- A
- +A
- +A
Темы недели: Саратов предложено "слить", маршрутка нон грата, пробный "Адмирал"
- 20:49, 30 апреля 2021
- Комментариев[24]
Все-таки приятно, когда по итогам недели в сухом остатке оказываются позитивные новости. Только ленивый не замечает, что в Саратове начался "ренессанс электротранспорта". Впервые заговорили о новых маршрутах троллейбусов - в Солнечный и Юбилейный. В других микрорайонах транспортный вопрос пытаются решить с помощью маршруток, но в "Авиаторе" люди неожиданно выступили против "газелек" около дома. Тем не менее, даже если Саратов станет столицей электротранспорта, это может не уберечь его от поглощения более сильным регионом. И хотя это пока только частное мнение, саратовцев оно задело за живое.
Саратову не прочат губернию
От редакции
Саратовскую область на уходящей неделе взбудоражила федеральная новость. Выступая на круглом столе "Дом, дорога, среда обитания: сценарии развития, вызовы, ожидания, риски", организованном Высшей школой экономики, вице-премьер России Марат Хуснуллин высказал мнение, что количество регионов в России избыточно. По его мнению, некоторые регионы было бы правильнее объединить с соседями. Это поможет, по его мнению, в том числе выровнять уровень жизни, который иногда сильно различается между субъектами.
Хуснуллин подчеркнул, что это является его личным мнением, а не планами правительства. Это поспешили подтвердить и само правительство, и Кремль. Тем не менее, идея Хуснуллина получила множество трактовок и комментариев. Но причем тут Саратов, спросите вы?
Саратов в высказывании федерального чиновника не звучал. Среди претендентов на слияние с более сильными соседями Хуснуллин называл Курганскую и Еврейскую автономную области. Однако позже Саратов появился в повестке обсуждения. Руководитель агентства "Максимов-консалтинг" Андрей Максимов в комментарии "ФедералПресс" предположил, что Саратовская, Волгоградская, Самарская и Воронежская области могут объединиться в один макрорегион с центром в Воронеже.
Конечно, эксперты на то и существуют, чтобы высказывать свои субъективные оценки и мнения. Какое нам дело до соображений г-на Максимова? И все же, дело нам есть. Ведь Саратов прозвучал в этом контексте именно как "слабый сосед", которого надо к кому-нибудь присоединить.
У Саратова есть фантомные боли по поводу прошлого величия. В царские времена город был центром обширной губернии, простиравшейся до Астрахани на юге, а в первые годы советской власти успел побывать и столицей еще более масштабного Нижне-Волжского края, включавшего нынешние Волгоградскую, Астраханскую области, Калмыкию и даже часть Самарской. Во времена Дмитрия Аяцкова эта тоска прорывалась в необоснованном наименовании "столица Поволжья". Исторический шанс давно упущен, а теперь самому Саратову грозят вхождением в чужую губернию.
Основание этим опасениям дают в том числе показатели, свидетельствующие об уровне жизни: размер зарплат (здесь мы сильно уступаем соседям), рост цен (здесь мы в лидерах), данные по убыли населения (тоже лидирующие позиции), показатели экономики, качества городской среды, инфраструктуры и проч.
Саратовцы склонны остро переживать растущую второстепенность региона. Переубедить их пытается только председатель Госдумы Вячеслав Володин. То пролоббирует размещение в Саратове кассационного суда общей юрисдикции, в который ездят чуть ли не с половины европейской части России, то построит Парк покорителей космоса, то подразнит саратовцев больной темой непостроенного магазина IKEA. В общем, делает многое, чтобы саратовцы не чувствовали себя на обочине. А тут все эти усилия могут пойти насмарку.
Кстати, в Кремле заявили, что если решение об объединении и состоится, то оно будет приниматься только с учетом мнения жителей регионов. И хотя у нас нет никаких иллюзий по поводу того, как этот учет будет происходить (яркий пример — процесс расширения Саратова за счет пригородных сел), интересно, какую позицию займут в этом вопросе обычные граждане. Будут ли они отстаивать независимость?
Мнение эксперта
Александр Сайгин, политолог (Волгоград)
Идея укрупнения регионов – и об этом неоднократно писали и демографы, и экономисты – не решает обозначенные проблемы – ни демографическую, ни экономическую, никакую. Была приведена недавно интересная статистика. Один раз, когда у нас уже укрупняли регионы, это вызвало наибольший отток населения из тех регионов, которые присоединяли к другим. Поэтому нельзя сказать, что это что-то решает. Если мы говорим об идее Максимова, она мне кажется недальновидной, поскольку Самара, Воронеж, Волгоград пока еще являются городами-миллионниками. Сразу же первый вопрос – а какой регион будет столицей этого нового субъекта? Второй – почему Воронеж? Я понимаю объединение Самары, Саратова и Волгограда – в теории это может быть какой-то Волжский регион, условно говоря.
Неминуемо мы придем к тому, что в эту новую столицу люди притекать не будут, а будут утекать в Московскую агломерацию из тех, которые потеряют свой статус региональной столицы. Проблема демографического и экономического упадка решается только одним образом – справедливым распределением налогов и регистрацией бизнеса на территории, где они осуществляют деятельность. Потому что у нас сейчас как? Собственник бизнеса зарегистрирован в Москве, а производственная база, условно говоря, в Саратове. Получается, что на территории, где ведется производство, платится только НДФЛ, а весь остальной налог – на прибыль и прочее – идет в Москву. Это не честно. Далее – менеджерская база также в Москве, не в Воронеже, не в Саратове, не в Волгограде. Поэтому укрупнение проблему оттока не решает, а только усугубляет.
В части сотрудничества, я считаю, что нужно возвращаться к практикам 1990-х годов. Тогда существовала так называемая ассоциация "Большая Волга". В нее входили регионы, расположенные по Волге, порядка 19 субъектов состояло. Между ними были подписаны экономические договоры, реализовывалась общая политика, но при этом никто из субъектов не претендовал на лидерство. Сегодня председательствует губернатор одной области, на следующий год – другой, и так далее. Такая схема решала бы гораздо больше проблем. Отходить от полпредств, делить регионы не искусственно, а естественным образом.
Надо оговориться: демографические проблемы утыкаются не в статус субъекта, а в большее количество других факторов: урбанизация, уровень развития общества, стоимость жизни, условия для развития. Если соединить регионы, но продолжать строить для молодых семей только "муравейники" огромные, они там плодиться не будут, демографическую проблему этим не решить. Ну и вообще развитые общества нигде не плодятся.
Спикер Госдумы Вячеслав Володин является представителем федеральной законодательной власти, Губернатор Радаев – исполнительной региональной власти. Это разные ветви и разные уровни власти. Володин может поддержать идею только потому, что он искренне поддерживает все новации президента, а не потому что ему что-то нравится… Нравится, не нравится – его никто не спрашивает. Сам он с подобными идеями не выступал. Но сама эта идея выглядит достаточно глуповато – давайте 4 региона объединим, и они решат свои проблемы. Если мы суммируем минусы, то мы никогда не получим плюс. Это тупиковый путь. Нужно думать в первую очередь по поводу изменения налоговой и бюджетной политики. Условно говоря: если смешать килограмм варенья и килограмм говна, то получится
Маршрутке указали на двор
От редакции
Саратовцы все-таки перекрыли дорогу. Правда, пока не федеральную трассу, а придомовой проезд. И причиной стали не низкие зарплаты, высокие коммунальные платежи, проблема бездомных животных или коррупция, а движение маршруток через их дворы.
Конфликты с организацией общественного транспорта в новых микрорайонах, в том числе в "Авиаторе" Заводского района, назревают давно. И проистекают они из того же строительного хаоса, в котором эти поселки рождались. В результате, кроме кирпичных и бетонных коробок, там не оказалось ничего — ни школ, ни садиков, ни больниц, ни парков, ни стадионов, ни парковочных мест, ни нормальных проездов и улиц.
Социальные объекты в "Авиаторе" начали появляться только после того, как жители обратили на это внимание спикера Госдумы Вячеслава Володина. Там строится уже третий детсад, в прошлом году появилась школа. Поликлинику хотят заселить в долгострой сомнительной прочности. А недавно власти решили сделать жителям еще одно добро — пустить прямо через их микрорайон маршрутку N21.
Только вот дорог перед этим новых не появилось. В результате маршрутке пришлось петлять прямо мимо подъездов между припаркованными автомобилями. Формально для этого повод был — проезд находится на государственной земле. Но для жителей это была последняя капля — лучше уж никакой заботы, чем такая, с привкусом наплевательства.
В результате утром люди вышли во двор и перегородили дорогу маршрутке. Власть среагировала быстро — автобусы вернули на прежнюю линию, а прокуратура и вовсе заявила, что они туда сворачивали самовольно, мол, чтобы пробку объехать. Инцидент исчерпан, а проблема не решена.
Про себя отметим только, что администрация города верна своему кредо: действовать не глядя, а потом исправляться после возмущения людей. Ну хорошо хотя бы исправились, а то могли бы начать доказывать, что большинство жителей "Авиатора" за маршрутку под окнами, а те, кто вышел ее останавливать — не специалисты в транспортной сфере.
Мнение эксперта
Андрей Ларин, руководитель юридического бюро "Аргументъ"
Вообще само по себе передвижение по дворовым территориям допустимо, но по дворовым территориям не может быть проложен маршрут общественного транспорта. Это сделать невозможно, это не соответствует никаким нормам. Поэтому я не могу сказать, что именно там Исаев подписал в постановлении, куда что проложить, но если маршрутки начали ездить по дворовым территориям, то это незаконно. Такого быть не должно. Жители вправе перекрывать все, что угодно, поскольку обычно в 99% случаях вся земля дворовых территорий принадлежит собственникам этого дома, которому она отведена. Они могут отгородиться, могут установить там шлагбаум — это их право.
Общественный транспорт сам по себе там проходить не может и не должен. Там нарушение и санэпиднорм, и норм безопасности, и норм по шуму. Наверное, прежде чем подписывать схемы маршрутов, нужно понимать, какая там инфраструктура, есть ли дороги, и как что будет ходить. Нужно было с этого начинать.
Троллейбусы порывают с проводами
От редакции
В Саратове наблюдается ренессанс электротранспорта. По улицам города ходят относительно новые московские троллейбусы, по рельсам начинают ползать столичные трамваи "Татра". Городу обещаны 74 совсем новых троллейбуса "Адмирал", которые собирают на теперь уже бывшей "Тролзе". Готовится к началу реализация проекта скоростного трамвая.
Недавно было объявлено о ликвидации трех маршруток, которые дублируют троллейбусы (об этом говорили больше десятка лет, но резать курицу, которая несла всем золотые яйца, никто не решался). Еще раньше была восстановлена вечерняя троллейбусная смена: обещано, что "рогатые" будут ходить чаще и дольше, а водители получать больше.
Это дает надежду на то, что все-таки политика победила в борьбе с экономикой. Все благие начинания связаны с именем Володина и запущены благодаря его лоббистским ресурсам. Тогда как от местных чинуш исходили в основном предложения по "оптимизации": взять хотя бы прошлогоднюю идею ликвидации трамваев в Мирном переулке или решение пускать пассажиров через переднюю дверь.
Наконец, хорошая новость этой недели – в Солнечный и Юбилейный собираются пустить троллейбусы. Даже протестировали "Адмиралы", которые имеют порядка
Насколько такой вариант будет надежен, пока сказать сложно. Потому что лишние телодвижения в виде перехода на автономный ход и обратно должны занять какое-то количество времени. В час пик и нескольких секунд может быть достаточно для образования хорошей пробки и повышения давления у автомобилистов… Плюс ко всему – известные саратовские пробки. Хватит ли у "Адмиралов" ресурсов преодолеть их без подзарядки?
Мнение эксперта
Денис Жабкин, блогер, член градозащитного совета облдумы
Идея о том, чтобы продлить в поселок Солнечный 10-й троллейбусный маршрут, появилась еще в советское время. Там даже дорога широкая специально для этого сделана была, но не было построено подстанции, которая давала бы электричество. А востребованность будет, если маршрут будет ходить регулярно, не раз в полчаса, а как ходит сейчас, к примеру, 11-й автобус. Потому что, в отличие от автобусов, в троллейбусах есть проездные, которые удобны студентам и школьникам. Жители, которые живут в радиусе этого троллейбусного маршрута, могли бы пересесть на него и сэкономить, купив проездной. Даже количество автобусов сокращать бы не пришлось, если бы количество троллейбусов резко возросло. Потому что вообще-то сейчас 10-й троллейбус ходит не часто. А если его продлевать, то интервалы увеличатся, и кому он будет нужен? Нужно сильно увеличить подвижной состав. А маршрут сам по себе накатанный. Пассажиропоток есть, но он перераспределяется на 11-й и 53-й автобусы. А те, кто едет до университета или до Сенного рынка, они бы точно пересели на троллейбус.
Что касается Юбилейного, то там достаточно большое расстояние между существующей контактной сетью. Я сомневаюсь, что туда можно наладить электротранспорт без создания дополнительной инфраструктуры. Потому что если там пробка возникнет, то очень долго троллейбусы будут находиться на автономном ходу. По сути, если его делать по Мясницкой, то уже от Московской нет троллейбусных проводов, если от Сенного, то еще дальше — от рынка проводов не будет. И троллейбусу на аккумуляторах огромное количество километров надо будет проехать. А если пробка или авария, он может разрядить их.
А если инфраструктуру создать — контактную сеть или хотя бы станцию подзарядки на конечной, то естественно троллейбус будет пользоваться спросом, потому что у нас Юбилейный вообще не охвачен никаким электротранспортом, там проездные вообще невозможны.
Троллейбус позволил бы сэкономить тем, кто ежедневно пользуется общественным транспортом, а городу — улучшить экологическую обстановку и, в самом благоприятном случае, еще и заработать.
Сообщество "Трамваи и троллейбусы Саратова"
В целом мы поддерживаем планы администрации по расширению сети маршрутов горэлектротранспорта за счет использования троллейбусов с автономным ходом, рады что на днях были совершены успешные тестовые поездки на троллейбусе "Адмирал" в поселок Юбилейный и микрорайон "Солнечный-2". Действительно, на этих направлениях требуется общественный транспорт большой вместимости, и было бы правильно, чтобы хотя бы часть объема перевозок перешли бы от автобусов большой вместимости и микроавтобусов (в обиходе - "маршруток"), которые сейчас там курсируют, к экологически чистому электротранспорту. Однако для этого надо, чтобы на троллейбусных маршрутах обеспечивался интервал и продолжительность ежедневной работы (в основном это касается вечернего времени), сравнимые с таковыми у автобусов. Помимо упомянутых двух направлений считаем перспективным использование троллейбусов с автономным ходом по "дороге Дружбы" (от Стрелки около 1-й Дачной по ул. Тракторной, Бол. Садовой, Политехнической, Новоастраханскому шоссе до стадиона "Волга" с дальнейшим выходом на трассу троллейбуса N4). Для составления мнения о конкретных трассировках перспективных маршрутов и, в частности, расположения их конечных пунктов нам необходимо более детально ознакомиться с техническими характеристиками троллейбусов с автономным ходом. В ближайшее время по мере получения информации мы постараемся рассказать об этом подробнее.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку материалов
-
19.11.2024, 10:39
Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите
Специалисты билайн бизнес представили мобильные и стационарные решения для создания покрытия мобильной связи в удаленных и труднодоступных местах, где связь отсутствует полностью или крайне нестабильна. Презентация прошла в Новокузнецке в рамках Третьего российского угольного саммита - это ежегодное мероприятие, собирающее ведущих игроков угольной промышленности для обмена опытом и обсуждения новых технологий.
-
19.11.2024, 10:24
2500 детей "из пробирки". Как в регионе работает служба вспомогательных репродуктивных технологий
Российские демографы и репродуктологи констатируют рост популярности процедуры экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Это связывают с повышением возраста женщин, в котором они впервые становятся мамами, возрастающих при этом рисках бесплодия и доступностью процедуры (уже больше десяти лет выполняется в рамках ОМС). Есть мнение, что к середине 2030-х годов спрос на ЭКО увеличится как минимум в 2-3 раза. Тонкостям этой темы уделяется пристальное внимание, так как удовлетворение этого спроса может обеспечить дополнительный рост рождаемости, а в условиях демографического кризиса это является главнейшей задачей. СарБК выяснял, сколько детей в Саратовской области появилось на свет благодаря вспомогательным репродуктивным технологиям и как в регионе развивается данная медицинская служба.
- Сегодня
- Неделя
- Месяц