Справка:
Румянцев Александр Юрьевич родился в 1945 году. В 1969 году окончил Московский
инженерно-физический институт и начал свою работу в Российском научном центре `Курчатовский
институт`. В 1994 году он стал его директором. Румянцев - академик Российской академии наук,
профессор Московского физико-технического института, лауреат Государственной премии СССР, член
правления Ядерного общества РФ.
Сразу по назначении новый министр обозначил свое отношение к последней инициативе своего предшественника Евгения Адамова - ввозу в Россию отработанного ядерного топлива (ОЯТ) на хранение и переработку: "Я считаю это безусловно целесообразным, а как конкретно - это должно быть тщательно обсуждено. Депутаты правильно сделали, что отложили рассмотрение".
Так что прогнозы председателя Госатомнадзора Юрия Вишневского, которые он высказывал на своей пресс-конференции 28 марта, о том, что назначение г-на Румянцева на новую должность "изменит позицию Минатома России в отношении ввоза в нашу страну отработанного ядерного топлива", не оправдались. Вишневский заявил, что "Минатом времен Адамова превратился в крупную мастерскую мифов". Одним из них он назвал утверждение о том, что "ввоз отработанного ядерного топлива в Россию, его переработка и хранение является высокоприбыльным делом, в результате которого Россия получит высококачественное, ценное сырье". Подобного сырья, напомнил Вишневский, в России уже насчитываются многие десятки тысяч тонн. Также он подчеркнул, что в настоящее время "технических условий для хранения иностранного отработанного ядерного топлива в России нет". Разумные высказывания главы органа, отвечающего за радиационную безопасность, не были услышаны ни атомными чиновниками, ни членами правительства.
Впрочем, это не мудрено, так как представитель президента в Государственной Думе Александр Котенков открыто беспокоился о том, что нас "не пускают на мировой рынок ядерных технологий". Правда, в чем именно эти технологии воплощаются, представитель не уточнил. Но если учесть, что эти заявления делались перед голосованием в Госдуме по вопросу ввоза ОЯТ, то, видимо, имелось в виду получение Россией официального статуса международного ядерного могильника.
Одним словом, смена одиозного министра на темную лошадку - всего лишь тактический ход правительства, стремящегося таким образом снять накопившуюся в обществе напряженность в связи с попытками превращения страны в радиоактивную помойку. Возможно, новый министр не будет делать анекдотических заявлений о том, что со ввозом в РФ 20 тысяч тонн ОЯТ радиационная нагрузка уменьшится, или что радиация не влияет на здоровье людей, а болеют все от плохого питания. Но то, что действовать он будет в том же русле, в каком действовал и его предшественник, - сомнений не вызывает. Можно долго спорить, что слаще: хрен или редька, но, как мне кажется, это только вопрос чувствительности вкусовых рецепторов.
Уже сейчас можно сделать прогноз, что месяца через полтора-два вопрос по ввозу ОЯТ вновь будет вынесен на заседание Думы. Вряд ли раньше, так как приближается одна из черных "ядерных дат" - 15-летие Чернобыльской катастрофы, и было бы безумием выносить на парламентское обсуждение вопрос по ввозу ОЯТ в этот период. Но позже он будет поставлен, несмотря на то, что более половины субъектов Федерации, в лице своих законодательных и исполнительных органов, выступило категорически против ввоза. Скорее всего, потому что за этим законопроектом стоит сила, которая сильнее общественного мнения, а также мнения региональных властей и "четвертой власти". Г-н Путин пока отмалчивается, но зато его многочисленные заместители, представители и прочие "выразители" недвусмысленно дают знать о Его воле: надо ввозить! Крайне любопытна была и процедура прощания президента со своим экс-министром, в ходе которой "гарант Конституции" подчеркнул: г-н Адамов сделал много хорошего для России и за это он ему очень благодарен. Давайте же оглянемся на то "хорошее", что приобрела или от чего избавилась Россия при г-не Адамове.
Действия российского атомного ведомства в последние несколько лет заставляют задуматься о том, чьи интересы оно отстаивает. Вот краткий перечень новшеств, которые Минатом активно проводил в жизнь при экс-министре:
1. Продажа 500 тонн российского оружейного урана США за 11,9 млрд $US. И дело даже не в сумме контракта, которая явно занижена. Вся прелесть этой сделки заключается в том, что при ее осуществлении нагло подменяются понятия. Обычно говорится, что продается высокообогащенный уран (ВОУ), который разбавляется до уровня низкообогащенного (НОУ). Но ВОУ содержит свыше 20% изотопа урана-235, а в оружейном уране его свыше 90%. Кроме того, в России попросту НЕТ производственных мощностей для проведения работ по разбавлению урана в промышленных масштабах. К слову сказать, за все время работы в соответствующем направлении США выделило не более 600 тонн урана оружейного качества. Таким образом, получается, что российский Минатом продает готовую начинку для американского ядерного оружия! И продал он его на середину 2000 года в количестве "эквивалентном 3.254 боеголовкам". Об этом сообщил на пресс-конференции представитель американской компании USEC (основной партнер России с американской ст! ороны в этой сделке). Не правда ли, говорящая сама за себе система измерения объема?
2. Проекты использования МОКС-топлива (смесь оксидов урана и плутония) в неприспособленных для этого реакторах ВВЭР-1000. Кстати сказать, первые эксперименты по его использованию предполагалось провести на Балаковской АЭС. То есть именно жители Саратовской области первыми почувствуют на себе всю прелесть этой программы. МОКС-топливо очень сильно отличается от стандартного благодаря добавлению в него оружейного плутония. Это обстоятельство приведет к очень большим проблемам в контроле за реактором и сильно повысит возможность ядерной катастрофы. Наличие плутония в топливе делает на несколько порядков более серьезными любые инциденты на АЭС, сопровождаемые сбросом радиоактивного пара. Да и стоимость у этого топлива, по разным оценкам, выше в 5-10 раз, чем у стандартного.
3. Активное проталкивание Минатомом планов по ввозу на территорию РФ отработанного ядерного топлива (читай радиоактивных отходов) на длительное хранение, переработку и, по официальной версии, на частичное захоронение. Реализация этих планов приведет к негативным экологическим и экономическим последствиям для России, так как хранение и переработка ОЯТ - дело крайне дорогостоящее и опасное. Российские мощности не справлялись даже с тем количеством (14.000 тонн), которое было наработано за историю существования российского ядерного топлива. А г-н Адамов и сотоварищи предлагают ввезти в течение 10 лет еще 20.000 тонн из-за рубежа. Это привело бы либо к экономической катастрофе, так как сумма в 20 млрд $US не может окупить и десятой части затрат на строительство хранилищ ОЯТ и заводов по переработке, либо к катастрофе экологической - в случае, если все это "радиоактивное барахло" просто будет складировано без необходимых мер предосторожности.
И это далеко не все нововведения в области атомной промышленности, произошедшие при г-не Адамове. Так что слова президента о "благодеяниях" экс-министра звучат, по меньшей мере, странно. Во имя национальной безопасности России президент собирался "мочить в сортире террористов", но при этом настаивает на ввозе и захоронении ОЯТ и радиоактивных отходов. Говоря о повышении обороноспособности РФ, способствует продаже в США начинки для нескольких тысяч ядерных боеголовок. Кто-то может, конечно, сказать, что г-на Путина, как и его предшественника в президентском кресле, вводят в заблуждение помощники. Допустим. Но тогда он не соответствует занимаемой должности, так как именно он отвечает за подбор этих самых помощников, консультантов и иже с ними.
Невольно ловишь себя на мысли, что все эти "грандиозные проекты века", а точнее сказать, многих тысячелетий, ибо именно таковы сроки существования последствий от их реализации, рассчитаны только на одно - хапнуть сейчас кусок пожирнее. А после нас - хоть потоп. Впрочем, что можно сказать о стране, в которой министр секретной отрасли имеет вид на жительство и миллионные счета в США; в которой этот министр занимается (в качестве владельца иностранной компании) коммерческой деятельностью, размещает на территории закрытых институтов представительства иностранных бизнес-структур; в которой абсолютно никому нет до этого дела? О ней можно сказать только одно: свозить сюда можно все, что угодно и в каких угодно количествах. Главное - знать кому и сколько заплатить. Что нам всем и продемонстрируют Госдума, правительство и президент - ждать осталось недолго!
Олег ЖАРКОВ
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
Вчера, 17:54Новости
-
Вчера, 17:41Новости
-
Вчера, 17:12Новости
-
Вчера, 17:09Новости
-
Вчера, 16:56Новости
-
Вчера, 16:46Новости
-
Вчера, 16:42Новости
-
Вчера, 16:35Новости
-
Вчера, 16:27Новости
-
Вчера, 16:26Новости