Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Бум перепродаж. Саратовцы стали чаще покупать подержанные вещи

  • 13:00, 28 апреля 2022
  • Комментариев[0]

По данным игроков российского ресейла (перепродажи вещей), за первые три месяца этого года оборот на рынке б/у предметов гардероба вырос почти вдвое. Эксперты объясняют это повышением цен на новые товары после скачка курса доллара и уходом из России модных брендов. Впрочем, рост вторичных продаж прогнозировался еще до кризиса-2022. Аналогичная картина наблюдалась и в сфере перепродажи автомобилей. Наблюдатели не сомневаются в развитии тренда осознанного потребления в разных направлениях. А некоторые участники рынка опасаются снижения покупательной способности даже в рамках бюджетных покупок. В детали философии секонд-хенда углубился СарБК.

Бум перепродаж. Саратовцы стали чаще покупать подержанные вещи   Фото СарБК

 Третий пик вторичных продаж

Сравнительно новый для российского рынка термин — ресейл (от анг. resale — перепродажа) в целом обозначает то, что в советские времена называлось комиссионными магазинами, а позже — секонд-хендом. Ресейл — это торговля подержанными или невостребованными у владельца вещами (одежда, обувь, аксессуары).

Но в наши дни теоретики разделяют его с сетями магазинов секонд-хенда, потому что схемы оптовых поставок стоковой и бывшей в употреблении одежды из Европы в корне отличаются от формулы "из рук в руки". А вот комиссионные магазины представляют именно классический ресейл и, к слову, давно перестали считаться "архивным" понятием. Как отмечают наблюдатели, они вернулись к нам в 2014 году, после введения антироссийских санкций в связи с присоединением территории Крыма. Сначала новые комиссионки стали заниматься техникой, а затем и одеждой.

Структуру нынешнего ресейла составляют интернет- и офлайн-площадки. В числе первых — онлайн-сервисы для размещения объявлений (Авито, Юла) и специальные сайты (как правило, здесь продают и покупают вещи премиум-сегмента). В числе вторых — комиссионные магазины техники и одежды, обуви и аксессуаров (но они тоже предпочитают иметь дело только с товарами от мировых модных брендов в идеальном состоянии). В Саратове работает и комиссионный магазин ювелирных украшений.

Торговля бывшими в употреблении вещами, как мы уже отмечали, оживилась не вчера. Более того, сегмент вторичных продаж давно  показывает устойчивый рост. Первый заметный рывок произошел в 2018-2019 годах (после многолетнего снижения доходов населения). На саратовском рынке он отметился очередями к одному из комиссионных магазинов из желающих сдать свои вещи на продажу. Администрации торговой площадки тогда пришлось вводить запись для встречи с собственниками потенциальных товаров.

В начале 2020 года РБК впервые проанализировал состояние вторичного рынка fashion в России и выяснил, что мотивом для 74% покупателей на нем является экономия. При этом часть посетителей ресейл-площадок использовали их для вложения денег и перепродажи люксовых вещей, которые вышли из оборота.

А второй пиковый период пришелся на пандемию. Торговые центры и бутики были закрыты, появилось время для ревизии шкафов с одеждой и обувью. Одни предлагали, а другие приобретали. Исследование, проведенное на старте пандемии, давало основания предполагать, что объемы мирового рынка ресейла к 2023 году вырастут с 24 млрд до 51 млрд долларов США. Вероятно, эти прогнозы требуют пересмотра и с учетом длительной пандемии, и с учетом глобального экономического кризиса-2022. Игроки российского рынка зафиксировали третий взлет интереса к вторичным продажам. Российский маркетплейс Oskelly заявил РБК о том, что за первые три месяца этого года спрос на ресейл-рынке вырос на 72%, а продажи — на 189%. Сервис объявлений Авито зафиксировал в Саратове апрельский рост продаж бывшей в употреблении электроники, бытовой техники, мебели и личных вещей.

Лидер вторичных продаж — мужская обувь

Комиссионный магазин "Б/утик" открылся в Саратове 8 лет назад. Сегодня здесь не подтверждают глобальный тренд на рост интереса к ресейлу и объема продаж. Возможно, потому что магазин занимает на рынке узкую нишу (постоянные комитенты и покупатели). Концепция продиктована скромной торговой площадью, а потому предельно строгим отбором товара (вещи только крупных мировых модных брендов и только в идеальном состоянии). В магазине заметили лишь некоторый спад активности покупателей. В саратовской комиссионке, к которой четыре года назад выстраивалась очередь из желающих продать вещи, комментарий взять не удалось. Телефон не отвечает, предложения на сайте давно не обновлялись.

Что касается онлайн-площадок, то они, наоборот, утверждают, что число желающих приобрести люксовые изделия по заметно сниженной цене с наступлением кризиса выросло. На увеличение спроса влияет и уход из России мировых модных брендов на фоне санкций. То есть ресейл все еще позволяет делать покупки одежды, обуви и аксессуаров из коллекций европейских модных домов, которые уже прекратили продажи в России. Правда, по этой же причине свою активность снизили продавцы на вторичном рынке fashion. Они предпочли придержать теперь уже более ценные лоты. Для экспертов рынка это не стало неожиданностью. Создательница проекта по перепродаже люксовых вещей Second Friend Store Анна Любан пояснила РБК, что "рынок ресейла в принципе не может существовать без полноценного ретейла". То есть, если потенциальные продавцы невостребованных вещей не смогут заменить их новыми, то они не захотят от них избавляться, а значит "с входящим потоком вещей могут возникнуть проблемы".

Фото СарБК

Вторичная продажа товаров масс-маркета в основном приходится на сервисы объявлений. По данным Авито, в Саратове в апреле продажи женской одежды выросли на 53%, а обуви — на 65% по сравнению с прошлым годом (средняя цена покупки — 1,4-1,5 тысячи рублей). Аксессуары в нынешнем апреле покупали на 61% чаще, чем в прошлом году (1,8 тысячи). Еще больше выросли продажи бывшей в употреблении мужской одежды (67%) и обуви (92%). Каждая покупка в среднем стоила 2,2 и 2,6 тысячи соответственно.  

Аналитики платформы в комментарии "СарБК" сказали: "В целом мы ожидаем продолжение роста спроса на БУ сегмент (в котором значимую долю составляют также и новые вещи, которые продают частные лица и реселлеры), переориентацию потребителей на него, а также повышение активности продавцов на платформе. Такой тренд поддерживает не только желание сэкономить и выбирать среди более широкого диапазона товаров по всей России, но и рост популярности идей осознанного потребления и экологичного образа жизни".

К слову, в марте в Саратове выросло число объявлений (на 8%) с пометкой "даром". Абсолютно бесплатно саратовцы отдавали самые разные невостребованные вещи — от одежды до велосипедов.

Если же продолжить перечисление способов сэкономить на приобретении  новой одежды, то здесь стоит назвать и покупки в магазинах секонд-хенд. В саратовских точках, по наблюдениям продавцов, активность покупателей не изменилась. Антироссийские санкции рождают некоторые опасения в этом сегменте о сбоях поставок из Европы. Но бывшая в употреблении одежда или вещи из стока явно не вписываются в задачи ограничений, поэтому вряд ли станут инструментом западного давления. Товарам для вторичного рынка могут помешать лишь проблемы логистики.

Фото СарБК

 Выгодный бизнес или рынок без потенциала

Еще один крупный сегмент вторичных продаж составляет подержанная техника. Ее предлагают специализированные комиссионные магазины (некоторые предоставляют и услуги ломбарда, что, кроме всего прочего, позволяет им работать круглосуточно). На саратовском рынке присутствуют точки двух российских сетей и более мелкие игроки. Конкуренция заставляет их использовать нетипичную для комиссионок формулу "деньги сразу". Напомним, что в классической схеме продавец получает сумму только после продажи. А если товар залеживается на полке, его цена снижается.

После февральского скачка курса доллара и резкого роста цен на новую технику спрос на бывшие в употреблении гаджеты и компьютеры в стране подскочил на 44%. При этом, как и на рынке люксовой одежды, число предложений о приобретении б/у техники сократилось (на 46%). Из-за опасений дефицита смартфонов и компьютеров россияне решили пока не избавляться от невостребованной техники. Напомним, что Apple и Samsung ушли с российского рынка, Xiaomi и Oppo вдвое сократили поставки, а производители процессоров для ПК и ноутбуков AMD и Intel объявили о приостановке поставок в Россию.

В Саратовском комиссионном магазине "ЭВМка" рассказывают, что рост спроса на технику наблюдался непродолжительный период, до снижения курса доллара: "Потом цены стали откатываться, и ситуация стабилизировалась. Сейчас все пришло в норму". Повышенный спрос в феврале-марте держался и на саратовском рынке услуг по ремонту техники.

В комиссионном магазине "Победа" отмечают, что сегодня саратовцы интересуются в основном недорогими моделями гаджетов и компьютеров.    

Некоторые игроки рынка ожидают, что в условиях кризиса объем вторичных продаж техники будет расти. В "Скупке-64" считают, что рынок не имеет потенциала из-за продолжительного и значительного снижения доходов населения: "Люди уже давно плохо живут. На этом рынке уже все ниши заняты".

Вместе с тем, аналитики включили торговлю подержанными товарами в перечень видов бизнеса, которыми будет выгодно заниматься во время кризиса-2022. Кроме продажи одежды, прибыль должна принести  реализация подержанной видео-, фотоаппаратуры, телефонов, строительных инструментов. В начале апреля стало известно, что "Яндекс.Маркет" запускает продажу подержанных товаров. Пока на площадке предлагают только подержанные смартфоны. Далее компания планирует работать с детскими и спортивными товарами, товарами для дома и ремонта.

Фото СарБК

Вторичная торговля техникой идет и на платформах объявлений. В Авито отмечают рост апрельских продаж (15%) подержанных ноутбуков (средняя цена — 18 600), настольных компьютеров (11%, 22 600), телефонов (9%, 18 тысяч).

Но еще больший рост продаж показали бывшие в употреблении стиральные машины (56%), их можно купить в среднем за 8 700, пылесосы (22%, 6 700), холодильники (26%, 11 400), утюги (30%, 2 900), вытяжки (37%, 7 700), микроволновые печи (39%, 4 100).

Эксперты платформы заметили и оживление спроса на б/у мебель. В апреле на 47% выросли продажи кроватей, диванов, кресел, на 36% кухонных гарнитуров, на 35% столов и стульев. Если перечислять все категории товаров, востребованные на вторичном рынке, то следует назвать и автомобили.

Фото СарБК

 Подержанные машины въедут в салоны

Изменения в потребительском поведении и структуре авторынка наглядно демонстрирует пригород Энгельса, где напротив автосалонов (сменили вывески) открылся простенький рынок подержанных автомобилей.

Впрочем, совладелец официального дилера HAVAL в Саратове, член регионального отделения "Опоры России" Илья Левин утверждает, что это вовсе не примета сегодняшнего дня. По его словам, продажи автомобилей с пробегом ежегодно росли и до кризиса.

"Это связано, в том числе, и с ростом цен на автомобили, особенно на новые, и серьезным дефицитом, связанным с действием пандемийных ограничений. Этот рынок признавался перспективным всеми автомобильными производителями, дилерами. Многие из них вводили специальные программы по обслуживанию автомобилей старше 4-5 лет, когда они, как правило, уходят второму владельцу. Этот рынок рос до 2022 года, а сейчас он будет расти еще быстрее. Я думаю, что он увеличится кратно", — сказал предприниматель.

Эксперт утверждает, что авторынок вообще во многом изменится — от общей структуры до комплектации новых автомобилей, а сегмент вторичных продаж разделят между собой старые добрые "перекупы", небольшие компании и автомобильные холдинги, возможности которых позволят делать крупные закупки автомобилей, проводить с ними сервисные мероприятия, приводить их в лучшее состояние и затем перепродавать.

Бизнесмен предполагает, что крупные игроки вторичного рынка могут занять освободившуюся инфраструктуру: "После ухода брендов у нас появится большое количество пустующих коробок автосалонов — очень специфических зданий, которые строили по определенным стандартам. Их сложно перепрофилировать под что-либо. Там есть готовый шоурум, готовая сервисная зона, которая позволит с минимальными затратами запустить новую компанию, которая будет заниматься вторичкой, возможно, того же самого бренда, который здесь когда-то был".

Илья Левин уверен, что потребитель в этом случае получит лучший сервис и определенные гарантии, в отличие от сделок с физическими лицами.

Сегодня, по данным СберАвто, чаще всего в предложениях по онлайн-продаже автомобилей с пятилетним пробегом встречаются модели Lada Granta, KIA Rio и Volkswagen Polo. Среди машин, выпущенных 10 лет назад, самыми популярными моделями являются Nissan Qashqai, Volkswagen Polo и Nissan X-Trail, а 15 лет назад — Toyota Corolla, KIA Rio и Nissan Qashqai. В категории автомобилей старше 20 лет покупатели в основном выбирают марку Toyota.

Илья Левин считает, что сегодня вторичный рынок отражает ситуацию двухлетней давности. Еще какое-то время он будет наполняться теми машинами, которые ездят по дорогам страны сегодня, а далее будет меняться вслед за продажами новых автомобилей. Предполагается, что поставки будут вести компании, которые продолжат свою деятельность в России, производители из Китая, которые наращивали в предыдущие годы свое присутствие на нашем рынке, а также серые дилеры, которые будут использовать схемы начала 2000-х годов.

Аналитики авторынка уже говорят о нарушении закономерностей. Например, рост цен на подержанные машины раньше был заметно растянут во времени, а сейчас заметно ускорился. В исследовании РГС Банка и банка "Открытие" говорится, что за подержанный трехлетний кроссовер Kia Sorento в I квартале текущего года просили 4,1 млн рублей – на 75% больше, чем в январе-марте в 2021-м и на 42% больше по отношению к концу прошлого года. Он стал лидером по росту средней цены за год в процентном отношении. Новый Kia Sorento за I квартал вырос по РРЦ дистрибьютора скромнее – на 34%.

Похожие материалы
Новые материалы
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x