В нашей области учительский конкурс зародился в начале девяностых (именно зародился, потому что на первых порах проходил тихо и скромно, келейно, без нынешнего размаха). И главная, чисто имиджевая идея, как в любом соревновании, - определить того, кто покажет себя на всероссийском конкурсе в Москве.
Помимо саратовцев, в конкурсе участвуют преподаватели средних школ со всей области, вплоть до самых отдаленных районов и глубинок. "Учитель года" на сегодняшний день стал для педагогов серьезным стимулом собственного профессионального роста.
Для проведения конкурса существует областной фонд, обеспечивающий солидные премии. Хотя как раз с премиями поначалу было довольно хитро. Два года подряд победителю конкурса вручались ключи от квартиры в Саратове. Последовало этому примеру и Балаково, выставившее своего конкурсанта, в качестве взноса в фонд тоже выделив квартиру. Вопрос, кому доставались места победителей, оказывался риторическим. Поэтому, чтобы по справедливости, последние 2 года премии перевели в денежный эквивалент: в соответствии с тремя призовыми местами - 60 тысяч, 30 и 15.
За годы проведения конкурса трое учителей нашей области стали лауреатами всероссийского конкурса в Москве, а преподаватель русского и литературы Елена Никитаева из Шихан побывала в Америке на мировом слете учителей-победителей.
Судят конкурс традиционно два жюри - взрослое, состоящее из профессиональных учителей, методистов, представителей науки, и детское (учащиеся-старшеклассники). Проходит педагогический турнир в несколько этапов, главные из которых - финал и суперфинал. Из 15 участников жюри должно выбрать 6 лучших, а из них - 3 самых лучших.
...Представьте себе мини-КВН с элементами шоу, проходящий в просторном актовом зале. На сцене, правда, не команды, а "звезды"-одиночки, и каждая из них старается представить себя как можно ярче и оригинальнее. Кто-то берет в руки гитару и проникновенно напевает в рифму о своем нелегком учительском житье-бытье... Кто-то выходит на сцену с трогательным фотоальбомом... Кто-то в жанре конферанса свободно общается с жюри. А кто-то демонстрирует чудеса компьютерной графики, вычерчивая синусоидами зигзаги своей судьбы.. Приблизительно так проходит показ домашних заготовок, или самопрезентация, - начальный этап финала конкурса. И здесь учитель отступает на второй план, оставляя место скорее актеру.
Затем начинается самое главное. Сорок минут на знакомство с классом (уроки проходят на базе какой-либо из саратовских школ) и - вперед: за 40 минут научи, растолкуй, объясни, донеси. И чтобы поняли, чтобы было интересно, чтобы присутствовал неординарный подход в трактовке темы, методическая оригинальность. И все это непременно должно сочетаться с личным обаянием.
Уровень интеллекта и профессиональной подготовки учителей, по отзывам устроителей конкурса, растет год от года. И каждый раз из шести человек троих победителей выбрать все труднее. На помощь жюри приходит другое шоу, на этот раз интеллектуальное - урок-импровизация. Накануне вечером конкурсанту сообщают тему, а в восемь утра он должен ее представить в урочной форме за 20 минут. Учениками в данном случае уже выступают сами коллеги-участники. Темы рассчитаны не столько на знание предмета, сколько на широту кругозора. Так, например, "механические колебания" для учителя физики перефразируется в философский мотив "Колебания вокруг нас". Филологу предлагается расширить крылатое двустишие "Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется", а историку - проиллюстрировать известное изречение "Тяжела ты, шапка Монамаха". Тяжела ты учительская доля, невольно хочется добавить, особенно для тех, кто претендует на звание "Учитель года".
Все этапы конкурса, отсмотр финалистов идут строго при закрытых дверях, пресса и общественность в профессиональный цех до поры до времени не допускаются. И тем более любопытно узнать мнение людей, знающих все изнутри. Я беседую с постоянным членом жюри, кандидатом социологических наук, заведующей кафедрой психологии института повышения квалификации и переподготовки работников образования Мариной Михайлиной.
- Этот конкурс продемонстрировал очень высокий уровень участников. Сильные, самобытные, интересные учителя. Многим районам действительно везет. Вот, к примеру, удивительный учитель из Аткарска - физик Александр Борисович Григорьев. Он пятикратный соросовский стипендиат. "Пять раз племянник дедушки Сороса", как сам себя представил. 29 лет в школе проработал, вся родня учительствует. На конкурсе получил приз за профессиональную преемственность. А вот победителем, к сожалению, не стал. Наверное, не хватило гибкости. 29 лет - опыт трудноизменяемый. А в принципе, учительская профессия подразумевает определенную гибкость. Молодежь в более выигрышном положении. Быстрее ориентируется в ситуации, острее реагирует на детей... Был потрясающий учитель Сергей Елисеев из села Павловка (глубинка, каких мало). Он всех завораживал своей мальчишеской манерой поведения, нетрадиционной формой общения с детьми, абсолютной раскованностью. Словом, артист. Может быть, излишне артист для учителя...
- Если честно, доля показухи, или работы на публику присутствует при проведении таких конкурсных уроков? Ведь в своих школах эти учителя работают иначе, более буднично?
- Дело в том, что чужие дети сразу создают учителю определенный барьер. И чем учитель естественнее, органичнее, тем легче этот барьер преодолевается. Любую фальшь, показуху дети моментально улавливают. А вообще главный итог урока - чтобы ребенок понял, о чем идет речь, независимо от того, слабый ученик или сильный. Например, для меня было самым показательным, когда на уроке физики у Алексея Абрамова (1 место) во время объяснения темы я поняла, о чем идет речь. Я далека от этих катодов и анодов, но у него поняла все. Значит, учитель хороший.
- Раз уж заговорили о победителях, расскажите, кто ими стал?
- Алексей Абрамов - выпускник СГУ, работает в Ртищеве. Не вызывает сомнения, что его призвание - учить. Он молод и хорош собой, что отчасти тоже повлияло на выбор жюри. Ведь мужчина в школе "вымирающий тип", и тем ценнее, что они еще есть. Второе место заняла Наталья Слюсаренко - математик из поселка Степное. Это профессионал в высоком смысле слова плюс колоссальное обаяние. Третье место досталось Наталье Каргиной из Саратова. Она историк. Учитель довольно молодой. Дети наверняка ее обожают. Глубина знания предмета у нее сочетается с собственной самостоятельной позицией и серьезностью подхода.
- Каков же портрет учителя XXI века, исходя из итогов конкурса и ваших личных представлений? - Этот учительский портрет определяет обычно детское жюри. Оценки детей, как правило, не совпадают с нашим мнением, мнением взрослого жюри. По многолетним наблюдениям могу сказать: дети ждут эмоционально отзывчивого человека, готового идти неформальным путем в общении, в объяснении материала. Им нравится динамичность и очень важен внешний вид. Поэтому привлекательными по-прежнему остаются учителя-мужчины и молодые учительницы. Что касается моего мнения... Наверное, важнее всего личность. А это и культура общения, и кругозор, и чувство меры, и такт. Ну и естественно хорошее знание предмета, умение доходчиво донести материал. А еще важна душа. Наши учителя этим отличаются от западных - они буквально сгорают на работе, отдают ей себя целиком и полностью.
Алина Цодикова
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
Сегодня, 19:37Новости
-
Сегодня, 19:21Новости
-
Сегодня, 18:54Новости
-
Сегодня, 18:02Новости
-
Сегодня, 17:53Новости
-
Сегодня, 17:45Новости
-
Сегодня, 17:38Новости
-
Сегодня, 17:35Новости
-
Сегодня, 17:28Новости
-
Сегодня, 17:27Новости