- Да, есть такие прогнозы. В прошлом году в Афганистане, который является основным поставщиком героина в нашу страну, было произведено 600 т. этого наркотика. В этом году, по некоторым оценкам, в незаконный оборот поступит 800 т. этого наркотического вещества. Мы об этом знаем и продолжаем работать в нашем обычном довольно напряженном режиме. С каждым годом число выявленных преступлений растет. За неполные 6 месяцев этого года наркополицейские выявили 1 100 преступлений и это на 30% больше, чем за весь прошлый год. Если в 2006 году в суд было направлено 5 уголовных дел с обвинением в контрабанде, то на сегодня таких дел уже 6. В прошлом году мы изъяли 30 крупных (более 100 г.) партий героина, за это полугодие - 42 партии.
Не так давно наркотики поступали в область в основном по железной дороге. Какой транспорт сейчас используют наркодиллеры?
- Были опасения, что поезд Худжен-Саратов станет заменой отмененному Саратов-Душанбе. Но неоднократные проверки показывают, что на этом поезде наркотики не возят. Я думаю потому, что в Таджикистане боятся потерять этот маршрут - ведь постоянное сообщение позволяет найти здесь работу и обеспечивать семьи.
За полгода мы установили только 6 фактов контрабанды на железнодорожном транспорте. В одном из случаев проводник поезда, который следовал в Москву, вез 1кг героина в хранилище для угля.
В основном наркотики перевозят автомобильным транспортом.
И большие партии не к нам везут, а по нашей территории в Самарскую , Челябинскую области, Башкортостан, Татарстан, Москву, Санкт-Петербург. Затем к нам возвращаются мелкие партии - от 0,5 кг до 2 кг, если говорить о героине. Местный наркобизнес не имеет денежных средств для закупки крупных партий, у нас нет таких крупных наркодиллеров. Примером тому прошлогоднее задержание в области 24 кг героина. Наркодельцы называют место хранения большого количества зелья ямой. Так вот в Саратове только следили за сохранностью наркотиков, владелец этой партии приехал следом из Москвы. Мы его задержали вместе с сотрудником правоохранительных органов, который крышевал транзитный груз. Следом удалось выйти на преступную группу в Оренбурге. Через Оренбург и проходил канал поставки наркотиков, одно из звеньев находилось в Таджикистане и мы установили одного из крупных поставщиков.
По информации из правоохранительных источников, поставщики все чаще используют почтовую связь.
- Есть у нас и такие факты. Задержаны посылки с наркотиками из Краснодарского края и Украины, они направлялись в зоны.
В прошлом году в России появился новый наркотик - триметилфентанил, его еще называют "белый китаец". Находится ли это вещество в незаконном обороте наркотиков на территории области?
- Этот наркотик в 1000 раз токсичнее героина, 1 г. стоит $1 тыс. В Калининградской области, куда он поступил за неделю зарегистрировано 150 смертельных случаев от передозировки. Сравните: крупный размер героина - свыше 0,5 г., крупный размер триметилфентанила - 0,0002 г.
Этот наркотик находится в обороте на территории Москвы, северо-западного региона. У нас, слава богу, пока нет и лучше бы не появлялся. Хотя и оперативный состав и эксперты к этому готовы.
В этом году выявлено много фактов применения еще одного сильного наркотика - дезоморфина. Его изготавливают из лекарственных препаратов, которые находятся в свободной продаже, а способ изготовления приносят из мест заключения.
Есть и факты продажи наркотических средств в аптеках без рецептов. В этом году выявлено 12 таких преступлений. Установлено 60 фактов утраты наркотических средств в медицинских лечебных учреждениях. Этот показатель вырос по сравнению с прошлым годом в несколько раз. Мы научились выявлять такие преступления.
По мнению российских экспертов, угроза наркотизации России исходит не только от Афганистана, но и стран Юго-Восточной Азии с развивающимся рынком синтетических наркотиков. О каких синтетических наркотиках идет речь, если принято считать, что МДМА или таблетки "Экстази" поступают из Европы?
- Да, раньше МДМА поставлялся с запада, там разрабатывались новейшие технологии, применялось совершенное оборудование. Теперь, с интенсивным развитием Китая, производство переместилось на восток.
На территорию нашей области МДМА поступает из Москвы, Смоленска. В этом году мы пресекли поставку 1 000 таблеток, задержали группу из 8-ми человек.
Молва приписывает сотрудникам службы наркоконтроля дальнейшее использование изъятых наркотиков для "прикорма" информаторов в среде наркозависимых.
- Информаторов не обязательно прикармливать героином или чем-то еще. Мы им платим денежное вознаграждение за ту помощь, которую они нам оказывают. Размер денежного вознаграждения зависит от количества наркотиков, которые будут изъяты с помощью этой информации. Это может быть и весьма приличная сумма.
А тот человек, который сообщает адреса наркопритонов, может называться информатором?
- Нет. Но большое количество таких звонков помогает нам выявить наркопритоны. Этой работой занимается в основном наша служба. В этом году мы выявили 38 притонов. В прошлом году - 68.
Что касается использования изъятых наркотиков - они хранятся в камере вещественных доказательств. Оперативные работники не имеют к ним доступа. Иногда вещественные доказательства необходимы для оформления каких-либо документов. После этого изъятые наркотики сдаются обратно и эксперт подтверждает их количество.
Есть и нечистые на руку сотрудники. Наша служба собственной безопасности выявила факт продажи сотрудником наркоконтроля изъятых веществ. Материалы направили в прокуратуру, его осудили. Такие факты есть, мы с ними боремся и, как видите, их не замалчиваем.
В области началась операция 'Мак'.
- Да и начало неплохое. Цель операции - уничтожить те растения на территории области, которые содержат наркотические вещества.
Рядовые сотрудники милиции порой заявляли о том, что бороться с местными посевами конопли нецелесообразно, из-за низкого содержания в ней алкалоидов.
- Бороться надо. В структуре незаконного оборота наркотиков доля марихуанны занимает 50-60%. Конечно, уровень содержания алкалоидов в конопле с Чуйской долины и берегов Волги разный. Саратовская содержит 2-5%, конопля из Киргизии или Казахстана - 20%. Многие привозят оттуда семена и сажают здесь. И неизвестно, что нас ждет в результате опыления местных посевов. А выращивают ее на огородах, рядом с речкой в зарослях других растений, в лесу на опушках.
Довольно продолжительное время в стране популяризировалось мнение, что борьба с наркомафией безрезультатна, победить наркобизнес не могут даже страны с высокими бюджетными доходами.
- Сегодня ситуация меняется. И журналисты перестали задавать провокационные вопросы к нашей службе. Я не вижу сомнений в том, что необходимо противостоять этой серьезной угрозе жизни и здоровья молодых людей. Это сложно. В этом году мы задержали 800 человек, в суд направлены уголовные дела, возбужденные в отношении 400 человек. Но меньше наркоторговцев не стало.
Необходимо ли ужесточение наказания для наркодельцов?
- В целом, нет. Законодателям и правоохранительным органам следует более жестко оценивать действия пособников в реализации и хранении наркотиков. Продавцом наркотиков считают того, кто привез зелье, а того, кто помог сбыть, называют посредником. Да какой же он посредник? Он самый настоящий продавец. Приходится слышать: он не виноват, он больной-наркозависимый, к нему пришли милиционеры в гражданской одежде и спровоцировали на преступные действия. Но, к первому встречному с такими предложениями не подходят и это понятно всем. Да, мы говорим о больных людях, но они помогают наркодилерам и должны нести соответствующее наказание. Пусть его в местах заключения лечат и он выйдет нормальным человеком, хотя вряд ли. Но какое-то время он не будет никого вовлекать в этот порочный круг.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
16 Фев, 16:24Интервью