Между тем, пора бы и оскалить зубы. Иначе самих съедят. Едва избежав участи Приморья, Саратов теперь рискует превратиться во всероссийский рассадник педикулеза. Отсутствие электричества, горячей и холодной воды - вот далеко не полный перечень коммунальных "благ", которые ожидают горожан наступающим летом. Бань же в столице Поволжья, как известно, мало, и посему можно только радоваться прозорливости предков, основавших город на берегу великой реки.
Если серьезно, то действительно, в стенах городской думы вовсю идут дебаты о том, стоит ли отключить до осени в квартирах горячую воду. Сэкономленные деньги местные законотворцы намерены направить на латание бюджетных дыр, а именно - отдать хотя бы большую часть долгов за ТЭР. Судя по всему, несмотря на явную непопулярность подобных мер, так оно и случится. Что ни говори, а выборы еще не скоро...
Суммы, о которых идет речь, довольно значительны. По информации областного минпрома, в первом квартале город смог оплатить только 40% от стоимости потребленных ресурсов. Ну как тут не вспомнить прошлогодние заверения наших муниципальных чиновников вкупе с депутатами, принимавших и утверждавших местный бюджет, что проблем с выплатой энергетикам не будет. Примерно 700 млн рублей планировалось истратить, чтобы погасить старые долги. Результат получился плачевный: денег вроде бы и нет, а долги остались. К примеру, долг коммунально-тепловых сетей столицы Поволжья, отвечающих за подачу горячей воды, в середине апреля превысил 63 млн рублей. Общая задолженность котельных и коммунально-бытовых служб теплосети перед "Саратоврегионгазом" по области достигла 530 млн рублей.
Энергетикам саратовские муниципалы должны еще больше. Пожалуй, стоит тут покривить душой и сослаться на нерадивость областного минфина? Мол, кинули нас, граждане, натурально. Обещали из губернской казны толику трансфертов отстегнуть, да вот обманули...
С МУПом на шее
Вообще, когда наши энергобароны начинают разбрасывать по СМИ очередные ультиматумы, поневоле задаешься риторическим вопросом: а деньги-то где? В смысле те самые кровные, которые ежемесячно приходится перечислять в Сбербанк? Вот тут выясняется, что претензий лично к тебе нет ни у главы "Саратовэнерго" господина Самсонова, ни тем более у нового гендиректора "Саратоврегионгаза" Павла Большеданова.
Как неоднократно заявляли и газовики, и местные энергетики, население оплачивает ТЭР практически полностью. Главные должники - МУПы, то есть муниципальные предприятия, которые финансируются из местной казны, а с населения взимают плату за различные услуги. Отключают же всех подряд. Причем отнюдь не "Саратовэнерго" с "Сараторегионгазом" (их дело - поставлять необходимые объемы газа и электричества перепродавцам-закупщикам), а те же тепловые сети, водоканал, горэлектросети и так далее. За собственные долги. Получается, как в известной сказке: "битый небитого везет"... Между прочим, любой МУП только потому и существует, что мы с вами аккуратно платим налоги в городской бюджет. Картинка довольно забавная. Примерно то же самое, если бы покупатель оплачивал помимо стоимости товара и аренду магазина, а обанкротившийся завмаг при этом еще и обвешивал бы всех подряд...
А не заплатить ли мне себе зарплату?
Надо полагать, дело не в том, "кто кому должен", и даже не в плохом финансировании нашей "коммуналки". Похоже, не все ладно в самом "датском королевстве". А проще говоря - воруют. Вот недавно, скажем, областная счетная палата решила выяснить масштабы этого воровства. На языке юриспруденции точнее будет сказать "хищений". У наших чиновников более мягкие речевые обороты: как значится в акте проверки финансово-хозяйственной деятельности областного министерства ЖКХ в 2000 году, разговор идет лишь о "неэффективном", "нецелевом" и "нерациональном" расходовании казенных средств. Методы традиционные: например, продукция у заказчика приобретается по явно завышенной цене или же неверно указываются расходы на капвложения. В результате через руки заинтересованных ведомств проходят миллионные суммы. Оплачивает подобные шалости казна (то есть мы с вами).
Интересно, что пока, несмотря на все проверки и массу выявленных нарушений, в системе ЖКХ не прошло ни одного скандального разоблачения или снятия с должности. Хотя, как однажды заявил сам губернатор, список виновников лично у него есть. Большинство наблюдателей расценило это заявление как очередной выпад против мэра Юрия Аксененко. Чуть позже Дмитрий Аяцков подтвердил эту версию, назвав сложившуюся в городе ситуацию "близкой к коллапсу". При этом пообещал "принять самые жесткие меры"...
Неизвестно, какие "меры" имел в виду глава области, но создается ощущение, что губернские власти действуют по абсолютно противоположному сценарию. Иначе, скажем, зачем было в прошлом году почти вдвое увеличивать штат того же министерства ЖКХ? Аналогичные шаги предприняли и муниципалы, добавив к спискам "коммунальных служащих" изрядную порцию "свежей крови". Результаты не замедлили сказаться: как утверждают осведомленные источники, одно из самых распространенных нарушений в сфере ЖКХ - это превышение расходов на зарплату. Проще говоря, каждое коммунальное ведомство устанавливает своим служащим такую зарплату, какую сочтет нужным.
Каждому дому даешь по кондому!
Судя по всему, в госведомствах все же свои деньги получают не зря. Время от времени в чиновничьих умах рождается очередная "гениальная идея". Чаще всего о том, как сделать так, чтоб ничего не делать. В последнее время, в частности, наши чиновники, видимо, устав от споров о тонкостях немцовской реформы ЖКХ, вдруг заговорили о кондоминиумах. Или о товариществах собственников жилья (ТСЖ). Честно говоря, дело пахнет прямой агитацией. Жителей на все лады уговаривают приватизировать свои квадратные метры и, создав кондоминиум, стать полноправными собственниками и распорядителями недвижимости.
О том, насколько такой шаг полезен для самих жителей, можно рассуждать бесконечно долго, но ясно: создавая ТСЖ, власти автоматически снимают с себя изрядную толику ответственности за содержание, ремонт и эксплуатацию муниципальной собственности. До кондоминиума, как и до кооперативного дома, фактически нет никакого дела ни районному ЖЭУ, ни тем более муниципалитету. Отношения здесь чисто товарно-денежные. Хотите, чтобы у вас вывозили мусор? Гоните наличность. Отремонтировать крышу? Всегда к вашим услугам, но с предоплатой. При этом никаких проблем с оплатой за ТЭР. Все расчеты ведет домоуправление напрямую с поставщиками. И вообще, кондоминиум - фактически государство в государстве, где действуют только внутренние законы.
Чтобы не быть голословным, расскажу один поучительный случай. Однажды в редакцию пришли жители одного из многоэтажных домов в центре города. Примерно года три назад они создали у себя ТСЖ, избрали правление и зажили спокойно. Неприятности возникли после того, как в столице Поволжья начались веерные отключения электроэнергии. Сначала многие граждане элементарно недоумевали: вроде платит дом нормально. Но потом неожиданно выяснилось, что на их кондоминиуме висит... почти 100-тысячный долг за коммунальные услуги, а также энергоресурсы. Откуда взялся? Оказывается, правление, исправно взимавшее с жильцов квартплату, значительную часть суммы просто-напросто оставляло себе. Отнюдь не на производственные нужды. Состоялось общее собрание, где активисты попытались совершить переворот. Усилия оказались тщетными: председатель домкома и бухгалтер забрали ключи от комнаты правления, попутно прихватив всю финансовую документацию. Сейчас наши активисты-смутьяны ходят в поисках управы по судам и прокуратурам, пьют валерианку и тщетно ломают себе головы: и на кой черт понадобился им этот кондоминиум! От самих себя что ли защищаться..
Ликвидировать ДЕЗы и почистить МУДЕЗы...
С легкой руки саратовского губернатора, как-то в запале окрестившего муниципальные унитарные предприятия "Дирекция единого заказчика" МУДЕЗами, слово это прижилось и стало особенно любимо и почитаемо среди коммунальщиков. Двух мнений среди работников ЖКХ нет: созданные в каждом районе "дирекции" не только не улучшили ситуацию в отрасли, но и значительно ухудшили, внеся еще больший беспорядок и хаос.
Для справки скажем, что идея ДЕЗов была впервые обкатана москвичами. Цели преследовались самые благие. По сути новая структура должна была сломать установившиеся отношения между муниципалитетом и районными ЖЭУ. Для этого ДЕЗам отводилась роль заказчика. Власти выделяли средства, а ДЕЗ искал в качестве исполнителей работ наиболее приемлемого подрядчика. В результате удалось убить сразу двух зайцев. С одной стороны, экономились казенные деньги, а с другой - между подрядчиками создавалась конкуренция, что благоприятно сказывалось на качестве выполненных работ. В Москве этот номер фактически удался, у нас в результате активной и "плодотворной" деятельности чиновников районных ДЕЗов городское хозяйство вот-вот загнется.
Причин несколько, и одна из основных состоит в том, что никакой здоровой конкуренции на рынке коммунальных услуг реально нет и в помине. Попробовали было некоторые частные фирмы укусить кусок бюджетного пирога, да оказались по уши в долгах. Поэтому по-прежнему на коммунальной ниве трудятся только МУП ЖКХ. Точнее, едва влачат существование. До создания ДЕЗов финансирование шло напрямую, теперь же оно практически отсутствует. Как заявил корреспонденту h начальник одного из районных МУП ЖКХ, средства есть, но они либо проедаются самими ДЕЗами, либо идут на побелку бордюров, отделку фасадов в центре города и прочие благопристойные цели. Штаты самих "дирекций" раздуты просто до безобразия: в среднем в каждом райуправлении числится от 90 до 120 служащих. Чем занимается вся эта орава паспортисток, юристов, бухгалтеров - можно только догадываться, однако известно, что при такой системе город несет миллионные потери в виде НДС. По словам Николая Думчева, в прошлом году НДС "съел" свыше 100 млн бюджетных рублей.
Кроме того, теряет казна и из-за отсутствия какого-либо четкого механизма распределения финансов. По мнению самих коммунальщиков, до места назначения из бюджета доходит только треть средств. Остальное либо разворовывается, либо теряется в налогах и увеличивающемся документообороте. Одним словом, ДЕЗы явно доказывают свою несостоятельность. И тем не менее, несмотря на грозный наказ губернатора ликвидировать "Дирекции единого заказчика" (дело было еще на прошлогоднем областном активе), муниципалитет на это не пошел. То ли жалко стало, то ли мера показалась слишком суровой. Как выразился один из высокопоставленных чиновников облправительства чуть позже в кулуарах, "ликвидировать МУДЕЗы не знаю, а почистить не мешало бы...".
Альберт КОШКАРОВ
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
Сегодня, 15:18Новости
-
Сегодня, 13:59Новости
-
Сегодня, 13:50Новости
-
Сегодня, 13:46Новости
-
Сегодня, 13:36Новости
-
Сегодня, 13:32Новости
-
Сегодня, 13:24Новости
-
Сегодня, 12:49Новости
-
Сегодня, 12:38Новости
-
Сегодня, 12:08Новости