стала смотреть на мусорное ведро под мойкой другими глазами. Так сказать, оценивающим взглядом. И еще захотелось отложить сухую бумагу и фантики от конфет в отдельный пакет.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку материалов
-
10.01.2025, 13:15
Второй сезон "Игры в кальмара". Заметки киномана
Нужен ли был второй сезон? Вряд ли он был крайне необходим, но авторам есть, что сказать. А нам - на что посмотреть и над чем подумать.
-
04.01.2025, 11:19
"Волшебник Изумрудного города". Заметки киномана
Для тех, кого травмировали "Бременские музыканты" на прошлых новогодних каникулах: это значительно лучше! Но есть нюанс - книгу разбили на части, и это первая из многих.
- Неделя
- Месяц