- A
- +A
- +A
Сериал "Преступление и наказание". Заметки киномана
- 15:33, 8 ноября 2024
- Комментариев[0]
Иногда смотришь шоу и думаешь: "Им бы нормальный маркетинг, чтобы все узнали про этот шедевр!" С "Преступлением и наказанием" ситуация обратная. Лучше бы о нем слышали только суровые любители бескомпромиссно авторских сериалов.
Иван Янковский (сериалы "Слово пацана. Кровь на асфальте" и "Топи") играет бывшего студента юридического факультета, который любит размышлять, тварь ли он дрожащая или право имеет. Эта дилемма, как вы наверняка помните из школьной программы, приводит его к идее убить старушку-процентщицу. В новой экранизации ему с мыслительным процессом помогает черт (Борис Хвошнянский, сериал "Внутри убийцы", в титрах названный "Тень"). Если вам кажется, что повеяло "Братьями Карамазовыми", вам не кажется. Этот товарищ олицетворяет искушение, соблазн и прочие сложности выбора, поэтому время от времени он составляет компанию не только Раскольникову.
Например, он является Свидригайлову (Владислав Абашин, "Волны", сериал "Водоворот") и его супруге (Юлия Снигирь, "Мастер и Маргарита", сериал "Я знаю, кто тебя убил"). Последнюю вы в романе, скорее всего, и не помните. В сериале же первые две серии посвящены их странному любовному треугольнику с сестрой Раскольникова (Любовь Аксенова, "Майор Гром: Чумной доктор", сериал "Почка"). Их на экране куда больше, чем, собственно, Родиона. Линия Мармеладовых изменилась не так радикально. Хотя есть вопросы к тому, в каких подробностях режиссер показывает первый вечер Сони в борделе. Тут точно заложен какой-то смысл? Или кому-то просто хотелось показать стилизованный дом терпимости? Этот вопрос можно задать про весь сериал.
Режиссер Владимир Мирзоев (сериалы "Топи", "Внутри убийцы") снял нечто очень авторское. Это точно не очередная банальная экранизация классики. Тут есть переосмысление, свежий взгляд и желание оттолкнуться от романа Достоевского и сделать что-то своё. Поэтому сериал "Преступление и наказание" с размаху налетает на негодование публики, которая к такому не готова. Это судьба всех экранизаций классики такого уровня узнаваемости.
Но это не значит, что проблема только в том, что зрители не поняли великий замысел. С замыслом тоже есть проблемы. Например, от него за версту веет театральностью. Причем, уже слегка устаревшей – берете классику, переносите её в условную современность, но все говорят примерно теми же репликами, что в оригинале, и уверенно переигрывают. Атмосфера абсурда выходит отличная. Современность на самом деле не наша, а некое вневременье, где одеты все, как мы, но из общих проблем у нас с героями только экзистенциальные. Реплики то прямиком из Достоевского, то вполне похожи на современную речь. Безумие разных сортов витает в воздухе. При желании можно догадаться, что часть сцен происходит не реальнее музыкальных номеров в новом "Джокере". Всё это вкупе с плавным, но не медленным ритмом повествования затягивает.
Так в чём проблема? Если это пазл, который должен сложиться после просмотра, решение выпустить сначала четыре серии, а потом всё остальное, не идет ему на пользу. Четвертая серия недостаточно захватывает, чтобы непременно захотелось ждать продолжения. А ждать аж до 30 ноября. Ну и если быть честными, режиссер не настолько известный и популярный, чтобы ему уже можно было пренебрегать законами сериальной драматургии и не пытаться удержать зрителя первыми сериями. Произведение, конечно, утрапопулярное, но это не значит, что можно делать не сериал, а фильм на 10 часов и рассчитывать, что зритель посмотрит его целиком.
Получается шоу, которое сложно назвать полным провалом, – оно слишком авторское и создает ощущение, что что-то в нём есть. Тут интересная работа оператора. Актеры выкладываются, в случае Янковского даже чересчур. Его Раскольников – не сомнительный философ, а совсем уж сумасшедший. Но происходящее на экране настолько психоделично, что если вы такое не любите, дальше первой пары серий смотреть не стоит – лучше не станет.
Успехом это назвать сложно не только потому, что сериал не понравится большинству зрителей. Прием с переносом в современность работает не так хорошо, как мог бы. Попытка приблизить персонажей к нам частично нивелируется абсурдностью. Сексуализирование всех подряд в 2024-м радикальным тоже не выглядит. В общем, если вам хочется посмотреть нечто очень странное со знакомыми именами, "Преступление и наказание" подходит. Но если вам хочется именно экранизацию романа, лучше проходите мимо.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку материалов
-
27.09.2024, 15:17
"Трасса" – про маньяков в КавМинВодах. Заметки киномана
По описанию, это очередной детективный триллер на 10 серий про маньяка в российской глубинке. По сути, все верно, но благодаря отличному сценарию, актерам и видам Кавказских Минеральных Вод, он не скатывается в чернуху и смотрится на одном дыхании даже к середине сезона.
-
13.09.2024, 10:57
Сериал "Комбинация". Заметки киномана
В онлайн-кинотеатре Wink начал выходить сериал про группу "Комбинация", которая гремела по всей стране в начале 90-х. А как знают все, кто следит за местными новостями, его частично снимали в Саратове, потому что группа сформировалась именно тут. Если хотите оценить, как город показали на экране, смотреть обязательно!
-
06.09.2024, 15:05
Второй сезон сериала "Кольца власти". Заметки киномана
Прошло два года, и снова приквел "Властелина колец" выходит в один год с приквелом "Игры престолов". Возможно, создатели мечтали повторить успех "Барбигеймера", когда от одновременного выхода выиграли и "Барби", и "Оппенгеймер". Но пока это просто делает сравнения неизбежными.
-
16.08.2024, 14:46
Сериал про олимпийские "Игры". Заметки киномана
Если это наш ответ Олимпийским играм в Париже, почему он про бюрократию позднего СССР, а не про спорт? Конечно, политику из этой песни не выкинешь, но хотя бы для галочки хотелось увидеть больше, чем три спортсмена...
-
26.07.2024, 13:56
"Обреченные на славу". Заметки киномана
Сериал для тех, чья Римская империя - собственно Римская империя, а также гладиаторские бои, гонки на колесницах и прочие голодные игры. Выглядит сериал как спин-офф "Игры престолов" в Древнем Риме и в оригинале называется "Те, кто скоро умрет". Интересно, что это относится практически ко всем героям.
-
06.12.2024, 16:16
"Злая: Сказка о ведьме Запада" с Арианой Гранде. Заметки киномана
Это мы в детстве читали "Волшебника изумрудного города", а в англоязычных странах читали "Волшебника страны Оз", смотрели одноименный фильм 1939 года, а последние 20 лет ещё ходили на бродвейский мюзикл "Злая". То есть, это не очередная бессмысленная переделка сказки, а то, после чего переделки стали мейнстримом. И со смыслом там всё не так уж плохо.
- 05.12.2024, 16:05 Слойки счет любят: билайн Big Data & AI внедрил видеоаналитику на производстве хлебобулочных изделий в RVK FOOD
- Неделя
- Месяц