Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Темы недели: Саратов предложено "слить", маршрутка нон грата, пробный "Адмирал"

  • 20:49, 30 апреля 2021
  • Комментариев[24]

Все-таки приятно, когда по итогам недели в сухом остатке оказываются позитивные новости. Только ленивый не замечает, что в Саратове начался "ренессанс электротранспорта". Впервые заговорили о новых маршрутах троллейбусов - в Солнечный и Юбилейный. В других микрорайонах транспортный вопрос пытаются решить с помощью маршруток, но в "Авиаторе" люди неожиданно выступили против "газелек" около дома. Тем не менее, даже если Саратов станет столицей электротранспорта, это может не уберечь его от поглощения более сильным регионом. И хотя это пока только частное мнение, саратовцев оно задело за живое.

Темы недели: Саратов предложено "слить", маршрутка нон грата, пробный "Адмирал"   Фотобанк СарБК

Саратову не прочат губернию

От редакции

Саратовскую область на уходящей неделе взбудоражила федеральная новость. Выступая на круглом столе "Дом, дорога, среда обитания: сценарии развития, вызовы, ожидания, риски", организованном Высшей школой экономики, вице-премьер России Марат Хуснуллин высказал мнение, что количество регионов в России избыточно. По его мнению, некоторые регионы было бы правильнее объединить с соседями. Это поможет, по его мнению, в том числе выровнять уровень жизни, который иногда сильно различается между субъектами.

Хуснуллин подчеркнул, что это является его личным мнением, а не планами правительства. Это поспешили подтвердить и само правительство, и Кремль. Тем не менее, идея Хуснуллина получила множество трактовок и комментариев. Но причем тут Саратов, спросите вы?

Саратов в высказывании федерального чиновника не звучал. Среди претендентов на слияние с более сильными соседями Хуснуллин называл Курганскую и Еврейскую автономную области. Однако позже Саратов появился в повестке обсуждения. Руководитель агентства "Максимов-консалтинг" Андрей Максимов в комментарии "ФедералПресс" предположил, что Саратовская, Волгоградская, Самарская и Воронежская области могут объединиться в один макрорегион с центром в Воронеже.

Конечно, эксперты на то и существуют, чтобы высказывать свои субъективные оценки и мнения. Какое нам дело до соображений г-на Максимова? И все же, дело нам есть. Ведь Саратов прозвучал в этом контексте именно как "слабый сосед", которого надо к кому-нибудь присоединить.

У Саратова есть фантомные боли по поводу прошлого величия. В царские времена город был центром обширной губернии, простиравшейся до Астрахани на юге, а в первые годы советской власти успел побывать и столицей еще более масштабного Нижне-Волжского края, включавшего нынешние Волгоградскую, Астраханскую области, Калмыкию и даже часть Самарской. Во времена Дмитрия Аяцкова эта тоска прорывалась в необоснованном наименовании "столица Поволжья". Исторический шанс давно упущен, а теперь самому Саратову грозят вхождением в чужую губернию.

Основание этим опасениям дают в том числе показатели, свидетельствующие об уровне жизни: размер зарплат (здесь мы сильно уступаем соседям), рост цен (здесь мы в лидерах), данные по убыли населения (тоже лидирующие позиции), показатели экономики, качества городской среды, инфраструктуры и проч.

Саратовцы склонны остро переживать растущую второстепенность региона. Переубедить их пытается только председатель Госдумы Вячеслав Володин. То пролоббирует размещение в Саратове кассационного суда общей юрисдикции, в который ездят чуть ли не с половины европейской части России, то построит Парк покорителей космоса, то подразнит саратовцев больной темой непостроенного магазина IKEA. В общем, делает многое, чтобы саратовцы не чувствовали себя на обочине. А тут все эти усилия могут пойти насмарку.

Кстати, в Кремле заявили, что если решение об объединении и состоится, то оно будет приниматься только с учетом мнения жителей регионов. И хотя у нас нет никаких иллюзий по поводу того, как этот учет будет происходить (яркий пример — процесс расширения Саратова за счет пригородных сел), интересно, какую позицию займут в этом вопросе обычные граждане. Будут ли они отстаивать независимость?

Фотобанк СарБК

Мнение эксперта

Александр Сайгин, политолог (Волгоград)

Идея укрупнения регионов – и об этом неоднократно писали и демографы, и экономисты – не решает обозначенные проблемы – ни демографическую, ни экономическую, никакую. Была приведена недавно интересная статистика. Один раз, когда у нас уже укрупняли регионы, это вызвало наибольший отток населения из тех регионов, которые присоединяли к другим. Поэтому нельзя сказать, что это что-то решает. Если мы говорим об идее Максимова, она мне кажется недальновидной, поскольку Самара, Воронеж, Волгоград пока еще являются городами-миллионниками. Сразу же первый вопрос – а какой регион будет столицей этого нового субъекта? Второй – почему Воронеж? Я понимаю объединение Самары, Саратова и Волгограда – в теории это может быть какой-то Волжский регион, условно говоря.
Неминуемо мы придем к тому, что в эту новую столицу люди притекать не будут, а будут утекать в Московскую агломерацию из тех, которые потеряют свой статус региональной столицы. Проблема демографического и экономического упадка решается только одним образом – справедливым распределением налогов и регистрацией бизнеса на территории, где они осуществляют деятельность. Потому что у нас сейчас как? Собственник бизнеса зарегистрирован в Москве, а производственная база, условно говоря, в Саратове. Получается, что на территории, где ведется производство, платится только НДФЛ, а весь остальной налог – на прибыль и прочее – идет в Москву. Это не честно. Далее – менеджерская база также в Москве, не в Воронеже, не в Саратове, не в Волгограде. Поэтому укрупнение проблему оттока не решает, а только усугубляет.
В части сотрудничества, я считаю, что нужно возвращаться к практикам 1990-х годов. Тогда существовала так называемая ассоциация "Большая Волга". В нее входили регионы, расположенные по Волге, порядка 19 субъектов состояло. Между ними были подписаны экономические договоры, реализовывалась общая политика, но при этом никто из субъектов не претендовал на лидерство. Сегодня председательствует губернатор одной области, на следующий год – другой, и так далее. Такая схема решала бы гораздо больше проблем. Отходить от полпредств, делить регионы не искусственно, а естественным образом.
Надо оговориться: демографические проблемы утыкаются не в статус субъекта, а в большее количество других факторов: урбанизация, уровень развития общества, стоимость жизни, условия для развития. Если соединить регионы, но продолжать строить для молодых семей только "муравейники" огромные, они там плодиться не будут, демографическую проблему этим не решить. Ну и вообще развитые общества нигде не плодятся.

Спикер Госдумы Вячеслав Володин является представителем федеральной законодательной власти, Губернатор Радаев – исполнительной региональной власти. Это разные ветви и разные уровни власти. Володин может поддержать идею только потому, что он искренне поддерживает все новации президента, а не потому что ему что-то нравится… Нравится, не нравится – его никто не спрашивает. Сам он с подобными идеями не выступал. Но сама эта идея выглядит достаточно глуповато – давайте 4 региона объединим, и они решат свои проблемы. Если мы суммируем минусы, то мы никогда не получим плюс. Это тупиковый путь. Нужно думать в первую очередь по поводу изменения налоговой и бюджетной политики. Условно говоря: если смешать килограмм варенья и килограмм говна, то получится 2 кг говна, а не варенья.

Маршрутке указали на двор

От редакции

Саратовцы все-таки перекрыли дорогу. Правда, пока не федеральную трассу, а придомовой проезд. И причиной стали не низкие зарплаты, высокие коммунальные платежи, проблема бездомных животных или коррупция, а движение маршруток через их дворы.

Конфликты с организацией общественного транспорта в новых микрорайонах, в том числе в "Авиаторе" Заводского района, назревают давно. И проистекают они из того же строительного хаоса, в котором эти поселки рождались. В результате, кроме кирпичных и бетонных коробок, там не оказалось ничего — ни школ, ни садиков, ни больниц, ни парков, ни стадионов, ни парковочных мест, ни нормальных проездов и улиц.

Социальные объекты в "Авиаторе" начали появляться только после того, как жители обратили на это внимание спикера Госдумы Вячеслава Володина. Там строится уже третий детсад, в прошлом году появилась школа. Поликлинику хотят заселить в долгострой сомнительной прочности. А недавно власти решили сделать жителям еще одно добро — пустить прямо через их микрорайон маршрутку N21.

Только вот дорог перед этим новых не появилось. В результате маршрутке пришлось петлять прямо мимо подъездов между припаркованными автомобилями. Формально для этого повод был — проезд находится на государственной земле. Но для жителей это была последняя капля — лучше уж никакой заботы, чем такая, с привкусом наплевательства.

В результате утром люди вышли во двор и перегородили дорогу маршрутке. Власть среагировала быстро — автобусы вернули на прежнюю линию, а прокуратура и вовсе заявила, что они туда сворачивали самовольно, мол, чтобы пробку объехать. Инцидент исчерпан, а проблема не решена.

Про себя отметим только, что администрация города верна своему кредо: действовать не глядя, а потом исправляться после возмущения людей. Ну хорошо хотя бы исправились, а то могли бы начать доказывать, что большинство жителей "Авиатора" за маршрутку под окнами, а те, кто вышел ее останавливать — не специалисты в транспортной сфере.

Мнение эксперта

Андрей Ларин, руководитель юридического бюро "Аргументъ"

Вообще само по себе передвижение по дворовым территориям допустимо, но по дворовым территориям не может быть проложен маршрут общественного транспорта. Это сделать невозможно, это не соответствует никаким нормам. Поэтому я не могу сказать, что именно там Исаев подписал в постановлении, куда что проложить, но если маршрутки начали ездить по дворовым территориям, то это незаконно. Такого быть не должно. Жители вправе перекрывать все, что угодно, поскольку обычно в 99% случаях вся земля дворовых территорий принадлежит собственникам этого дома, которому она отведена. Они могут отгородиться, могут установить там шлагбаум — это их право.

Общественный транспорт сам по себе там проходить не может и не должен. Там нарушение и санэпиднорм, и норм безопасности, и норм по шуму. Наверное, прежде чем подписывать схемы маршрутов, нужно понимать, какая там инфраструктура, есть ли дороги, и как что будет ходить. Нужно было с этого начинать.

Фотобанк СарБК

Троллейбусы порывают с проводами

От редакции

В Саратове наблюдается ренессанс электротранспорта. По улицам города ходят относительно новые московские троллейбусы, по рельсам начинают ползать столичные трамваи "Татра". Городу обещаны 74 совсем новых троллейбуса "Адмирал", которые собирают на теперь уже бывшей "Тролзе". Готовится к началу реализация проекта скоростного трамвая.

Недавно было объявлено о ликвидации трех маршруток, которые дублируют троллейбусы (об этом говорили больше десятка лет, но резать курицу, которая несла всем золотые яйца, никто не решался). Еще раньше была восстановлена вечерняя троллейбусная смена: обещано, что "рогатые" будут ходить чаще и дольше, а водители получать больше.

Это дает надежду на то, что все-таки политика победила в борьбе с экономикой. Все благие начинания связаны с именем Володина и запущены благодаря его лоббистским ресурсам. Тогда как от местных чинуш исходили в основном предложения по "оптимизации": взять хотя бы прошлогоднюю идею ликвидации трамваев в Мирном переулке или решение пускать пассажиров через переднюю дверь.

Наконец, хорошая новость этой недели – в Солнечный и Юбилейный собираются пустить троллейбусы. Даже протестировали "Адмиралы", которые имеют порядка 20 км автономного хода и добирались до спальных районов, отсоединяясь от сети. В общем, если обещанная партия "Адмиралов" поступит, то, возможно, в городе появятся новые маршруты электротранспорта.

Фото: пресс-служба мэрии

Насколько такой вариант будет надежен, пока сказать сложно. Потому что лишние телодвижения в виде перехода на автономный ход и обратно должны занять какое-то количество времени. В час пик и нескольких секунд может быть достаточно для образования хорошей пробки и повышения давления у автомобилистов… Плюс ко всему – известные саратовские пробки. Хватит ли у "Адмиралов" ресурсов преодолеть их без подзарядки?

Мнение эксперта

Денис Жабкин, блогер, член градозащитного совета облдумы

Идея о том, чтобы продлить в поселок Солнечный 10-й троллейбусный маршрут, появилась еще в советское время. Там даже дорога широкая специально для этого сделана была, но не было построено подстанции, которая давала бы электричество. А востребованность будет, если маршрут будет ходить регулярно, не раз в полчаса, а как ходит сейчас, к примеру, 11-й автобус. Потому что, в отличие от автобусов, в троллейбусах есть проездные, которые удобны студентам и школьникам. Жители, которые живут в радиусе этого троллейбусного маршрута, могли бы пересесть на него и сэкономить, купив проездной. Даже количество автобусов сокращать бы не пришлось, если бы количество троллейбусов резко возросло. Потому что вообще-то сейчас 10-й троллейбус ходит не часто. А если его продлевать, то интервалы увеличатся, и кому он будет нужен? Нужно сильно увеличить подвижной состав. А маршрут сам по себе накатанный. Пассажиропоток есть, но он перераспределяется на 11-й и 53-й автобусы. А те, кто едет до университета или до Сенного рынка, они бы точно пересели на троллейбус.
Что касается Юбилейного, то там достаточно большое расстояние между существующей контактной сетью. Я сомневаюсь, что туда можно наладить электротранспорт без создания дополнительной инфраструктуры. Потому что если там пробка возникнет, то очень долго троллейбусы будут находиться на автономном ходу. По сути, если его делать по Мясницкой, то уже от Московской нет троллейбусных проводов, если от Сенного, то еще дальше — от рынка проводов не будет. И троллейбусу на аккумуляторах огромное количество километров надо будет проехать. А если пробка или авария, он может разрядить их.
А если инфраструктуру создать — контактную сеть или хотя бы станцию подзарядки на конечной, то естественно троллейбус будет пользоваться спросом, потому что у нас Юбилейный вообще не охвачен никаким электротранспортом, там проездные вообще невозможны.

Троллейбус позволил бы сэкономить тем, кто ежедневно пользуется общественным транспортом, а городу — улучшить экологическую обстановку и, в самом благоприятном случае, еще и заработать.

Сообщество "Трамваи и троллейбусы Саратова"

В целом мы поддерживаем планы администрации по расширению сети маршрутов горэлектротранспорта за счет использования троллейбусов с автономным ходом, рады что на днях были совершены успешные тестовые поездки на троллейбусе "Адмирал" в поселок Юбилейный и микрорайон "Солнечный-2". Действительно, на этих направлениях требуется общественный транспорт большой вместимости, и было бы правильно, чтобы хотя бы часть объема перевозок перешли бы от автобусов большой вместимости и микроавтобусов (в обиходе - "маршруток"), которые сейчас там курсируют, к экологически чистому электротранспорту. Однако для этого надо, чтобы на троллейбусных маршрутах обеспечивался интервал и продолжительность ежедневной работы (в основном это касается вечернего времени), сравнимые с таковыми у автобусов. Помимо упомянутых двух направлений считаем перспективным использование троллейбусов с автономным ходом по "дороге Дружбы" (от Стрелки около 1-й Дачной по ул. Тракторной, Бол. Садовой, Политехнической, Новоастраханскому шоссе до стадиона "Волга" с дальнейшим выходом на трассу троллейбуса N4). Для составления мнения о конкретных трассировках перспективных маршрутов и, в частности, расположения их конечных пунктов нам необходимо более детально ознакомиться с техническими характеристиками троллейбусов с автономным ходом. В ближайшее время по мере получения информации мы постараемся рассказать об этом подробнее.

Комментарии - 24
Сортировать
  • По рейтингу
  • По дате
  • Мы идём в тишине
    Володин вместо того, чтобы на родине создавать рабочие места, когда люди будут богатеть, он весь хлам везёт в саратов
    1 Мая, 04:21
  • Мы идём в тишине
    Володин вместо того, чтобы на родине создавать рабочие места, когда люди будут богатеть, он весь хлам везёт в саратов Скрыть Комментарий скрыт по результатам оценки пользователей. Показать
    1 Мая, 04:22
  • Мы идём в тишине
    Деньги то вернут жителям за ослоегирацую?
    1 Мая, 07:22
  • гость
    Сделаем Саратов столицей попозже!
    1 Мая, 09:35
  • Читатель 829
    1 Мая, 09:39
  • Черносотенецъ.
    ЛИБЕР-ФА-ШИЗО только от одного упоминания имени нашего замечательного земляка Володина начинают неистово скрежетать зубами. Для них, чем хуже Саратову, тем радостней в их поганой душонке. Скрыть Комментарий скрыт по результатам оценки пользователей. Показать
    1 Мая, 09:39
  • Антисоветник
    В 80-х годах 18 века был короткий период, когда Саратовское наместничество было упраздно и разделено между Пензенским и Астраханским наместничествами. Причиной послужил факт, что Саратовский наместник генерал-поручик Поливанов И. И. сильно проворовался и дела были сильно расстроены. Если сейчас упразднять губернии, где воруют губернаторы, то какая губерния уцелеет? Может в Белоруссии есть такая?
    1 Мая, 10:10
  • гражданин СССР
    не приходило в голову саратов и энгельс объединить? плюс пригород какой-нибудь . вот вам и город-миллионник! в чем проблема то?
    2 Мая, 13:46
  • житель Саратова 304
    Не надо нас объединять! Зачем нам такие-же реки по городу; зачем нам такие-же дырявые дороги; зачем нам такой-же снежный апокалипсис каждый год, как в Саратове? Мы уж лучше, как-нибудь сами, без вот этого всего....
    2 Мая, 21:57
  • Трубоукладчик
    Мы идём в тишине, так пусть... Хоть того дерьма побольше "пролоббирует" для нашего города! А уж ты-то... Ну, за просто так нас и не нае@@@ёшь!
    3 Мая, 00:28
  • Трубоукладчик
    Мы идём в тишине, так пусть... Хоть того дерьма побольше "пролоббирует" для нашего города! А уж ты-то... Ну, за просто так нас и не нае@@@ёшь!
    3 Мая, 00:28
  • капитан очевидность
    мне совсем не нравится идея про "саратов слить" это смотря как повернуть. может выйти боком или , как обычно - через жоппу. был промышленный город, всю промышленность развалили. не хочется, чтобы город повторил судьбу Детройта - некогда промышленного гиганта.
    3 Мая, 08:44
  • Саратовец 427
    Черносотенецъ. , да ты же скрежещешь зубами и приписываешь в воображении другим. Валишь с больной головы на здоровую, проще говоря
    3 Мая, 13:50
    , ответ для Черносотенецъ.
  • Саратовец 427
    Черносотенецъ. , бабушка-орденоносица тоже чтоль по твоему уличная музыкантка или что там это значит твои фа си до?
    3 Мая, 13:54
    , ответ для Черносотенецъ.
  • Саратовец 798
    Черносотенецъ. , Закрой хайло, тварь
    3 Мая, 21:49
    , ответ для Черносотенецъ.
  • Антикретинизм
    Чиновные -дебилы не понимают ничего в управлении! Огромные административные образования станут неуправляемыми, совсем и опустятся на уровень развития Северной Кореи или Зимбабве, т.к. требуют больше вложений! Но распределять и "выбивать" средства будут те же чиновники при сверх централизации налоговой системы. Результат - концентрация и рост коррупции, дальнейшее ограничение доходов,обнищание и деградация регионов всей страны, окончательная оторванность управления от нужд населения и прямая дорога к бунтам. Нищета и дегенерация мест связанная со сверх централизацией налогов и назначаемой, коррупционной "вертикалью", дополнится территориально-пространственной, коррупционной беспомощностью, анархией и бесконтрольностью. Не случайно Екатерина II разукрупняла губернии после Пугачёвщины. Кроме того огромные, административные образования - путь к сепаратизму в будущем!
    4 Мая, 13:06
  • Гость
    ".....Саратовская, Волгоградская, Самарская и Воронежская области могут объединиться в один макрорегион с центром в Воронеже." Жесть! И все административные вопросы туда же. Кому надо-вперед, развивать туризм.
    4 Мая, 13:22
  • Горожанин 920
    Тенденциозная говностатья. Автор явно не разбирается ни в истории Саратова, ни в истории России, ни в текущем положении дел. На картошку бы отправить, но сейчас такие методы не приветствуются.
    4 Мая, 19:21
  • Прохожий 302
    Черносотенецъ. , и заслуженная пенсионерка 0_о?
    5 Мая, 10:22
    , ответ для Черносотенецъ.
  • Ё
    Х..н с вашим Саратовом, но верните Балаково в Самарскую губернию, пусть даже и в Николаевский уезд !
    5 Мая, 13:43
  • Антиневежа
    Управленческий Дебилизм, примитивизм мышления, соседствующие с безумием алчного , паразитического Центра, живущего при феодализме! Все эти предложения приведут к краху и полной нищете в огромных регионах, когда средства будут дербанить хоть и меньше чиновников, но до всех мест бабло не дойдёт! Давно понятен принцип воровства централизованной бюрократии - сколько бы не дали из бюджета- всё мало для распила, вечная нехватка средств, обнищание масс, социальная нестабильность!
    6 Мая, 15:50
  • Верховье
    Гнать надо эту власть! Вон украинцы скинули Януковича и США им на днях вернули 1,5 млрд. долл., им наворованных денег. Долг Украины сократился. А если скинуть кремлёвских Упырей, ограбивших всю страну, то можно получить в Россию на развитие и жизнь народа до 2 триллионов долларов! Воля нужна. а не спячка на помойке!
    6 Мая, 16:00
  • Читатель 373
    А в чём вопрос? Тролза собственность Володина.
    7 Мая, 16:46
  • Фиджи
    Уже почти все предприятия объединили , и кого спросили?
    7 Мая, 19:15
  • Горожанин 954
    житель Саратова 304, действительно, как хорошо было в Саратове без транспортного коллапса когда мост был закрыт, и чё энгельситов надирает в Саратов переться! Мы бы сами И даже не как-нибудь, а запросто.
    10 Мая, 04:12
Добавить комментарий
Новые материалы
  • 18.05.2021, 15:49 Tele2 построит 2 000 базовых станций на объектах РТРС
  • 14.05.2021, 20:14 Темы недели: эхо Казани, "Одуванчик" из прошлого, свергнутый Ленин

    В жизни всегда так - трагическое и комическое происходит одновременно, не считаясь друг с другом. На этой неделе вся страна скорбела по поводу семи детей и двух учителей, убитых помешанным учеником колледжа в Казани. Как и всегда после таких бед, власти начинают "усиливать безопасность", хотя в саратовских школах, она и так довольно высока. Едва не разгорелся политический скандал из-за разрушения памятника Ленину в Синеньких, но громкая история разрешилась как анекдот. В Саратове продолжают "полировать" пешеходное кольцо - началась реконструкция фонтана "Одуванчик".

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x