- A
- +A
- +A
Темы недели: опять в школу, ожидаемый QR-ход, дума о мэре
- 20:08, 15 октября 2021
- Комментариев[0]
Саратовских школьников выпустили с "дистанционки", и противников очного обучения оказалось ничуть не меньше, чем сторонников. Решение снова кажется нелогичным на фоне ежедневного роста заболеваемости ковидом и многочисленных смертей. Зато логичным и ожидаемым стало обещание ввести пропуск в места с массовым пребыванием людей по QR-кодам. Правда, уже сейчас возникает много вопросов к технической стороне. Новая гордума начала с места в карьер, но пока со стороны это кажется имитацией работы.
Оторвали от смартфона
Окончание дистанционного обучения в школах Саратова наделало даже не меньше шума, чем его введение. Напомним, на "дистанционку" всех школьников города отправили с 27 сентября из-за высокой заболеваемости ковидом и ОРВИ, а 12 октября все снова вернулись в школы.
При этом даже среди тех, кто принимает решения, не было единого мнения по этому поводу. Как мы уже рассказывали, министр здравоохранения области Олег Костин призывал "дистант" продлить. Учитывая растущие цифры заболеваемости ковидом, все этого и ждали. Однако в Роспотребнадзоре отметили, что заболеваемость ОРВИ среди детей за 2 недели упала ниже пороговых значений. Формального повода держать детей дома у ведомства не нашлось.
По поводу заболеваемости ковидом сказать трудно: по данным за последние сутки, например, выявлен 61 случай коронавируса среди пациентов от нуля до 19 лет. Много это или мало? Чиновники от здравоохранения уверяют, что дети оказались восприимчивы к дельта-штамму коронавируса. Они им болеют чаще (с начала года – под 800 случаев), примерно 10% случаев – с госпитализацией. Да это и без чиновников, по официальной статистике видно. Мы уже привыкли, что если она что-то недоговаривает, то скорее всего в меньшую сторону.
В вопросе "дистанционки" общество тоже раскололось надвое: одни радуются ее отмене, другие считают, что лучше потерпеть неудобства, чтобы ситуация с вирусом не усугублялась. Первые из них — как тот родитель, который привел своего ребенка в пустую школу во время "дистанта": по его словам, школа подразумевает социализацию (интересно с кем, если ребенок сидит в одиночестве). Чаще всего "дистанционку" критикуют из-за того, что непонятно, куда девать детей, если родители работают, а бабушек-дедушек нет. И вообще, есть такое пессимистическое мнение, что школы уже давно превратились из колыбели знаний в "пункты передержки" детей для работающих родителей. О "снижении качества образования" в таких школах, как правило, говорить не приходится.
Традиционно против "дистанционки" выступают активисты "Родительского надзора": они выходили на акцию протеста против "учителей-роботов", "деградации", "цифровой паутины" и так далее. Хотя, по большому счету, если призадуматься, нет большой разницы, как получать знания — в классе или онлайн. Есть только одно отличие — стоит ли над ребенком "надзиратель с указкой" или выполнять эту функцию приходится по мере возможности родственникам. Хорошо, если есть школы, в которых прямой контакт с педагогами действительно имеет для ребенка значение — им можно только посочувствовать.
Еще в ход идут аргументы по поводу здоровья детей. Тут тоже не все так однозначно: любая интенсивная учеба в принципе плохо сказывается на зрении и осанке. Поддерживать здоровье ребенка нужно и тогда, когда он ходит в школу и потом делает домашнюю работу, и когда сидит на "дистанте".
Кстати, во время двух недель "удаленки" подростков очень часто приходилось видеть сидящими стайками среди бела дня в кафе с фастфудом. Такой вариант "дистанта", конечно, бессмысленный: ни разобщения, ни учебы, ни здоровья.
Так что копья по поводу "дистанционки" будут ломаться еще долго. Похоже, общество еще не определилось, чего оно хочет больше: побыстрее покончить с пандемией или все же назло "короне" жить как ни в чем не бывало.
Мнение эксперта
Леонид Перлов, эксперт межрегионального профсоюза работников образования "Учитель", учитель географии с многолетним стажем (Москва)
Я не очень хорошо представляю себе эпидемиологическую ситуацию в Саратовской области, есть какие-то, по всей вероятности, числовые показатели, в соответствии с которыми либо вводится дистант, либо он отменяется.
Что касается самого принципа, при работе в школе как минимуму две категории участвуют в процессе – учителя и дети. Опыт первой волны показал, что не столько дети, сколько учителя очень быстро выбывают из строя при неблагополучной эпидемической ситуации. Поэтому введение дистанта – это, помимо всего прочего, возможность сохранить учителей. С этой точки зрения мне представляется, что ситуация признана неблагополучной, и дистант имеет смысл. Да, это неполноценная замена очному образованию, но это возможность пережить пиковую ситуацию и вернуться к нормальной работе по ее окончании. Либо будет просто некому вести очное обучение, если большая часть учителей выбудет из строя из-за того, что их гоняли в школу во время эпидемии.
Что касается детей, пока нет достаточного материала для анализа. В первый раз мы с таким столкнулись. Но вот то, что есть, показывает, что уровень знаний много ниже при дистанционном обучении. Целый ряд методик и приемов, которыми пользуются учителя в работе, в дистанте невозможны. Срочно, в аварийном порядке разрабатывались новые методики. Кто-то из учителей сумел перестроиться, кто-то – нет. Учителя старшего возраста в наиболее трудной ситуации оказались. Трудно выучить что-то новое, когда тебе далеко за 50, забыть то, чему ты учился и как ты работал на протяжении десятилетий.
Одним словом, я не вижу особого смысла в том, чтобы изо всех сил поддерживать очную форму обучения в том случае, если ситуация неблагоприятная. Мы уже обожглись на этом молоке, и неплохо бы этот опыт учесть.
Драма в жанре QR
Школы снова открыли свои двери, а вот многие прочие заведения могут их закрыть — для тех, кто не привился и (или) не имеет антител к коронавирусу. Губернатор Валерий Радаев сегодня объявил о скором введении QR-кодов, необходимых для подтверждения своего ковид-статуса.
Только с помощью них можно будет попасть на массовые мероприятия, в учреждения культуры и спорта, торговые центры, объекты общественного питания. Заняться вопросом поручено зампреду правительства Роману Грибову. Предложения собираются внедрить в максимально короткие сроки.
Понятно, что инициатива исходит вовсе не от Радаева. К аналогичным мерам словно по методичке прибегают и другие российские регионы. По данным на 11 октября, систему уже ввели в Архангельской, Самарской, Воронежской областях, в Чечне, Кабардино-Балкарии, Татарстане, Курске. В Москве этот ограничительный "прием" использовали летом в течение двух недель, но затем быстро отказались. И возвращать что-то не спешат.
Министр цифрового развития региона Адель Славутин уверяет, что подготовить такую систему могут "за несколько дней". Не хотим подвергать сомнению цифровые способности правительства, скажем только, что, по нашему мнению, систему можно было подготовить уже давно как план Б, тем более, что обсуждается эта тема в регионе с лета.
Бизнес и горожане справедливо боятся, что сделанная на скорую руку и запущенная с колес технология будет барахлить и сбоить. Как правило, у нас принято сначала что-то экстренно вводить, а потом разбираться в причинах ошибок. Так было с печально известными пропусками в апреле 2020 года. Айтишники говорят, что можно было без труда сделать нехитрую систему, позволяющую получать документы удаленно и точно также выслать электронные пропуска. Но саратовские чиновники по старинке выписывали бумажные корешки, которые в итоге оказались абсолютно бесполезными. Зато вот очереди за ними собирались знатные, и это, пожалуй, сыграло свою роль в дальнейшем распространении ковида по городу.
Опасения подтверждаются и опытом других регионов, где к ноу-хау оказались не готовы, и торговые центры, парикмахерские, бассейны стояли пустые.
Читатели сразу же задались вопросом, а что будет с детьми. Вроде бы минздрав успокаивал, что никто не собирается форсировать их вакцинацию (тем более, что с детскими прививками пока непонятнее, чем со взрослыми). А теперь получается, что их не пустят в одно заведение с родителем без куар-кода?
Как мы уже замечали ранее, власти с большой осторожностью говорят о возможности нового локдауна. Хотя некоторые наши читатели, которые звонят в редакцию, считают, что снова пришла пора для нового тотального закрытия. Они готовы согласиться на принесение в жертву оставшегося бизнеса, когда речь идет об их жизни и жизнях их близких.
Мнение экспертов
Роман Репин, предприниматель, член регионального отделения "Опоры России"
Эта мера однозначно ударит по экономике, но в первую очередь – по экономике домохозяйств. Понятно, что это и для бизнеса будут большие проблемы, но больше – по денежным средствам граждан.
Объектив: Саратовская область не может развивать у себя производства, инновационную деятельность, и одним из эффективных способов пополнения бюджета стали штрафы. Чтобы их собирать – нужна законодательная база. Вот эти QR-коды и должны стать основой законодательной базы, чтобы собирать штрафы. Видимо, идея собирать по 5 тысяч рублей штрафов, как в Москве, очень греет душу наших местных законодателей.
Уже не секрет, что есть случаи, как из общественных мест, магазинов в участки доставляют граждан без масок. Я уже не знаю, чем именно заканчивается, но ничего приятного в самом этом факте нет. Человек не дрался, не выпивал, не сквернословил, а его тащат, как преступника, в околоток просто потому что у него не было маски.
А с пустыми торговыми центрами мы столкнемся неизбежно. Я думаю, что здесь будет ситуация сходная, но еще более жесткая, когда проверяющие и всякие энтузиасты устраивают рейды на магазины – по соблюдению возрастного ценза при продаже отдельных видов товаров или по торговле алкоголем после 10 вечера. Сейчас законодатель дает такую палку в руки, которая сможет забить до смерти любой бизнес.
Елена Сергун, адвокат
Я не знаю, насколько это может быть эффективным при абсолютно полном несоблюдении населением, практически поголовно, масочного режима. Можно сколько угодно запрещать или ограничивать, или что-то водить, но если люди не будут сами соблюдать каких-то элементарных мер, это не будет эффективным. Начнем с того, что сами медики говорят и не скрывают, что болеют в том числе и привившиеся. Тогда возникает вопрос: если привившиеся, а нарушают масочный режим у нас в том числе и привившиеся, которые считают себя бессмертными, то в принципе какая разница, будет QR-код или нет, люди будут заражать друг друга. Поэтому я бы сейчас акцент перенесла на то, чтобы люди соблюдали элементарные правила.
Я сегодня ехала – да нет в автобусах практически никого в масках. Сколько бы ни говорили насчет водителей – нам демонстрируют каких-то образцово-показательных двух-трех человек, складывается ощущение, что это все просто для галочки. Можно отрапортовать, что ввели QR-код, но будет ли эффект на самом деле. Если задача не допустить распространения заразы, то нужно действовать как-то по-другому. Хватит уже этой дискуссии, что маски не действуют, что они против комаров. Если маска висит под носом, то она и от комаров не спасет. Я уже второй год ношу маску во всех общественных местах, судах, выступая, не снимаю ее, как бы это ни было тяжело, и не заболела пока.
У нас не на то акцент. Власти идут по пути упрощения. Например, почему российские дети не могут делать то, что могут делать китайские – носить маски. Это при полном обеспечении масочного режима со стороны самого государства. Маленькие дети – маленькие масочки. Объясните ребенку, и он будет это соблюдать. Тогда он не понесет вирус бабушке с дедушкой и т.д.
Надо определиться: нужен конечный результат, или нужна опять какая-то кампания. Если кампания, то можно что угодно провозглашать, а если результат – то нужно применять то, что действительно эффективно.
Дума без огня
В Саратове избрали новую городскую думу, а она как давай заседать. В общем, за четыре недели с момента выборов прошло уже три заседания. На первых двух, конечно же, обсуждались важнейшие для города вопросы — распределялись кресла и портфели.
С чем может быть связана такая гиперактивность? Как вариант, с созданием видимости работы и бурной деятельности. Это как едва ли не ежегодные реформы структур правительства и мэрии, это когда чиновника перекидывают с одной должности на другую, создают и переименовывают конторы и ведомства, но никаких перемен это не несет.
Напомним, что гордума шестого созыва обновилась на две трети – из предыдущего созыва в ней осталось 12 депутатов из 35-ти. А еще в нее избрались представители пяти партий, но если кто-то думает, что это каким-то образом сказалось на расстановке политических сил, то спешим вас разочаровать: из 35 депутатов 30, конечно же, от "Единой России".
На сегодняшнем заседании была запущена процедура избрания главы города. Но даже такой, казалось бы, важнейший для города вопрос вызывает только зевоту. Ибо выбирать мэра будут не горожане, а особо достойные 18 человек. А к действующему градоначальнику Михаилу Исаеву у этих достойных людей вопросов не возникает, так что вопрос его переназначения можно считать решенным и, следовательно, техническим. Вероятно, как принято в таких случаях, ему для спарринга назначат какого-нибудь малозначащего клерка.
А еще новая гордума по-прежнему остается закрытой для журналистов: они не имеют возможности наблюдать за обсуждениями городских вопросов на заседаниях профильных комиссий. На заседания самой думы уже выносятся "переваренные" и одобренные решения, которые остается только зафиксировать нажатием кнопки.
Мнение эксперта
Александр Пантелеев, политолог
Смысл слов, которые Вячеслав Володин сказал по поводу Госдумы – мол, нечего дискутировать, нужно работать. Это говорит о том, что даже в Госдуме, где присутствует парламентская оппозиция, нет места для дискуссий. А в городской думе тем более ее не будет. Да и не было никогда. Демонстрации, лозунги, плакаты коммунистов — это как в анекдоте про петуха и курицу: что думает курица, когда за ней бежит петух? А не слишком ли быстро я бегу. А что думает петух, когда бежит за курицей? Не догоню – так согреюсь. Наша оппозиция в гордуме – та самая курица. А не слишком ли громко я шумлю?
Поскольку большинство в думе принадлежит конкретной партии и в этом плане любой шум – это просто шум, демонстрация того, что есть оппозиция, которая думает о жителях и так далее. Они прекрасно понимают, что их действия ничем не кончаются. И новая гордума от предыдущего созыва ничем не будет отличаться. Политический состав — примерно тот же самый, хотя они и обновились на две трети. Но по факту – я убей не знаю, кто был кандидатом по моему округу. И не только я. Люди, которых избирают, они не известны, у них нет рейтинга популярности, о них не знают, к ним не обращаются. Это говорит о том, что они будут представлять интересы не избирателей, а интересы правящей партии или каких-то финансово-промышленных саратовских группировок, которые их делегировали.
Это место, где голосуют за те решения, которые предлагаются сверху. Они просто легитимизируют эти решения, печати ставят — и все. Например, надо по закону запустить конкурс на должность главы города, они его запускают.
Органом, решающим какие-то вопросы, дума была тогда, когда существовала политическая конкуренция на выборах в гордуму. Это было еще в 1990-е, когда в России только-только начались демократические процессы, и люди дискутировали, боролись за голоса избирателей, встречались с ними. Я организовывал тогда такие встречи – обычно они проводились около мусорок. В 90-е дума была действительно представительным собиранием. Но по мере того, как политическая конкуренция вышла на нулевой уровень, органы представительной власти вообще перестали пользоваться каким бы то ни было авторитетом и известностью – ну есть и есть. Например, некоторые не знают, что у нас вообще гордума есть.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку материалов
-
19.11.2024, 10:39
Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите
Специалисты билайн бизнес представили мобильные и стационарные решения для создания покрытия мобильной связи в удаленных и труднодоступных местах, где связь отсутствует полностью или крайне нестабильна. Презентация прошла в Новокузнецке в рамках Третьего российского угольного саммита - это ежегодное мероприятие, собирающее ведущих игроков угольной промышленности для обмена опытом и обсуждения новых технологий.
-
19.11.2024, 10:24
2500 детей "из пробирки". Как в регионе работает служба вспомогательных репродуктивных технологий
Российские демографы и репродуктологи констатируют рост популярности процедуры экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Это связывают с повышением возраста женщин, в котором они впервые становятся мамами, возрастающих при этом рисках бесплодия и доступностью процедуры (уже больше десяти лет выполняется в рамках ОМС). Есть мнение, что к середине 2030-х годов спрос на ЭКО увеличится как минимум в 2-3 раза. Тонкостям этой темы уделяется пристальное внимание, так как удовлетворение этого спроса может обеспечить дополнительный рост рождаемости, а в условиях демографического кризиса это является главнейшей задачей. СарБК выяснял, сколько детей в Саратовской области появилось на свет благодаря вспомогательным репродуктивным технологиям и как в регионе развивается данная медицинская служба.
- Сегодня
- Неделя
- Месяц