Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Лечат или калечат? Почему не ужесточают контроль за работой реабилитационных центров

  • 12:15, 20 марта 2023
  • Комментариев[0]

В Саратове продолжается расследование уголовного дела, возбужденного против владельца реабилитационного центра "Новая жизнь" для зависимых от алкоголя и наркотиков после смерти пациента. В конце февраля постоялец скончался от переохлаждения на неотапливаемой веранде, он был завернут в ковер и обмотан скотчем. Несколько лет назад, после череды страшных происшествий в так называемых «рехабах» (от английского слова «rehabilitation» - реабилитация), в стране были разработаны новые стандарты для подобных заведений, но статус законодательной нормы они так и не приняли. Почему, не смотря на явную необходимость ужесточения контроля, эта сферу обходят все реформы и нововведения, и почему мы по-прежнему не можем похвалиться высокими результатами в лечении зависимостей, выяснял СарБК.

Лечат или калечат? Почему не ужесточают контроль за работой реабилитационных центров Фото СарБК

Криминальный анклав

По сообщениям российских СМИ о происшествиях в частных реабилитационных центрах для зависимых от алкоголя и наркотиков можно составлять карту страны — смерть постояльца в Пятигорске, изнасилование - в Казани, психологическое насилие в Новосибирске, незаконное удержание в Свердловской области, скандал с гибелью в стенах рехаба известного артиста Дмитрия Марьянова в Подмосковье и еще десятки случаев. Только в Саратове подобные заведения упоминались в криминальных сводках несколько раз. В 2021 году в городскую прокуратуру поступила жалоба на один из местных реабилитационных центров. А в 2018 году выяснилось, что в "Начале" и "Развитии" постояльцев удерживали против воли и "лечили" голодом, лишением сна, унижениями, наказаниями, граничащими с пытками.

К слову, именно на 2018 год пришлось наибольшее число публикаций о том, что в заведениях для зависимых порой лечат без лицензии и занимаются психологическим и духовно-нравственным восстановлением без применения признанных методик и, кажется, даже против основной сути реабилитации. В одном из центров в качестве наказания постояльцев запирали на неделю в уличном туалете. Из одежды (даже в холодную погоду) только нижнее белье, из еды — кусок хлеба и луковица на целый день. Тогда всплыло множество подробностей о работе рехабов — о том, как работает система поиска и принудительной доставки потенциальных клиентов (этим занимаются так называемые мотиваторы), о том, как центры выкачивают деньги из семей, убеждая их всякий раз продлевать программу реабилитации.

Директор саратовского центра реабилитации помещен под домашний арест, фото СУ СКР

Вместе со страшилками сообщалось и о том, что российский минздрав совместно с проектом "Трезвая Россия" разработал проект новых стандартов для таких заведений. Они должны были заменить ГОСТ с довольно размытыми формулировками. Весной 2018 года представители ведомства просили сенаторов помочь с принятием новых требований. Но подготовленный документ так и остался проектом. А "Трезвая Россия", судя по всему, уже не так активно борется с алкогольной и наркотической угрозой. Последняя новость на сайте объединения датирована августом 2021 года, а в перечне контактов по-прежнему указаны страницы соцсетей, которые в прошлом году были признаны в России экстремистскими.

Кроме того, четыре года назад обновление законодательства в данной сфере планировалось обсудить на заседании рабочей группы Госдумы по законодательному регулированию оказания психиатрической помощи населению. Было это обсуждение или не было, не известно, но никаких существенных изменений в законодательстве не произошло.

Наблюдатели замечают, что тема реабилитации зависимых резко исчезла из повестки дня с появлением ковида, а после окончания пандемии так в нее и не вернулась. Смерть постояльца в саратовском центре еще раз напомнила о проблеме, но дискуссия о том, как ее решать, не возобновилась. Один из тех, кто мог бы в ней участвовать, но предпочитает оказывать исключительно практическую помощь зависимым, согласился на условиях анонимности ответить на вопросы СарБК. О том, почему в стране много лет говорят о ужесточении контроля над частными рехабами, но ничего не делают, представитель крупной российской общественной организации сказал: "Потому что все понимают, что если сейчас на центры наехать, то часть может не устоять перед новыми требованиями. А государственные чиновники, силовики понимают, что если разом все центры закрыть, то криминал вырастет. Ведь алкоголики и наркоманы - это потенциальные преступники. Спрос на наркотики, случаи наркопотребления, преступность того или иного района вырастут, социальные показатели ухудшатся, тюрьмы переполнятся. Поэтому их никто не трогает".

В итоге в регионах вроде бы существует реестр реабилитационных центров, которые прошли квалификационный отбор, действуют местные правовые акты, работу заведений регулируют антинаркотические комиссии (в добросовестных заведениях рассказывают, что их действительно периодически проверяют полицейские, пожарные, минздрав), но это не мешает появлению новых центров, которые отсутствуют и в реестре, и в поле зрения контролирующих органов.

Директор реабилитационного центра "Равновесие" Максим Третьяков подтверждает: "Наша организация 7 лет работает в одном и том же здании и по одним и тем же документам, но если сегодня открылся новый реабилитационный центр, я об этом не знаю и вы об этом не знаете, и никто не знает до того момента, пока там что-то не произойдет".

Анонимный собеседник заявил СарБК, что контролирующие структуры даже при действующем законодательстве и существующих нормах владеют инструментами, которые могли бы выявлять недобросовестных предпринимателей и таким образом обеспечивать приемлемое качество услуг по реабилитации. "Но силовики не видят нарушений, отделы профилактики наркодиспансеров не мониторят данный рынок, ответственные ведомства пускают все на самотек, потому что заняты другими вопросами", - уверен эксперт.

Фото СарБК

Что именно предлагается изменить

Что касается законодательных инициатив, то предложенный минздравом и "Трезвой Россией" проект предусматривал обязательное согласие зависимого на курс реабилитации, установку системы видеонаблюдения в центрах (с согласия пациентов), наличие договора между заведением и медицинским учреждением, которое специализируются на психиатрии и наркологии. А поскольку речь идет о государственных учреждениях здравоохранения, то эксперт СарБК считает идею спорной: "Тот, кто работает по форме ООО, может заключать с бюджетными учреждениями только контракт. Значит, центрам надо будет регистрироваться в качестве автономных некоммерческих организаций. А кто-то станет отказываться. Поэтому все детали надо продумывать. Этот вопрос стоит с 90-х годов, но за 30 лет ничего существенного не выработали".

Впрочем, какие-то решения в стране принимались, например, в Уголовном кодексе несколько лет назад появилась поправка об отсрочке лишения свободы за употребление наркотиков на срок лечения от зависимости. "Закон приняли, а практика применения хромает, - уверяет собеседник СарБК. - Потому что нет мощностей. Все думали, что лечение будет проводиться на базе госучреждений, но не в каждом городе такие есть. Некоторые частные центры имеют право на такой вид деятельности, но государство выдает сертификат только на первый месяц, а требуют лечиться 3 месяца. А кто за вторые два будет платить? Но в каждом субъекте по-разному. Где-то люди на своих чиновничьих постах хорошо помогают. А где-то в принципе этим не занимаются".

Сегодня участники рынка обсуждают идею о введении сертификации частных реабилитационных центров (не лицензирования, так как речь не идет о медицинских услугах), что по сути является утверждением новых требований для помещений и для персонала — к образованию, квалификации сотрудников.

По мнению председателя комитета по социальному предпринимательству регионального отделения "Опоры России" Наталии Чемакиной, сегодня надо обратить большее внимание на данный сегмент: "Психологи в связи с проведением СВО, введением санкций прогнозируют большой всплеск числа зависимых. Это так называемый постфронтовой синдром. Эти услуги будут крайне востребованными". Она рассказала, что "Опора России" еще год назад инициировала реализацию программы психологической помощи военнослужащим и их семьям. Принцип программы — профилактика и психологическая помощь на ранних стадиях болезни и дальнейшее сопровождение специалистов. "Тогда эти центры будут выполнять не карательные функции, как сейчас, с печальным исходом, а именно реабилитационные. Вся система должна перестраиваться. И тогда в рамках психологической помощи здесь может развиваться социальное предпринимательство".

Эксперт добавила, что не знает ни одного случая регистрации частного реабилитационного центра в реестре социальных предпринимателей. Вообще, закон о выполнении государственного социального заказа реализуется с трудом: "Вот почему-то недобросовестный бизнес выстреливает гораздо чаще. А добросовестный пробивается лбами. И платные дома-интернаты для престарелых, и хосписы, и психоневрологические центры очень тяжело пробиваются как предпринимательство. Хотя они крайне востребованы".

Фото СарБК

"Из центра встречают, как из армии"

Анонимный собеседник СарБК по нашей просьбе рассказал, на какие виды реабилитации сегодня может рассчитывать житель страны, который испытывает зависимость от алкоголя или наркотиков.

Первыми эксперт назвал центры трудотерапии. Никаких психологических методик здесь не используется. Постояльцам предоставляется крыша над головой и еда. "Они там работают разнорабочими, а директор центра получает с заказчиков на эти работы деньги. Он еще ходит под этим флагом и собирает просроченные продукты в магазинах. Посмотрите, директора этих бесплатных центров ездят на Porsche. Зачастую такие центры даже не зарегистрированы никак в налоговым органах. Но я могу сказать, что кому-то здесь помогают. Бывает, постояльцы и сами сюда приходят. Семьи нет, квартиру отняли, жить негде, а здесь его приютили, сделали старшим группы, он личность. Был бомжем на теплотрассе, а стал Сергеем Петровичем. Но наркоманы сюда не попадают. Они никогда не будут работать на кого-то".

Еще один вид реабилитационных центров называют религиозными. "Религия - это решение зрелой личности. А когда человек в отчаянии и не понимает что вокруг происходит, а его вдруг начинают принуждать молиться по 5 раз на день, убирать подворье, не материться, кому заходит, а кому-то нет. Но батюшки настаивают, что они в этой работе самые лучшие. Не будем с ними спорить".

Третий вид услуг чаще всего предоставляют государственные медицинские учреждения. "Не хочется коллег критиковать, но они уверены, что лечить могут только они. При этом они наркоману при реабилитации могут прописать снотворное. Сложно понять, чем они руководствуются. Ведь наркоману без разницы какое вещество употреблять. Если это будет снотворное, то пусть это будет снотворное, но можно чуть-чуть побольше. Если говорить о лечении именно наркозависимости, то это отказ от всех веществ, которые так или иначе меняют сознание. А там могут и антидепрессанты назначить. Одна таблетка не меняет сознание, а четыре уже меняет. Наркоман узнает название и будет искать их потом. Но они-то работают в лицензированном учреждении, им доверяет государство, а мы кто такие, чтобы их учить…" Медицинские процедуры зависимые могут пройти и в частных клиниках на условиях анонимности.

Ну, и платные реабилитационные центры, о которых мы говорили выше. Стоимость пребывания в месяц составляет от 40 до 150 тысяч рублей. Это могут быть заведения, проживание в которых не имеет ничего общего с процессом реабилитации, и центры с квалифицированными кадрами, эффективными методиками, где утром делают зарядку, днем слушают лекции, а вечером выполняют домашнее задание.

Фото СарБК

Представитель общественной организации считает, что процесс реабилитации в России зачастую оказывается неэффективным из-за того, что все общество страдает зависимостью от мнения соседей и знакомых. "Порой доходит до абсурда. Молодой человек проходит реабилитацию в течение семи месяцев, приезжает домой, а его встречают как будто со срочной службы. Потому что всем рассказали, что он не в центре был, а в армии. На встрече ему говорят, пойдем выпьем, у тебя ведь с алкоголем проблем не было. На Западе, когда в семье появляется наркоман, обзванивают всех родных и друзей и просят, чтобы ему денег взаймы не давали, в дом не пускали, потому что может что-нибудь украсть. Создают ему такие условия, что он полгода помыкается, приползает на коленях и просит помочь, а ему выдвигают ультиматум, что мы тебе поможем, но ты пройдет лечение".

Еще одна проблема, по мнению эксперта, заключается в отношении к зависимым. "У нас правоохранительные органы приходят в центры и думают, что тут алкоголики и наркоманы, а значит преступники, поэтому их надо не лечить, а посадить. Но мы должны понимать, что это болезнь. Мы же в тубдиспансере или в онкодиспансере сочувствуем. У нас много благотворительных проектов. А если человек - наркоман или алкоголик, значит он под забором валяется и из дома все вынес. Но ведь не потому, что он плохой человек, а потом что такова симптоматика заболевания, ему требуется новая доза. Да, они социально деструктивны, социально опасны, они социально больны".

Но если вернуться к началу текста, где говорится о проблемах лечения зависимых, то образовывается замкнутый круг. Наблюдатели предполагают, что грамотные законодательные нововведения помогли бы постепенно очистить рынок от недобросовестных и даже опасных игроков. Но страшно подумать, какая чудовищная трагедия должна случиться в так называемых реабилитационных центрах, чтобы проблему назвали актуальной и принялись за ее решение.

Похожие материалы
  • 22.01.2024, 13:09 Статистика пошла в загул. Почему в стране выросло число зависимых от алкоголя

    В конце прошлого года Росстат опубликовал сборник "Здравоохранение в России-2023", в котором отмечено увеличение числа пациентов с алкогольной зависимостью. Рост показателя произошел впервые за последние десять лет. Причиной поворота многолетнего тренда уже названы пандемия, социально-экономические потрясения и "усиление геополитических противостояний". Впрочем, эксперты просят учитывать, что в некоторых регионах в последнее время открылись вытрезвители, там стали лучше выявлять и чаще ставить на учет людей с подобным диагнозом. Это повлияло и на общую картину. СарБК выслушал мнение экспертов, в том числе саратовских, о том, как вновь вернуться к тенденции сокращения числа зависимых от алкоголя.

  • 01.08.2018, 17:02 Врач: "Крепкий алкоголь для организма можно сравнить с сотрясением головного мозга" По информации главного гериатра Минздрава Ольги Ткачевой, уровень алкоголизма среди неработающих пенсионеров-мужчин почти в три раза выше, чем у их трудящихся ровесников. У женщин в два раза чаще возникают признаки клинической депрессии. По данным исследования, которое провели в российском научно-исследовательском институте гериатрии, работа — единственный фактор, "снижающий риск депрессии на 55 процентов". Может ли пенсия привести к алкоголизму? Что, как и сколько пьют россияне? Об этом "Лента.ру" поговорила с доктором медицинских наук Александром Немцовым, одним из самых авторитетных экспертов России в области проблем алкогольной смертности и алкогольной политики.
  • 18.01.2018, 12:19 Эксперт: Доля контрафакта на алкогольном рынке составляет 50-70% Поистине сенсационные данные обнародовала глава Минздрава: по утверждению Вероники Скворцовой, потребление алкоголя в России за последние несколько лет упало почти в два раза. Так ли это на самом деле, и если падение действительно наблюдается, то в чем причина происходящего?
  • 13.09.2016, 10:04 В сети продается секретная база ФСКН. С данными о ВИЧ-инфицированных Кроме того, в ней содержится информация о людях, страдающих от алкоголизма. В базе собрана информация почти со всех регионов, ее вес — 67 Гб.
  • 04.12.2014, 10:21 CМИ: В России предлагается возродить День трезвости Зампред комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Михаил Дегтярев (ЛДПР) предлагает возродить в России День трезвости. В дореволюционной России в этот день закрывались винные лавки и запрещалась продажа алкоголя. РПЦ в этом году уже провела День трезвости с проповедями о трезвом образе жизни.
Новые материалы
  • 19.04.2024, 13:06 "Сто лет тому вперед". Заметки киномана

    Да, фильм основан на той же книге, что и "Гостья из будущего"". Нет, это не римейк. Это вполне самостоятельное произведение по мотивам. И сделано оно не для младшеклассников и не для ностальгирующих родителей, а для подростков. Если вы старше и/или вам не понравилось "Притяжение" это не для вас. Остальных ждет неплохой блокбастер.

  • 18.04.2024, 12:47 Вылов стерляди в Волге: что говорят саратовские ученые

    Глава Росрыболовства Илья Шестаков на прошлой неделе сообщил о том, что уже в этом году на Волге могут разрешить вылов стерляди. Эта рыба в последние десятилетия так тщательно охранялась (внесена в Красные книги Саратовской, Самарской и Ульяновской областей), что большинство волжан отнеслось к заявлению о восстановлении запасов этой породы осетровых с некоторым удивлением и даже недоверием. Вопрос о вылове стерляди вызвал недоумение и в министерстве природных ресурсов и экологии Саратовской области. Там ответили, что никаких заявок и даже разговоров об исключении стерляди из Красной книги региона не велось. СарБК обратился за подробностями в Саратовский филиал "Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии".

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x