Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

А зори здесь … скучные. В ТЮЗе поставили спектакль по самой известной пьесе Бориса Васильева

  • 09:33, 18 марта 2020
  • Комментариев[3]
Великая Отечественная Война, леса Карелии, один старшина, пять девушек-зенитчиц и 16 немцев. Этого краткого описания вполне достаточно, чтобы подавляющее большинство узнали легендарную повесть Бориса Васильева "… А зори здесь тихие" и одноименный советский фильм Станислава Ростоцкого. Пьеса, опубликованная в журнале "Юность" в 1969 году, буквально взорвала тихое читательское сообщество, а ленту Ростоцкого во многих рейтингах признавали лучшим фильмом о войне. В саратовском ТЮЗе к 75-летию Победы решили замахнуться на каноническое произведение и выпустили на Малой сцене спектакль "А зори здесь тихие".
А зори здесь … скучные. В ТЮЗе поставили спектакль по самой известной пьесе Бориса Васильева Фото Юрия Набатова

Оговоримся сразу, сравнивать спектакль в Саратове с фильмом Ростоцкого, конечно же, некорректно. Любое художественное произведение должно рассматриваться как самостоятельная вещь и никак иначе. Но голове не прикажешь не думать и не вспоминать те кадры, на которых ты вырос и которые привык наблюдать аккурат каждое 9 мая. Поэтому хочешь, не хочешь, а все равно сравниваешь, и как это часто бывает, сравнение выходит не в пользу свежего творения.

Но обо всем по порядку. Тюзовский спектакль готовила та же постановочная группа, что и спектакль по еще одной пьесе Васильева "Завтра была война". 10 лет назад двум актрисам театра Елене Красновой и Виктории Самохиной удалось создать пусть не выдающийся, но вполне себе ладный спектакль о войне. Его не грех ставить из года в год в репертуар, приводить на него школьников и студентов. Зал на Малой сцене всегда полон, актеры отточили свои роли до идеала – лучше не придумаешь. Видимо, когда стало ясно, что к 75-летию Победы федеральный проект "ЕР" "Культура малой родины" готов выделить средства на новый спектакль, выбор сразу пал на проверенный дуэт. А они, не долго думая, взялись за самое известное произведение Васильева.

Фото Юрия Набатова

ТЮЗ в последние несколько лет славится своими спектаклями на Малой сцене. Камерные, трогательные постановки, в которых пространство между актером и зрителем практически отсутствует, стали украшением афиш. "А зори здесь тихие", наверное, по этой же причине решили ставить на Малой сцене, но именно масштаба и объемного звучания этому произведению как раз и не хватило. Из удачных находок стоит отметить имитацию болота (пожалуй, это лучшее, что можно было придумать в этих условиях) и то, как погибшие зенитчицы тут же исчезали под сценой (их словно неведомая сила под пол затаскивает).

Фото Юрия Набатова

Странностей в спектакле хватает. Зенитчицы так и льнут к своему командиру. Есть сцена, где все они, извиваясь, окружают его. Слава Богу, дальше дело не пошло, но осадочек остался. Вопросы вызывает сон старшины Федота Васкова. В нем наряду с зенитчицами в нарядах с венками, словно на Ивана Купалу, предстают тени каких-то тотемных животных. То ли драконы, то ли крокодилы хищно разевают пасти. Наверное, что-то этим хотели сказать постановщики, но что, непонятно. Говорят, в форме зенитчиц есть какие-то недочеты, но об этом достоверно судить могут только знатоки. Зато форму немцев смогут оценить все. По странной задумке одеты захватчики советской земли оказались в современный камуфляж а-ля спецназ. Высокие, плечистые парни в ладно скроенной форме и берцах должны заложников из банка спасать, а они в карельских лесах что-то позабыли.

Фото Юрия Набатова

Но это даже не главное. Важно то, что спектакль получился абсолютно плоским. Это роднит его, увы, не с фильмом Ростоцкого, а с "Зорями"  2015 года Рената Давлетьярова. Возможно, сроки поджимали и не хватило времени на отработку всех нюансов. Может быть, стоило сделать спектакль на Большой сцене или хотя бы разбить его на два полноценных акта. В итоге за 2 часа единого действа перед зрителям не успевает раскрыться ни одна женская довоенная история. Ростоцкий когда-то применил вроде бы банальный прием, показывая довоенные флешбеки зенитчиц в цвете, а суровые военные будни в черно-белом варианте. Но это подействовало. К тому моменту, когда земные пути Риты Осяниной, Жени Комельковой, Лизы Бричкиной, Сони Гурвич, Гали Четвертак заканчивались, каждая из них была уже родной зрителю. Не переживать об их смертях было невозможно, слезы лились сами собой. В ТЮЗе истории девушек вроде тоже рассказывают, но не уделяют этому достаточно внимания. Их переживания о родных, воспоминания о семье тонут в каждодневных боевых тяготах. В итоге в финале мы получаем совершенно чужих нам героинь, не успеваем узнать их и породниться. Актрисы Анна Соседова, Марина Климова, Ирина Протасова, Евгения Кутенева и Надежда Червонная стараются, в этом упрекнуть их трудно, но в итоге все они выходят похожими друг на друга. Ничего индивидуального, характерного, запоминающегося в них нет. И речь ни о внешности (тут героини разномастные, как и положено), а скорее об образе и самой идее.

Фото Юрия Набатова

Единственный, к кому не находится претензий, это исполнитель роли старшин Васкова Алексей Карабанов. Его Федот Евграфыч говорит, как и положено крестьянину, немного по-бажовски, ведет себя строго и по-отечески. Есть ощущение, что здесь Карабанов сделал не все, на что был способен, но на фоне своих "подчиненных" он выглядит самым человечным и точнее всего созданным персонажем.

Фото Юрия Набатова

Знаменитый фильм Станислава Ростоцкого до сих пор поражает своим гуманизмом и отсутствием плакатного ура-патриотизма. Он искренний и даже интимный, а от того ценнее большинства масштабных картин с грандиозными батальными сценами. У спектакля в ТЮЗе повторить успех ленты не получилось. С другой стороны, наверняка, далеко не все нынешние школьники видели фильм 1972 года, а значит им не с чем сравнивать, и не стоит отказывать себе в визите в театр.

Автор: Екатерина Ференец
Новые материалы
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x