Начавшееся столетие многие ученые и публицисты уже окрестили веком Знаний, веком Человека. Не таится ли в таком определении очередная иллюзия? Минувший век уже принес немало "открытий чудных", но сам человек, его внутренний мир, его право на свободный выбор форм общежития не стали абсолютной ценностью. Иначе почему на рубеже столетий ожили старые конфликты, опять появились "горячие точки", и люди заново ищут универсальный язык общения, объединяющую систему понятий?
По мнению ректора Саратовского классического университета, члена-корреспондента Российской Академии Наук Дмитрия Ивановича ТРУБЕЦКОВА, ключ к ответу на эти вопросы следует искать в том, как и куда развивается общемировая система образования.
- Дело в том, что к концу двадцатого века в полной мере стало ясно: развитие современной цивилизации прямо зависит от тех качеств и способностей человеческой личности, которые закладываются в ней образованием. И не только в одной, отдельно взятой стране. Более того - сейчас уже мало кто сомневается, что предотвращение глобальных конфликтов, в том числе и национальных, теснейшим образом связано с уровнем образования всех членов общества. Мировая же система образования сегодня находится в кризисе. Человечество все активнее осваивает космос, готово клонировать свою собственную особь, а число неграмотных в мире катастрофически растет и уже приближается к 1х109 человек! Становится все более очевидным отчуждение обучающихся от процесса образования: учатся они формально и им скучно. Нарастает разрыв между образованием и наукой, образованием и культурой. В такой ситуации все большую актуальность приобретает проблема поиска новой, универсальной модели образования.
- Дмитрий Иванович, большинство наших читателей уже испытали на себе и своих детях издержки безудержного реформирования школы. Неужели истина так и не открылась?
- Потому и не открылась, что не со школьных методик начинать надо - этим надо заканчивать реформу образования. Мы забываем, что любая образовательная модель основывается на мировоззрении человека и общества, в котором он живет. Иначе говоря, - на определенном понимании окружающего нас мира. До какого-то времени это была механистическая картина. В соответствии с ней Вселенная представлялась замкнутой системой, состоящей из неизменных элементов. Предполагалось, что их движение подчиняется исключительно законам классической механики, что законы эти универсальны и распространяются на все формы движения. Именно этому мировоззрению и соответствует так называемая "традиционная" система образования, в которой мир разъят на составные части: отдельно . математика с физикой, отдельно - история с литературой, отдельно - природа, отдельно - общество. В такой системе педагог - субъект, а учащийся - объект обучения и воспитания. Здесь все регламентировано и последовательно распределено в формальный вопросно-ответный метод обучения - и в учебниках, и в программах. В такой системе творчество не приживается, а любые изменения происходят только централизованно, то есть административно.
- Неужели этому есть серьезная альтернатива? Или опять - эксперимент? Или мир изменился, или представления о нем?
- Да, ученые с трудом расстаются со стройной картиной мироздания, но - расстаются! В самой науке ограниченность классических подходов была обнаружена еще в начале минувшего столетия, а исследования Планка, Бора, Гейзенберга, Де Бройля, а также многих современных физиков, химиков, биологов вышли за пределы классического мировоззрения. Современную научную картину мира следовало бы назвать синергетической (от sinergia - объединяю). В ней подчеркивается, что мир - это непрерывное чередование хаоса и порядка, в нем не всегда царствует закон, а случайность может обладать созидательным началом. Помните, как у Пушкина - "и случай - Бог-изобретатель"? Все это в корне меняет наши представления о природе, раскрывает новое понимание единства природы, человека и общества.
- Хорошо, но как это, по-вашему, должно отразиться на системе образования?
- А вот как. Отличительными чертами нового подхода к процессу обучения должны стать целостность, междисциплинарность, мировоззренческий и методологический плюрализм. Несомненно, что ведущая роль в определении направлений развития человечества принадлежит науке. Но следует признать, что и наука имеет свои пределы в познании. Поэтому и дальнейшее развитие образования видится не в жестком разделении способов освоения мира, а в их объединении и взаимообогащении. Сегодня было бы уже нелепо продолжать противопоставлять человека природе, естественные науки - другим способам познания: мифологии, религии, философии, литературе, искусству. Дело в том, что ни введение единого экзамена, ни "тесторизация" всей страны не смогут решить эту задачу. Все это лишь способы контроля и не более. Нам заново придется отвечать на вопросы: чему учить, как учить, где учить? Могу сказать, что наш университет, чем дальше, тем больше будет исповедовать модель образования, основанную на принципах открытости мира и процессов познания. Это мы и называем открытой моделью образования (прошу не путать с дистанционным).
- Какой ключевой принцип лежит в основании такой модели?
- Думаю, что это, прежде всего - свобода выбора пути в поисках истины. В открытом мире, где будущее не может быть с точностью предопределено, а настоящее имеет несколько потенциальных линий развития, человек находится в состоянии постоянного выбора оптимального решения в соответствии с изменяющимися условиями. Прекрасно об этом сказано у Александра Кушнера:
Не отодвинуть нам Линкольна или Гранта,
Но будущее многовариантно:
Предсказывать его, где взять талант?
На что мой друг сказал мне очень круто,
Что Клио выбирает почему-то
Из многих наихудший вариант.
Современное образование должно быть открыто будущему, только тогда мы научимся выбирать те его варианты, за которые, может быть, не будет стыдно перед потомками.
- Что же конкретно ждет тех, кто сегодня еще не успел задуматься о том, как усложнился мир? Решению каких задач они должны будут посвятить свои счастливые годы студенческие?
- Прежде всего, это будут новые методики, основанные на взаимопроникновении различных способов освоения мира человеком. Главной целью образования должно стать не механическое накопление объема информации в той или иной области человеческого знания, а увеличение личного творческого потенциала для свободных и осмысленных действий. Мы все должны научится формировать в себе личностный образ мира! А это невозможно без переживания, это будет недоступно человеку равнодушному, преследующему узко утилитарные цели. Наш знаменитый отечественный философ Мераб Мамардашвили еще в советское время писал: "весь опыт лингвистических, психологических, антропологических исследований и мифологии лишь подтверждает древнюю, еще Сократу и Платону известную истину, что знание не пересаживаемо из головы в голову- никто не может вместо другого ничего понимать."
Современные образовательные методики должны быть, прежде всего, ориентированы на развитие личной инициативы человека в познании и осмыслении мира. Помимо того, что мы уже перечислили, важно с первых шагов внушить студенту, что как закрытые системы, так и закрытый человек не способен к развитию. А отсюда - целый ряд конкретных требований к процессу обучения: это и овладение синергетическими представлениями о мире, и свободное пользование различными информационными системами, и психологическая установка на сверхзадачу, способность все время формировать новые ориентиры и цели, и, наконец, важнейшая - культура коммуникации, то есть способность не противостоять другому, а понимать его. Все преобразования научных и образовательных структур, которые мы предпринимаем сегодня в нашем университете, ориентированы на эти цели.
Беседовал Е.МУЗАЛЕВСКИЙ
По мнению ректора Саратовского классического университета, члена-корреспондента Российской Академии Наук Дмитрия Ивановича ТРУБЕЦКОВА, ключ к ответу на эти вопросы следует искать в том, как и куда развивается общемировая система образования.
- Дело в том, что к концу двадцатого века в полной мере стало ясно: развитие современной цивилизации прямо зависит от тех качеств и способностей человеческой личности, которые закладываются в ней образованием. И не только в одной, отдельно взятой стране. Более того - сейчас уже мало кто сомневается, что предотвращение глобальных конфликтов, в том числе и национальных, теснейшим образом связано с уровнем образования всех членов общества. Мировая же система образования сегодня находится в кризисе. Человечество все активнее осваивает космос, готово клонировать свою собственную особь, а число неграмотных в мире катастрофически растет и уже приближается к 1х109 человек! Становится все более очевидным отчуждение обучающихся от процесса образования: учатся они формально и им скучно. Нарастает разрыв между образованием и наукой, образованием и культурой. В такой ситуации все большую актуальность приобретает проблема поиска новой, универсальной модели образования.
- Дмитрий Иванович, большинство наших читателей уже испытали на себе и своих детях издержки безудержного реформирования школы. Неужели истина так и не открылась?
- Потому и не открылась, что не со школьных методик начинать надо - этим надо заканчивать реформу образования. Мы забываем, что любая образовательная модель основывается на мировоззрении человека и общества, в котором он живет. Иначе говоря, - на определенном понимании окружающего нас мира. До какого-то времени это была механистическая картина. В соответствии с ней Вселенная представлялась замкнутой системой, состоящей из неизменных элементов. Предполагалось, что их движение подчиняется исключительно законам классической механики, что законы эти универсальны и распространяются на все формы движения. Именно этому мировоззрению и соответствует так называемая "традиционная" система образования, в которой мир разъят на составные части: отдельно . математика с физикой, отдельно - история с литературой, отдельно - природа, отдельно - общество. В такой системе педагог - субъект, а учащийся - объект обучения и воспитания. Здесь все регламентировано и последовательно распределено в формальный вопросно-ответный метод обучения - и в учебниках, и в программах. В такой системе творчество не приживается, а любые изменения происходят только централизованно, то есть административно.
- Неужели этому есть серьезная альтернатива? Или опять - эксперимент? Или мир изменился, или представления о нем?
- Да, ученые с трудом расстаются со стройной картиной мироздания, но - расстаются! В самой науке ограниченность классических подходов была обнаружена еще в начале минувшего столетия, а исследования Планка, Бора, Гейзенберга, Де Бройля, а также многих современных физиков, химиков, биологов вышли за пределы классического мировоззрения. Современную научную картину мира следовало бы назвать синергетической (от sinergia - объединяю). В ней подчеркивается, что мир - это непрерывное чередование хаоса и порядка, в нем не всегда царствует закон, а случайность может обладать созидательным началом. Помните, как у Пушкина - "и случай - Бог-изобретатель"? Все это в корне меняет наши представления о природе, раскрывает новое понимание единства природы, человека и общества.
- Хорошо, но как это, по-вашему, должно отразиться на системе образования?
- А вот как. Отличительными чертами нового подхода к процессу обучения должны стать целостность, междисциплинарность, мировоззренческий и методологический плюрализм. Несомненно, что ведущая роль в определении направлений развития человечества принадлежит науке. Но следует признать, что и наука имеет свои пределы в познании. Поэтому и дальнейшее развитие образования видится не в жестком разделении способов освоения мира, а в их объединении и взаимообогащении. Сегодня было бы уже нелепо продолжать противопоставлять человека природе, естественные науки - другим способам познания: мифологии, религии, философии, литературе, искусству. Дело в том, что ни введение единого экзамена, ни "тесторизация" всей страны не смогут решить эту задачу. Все это лишь способы контроля и не более. Нам заново придется отвечать на вопросы: чему учить, как учить, где учить? Могу сказать, что наш университет, чем дальше, тем больше будет исповедовать модель образования, основанную на принципах открытости мира и процессов познания. Это мы и называем открытой моделью образования (прошу не путать с дистанционным).
- Какой ключевой принцип лежит в основании такой модели?
- Думаю, что это, прежде всего - свобода выбора пути в поисках истины. В открытом мире, где будущее не может быть с точностью предопределено, а настоящее имеет несколько потенциальных линий развития, человек находится в состоянии постоянного выбора оптимального решения в соответствии с изменяющимися условиями. Прекрасно об этом сказано у Александра Кушнера:
Не отодвинуть нам Линкольна или Гранта,
Но будущее многовариантно:
Предсказывать его, где взять талант?
На что мой друг сказал мне очень круто,
Что Клио выбирает почему-то
Из многих наихудший вариант.
Современное образование должно быть открыто будущему, только тогда мы научимся выбирать те его варианты, за которые, может быть, не будет стыдно перед потомками.
- Что же конкретно ждет тех, кто сегодня еще не успел задуматься о том, как усложнился мир? Решению каких задач они должны будут посвятить свои счастливые годы студенческие?
- Прежде всего, это будут новые методики, основанные на взаимопроникновении различных способов освоения мира человеком. Главной целью образования должно стать не механическое накопление объема информации в той или иной области человеческого знания, а увеличение личного творческого потенциала для свободных и осмысленных действий. Мы все должны научится формировать в себе личностный образ мира! А это невозможно без переживания, это будет недоступно человеку равнодушному, преследующему узко утилитарные цели. Наш знаменитый отечественный философ Мераб Мамардашвили еще в советское время писал: "весь опыт лингвистических, психологических, антропологических исследований и мифологии лишь подтверждает древнюю, еще Сократу и Платону известную истину, что знание не пересаживаемо из головы в голову- никто не может вместо другого ничего понимать."
Современные образовательные методики должны быть, прежде всего, ориентированы на развитие личной инициативы человека в познании и осмыслении мира. Помимо того, что мы уже перечислили, важно с первых шагов внушить студенту, что как закрытые системы, так и закрытый человек не способен к развитию. А отсюда - целый ряд конкретных требований к процессу обучения: это и овладение синергетическими представлениями о мире, и свободное пользование различными информационными системами, и психологическая установка на сверхзадачу, способность все время формировать новые ориентиры и цели, и, наконец, важнейшая - культура коммуникации, то есть способность не противостоять другому, а понимать его. Все преобразования научных и образовательных структур, которые мы предпринимаем сегодня в нашем университете, ориентированы на эти цели.
Беседовал Е.МУЗАЛЕВСКИЙ
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
Картина дня
Глава СКР затребовал доклад по школе с плесенью
Снова выявлена фальсификация продукции "Саратовского молочного комбината"
Бастрыкин заинтересовался травмированием девочки в квесте
Воду отключили в микрорайонах за Политехом, на очереди Крекинг
Решено расселить и снести ещё 19 домов
Еще новости
-
Сегодня, 19:37Новости
-
Сегодня, 19:21Новости
-
Сегодня, 18:54Новости
-
Сегодня, 18:02Новости
-
Сегодня, 17:53Новости
-
Сегодня, 17:45Новости
-
Сегодня, 17:38Новости
-
Сегодня, 17:35Новости
-
Сегодня, 17:28Новости
-
Сегодня, 17:27Новости
Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите
Специалисты билайн бизнес представили мобильные и стационарные решения для создания покрытия мобильной связи в удаленных и труднодоступных местах, где связь отсутствует полностью или крайне нестабильна. Презентация прошла в Новокузнецке в рамках Третьего...