Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Кинорежиссер: С нашими детскими пособиями странно снимать фильмы за немыслимые деньги

  • 14:43, 28 июня 2019
  • Комментариев[5]
"СарБК" сообщало о том, что в Саратове будет сниматься фильм о летчике-истребителе, Герое Советского Союза Алексее Маресьеве. Его можно отчасти назвать нашим земляком, ведь он родился в городе Камышин, когда тот входил в состав Саратовской губернии. Картину будет снимать независимая кинокомпания "Храбрый Кролик". Подробности о подготовке к съемках мы выясняли у режиссера будущей картины Дениса Банникова (от тоже, к слову, из Саратова). Разговор получился не только о предстоящем съемочном процессе, но и проблемах современного отечественного кинематографа, о сложных отношениях с историческим прошлым, о возрождении региональных киностудий и немного о семье.
Кинорежиссер: С нашими детскими пособиями странно снимать фильмы за немыслимые деньги

Почему вы выбрали историю летчика Маресьева для своего нового фильма?
- Эта идея возникла лет пятнадцать назад, когда я перечитал "Повесть о настоящем человеке" Бориса Полевого. Я увидел в ней все составные части хорошего, добротного, честного фильма по любым меркам, и по голливудским в том числе. Это прекрасная история о схватке с судьбой. Но мы не станем экранизировать книгу Полевого. У нас другая история — про людей. Настоящий человек — это не только Маресьев, но и другие люди, которые появляются в его судьбе и помогают ему вернуться. И это весьма современная тема, потому что наша страна и в новейшей истории прошла через череду войн, начиная с Афганской войны, заканчивая военными кампаниями внутри наших государственных границ. И таких людей, как Алексей Маресьев, которые прошли через это и оставили кусок жизни на войне, очень много. Кто-то потерял там руку, кто-то - ногу, а кто-то потерял самого себя. Есть же такой послевоенный синдром, когда человек возвращается и не может встроиться в этот мир. Те ребята, которые вернулись и смогли выстроить для себя новую жизнь – сильные люди. Мы снимаем фильм о Маресьеве, но имеем в виду и этих людей тоже. В конце нашего фильма есть строка: "Этот фильм посвящается русскому солдату. В прошлом, настоящем и будущем". 

Персонажи фильма - это исключительно реальные исторические герои или присутствуют и вымышленные действующие лица?
- Дело в том, что Алексей Маресьев не любил рассказывать о том, как он выжил в лесу, как потерял ноги, как смог подняться и вновь стал летать. Более или менее его жизнь задокументирована и залегендирована уже после того, как он получил звание Героя, вышла книга Полевого, когда он стал секретарем Комитета ветеранов войны. А то, что было до этого, покрыто неким неведением. Даже воспоминания тех людей, которые нашли его в лесу, очень сильно разнятся. Поэтому, конечно, художественный вымысел присутствует. Что-то Полевой домысливал. И я что-то добавлял, когда писал сценарий. Но вот, например, момент с уроками танцев в санатории ВВС, основан на реальных фактах. Действительно, была медсестра, которая давала ему уроки танцев для того, чтобы вернуть координацию движений. И это во многом помогло ему не просто начать ходить, а пользоваться протезами как ногами. У нас в фильме будет, на мой взгляд, интересная женская линия (у Полевого она практически отсутствует, не акцентирована). У нас женские образы - важнейшая часть истории: девушка в деревне, которую оставили немцы, врачи в госпитале, медсестра в санатории. Мы затрагиваем тему женского одиночества, страха остаться одной. Ведь это тоже война.

А может так сложиться, что ваш фильм назовут римейком картины Александра Столпера, снятого в 1948 году, где играл Павел Кадочников, Николай Охлопков, Людмила Целиковская? У нас не любят римейки и в основном ругают (кроме, может быть, "Экипажа").
- Мало того, на нашем фильме, как говорят, только ленивый не оттопчется. Но мы к этому готовы. Вообще, так складывается, что мы беремся за такие проекты, которые, как оселок, проверяют отношение людей. Нельзя угодить всем. Возможно какое-то настороженное отношение ветеранов, потому что они опираются на определенные стандарты. Нельзя рассказать фильм заранее, но мы подходим к этой истории с максимальным уважением. Кстати, фильм Столпера, снятый по Полевому, был еще больше заидеологизирован, чем повесть - советский человек, большевик, коммунист... Наверное, в реалиях того времени нельзя было объективно рассказать эту историю. Так же, как сказать тогда, что мы потеряли на войне 27 миллионов человек. Тогда бы это усугубило моральный удар.

Как будут финансироваться съемки вашей картины? Наверное, собрать деньги будет нелегко?
- Дело в том, что наш кинобизнес сегодня существует с трудом. Подавляющее число проектов, которые получают госфинансирование, являются убыточными. В прибыль уходят единицы, 15-20% - это успех. У нас так сложилось, что мы на все просим денег у государства - Фонд Кино, Минкульт ежегодно финансируют проекты. Мы считаем, что фильм о летчике Маресьеве нужен и важен сейчас, не меньше чем другие проекты. Мы тоже будем подавать на финансовую поддержку государства, потому что любой фильм, где нужно воссоздавать эпоху, а тем более военное время, требует немалых затрат. Нужно сделать так, чтобы зритель потом не смеялся и не показывал пальцем. Часто бывает, что сэкономили на консультантах и в итоге ордена герои носят не с той стороны. Кроме того, мы создадим платформу для краудфандинга. К слову, так собрали значительную часть бюджета фильма "28 панфиловцев". Но это не отменяет обращений, как говорят, к социально-ответственному бизнесу, меценатам. Не хотелось бы сглазить, но мы сейчас разговариваем с людьми, которым интересно поучаствовать финансово в этой истории. Административная, логистическая поддержка со стороны региональных властей у нас тоже есть. С самого начала содействие в проекте нам оказывает Комиссия по культуре, туризму и сохранению историко-культурно наследия Общественной палаты области, нас поддержала Общественная палата РФ. Мы глубоко признательны за помощь и поддержку "Настоящего человека".

Вы сказали о том, что большинство фильмов, снятых при поддержке государства, являются убыточными. Но ведь так быть не должно.
- Чем отличается наше кинопроизводство от той же "проклятой Америки, от которой все наши беды"? Там люди считают деньги. Они построили в Лос-Анджелесе павильоны не просто так, а потому что поняли - народ созрел и ему нужна легенда на экране. И это никогда не финансировалось государством. Хотя Америка является богатым государством, но и тогда, и до сих пор если студии и ищут финансирование через какие-то фонды, то речь идет о частных деньгах. А у нас создателей фильмов с господдержкой, которые не окупились в прокате, это мало волнует, потому что государственные деньги - это в большинстве случаев безвозвратный грант. К слову, это могут быть картины с сметой 150-200 миллионов.  То есть, государство может себе позволить снимать такие фильмы. 

А что надо в этом случае менять?
- Надо менять всю систему. В нашем кинобизнесе есть такая шутка: любой шуруп, если он попадает в кино, становится в 10 раз дороже. И это все отражается на смете. И все прекрасно понимают, что этот замкнутый круг цен, расценок на услуги, гонораров настолько вырос и окаменел, что подобраться к нему невозможно. Вообще, кино - производство дорогое, но когда фильм стоит под миллиард, это становится бессмысленной тратой. В стране с нашими пособиями на детей странно снимать фильмы за немыслимые деньги. Но в эту сторону думают. В прошлом году Президент сказал о том, что надо развивать региональный кинематограф. Потому что Москва - это государство в государстве и в кинопроизводстве тоже. Насколько я знаю, сейчас из всех региональных проектов финансирование получают единицы.

Вы хотите сказать, что фильм про Маресьева будет региональным проектом?
- Да, возможно он станет первым региональным проектом в стране, пилотом создания продюсерского центра. Он полностью соответствует этому наказу Президента. Мы разработали концепцию Киностудии "Возрождение" на базе Саратова. Направили ее руководству города и региона, в общественную приемную Вячеслава Володина. В Саратове ведь снимали художественное кино.

Фильм "Строится мост"?
- Да, это было в 60-х годах прошлого века. В нем снимался Олег Ефремов, артисты "Современника". А последний большой фильм, который создавался на базе Саратова, назывался "Без права на пощаду", это начало 70-х. Про предателя, нацистского пособника, который скрывается после войны. Его играл Юрий Петрович Киселев.
Сейчас сложилась парадоксальная ситуация. Наш город из года в год, из десятилетия в десятилетие готовит творческие и административные кадры экстра-класса, но реализоваться здесь, в каких-то инфраструктурных вещах, эти специалисты не могут. И они едут в Москву, но не всегда и там находят работу по специальности. Теряют квалификацию, теряют лучшие продуктивные годы. А если создать хотя бы четыре киноцентра - в Поволжье, на Урале (в Свердловске ведь была киностудия), Дальнем Востоке и в Сибири, картина бы поменялась. Так вот, мы разработали концепцию Киностудии - прозрачную донельзя, предложили логистику, создали сметное обоснование, просчитали сколько стоит техника. Есть перспективный план производства до 2030 года. Это все реально, нужна только политическая воля. 

А все-таки, почему вы решили снимать фильм в Саратове, кроме того, что летчика Маресьева можно считать нашим земляком? 
- Не потому, что здесь шуруп дешевле, а потому, что мы здесь нашли все, абсолютно все. Мы нашли объекты, которых нет больше нигде в мире. Например, Саратовский медицинский университет, здание в стиле модерн, построенное в начале прошлого века. Или аэродром в Дубках, где Гагарин учился летать. И самое интересное, что это не противоречит правде жизни. Ведь у нас в городе располагалось громадное количество эвакуированных госпиталей. На каждой второй школе висит табличка о том, что здесь был госпиталь или формировалась дивизия или полк. У нас камни-то помнят эти события. То есть, у нас в фильме будет то, что до этого не показывали ни в каком другом фильме, это эксклюзив. Например, если в Москве надо снять  кабинет Сталина (если это не дача в Кунцево), то локейшн-менеджер берет листок, где прописаны сто раз известные адреса, например, кабинет на Проспекте Мира. И этот кабинет показан во всех сериалах, и я там когда-то рекламу какую-то снимал. А если говорить о натуре, то в Саратове можно найти улицы, где можно поставить камеру, запустить людей, одетых в костюмы эпохи, и ничего больше делать не надо. Даже столбы старинные сохранились. 

А сколько у нас старых, облезлых фасадов...
- Кстати, мы нашли в Энгельсе огромную кирпичную стену разрушенного дома с трубой и с какими-то сараюшками рядом. А в воскресенье я еду и вижу, что ее снесли и землю разровняли. Вы представляете, какой для меня был удар?! Ведь ради этого в советское время в экспедиции по поиску натуры уезжали на полгода. Кстати, тот же самый Голливуд не стесняется снимать фильмы в Праге, на Балканах, если там дешевле и есть натура. В шпионских фильмах Москву часто снимают в Праге. Это к вопросу о том, что важно считать деньги. Но самое важное для нас в Саратове - это тот бэкграунд, который мы нигде больше не найдем.  

Вы задумали фильм о Великой Отечественной войне, но в последнее время на экраны вышло очень много подобных проектов. У вас нет ощущения некоторого перебора?
- Есть. Снято и много сериалов про войну. Но они, к сожалению, имеют мыльный налет. Ведь их делают те же люди, что снимают сериалы об "отношениях и интригах", об офисах и кухнях. Если ты берешься за серьезную историю, над ней надо и потрудиться серьезно. Там не могут быть кукольные персонажи с одними и теми же лицами и фразами. 

Но ведь и большой метр снимают про войну.
- Снимают. Но и здесь стоит вопрос качества. Вроде все красиво, хорошие актеры, компьютерные танки ездят и компьютерные самолеты летают, много денег и тщательная подготовка, но сама основа... Кто-то из великих говорил, что фильм - это сценарий, сценарий и еще раз сценарий. А сценарий пустой, и в фильме ходят картонные герои. Другая беда нашего кинематографа в части фильмов о войне - это когда фильм заточен под дистрибуцию на Западе и должен находиться в политкорректном русле. Потому что главенствующая тенденция на Западе заключается в том, что это мы развязали войну, а не нацистская Германия напала на СССР. По этому определению, советские солдаты не могут нести ни морали, ни этики, а только зло, разрушение, насилие. Поэтому если фильм уходит на Запад, то мы должны политкорректно показать нашего "страшного варварского солдата", или может быть не такого плохого, но рядом с ним надо поставить ужасного особиста, который расстреливает и пишет доносы.
Еще одно клише современных фильмов о войне - это убеждение в том, что тогда люди были проще, чем мы. А на самом деле, они были сложнее, взрослее, ответственнее. Те люди были тоньше, как мне кажется. И они больше нашего знали о соотношении добра и зла. В наше время кто-то приходит к этому через веру, религию, а перед ними каждый день был такой выбор - у мужчин на фронте, у женщин - в тылу. И то, что по-разному люди поступали, это тоже правда того поколения. 

А ваш фильм чем будет отличаться?
- Это точно не будет лубочная картинка. И там не будет клише. Сама история Маресьева не клишированная абсолютно. 

А вы будете в фильме спорить о том, что считать подвигом? И является ли таковым огромное желание спасти свою жизнь?
- В сценарии нет ни одного слова "подвиг", "родина", "советский человек", "большевик".  И главный персонаж совершенно себя не позиционирует как героя. В моем фильме "Дуэль. Пушкинъ-Лермонтовъ" есть фраза и она мне очень нравится: "Подлинно великие люди просты, ибо величие - их естество". Сложно себе представить, через что прошел Маресьев, как выжил. Наверное, сложились многие факторы. Но я думаю, это произошло потому, что он был не простой человек, особенный. Есть логика поступков. Зачем-то он остался в живых. Зачем? Чтобы стоять на паперти или в пивной за рубль рассказывать какой ты герой и на баяне играть, как многие и поступали? Нет. Тогда надо научиться ходить. А почему после этого не вернуться на фронт и снова начать летать? В фильме есть персонажи, которые постоянно его спрашивают: "Зачем ты это делаешь? Ты приполз, тебя комиссуют, иди живи". У Маресьева и в действующей армии были проблемы - с ним поначалу никто не хотел летать в одном звене (ведущий - ведомый, один другого прикрывает), ему не доверяли. То есть, его на каждом этапе проверяли на слабо и он доказывал, что может. Пусть люди сами для себя решат, подвиг это или нет. 

Вы уже выбрали актера на главную роль? 
- У нас есть одна кандидатура. Актер типически похож на Маресьева. У него, как он сам говорил, была цыганистая внешность. С такой внешностью найти актера можно, но надо, чтобы внутри какая-то сила читалась. Без внутренней емкости этот образ не сделать. У Маресьева взгляд на фотографиях непростой. Он был человек интровертный и жизнь у него внутри происходила сложная.

Весь актерский состав тоже будет с саратовской "пропиской"?
- Смысл этого проекта в том, что мы снимаем исключительно саратовских актеров - выпускников, тех, кто здесь работает и тех, кто здесь учился, а потом уехал в другой город. К слову, на кастинге выяснилось, что молодые люди ничего не знают о Маресьеве.

А ваша мама - народная артистка Римма Белякова будет сниматься в фильме?
- Мама просит дать ей роль уборщицы в госпитале. Но так ее снимать - что палить из пушки по воробьям. Она талантливый, опытный человек. К сожалению, у нас нет такой роли по фактуре и по возрасту. Вероятно, она будет давать нам творческие советы. На сегодняшний день, мы только саратовским кастингом закрыли все роли, остались точечные вещи. Мы выслали сценарий Евгению Миронову - это наша главная саратовская звезда на данный момент. С ним проблемы другого рода - у него на 5 лет вперед все расписано, его рвут на части. Но для него у нас заготовлен персонаж и я пока никого на эту роль не ищу. Где-то в сентябре - октябре надо будет провести решительный разговор. Ну, а в массовых сценах мы будем занимать жителей города. И здесь необходима заинтересованность в каком-то сотворчестве. Почему иногда есть ложь в сегодняшнем кино? Потому, что на переднем плане актеры жилы рвут, играют, а сзади в кадре сидят абсолютно безучастные люди.

Мы будем стараться... Но патриотическое воспитание молодого поколения у нас строится исключительно на героизме в Великой Отечественной войне. Вы считаете, что эта тема требует обновления? И, более того, может нам стоит признаться в том, что у нас нет других побед, кроме Второй мировой и первого полета в космос?  
- И в этом вопросе весь ужас нашего положения. Мы справедливо осуждаем то время за методы правления, отношение государства к людям. Но и сегодня в стране, мягко говоря, не все в порядке. При этом, в отличии от того времени, никто не предлагает системного альтернативного пути развития. Мы вообще в оценках истории всегда стоим в раскоряку. Если мы осуждаем то время, то надо отказываться от соответствующих символов, например, сталинские высотки в Москве, но нам нечем их заменить. Такая же ситуация с Парадом Победы. Мы проводим его на историческом сакральном месте - на Красной площади. Можно спорить о том, должен ли быть в центре города некрополь, но там проводился парад в 1945 году, а в 1941-м оттуда люди уходили на передний край. И у меня возникает вопрос - зачем мы закрываем фанерными щитами стену, мавзолей, где написано "Ленин". Это же какая-то подделка получается. Где же связь поколений, о чем мы всегда говорим на парадах? Мы фильм про Маресьева снимаем именно для того, чтобы связь поколений протянуть. Но если мы не хотим аналогий каких-то, не хотим мавзолей, на котором стояли члены советского правительства и тот же Сталин, если мы хотим ту эпоху отстранить от себя, то тогда может имеет смысл перенести Парад Победы в какое-то другое, вновь созданное место? Государство не может жить без сакральных мест. Почему же не создать новую символику? Ведь мы до сих пор едем на старых символах. А в нашей современной жизни, что символичного, системно прорывного произошло, кроме в какой-то степени встраивания в мировую экономику и то, по большей части, в сырьевой сектор? Мне кажется, единственная сакральность - это мы сами, наш народ.

И еще вопрос о вашем творчестве. Вы всегда снимаете картины по своим сценариям. Это для вас принципиально? 
- Наверное, да. Мне странно снимать фильмы не по своим сценариям. Потому что это сильно оптимизирует смету и оптимизирует отношения сценариста и режиссера.

Не возникает никаких споров.
- Да. Бывает производственная или художественная необходимость убрать фразу, диалог или сцену. Я сам принимаю решения и сокращаю материал. Зачем лишние слова, если и так все понятно. Зритель очень поумнел за последнее время. Может быть потому, что много пришло к нам качественных зарубежных фильмов, есть возможность сравнивать. 

Вы из театральной семьи. Мама - Римма Белякова, папа - Георгий Банников. Из вас растили драматурга, режиссера, актера? 
- Нет, но я вырос в театре. И всю эту историю знал с изнанки. Молодые люди приходят в театр и думают о том, как здорово быть артистом. А я-то видел закулисье. 

И уже не думали, что это здорово?
- Меня это привлекало, просто я видел, что это тяжелый, эмоциональный труд. Потому что актер работает собой. Инструмент артиста - это он сам. Есть такая шутка: "Скольких прекрасных русских артистов погубила водка...А скольких ужасных она пощадила". Если ты хороший актер, то и выкладываешься полностью, а отсюда возникают определенные пристрастия. А у меня так получилось, что я закончил школу, поехал в Москву и сразу поступил. Потом я работал в театре "Сатирикон" два сезона и понял, что отзанимался театром, мне это надоело. Работал дворником, позже на телевидении снимал передачи, рекламу. А потом стал писать и понял, что это очень интересно, потому что ты можешь создать свой мир. А история летчика Алексея Маресьева мне нравилась всегда. Я много лет собираю эмоционально, внутренне этот проект для того, чтобы получился достойный фильм.

Будем с нетерпением ждать премьеры. Спасибо за интервью. 

Новые материалы
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 28 июня 2019
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x