Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Держи платный карман шире. Почему Саратову не избежать введения платы за парковку

  • 15:38, 27 июля 2023
  • Комментариев[0]

Идея введения платной парковки делает уже не первый круг, но все никак не приземлится в Саратове. На этот раз дискуссию о том, платить или не платить за стоянку на улицах, организовали в областной думе. До этого, весной этого года, стало известно, что мэрия якобы уже подготовила некий проект внедрения платной парковки в центре города, но его пока никто в глаза не видел и предметно не обсуждал. Впрочем, судя по последнему совещанию, к идее все еще относятся как к дискуссионной. И это несмотря на то, что, судя по опросам, тотального неприятия идеи в обществе не наблюдается. Федеральные эксперты, с которыми поговорил СарБК, считают введение платной парковки неизбежным. Почему - в нашем обзоре.

Держи платный карман шире. Почему Саратову не избежать введения платы за парковку Фото СарБК

Ни даром, ни за плату

Первое заявление о введении платной парковки в Саратове прозвучало в 2017 году, через пять лет после того, как они появились в Москве (в Санкт-Петербурге платные паркинги открылись тремя годами позже). В Ассоциации развития парковочного пространства замечают, что власти российских городов часто засматриваются на опыт двух столиц. С точки зрения муниципальных бюджетов – это "деньги из воздуха". "Создание платной парковки - одно из самых простых решений для городских администраций, которые не хотят заниматься развитием парковочного пространства", - заявил СарБК исполнительный директор Ассоциации Андрей Коротков.

Впрочем, шесть лет назад депутаты городской Думы раскритиковали проект постановления о порядке создания парковочных мест, в том числе на платной основе. В следующий раз эта тема появилась в повестке дня только в 2020 году, с появлением программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Саратова, которая предусматривала ведение платной парковки в 2025 году. А в октябре 2021-го глава Саратова Михаил Исаев заявил, что муниципалитет уже ведет переговоры с несколькими компаниями о реализации идеи, которая "продиктована временем". В мэрии заявляли, что платные парковки появятся уже в 2022 году, а теперь звучат новые даты. Запрос СарБК на "Фабрику информационных технологий" (одна из компаний, с которой мэрия вела переговоры) о том, почему не состоялся саратовский проект, на момент публикации материала остался без ответа.

По теории главы Ассоциации развития парковочного пространства, в Саратове не происходит вообще никакого движения – действующие площадки для временной стоянки автомобилей пока не стали платными, но и новые паркинги массово не создаются. Депутат саратовской гордумы Виктор Марков заявляет, что у нас, наоборот, в последнее время "количество мест, где можно поставить машину, стремительно уменьшается" из-за запрещающих парковку знаков. "Встретились две тенденции – рост числа автомобилей и мода на запрет. Каждый чиновник на своей кочке сидит и намерен около своего здания или где ему вздумается, повесить очередной запрещающий знак. Мол, я такой важный сижу, а около меня паркуются все, кому не лень", - объясняет парламентарий. И вспоминает, что 4-5 лет назад предпринимались какие-то попытки исправить ситуацию и даже специалисты ГИБДД вносили свои предложения ("там тоже здравые люди есть, которые понимают, что на улицах висят ненужные знаки"), но "эта новомодная платная парковка перебила все начинания". По словам депутата, сегодня в Саратове никто не знает, какие и сколько парковочных территорий можно получить, если убрать лишние запрещающие знаки. Не знают в городе и общее число парковочных мест, заявляет Марков.

Фото СарБК

Не комильфо для центра агломерации

По наблюдениям Андрея Короткова, введение платных парковок вызывало недовольство жителей во всех городах - от Хабаровска до Самары (по последним данным, "платные" улицы или районы есть в 20-ти городах страны). "Мало кому нравится платить деньги за то, что раньше было бесплатно", - замечает эксперт. В Краснодаре, например, водители протестовали против этого решения властей - ставили автомобили в зону платной парковки и снимали регистрационные номера. Жители Казани возмущались по поводу создания платных парковок в спальном районе города.

Выходит, что в Саратове сегодня сложилась типичная картина – мэрия озвучивает "выход из ситуации", а депутаты и общественники (они же автолюбители) либо выступают категорически против, либо выдвигают требования.

Например, участники совещания в облдуме предлагали сначала заняться развитием общественного транспорта, чтобы владельцы автомобилей имели альтернативный способ передвижения, а потом вводить плату за парковку.

Вице-президент Фонда "Института экономики города" (Москва), кандидат экономических наук Татьяна Полиди в комментарии СарБК на это ответила: "Миф о том, что в городе можно жить с бесплатными парковками и всем их будет хватать, часто эксплуатируется. Гражданин говорит, что хочет видеть в городе только бесплатные парковки и всегда найдется депутат, который будет эту точку зрения использовать. Но у нас не будет настолько развита система транспорта, чтобы все горожане отказались от автомобиля. Это утопия, такого не будет. И потом, что значит разовьем систему общественного транспорта? До какой степени? Непонятно. Улучшать ситуацию в сфере общественного транспорта - это постоянная обязанность города. Но я не понимаю, зачем ждать какие-то результаты этой работы, чтобы вводить платную парковку. Вот если бы в городе совсем не было общественного транспорта, тогда было бы странно вводить платную парковку. А он есть и работает примерно так же как в других сопоставимых городах. Я была в Саратове несколько лет назад и не увидела запредельных транспортных проблем".

В Ассоциации развития парковочного пространства также считают развитую систему общественного транспорта размытой и весьма отдаленной целью: "Это не делается моментально, а проблему надо решать сегодня". И замечают, что такая альтернатива вряд ли станет экономически привлекательной для автомобилистов: "Человеку надо на два часа в центр, он также должен заплатить за дополнительную поездку на общественном транспорте. Это сопоставимо с тем, что он приехал, оставил машину на час, решил вопрос и уехал".

Еще один аргумент, который используют противники платной парковки – это низкий уровень жизни саратовцев. Виктор Марков говорит: "Передовой опыт Москвы относится к богатым москвичам и к их возможностям. А у нас богатых москвичей нет в городе. Но обычный автомобиль, который помогает в работе или семью довести туда, куда ни трамваи, ни автобусы, особенно в позднее время не ходят, хотят считать роскошью. Если человек им владеет, значит может еще и парковку оплатить. Но это неправильно. Нашему городу это не подходит. Давайте до Москвы дорастем по уровню благосостояния, а потом о платных парковках задумаемся".

Татьяна Полиди считает, что в российских городах (кроме Москвы) установлены вполне посильные для горожан тарифы. К тому же, стоимость парковки, по словам эксперта, является платой за комфортную городскую среду: "Платная парковка обычно вводится в зонах с интенсивным трафиком. Это, как правило, центр города. Жители должны понимать, что если они хотят припарковаться на пять часов, то должны за это заплатить. Тогда вы будете планировать свой день так, чтобы приехать на сорок минут или на час, а потом освободить место для другого человека. Это регулирование использования ограниченного общественного пространства. Нам надо так его организовать, чтобы доступ к нему имели все жители города. И при этом не создалось неудобств для пешеходов или жителей центра в виде автомобилей на тротуарах, газонах. Я считаю, что 30, 40, даже 50 рублей в час не является запредельно высокой суммой для автолюбителей. Поэтому мы рекомендуем создать платную парковку. Тем более, что Саратов - это не просто центр региона, это крупный город, ядро саратовской агломерации с населением больше миллиона человек. Такому городу уже, скажем так, не "комильфо" оставаться без платной парковки".

Фото СарБК

Редкий город обошелся без скандалов

В "Институте экономики города" затруднились предположить, почему в Саратове организация платной парковки растянулась на шесть лет, но отметили, что если в крупном городе не применяется этот инструмент, значит, его руководителям никто не объяснил, что платный паркинг сегодня является для современного города аксиомой.

В Ассоциации развития парковочного пространства уточнили, что платная парковка - "это простое решение, но непростое дело". Например, во Владивостоке в 2017 году было опубликовано концессионное соглашение по обустройству платных автомобильных парковок в центре города, а потом процедура проведения аукциона была приостановлена. "Редко какой город обошелся без скандалов. Были случаи, когда платные парковки то вводили, то убирали, за дело брался один оператор, но потом от него отказывались и приходил другой, сначала этим занимались коммерческие структуры, а потом их меняли на муниципальные предприятия. Говорить о том, что сегодня есть алгоритм работы, нельзя. Он не отработан. Здесь много хорошей и нехорошей инициативы местных администраций", - сетует Андрей Коротков.

Для эффективной работы платных стоянок нужно выбрать оптимальный способ оплаты (паркоматы или приложение), организовать дежурство "парковочных полицейских", наладить взаимодействие с ГИБДД. "В Питере это несколько лет было проблемой. Оператор парковочной зоны фотографирует номера машин, а чья это машина не знает, потому что ГИБДД не передает соответствующую базу данных. Из-за этого года два-три все парковались и ни на кого штрафы не выписывали", - продолжает эксперт.

А еще необходимо избегать рисков в экономике тех улиц, на которых вводится платная парковка. "Люди могут добираться пешком, на автобусе, могут припарковаться на личном автомобиле. Если вы у них отнимаете возможность припарковаться на личном автомобиле, то те, кто на нем раньше ездил, не приедут сюда и ничего не купят", - предупреждает Татьяна Полиди. Андрей Коротков заявляет, что введение платных парковок на центральных улицах городов уже приводит к тому, что жители или туристы ограничивают число поездок в ту часть, где находятся театры, концертные залы, музеи. Заметим, что в Саратове платные парковки в первую очередь хотели создать в квадрате улиц Рахова, Кутякова, Радищева и Сакко и Ванцетти.

Приходят подтверждения и о том, что платная парковка вовсе не является панацеей от загроможденных автомобилями улиц городов. Так, в Новосибирске долго не решались пойти на эту меру, но затем приняли решение и в последнее время создали несколько платных парковок вместимостью от 30 до 150 машино-мест. Зимой этого года "Российская газета" писала, что ситуация в городе не улучшилась: "По-прежнему водители бросают автомобили на дорогах, тротуарах, газонах и во дворах, загораживая проходы пешеходам, мешая общественному транспорту, машинам скорой помощи и пожарным". 

А Виктор Марков на вопрос о том, почему в Саратове так тянут с созданием платных парковок ответил: "Иногда лучше, когда долго ничего не делается, чем делается быстро и как обычно". А поскольку мы хорошо знаем, как выглядит это "обычно", придется с ним согласиться.

Фото СарБК

 Место для бизнес-проекта

А что касается оптимального развития событий, то в Ассоциации развития парковочного пространства предлагают массу идей создания площадок для хранения автомобилей с применением подъемников, многоуровневых парковочных систем. Сегодня можно устроить парковку даже за фасадом ветхого здания, которое поддерживает исторический облик улицы или площади. На радость горожанам и туристам будут элементы старинной архитектуры, а на счастье водителям – скрытая высокотехнологичная конструкция, где машины перемещаются как в игре "пятнашки".

Эксперты уверяют, что в эту сферу потянулся бизнес: "Мы глубоко убеждены, что при грамотном подходе, здесь есть поле деятельности для инвесторов. Парковочная недвижимость становится может не такой супердоходной как строительство жилья, апартаментов, элитной коммерческой недвижимости, но она становится вполне приличной по доходности и приходит определенное число инвесторов в эту сферу".

Что же касается создания новых бесплатных парковок, то здесь особо нечем похвалиться даже второй столице, где в 2003 году была принята программа по созданию 400 паркингов. За 20 лет в Санкт-Петербурге появилось не больше 40 таких площадок. Стоит ли серьезно воспринимать требования саратовских депутатов по строительству новых парковок, которые станут альтернативой платным паркингам? 

Саратовские власти, может быть, и не знают каких-то тенденций в использовании платного формата парковок, но точно догадываются, что с его введением получат еще одну головную боль. Вполне себе повод для того, чтобы тянуть с окончательными решениями несколько лет. 

Новые материалы
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x