Монитор Валентин Георгиевич, из всех заместителей приволжского полпреда вы, пожалуй, самый известный в России. Как вам предложили этот пост? Долго ли уговаривали?
Валентин Степанков Вообще я думаю, что Сергею Владиленовичу мою фамилию наверняка назвали разные источники. И когда он заинтересовался, то мы встретились в Москве, и я дал согласие с ним работать.
Причин тому было несколько. Во-первых, всегда интересно участвовать в создании какой-то новой структуры, достаточно и влиятельной, судя по поставленным перед ней задачам, и какой-то революционной на тот момент, когда президент провозгласил линию на реформу государственной власти в стране. Поэтому получить предложение работать на эту реформу не только интересно, но и почетно для любого человека, который знаком с государственной службой, с ее правовыми аспектами.
Во-вторых, я согласился работать с Кириенко, и это связано уже с личностью Сергея Владиленовича. Психология, мышление людей в погонах мне известны, потому что я сам не чужд этой службе. Работать на государственной службе с человеком, который подходит к ней немного с других позиций, и видит в государственном механизме не только аппарат, но и его созидающую суть, в том числе в сфере экономики, социальной политики. В этом смысле тоже интересно.
Если бы предложение поступило от какого-то другого полпреда, то я бы колебался, наверное... А тут я все же решил попробовать работать именно в Приволжском округе. Кроме того, в Приволжский федеральный округ входит моя родная Пермская область, где я был вице-губернатором, которую я представлял в Государственной Думе. Это следующий аспект. Третий аспект - то, что на территории Приволжского округа сосредоточены основные предприятия, связанные с авиационной промышленностью, а я три года возглавлял совет директоров ряда крупных предприятий авиапрома в Перми. В этом плане тоже интересно: на своем посту я могу принести пользу одной из высокотехнологичных и достаточно эффективных отраслей.
Монитор Институт полномочных представителей остается революционной структурой для нынешней России?
Валентин Степанков Объединение областей и республик в федеральные округа было только первым этапом. Администрация президента опиралась на структуру полпредства, чтобы дать ей возможность занять особую нишу. Что касается дальнейшего расширения или уменьшения аппарата полпреда, это будет связано с конкретными результатами, достигнутыми в прошлом году, и с задачами, поставленными на этот год.
Монитор В чем состоит ваша сегодняшняя работа? В "сшивании" России, в унификации регионального законодательства?
Валентин Степанков Здесь особой фантазии применять не надо, поскольку президент сам оговорил наши полномочия, функции в Указе о создании аппаратов и назначении полномочных представителей. Все вопросы озвучены, и когда мы начали работать, сразу почувствовали свою востребованность. Все досужие разговоры о том, что президент пытается подменить созданием аппаратов полпредов какие-то другие структуры, не имеют под собой почвы.
Во-первых, эффективность работы аппарата доказана тем, что выполнена сложная задача по приведению законов в соответствие. Столкнувшись с этой проблемой, мы увидели, что Россия "рассыпалась" в экономической, социальной и политической сферах. Рассыпалась от того, что законы начинали кардинально расходиться. Не приведя их к общему знаменателю, мы вообще не могли заниматься ничем, даже созданием единого экономического пространства.
Получалось так, что федеральные законы были во многом иллюзорны, потому что на местах не существовало правовой базы для их реализации.
Второе: когда президент говорит о разделении полномочий, никто не вправе упрекать нас в том, что мы пытаемся командовать федеральными структурами в области или в республике. Мы только объединяем их усилия в решении совместных задач . и, в первую очередь, в выполнении исключительной компетенции федерального центра.
Конституция все государственные полномочия разделила на три части: есть исключительная компетенция федерального центра, например, по национальной и государственной безопасности, обороне, международным отношениям, по соблюдению единой законности. Есть функции совместного ведения, где сообща действуют органы власти федерального центра и субъектов федерации, и есть функции исключительно субъектов федерации.
Объединяя усилия федеральных структур, республик и областей, мы только способствуем эффективному решению государственных задач. В то же время мы обнаружили, что никакое федеральное министерство или ведомство было не в состоянии повседневно держать руку на пульсе всех восьмидесяти девяти субъектов, где работают его представители. Нам это легче - у нас в ведении у кого двенадцать, у кого пятнадцать, у кого восемнадцать субъектов.
Ежемесячно я бываю в двух-трех областях и республиках Приволжского округа, постоянно работаю с нашими территориальными федеральными структурами. Это заставляет их представителей изменить мироощущение, понять, что они не местные чиновники и могут работать без оглядки на всякие сиюминутные политические ситуации местного значения. Это тоже важно, и никто, кроме аппарата полпреда, с этим справиться не мог. Я вовсе не упрекаю федеральные ведомства - они просто не в состоянии равномерно реализовывать свою политику в огромной стране, не наталкиваясь на субъективность людей на местах. В общем, оказалось, что президент был не только прав, но своевременен в своем решении.
Монитор Как вы считаете, народ достаточно знает о том, чем вы занимаетесь?
Валентин Степанков Думаю, над тем, чтобы правильно информировать людей, должен работать весь аппарат полпреда. Поскольку я обладаю достаточно большим опытом работы на государственной службе, в том числе и как публичный политик, то, выезжая в области и республики округа, я обязательно провожу там пресс-конференции, встречи с журналистами. То есть пытаюсь на примере конкретного региона доказать необходимость нашей работы.
Чем больше мы будем не только говорить, но и показывать те конкретные дела, тем больше людей будут убеждены, что федеральная власть к ним приблизилась.
Монитор Кем вы считаете себя . пермяком, москвичом, может быть, уже нижегородцем?
Валентин Степанков Нет, нижегородцем я себя считать никак не могу. Не потому, что мало здесь живу, а потому, что функции, которые у меня есть, затрагивают в целом весь Приволжский округ. Все мои корни, все мои родственные связи, моя девяностодвухлетняя мама - это, конечно, Пермь, Урал. Наверное, среди пятнадцати субъектов округа я более пристально приглядываюсь ко всем событиям, которые происходят в Прикамье.
В Москве я живу около десяти лет, но москвичом тоже себя не считаю. Я человек более провинциальный, и менталитет людей, живущих в небольших городках, мне более понятен, чем столичная жизнь.
Монитор Где сейчас живет ваша семья?
Валентин Степанков Семья у меня живет в Москве - не потому, что я не хочу, чтобы они жили в Нижнем Новгороде. Просто получается так, что я сам провожу в Нижнем лишь процентов сорок рабочего времени. Остальное время занято командировками в ту или иную часть округа, в Москву, где тоже есть федеральные ведомства, с которыми надо работать. Поэтому перевозить сюда семью было бы бессмысленно.
Семья живет в Москве, а мама у меня живет в Перми, где я тоже бываю реже, чем хотелось бы.
Монитор Скажите, 1991-93 годы, когда вы возглавляли генеральную прокуратуру России, - это вершина вашей карьеры?
Валентин Степанков Вообще, когда я приходил в прокуратуру, я, конечно, не загадывал, не мог предполагать, что за двадцать с лишним лет, не перескакивая, пройду все ступени. Я прошел их все без исключения. Следователь районной прокуратуры, работник аппарата, прокурор района, города, Хабаровского края, заместитель прокурора республики, прокурор республики. Следовательно, пост генерального прокурора для любого работника прокуратуры - это, конечно, вершина карьеры.
В то же время этот путь во многом повлиял на мое мировоззрение. Может быть, это покажется странным, но все честолюбивые амбиции, которые в разной степени есть у любого человека, я уже реализовал. У меня сегодня нет стремления взлететь куда-то еще выше. Я понял цену высокого государственного поста и убедился, что не это главное.
Радует, что мне это удалось не только благодаря своим личным качествам, а, скорее всего, благодаря процессам, происходившим в стране. Как говорят, оказался в нужное время в нужном месте. Все желаемые изменения в системе прокуратуры мне удалось реализовать. То, что сделано, до сих пор ценится большинством прокурорских работников. Значимость этих шагов для прокуратуры общеизвестна.
Другой вопрос, что дело, которому я посвятил двадцать с лишним лет своей жизни, на мой взгляд, не так сегодня защищается. Но это уже диалектика жизни, и вмешаться в нее нет возможности. Своим путем в прокуратуре я, в общем-то, удовлетворен.
Монитор А очень трудно быть генеральным прокурором?
Валентин Степанков Так иногда бывает: человек совершает какой-то поступок, а потом его начинают расспрашивать, было страшно или нет. Он понимает, что в момент самого поступка страшно не было.
Так вот, оглядываясь на прошедший путь, я только теперь понимаю, насколько было трудно. Но тогда я этим жил. Когда человек дышит, живет, его же не спрашивают: "Тяжело тебе дышать?"
Это была не только моя работа, но и моя жизнь. За все двадцать лет не было ни одного утра, чтобы я проснулся с тяжелыми мыслями: ну вот, опять нужно идти на эту нелюбимую работу! Это было как одно дыхание.
Трудности были в другом. Скорее всего, я был не готов к тому, что генпрокурор - эта должность больше политическая, чем профессиональная. Никто и никогда не бросал мне обвинений в непрофессионализме. Это был период яркой и активной политической борьбы. Наверное, в тридцать-сорок лет не у каждого человека хватит мудрости, жизненного опыта сочетать в себе профессионализм и таланты политика.
Сейчас, с одной стороны, эта политическая мудрость пришла, но я уже в другом качестве.
Монитор В Нижнем Новгороде городскому прокурору есть дело до всего: до темных улиц, до предвыборной агитации, которая началась преждевременно. Он волей . неволей тоже становится политиком. Он правильно делает?
Валентин Степанков Прокурору в первую очередь, должно быть дело до всякого нарушения закона. Прокурор не тот человек, который сам идет и выискивает нарушение закона. В первую очередь, его должен побуждать к действию сигнал о нарушении федерального закона. Если такой сигнал есть, то реагировать на это его не право, а обязанность. Прокурор должен вмешаться, применить все полномочия, данные ему Законом о прокуратуре.
Еще работая в прокуратуре я сформулировал для себя принцип: сила закона - в его формальности, но страшно, если закон оказывается в руках формалиста. В обществе существует такая дилемма: как судить - по закону или по совести? Законы построены так, что если они в руках у нормального человека, а не у сухого формалиста, то совесть и правду можно реализовать в рамках закона. Законом нужно умело и грамотно пользоваться. Тогда бы и прокуратура слышала меньше упреков в свой адрес.
Монитор Как вы относитесь к тому, что нижегородский регион приступает к формированию собственного правительства?
Валентин Степанков В рамках приведения законов в соответствие мы совместно с прокуратурой тоже принимали меры к тому, чтобы упорядочить организацию исполнительной власти в субъектах федерации. Есть федеральный закон об основных принципах деятельности органов государственной власти в субъектах федерации, там все прописано. Каждая область, тем более, такая большая область с большим экономическим и финансовым потенциалом вправе, действуя в рамках этого закона, выработать для себя оптимальный механизм исполнительной власти.
Депутаты вправе выбирать, как им правильно реализовать функцию эффективного управления областью. Правительство в том виде, в котором оно проработано законодательным собранием Нижегородской области, я считаю, может работать достаточно эффективно.
Монитор Выборы вам доставляют много забот?
Валентин Степанков У нас в аппарате есть распределение функций и обязанностей. Согласно ему, выборами я занимаюсь частично. В первую очередь, я там, где надо, направляю усилия наших федеральных структур, чтобы среди претендентов на власть не оказалось людей, связанных с преступным миром, людей, которые запятнали себя своим прошлым. Активные действия в этом плане велись на территории республики Марий Эл, когда в этой республике шли выборы президента. Определенные шаги предпринимались и в других областях и в республиках. Эту же функцию я буду выполнять и в период кампании по выборам губернатора Нижегородской области. И полномочий для реализации этой задачи у нас достаточно.
16 апреля 2001 года
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
Вчера, 18:02Политика
-
20 Ноя, 14:48Политика
-
19 Ноя, 17:39Политика
-
14 Ноя, 09:06Политика
-
11 Ноя, 18:39Политика
-
6 Ноя, 18:19Политика
-
6 Ноя, 13:27Политика
-
6 Ноя, 12:52Политика
-
6 Ноя, 11:52Политика
-
2 Ноя, 10:09Политика