В связи с засухой и спекулятивными настроениями у антимонопольной службы прибавилось работ по контролю за мониторингом цен на продовольствие. Рассказать об этом и других направлениях деятельности службы мы попросили заместителя руководителя УФАС по Саратовской области Людмилу Борисову.
Недавно УФАС начало проводить мониторинг цен на рынках социально-значимых продуктов в условиях прошедшей засухи (прежде всего, зерно и мука). Насколько сильны спекулятивные тенденции в Саратовской области?
- УФАС проводит ежемесячный мониторинг цен на социально значимые группы продовольственных товаров: хлеб, молоко, подсолнечное масло. Мониторинг включает в себя контроль за ценами в динамике по всей взаимосвязанной цепочке производства продукта.
В области отпускная цена муки заводов-производителей с мая по август увеличилась в среднем на 43,5%; цена 1 т. зерна предприятий, осуществляющих сбор и продажу зерна - на 64,8%. При этом, цена на хлеб "Пшеничный" и "Ржаной" как в оптовом звене, так и в розничном не изменялась.
Сейчас мы проводим расследование сложившейся ситуации, в случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства будут предприняты исчерпывающие меры реагирования.
Как с ценами на молоко? Говорят, что они выросли на 15-20%.
- По данным Росстата, в январе-июле снижение объема производства сырого молока к аналогичному периоду 2009 года составило 0,8%. Сокращение вызвано снижением объема подножного корма по причине засушливого лета. Участники рынка отмечают рост отпускных цен сельхозтоваропроизводителей на молочное сырье и ожидают его продолжения.
Максимальное изменение отпускной цены завода-изготовителя на пастеризованное молоко жирностью 2,5% в оптовом звене по отношению к началу года снизилась на 7,3%. Цена на молочное сырье колеблется от снижения на 16% до повышения на 20,7%. В розничном звене зафиксировано максимальное снижение цены на молоко к началу года на 16,4%. Таким образом, рыночные механизмы на рынке реализации молока работают.
С начала года оптовые цены на бензин в среднем выросли на 10,7%, розничные - на 9,4%. Учитывая, что официальная инфляция составила менее 7%, чем обоснован рост цен?
- Как в первом, так и во втором квартале эти цены имели средний тренд на повышение. На их уровень в первую очередь влияет баланс спроса и предложения, который зависит от сезонного спроса, мощности перерабатывающих предприятий.
Много ли нарушений выявляется по госзакупкам? Звучат мнения, что у многих заказчиков начальная цена контракта существенно завышена по сравнению с рыночной стоимостью закупаемого товара.
- Сложно сделать вывод при проведении торгов о том, что цены не соответствуют рыночным. В случае, если торги проведены без нарушений, то цена закупаемого товара определяется участниками рынка непосредственно на торгах. А в случае, если о размере предлагаемых ценах идет сговор, то это является нарушением антимонопольного законодательства.
В первом полугодии признаны обоснованными 23 жалобы участников размещения заказов, необоснованными - 37. По жалобам было выявлено 67 нарушений, в том числе: требования к участникам торгов противоречит закону - 6 нарушений, необоснованный допуск - 6, необоснованный отказ в допуске - 16. Большую часть жалоб составляют обращения участников размещения заказов на торги в сфере строительства.
Также рассмотрено 31 обращение о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков. Включены в реестр сведения о 22-х участниках размещения заказа, что в 11 раз превышает показатели за первое полугодие 2009 года (2).
По состоянию на 30 августа, рассмотрено 163 дела об административных правонарушениях, по результатам которых наложено 2,2 млн руб. штрафов, уплачено 1,4 млн.
Как обстоят дела с соблюдением закона о максимальной доли рынка для торговых сетей (не более 25% в регионе). А также прекращения дискриминационного навязывания условий поставщикам товара?
- Установление доли рынка для торговых сетей не относится к компетенции УФАС, поскольку эта задача возложена на органы госвласти и МСУ субъектов РФ. Антимонопольная служба только проверяет договорные отношения между поставщиками продовольственных товаров и торговыми сетями.
Первая проверка была проведена в отношении магазинов "Гроздь" (ООО "Центр реструктуризации"). Эта сеть нарушала условия оплаты за поставленный товар, навязывала условия о возврате поставщику нереализованного товара, принуждала предоставлять сведения о других заключаемых договорах поставщика. В связи с этим "Центру реструктуризации" было рекомендовано привести договора в соответствие с требованиями закона о торговле. Сейчас проверяется другая сеть.
Какова ситуация в части незаконного повышения оплаты за ЖКУ со стороны УК и ТСЖ?
- Заявлений по поводу роста платы за ЖКУ в адрес саратовского УФАС в этом году не поступало.
В этом году Арбитражные суды области признали решение законными решения УФАС в части возбуждения дел о защите конкуренции. В декабре 2008 года поступила жалоба в ущемлении интересов оператора местной телефонной связи ЗАО "Хемикомп+" на действия управляющих компаний Балакова: ООО "Квартал", ООО "Динамика", ООО "Параллель", ООО "Унипром" и ООО "ТехИндустрияСервис". Было установлено, что УК, занимая как одна группа лиц доминирующее положение на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в Балакове, в нарушение норм Жилищного кодекса и правил оказания услуг телефонной связи, направляли в адрес "Хемикомпа+" письма о привлечении на возмездной основе (500 руб. в час) представителей управляющих компаний для сопровождения сотрудников оператора связи при обслуживании сетей связи, а также препятствовали доступу к сетям связи и своевременному устранении неисправностей на абонентской линии. В отношении трех управляющих компаний ("Квартал", "Параллель", "Унипром") были возбуждены дела об административных правонарушениях, по итогам которых применены оборотные штрафы на общую сумму 545 тыс. руб.
Саратовское УФАС также рассмотрело дело в отношении ООО "Жилищно-управляющая компания", возбужденное по заявлению ООО "Управляющая компания "ПНКБ". По мнению заявителя, недобросовестная конкуренция выразилась в распространении "Жилищно-управляющей компанией" ложных сведений о банкротстве "УК "ПНКБ", а также в выставлении квитанций на оплату коммунальных услуг среди жильцов многоквартирных домов, находящихся в управлении последней. Комиссией было установлено, что действия "Жилищно-управляющей компании" являются недобросовестной конкуренцией.
Есть ли полномочия у УФАС воздействовать на монополистов рынка за необоснованно высокую ценовую политику?
- В конце августа нами было возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении "Саратовских авиалиний" по факту установления в экономическом классе обслуживания в рамках одного рейса (Саратов-Москва-Саратов) различных тарифов на пассажирские перевозки. Расследование продолжается.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
16 Фев, 16:24Интервью
Источник фото: пресс-служба билайна.
билайн предлагает жителям Саратова и Саратовской области указать места, где на территории региона нужно улучшить качество сотовой связи. Это...