Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Интервью начальника юридического отдела Единого расчетно-кассового центра Алексея Попеко

  • 10:54, 4 августа 2005
  • Комментариев[0]

Вопросы оплаты жилищно-коммунальных услуг, экономии средств бюджета и гражданам в случае недопоставки жилищно-коммунальных услуг потребителям со стороны поставщика, технологии и правомерность выставления пени за получаемые ЖКУ, а также перспективы изменения и развития жилищного законодательства в свете нового Жилищного кодекса, - в интервью с начальником юридического отдела Единого расчетно-кассового центра Алексеем Попеко.

- Алексей Викторович, одним из преимуществ работы поставщиков жилищно-коммунальных услуг с вашим предприятием называется то, что поставщики ЖКУ избавляются от "всей претензионной работы с населением". Какую же именно претензионную работу вы берете на себя? Какие у вас есть правовые основания предъявлять требования об оплате ЖКУ населению, ведь ЕРКЦ не оказывает населению никаких услуг?
- Претензионная работа с населением - это широкое понятие, подразумевающее отстаивание интересов всех добросовестных участников процесса оплаты-предоставления ЖКУ. Сюда относится работа по любым обращениям граждан: по вопросам предоставления информации, применения льгот, порядка расчёта, приёма и перечисления платежей и ряду других вопросов. Споры о качестве оказанных услуг мы сами не решаем. Обращения граждан в рамках перечисленных выше вопросов могут быть трёх видов: заявления, жалобы и предложения.
Основания для осуществления указанной деятельности у нас самое распространённое - договор. Принцип свободы договора никто не отменял, поэтому какого-либо дополнительного разрешения для заключения договора не требуется. В соответствии с заключёнными договорами мы исполняем ровно те функции, право на осуществление которых нам предоставила управляющая жилищным фондом организация. Все функции осуществляются ЕРКЦ в интересах управляющей жилищным фондом организации, которая, в свою очередь, подразумевается, действует исключительно в интересах граждан и в строгом соответствии с федеральным законодательством.
Как вы правильно отметили, непосредственных договоров с населением у нас нет. Но поскольку расчёт платы за ЖКУ, предоставление льгот, предоставление отчётов, выставление самому себе квитанций не относится к компетенции потребителя услуг - жильца, а является зоной ответственности организации, управляющей жилищным фондом, то для осуществления своей деятельности в этой части какого-либо отдельного договора с населением ЕРКЦ не требуется. Более того, заключение договоров непосредственно с населением, при наличии управляющих жилищным фондом организаций, было бы недопустимым, необоснованным и фиктивным.
В настоящее время услуги нашего предприятия востребованы и конкурентоспособны на рынке благодаря тому, что удельный вес расходов на оплату наших услуг организациями, управляющими жилищным фондом, составляет порядка 2% от общей суммы начислений за ЖКУ по зоне обслуживания данной управляющей организации. Данное соотношение не зависит от правового статуса управляющей организации (ТСЖ, ДЕЗ и т.д.) и, на наш взгляд, является одним из существенных преимуществ для дальнейшего развития предприятия, также, как и сеть из более чем 180 пунктов, в которых плательщик может оплатить ЖКУ без привязки к своему месту проживания.
Для сравнения: стоимость услуг ФГУП "Почта России" только за прием платежей (т.е. кассовое обслуживание) составляет для различных организаций от 2 до 2,5% от принятой суммы, к этому плюсуются расходы управляющей жилищным фондом компании. А расходы управляющих компаний на расчет и прием платежей за ЖКУ от граждан по оценкам независимых специалистов, составляли от 5,8 до 7% от общей суммы начислений. Как я уже сказал: удельный вес расходов на оплату услуг ЕРКЦ организациями, управляющими жилищным фондом, составляет порядка 2% от общей суммы начислений за ЖКУ.
Цифры говорят сами за себя.
Кроме того, создание собственного расчетного центра и открытие пунктов приема населения, требует, помимо текущих затрат, связанных с оплатой труда персонала, коммунальных услуг и т.д., еще и (не понимаемых многими "новыми бизнесменами от ЖКХ") единовременных затрат на приобретение специального серверного оборудования, рабочих станций, программных продуктов и оборудования пунктов приема населения в соответствии с требованиями безопасности. И все это необходимо настроить и довести до состояния эффективного рабочего процесса. В ЕРКЦ все перечисленное уже есть.

-Cкоро ли начнется начисление пени? Расскажите об этом механизме поподробнее. Что если я плачу, например, на почте, то с нее мои деньги перечисляются в ЕРКЦ, а уже потом поступают по назначению тому, кто мне эти коммунальные услуги предоставляет. Получается: пока мои деньги идут до поставщика - мне платить пеню?
- Пеню планируется начислять начиная с квитанций, выставленных за жилищно-коммунальные услуги, потребленные в августе. Начисление пени - это сложный технологически и обладающий значительной социальной значимостью процесс. Поэтому прежде чем приступить к начислениям пени, нужно было понять и проработать все ситуации, которые могут возникнуть в ходе ее начисления, решить этот вопрос технологически и оформить соответствующими договорами. Сейчас этот процесс завершается.
По второй части вопроса могу пояснить следующее.
В соответствии с заключёнными договорами, ЕРКЦ является агентом управляющих жилищным фондом организаций, то есть, по их поручению осуществляет функции начисления, приема и учета платежей. Квитанции на оплату ЖКУ выставляются от имени ЕРКЦ и по поручению управляющих жилищным фондом организаций и поставщиков услуг. Поскольку гражданин считается исполнившим обязательства по оплате потребленных жилищно-коммунальных услуг с момента внесения оплаты в кассу управляющей жилищным фондом организации или поставщика услуги (а ЕРКЦ является их агентом, уполномоченным принимать и учитывать эти платежи), то обязательства считаются исполненными с момента оплаты ЖКУ в кассу организации, входящей в систему управления коммунальными платежами на базе ЕРКЦ. В нее входят собственные пункты ЕРКЦ и иные сборщики платежей (банки, почта), заключившие договор с ЕРКЦ. Поэтому не волнуйтесь, после того, как Вы оплатили квитанцию на Вашем "любимом" почтовом пункте, пеня начисляться не будет.

- Алексей Викторович, руководство ЕРКЦ неоднократно заявляло, что с созданием вашего предприятия учет недопоставки и некачественной поставки ЖКУ стал производиться более аккуратно. И даже назывались некие цифры "экономии" в несколько млн рублей, которые не потерял "городской бюджет" от учета недопоставок за счет соответствующего уменьшения выплат по субсидиям и льготам. Вопрос: а насколько юридически обоснованна эта "экономия" городского бюджета? У нас действительно существуют законы, прямо увязывающие размер получаемых малообеспеченными жителями субсидий и льгот с качеством оказываемых им ЖКУ? Насколько мне известно, нет. И субсидии и льготы на оплату ЖКУ предоставляются именно потребителям ЖКУ, а не организациям, оказывающим им эти услуги. И неудовлетворительная работа поставщиков ЖКУ, нарушение ими своих договорных обязательств перед потребителями вовсе не может служить основанием для снижения социальной поддержки государством малообеспеченных жителей, что де-факто и происходит сейчас. Жители, которые получают субсидию, на 100% покрывающую их затраты на ЖКУ, от перерасчетов за недопоставки услуг вообще ничего не получают. Без воды и тепла сидят жители, а выгоду получает "городской бюджет", не являющийся потребителем ЖКУ. Сейчас уже говорится о персонифицированных выплатах субсидий на лицевые счета получателей. Размер этих выплат также будет увязываться с качеством ЖКУ?
- Логика экономии по субсидиям и льготам предельно проста. При утверждении бюджета исходят из того, что жилищно-коммунальные услуги будут оказаны в полном объеме. В случае же непредставления либо некачественного предоставления услуг происходит уменьшение начислений, выставляемых населению к оплате. Соответственно, пропорционально уменьшается и объем предоставляемых льгот и субсидий (в денежном выражении, но не в процентом соотношении). Для этого есть конкретная нормативная основа. Так, пункт 41 Постановления Правительства РФ от 30.08.2004 года N 444 "О представлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" устанавливает, что "при снижении размера начисленных платежей из-за нарушения потребительских свойств, объемов или режима предоставления жилищных и коммунальных услуг часть субсидии, приходящейся на оплату соответствующей некачественной услуги, подлежит уменьшению уполномоченным органом пропорционально снижению за такую услугу платежа". Аналогичный порядок существует при компенсации расходов на предоставление льгот. Поэтому, например, если в течении года ЖКУ оказаны на 90 % вместо положенных 100, экономия бюджета составит 10% от всего целевого финансирования.
Данный порядок изменится после перевода субсидий на персонифицированные счета. На счет гражданам будут перечисляться фиксированные суммы, которые не будут уменьшаться в случае перерасчета ЖКУ. Тот же самый порядок будет и при монетизации льгот на оплату ЖКУ. Все это определяется федеральным законодательством.

- Алексей Викторович, а почему до сих пор не принят новый порядок оплаты ЖКУ при снижении их качества? Ведь старое Положение о порядке снижения уже не действует?
- Новый Жилищный кодекс относит этот вопрос к компетенции Правительства РФ. Порядок перерасчета, установленный Решением Саратовской городской Думы, действует в той части, которая не противоречит новому Жилищному кодексу и будет действовать, пока Правительство РФ не разработает новый порядок. Вообще-то Правительство РФ должно было его разработать к 1 марту 2005 года. После этого сроки неоднократно переносились. Остается надеется, что документ появится к новому отопительному сезону 2006 года.

- Алексей Викторович, как вы оцениваете высказывание специалиста в области ЖКХ, одного из разработчиков официального комментария к новому Жилищному кодексу Филимонова, о том, что бороться с неплатежами населения необходимо исключительно мирными методами - через разъяснения, объяснения и уговаривания. А вот результаты интерактивного опроса интернет-пользователей на сайте ЕРКЦ показали, что лучше всего подавать на неплательщиков в суд. Ваше мнение.
- Суд - это, все-таки, крайняя мера. Суды требуют много времени и средств. Если бы это время и средства направить на оказание коммунальных услуг, то их качество на порядок бы возросло. Мое мнение: если качество жилищно-коммунальных услуг повысится, то и повысится процент оплаты. Конечно, если человек не платит, для этого может быть много причин. Иногда достаточно поговорить, разъяснить и посоветовать, для того, чтобы решить вопрос неоплаты. Но в ряде случае, когда все другие способы воздействия не действуют, суд остается как последняя мера. Я не первый раз встречался с Сергеем Леонидовичем Филимоновым (кстати, членом Координационного совета при Правительстве Москвы по развитию самоуправления в жилищной сфере) в Саратове и в Москве на семинарах. Многие его мысли разделяю.
В любом случае работа с должниками требует индивидуального подхода. Главной задачей является оздоровление существующей системы взаиморасчетов, а не жестокое наказание своих же граждан. Это должны понимать все, кто работает в сфере услуг.

- Как вы относитесь к последним изменениям в жилищном законодательстве. Не слишком ли жесткое оно стало?
- Действительно, Жилищный кодекс и ряд документов, принятых в течение последнего года, по моему мнению, произвели небольшую "революцию" в этой сфере. Дело в том, что принятие нового пакета жилищного законодательства стояло на повестке дня уже на протяжении последних 15 лет, поскольку начиная с 90-х годов собственность на жилье активно развивалась. И сейчас значительная часть жителей - это собственники. Отношения же собственников до настоящего времени никак толком не регулировались. Теперь этому вопросу уделили внимание. Но поскольку отношения собственности - это не только права, но и обязанности, а также ответственность за ее содержание, то конечно, произошло некоторое ужесточение законодательства по отношению к нерадивым собственникам. Я считаю, что этот шаг был необходим, чтобы преодолеть тот кризис, в котором, находилась вся сфера ЖКХ. Более опасным я считаю тот момент, что к вступлению в силу Жилищного кодекса органы исполнительной власти должны были разработать ряд постановлений, иных нормативных актов, которые бы конкретизировали нормы Жилищного кодекса. Однако к 1 марта 2005 года таких нормативных актов не было, и лишь некоторые из них начинают появляться только сейчас. Образовавшийся вакуум заполняется на практике в каждом городе по-своему. В этот процесс оказываются вовлеченными очень многие структуры и организации, в области чьей компетенции вопросы ЖКХ являются не главными и единственными направлениями работы - вплоть до прокуратуры. Когда требуемые нормативные акты всё-таки будут изданы, начнётся "вторая волна" и придётся многое опять перестраивать. К этому надо готовиться всем: власти, поставщикам жилищно-коммунальных услуг, ЕРКЦ и, конечно же, самим потребителям.

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина дня
Еще новости - Интервью
Копилка с госучастием. Стоит ли инвестировать в программу долгосрочных сбережений Копилка с госучастием. Стоит ли инвестировать в программу долгосрочных сбережений С начала этого года в стране заработала программа долгосрочных сбережений (ПДС). Создатели нового накопительного инструмента стремились таким образом обеспечить приток долгосрочных инвестиций в экономику. Для этого предусмотрели такие серьезные стимулы для...
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 4 августа 2005
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x