Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Гигантский патриотизм. Театр выпустил оперу "Петр Первый" с шестиметровой головой императора на сцене

  • 13:53, 6 октября 2022
  • Комментариев[0]

Оперу "Петр Первый", приуроченную к 350-летию императора, театр оперы и балета задумал давно и намеревался представить в качестве первой премьеры в отреставрированном историческом здании. Но артисты предполагают, а подрядчик располагает, и срок сдачи обновленного здания недавно сдвинулся ровно на год. В принципе показ оперы тоже можно было бы перенести, но тогда юбилейный повод был бы упущен, тем более, что власти попросили продемонстрировать это творение на городских праздниках. В итоге "Петр Первый" сначала дважды появился в формате open air в усеченном формате, а в начале октября театр открыл новый сезон уже полновесным спектаклем.

Гигантский патриотизм. Театр выпустил оперу "Петр Первый" с шестиметровой головой императора на сцене

Великодержавную патриотическую оперу написал Андрей Петров. Большинству этот композитор известен как автор музыки к советским кинохитам - "Человек-амфибия", "Берегись автомобиля", "Я шагаю по Москве", "Служебный роман" и других. Петров сотрудничал с Эльдаром Рязановым, Георгием Данелия, Владимиром Хотиненко, Алексеем Германом. Всенародное признание, статус суперзвезды среди кинокомпозиторов. … И вдруг в возрасте 45 лет Андрей Петров создает свою первую оперу — как раз "Петра Первого". По словам композитора, он почувствовал "настоятельную потребность сделать что-то глубоко-национальное, героико-патриотическое, достойное нашей славной истории, истории русского народа". Сам процесс создания занял у композитора больше двух лет. Так, в апреле 1973 года в Большом зале Ленинградской филармонии публика впервые услышала вокально-симфонические фрески для солиста, хора и оркестра. Зрители приняли произведение на ура, и только после этого Петров уверенно заявил, что полноценной опере быть. Ее премьера прошла в июне 1975 года в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова, а в 1976-м мастер получил за эту вещь госпремию СССР.

В Саратове "Петр Первый" пережил сразу две трансформаций. Сначала произведение, состоявшее изначально аж из 10 фресок, ужали до формата, который можно было бы показать горожанам под открытым небом, а затем вновь растянули до уже классического сценического варианта.

Режиссером постановки стал ростовский мастер, выпускник ГИТИСа Павел Сорокин. На пресс-конференции перед выпуском спектакля он рассказал, что попытался показать императора, начиная с его восшествия на трон и до победы над шведами, то есть с 17 лет до 31 года. А это и стрелецкие бунты, и противостояние с царевной Софьей, и поездка в Амстердам, и война, и встреча Петра с прачкой Мартой, которая в последствии станет его супругой Екатериной Первой, и закладка первого камня будущего Петербурга. Каждая из этих историй достойна отдельного произведения искусства, но опера Андрея Петрова умудрилась вместить их все.

Сюжеты здесь мелькают так, что только и успевай следить, а происходящее на сцене уж точно не назовешь скучным и нединамичным. Впрочем, даже самый хороший материал может испортить неумелая режиссура, так что за интересный и недлинный (всего 2,5 часа) спектакль надо поблагодарить Сорокина. Статус оперы-оратории поддерживают артисты хора и мимансы театра. Народ, войско петровское, стрельцы, монахи, голландцы — это все они. Попробуй только одень такую толпу в пять разных нарядов!

Как и положено в больших спектаклях, в "Петре Первом" задействованы два состава солистов. И выбрать какой из них лучше невозможно. Оба Петра, Дмитрий Соловьев и Алексей Смирнов, хороши. Соловьев кажется более убедительным чисто вокально, зато Смирнову очень идут локоны, усы и ботфорты, а еще он великолепно бешено сверкает глазами в моменты царского гнева. Пары Меньшикова с Лефортом (Илья Говзич и Александр Гонца, Павел Корчагин и Александр Корнеев), обе Анастасии, она же Богоматерь (Вера Паньшина, Надежда Федосеева), юродивые (Сергей Филимонов, Александр Баев) абсолютно равноценны.

Роль Марты, она же Екатерина Первая, кажется, больше подходит Екатерине Федотовой с ее горячим темпераментом и уверенным меццо-сопрано, а Ольга Дё удачно породнилась с графиней Ржевской, раскрепощенно отплясывая на столе.

У премьеры действительно хорошая режиссура и исполнение практически на высшем для саратовского театра оперы и балета уровне, но к оформлению есть вопросы. Оказалось, что художник-постановщик Сергей Новиков своими идеями по началу шокировал цеха театра, и, когда оперу презентовали в бывшем ДК "Тантал", стало ясно почему. Видимо, в попытках сделать что-то глубоко-национальное и героико-патриотическое по Петрову, Новиков придумал по бокам сцены расположить иконостасы, в которых то и дело появляется поющая Богоматерь, а в центре водрузить огромную голову Петра Первого, скопированную с памятника Медный всадник в Санкт-Петербурге. И если иконостасы установлены боком и выглядят более менее воздушно, то шестиметровая императорская голова (Церетели обзавидовался бы) почти полностью заполняет скромную площадку. Она разделена на 4 части, их, словно пазл, то разъединяют, то вновь соединяют.

Ясное дело, что спектакль создавался с возможностью его переноса на нормальную, большую сцену исторического здания. Скорее всего, там эта конструкция будет выглядеть уместно, но откровенно маленькая заводская сцена пока задыхается от этого гигантизма, мега-Петр всё и всех поглощает. Во всяком случае, зрителям на первых рядах голова императора кажется чудовищно огромной, да и с последних рядов вопросов может поступить не меньше. Это символ, это образ! Но к чему такие грандиозные во всех смыслах этого слова намеки?

При безусловных достоинствах премьеры ее создатели угодили в ловушку, расставленную чиновниками и строителями. Невозможно постоянно создавать все исключительно камерное и адаптировать для маленькой сцены, в театре и так только этим и занимаются на протяжении последних двух сезонов. Поэтому очень хочется пожелать всем оперным и балетным, чтобы в свое родное здание на Театральной площади они переехали хотя бы к концу следующего сезона. А шестиметровая голова к тому времени, даст Бог, не пообветшает.

Автор: Екатерина Ференец
Новые материалы
  • 15.03.2024, 14:25 Цифровая лапша. Актуальные мошеннические схемы-2024

    Не успел в стране начаться Год семьи, как мошенники придумали новую схему с легендой о денежных выплатах для детей. И схема про "лишние" налоги появилась почти одновременно с началом работы над законопроектом о прогрессивной системе налогообложения. Мошенники идут в ногу с повесткой дня и действуют в унисон с развитием цифровых технологий. Самые актуальные виды преступных сценариев, по мнению экспертов, связаны с применением искусственного интеллекта. Как именно сегодня "разбойники" с большого интернета лишают денег граждан? СарБК обновил перечень самых популярных схем.

  • 15.03.2024, 13:45 "Дюна 2". Заметки киномана

    Информация для тех, кто не читал Фрэнка Герберта: это не просто сиквел, а необходимое продолжение сюжета. И для его раскрытия понадобится еще не один фильм. Для тех, кто в курсе: вторая часть даже лучше, чем первая. Ровно такое кино, ради которого существуют кинотеатры с огромными экранами и хорошим звуком.

Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x