Андрей Батурин. Эксперт "Ночного времени" сегодня . участник Всемирного экономического форума, полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко. Он на прямой связи из Нью-Йорка. Сергей Владиленович, здравствуйте!
Сергей Кириенко. Здравствуйте!
Андрей Батурин. Считаете ли Вы оправданным перенос Всемирного экономического форума из Давоса в Нью-Йорк?
Сергей Кириенко. Вы знаете, да. Считаю, что это правильно, потому что это, действительно, место, где обсуждается стратегия развития мира. И та беда, которая произошла в Нью-Йорке 11 сентября - это вызов всему миру. Вот это принципиально важно: проблема угрозы терроризма - Россия это понимает лучше, чем кто бы ни было другой - это общая угроза, это не может быть угроза только одной страны, как проблема международного терроризма в Чечне . только для России, а взорвавшиеся небоскребы - только для Соединенных Штатов Америки. Вот то, что Давос перенесен впервые в истории в Нью-Йорк, это показатель того, что все собравшиеся здесь это понимают.
Андрей Батурин. Сергей Владиленович, я знаю, что Вы будете выступать на Форуме с докладом об отношениях между религиозными конфессиями. Не связано ли это с той волной антимусульманских настроений, которые вспыхнули после трагедии 11 сентября во всем мире?
Сергей Кириенко. Конечно, связано, конечно, связано. Отличие России от западного мира, от Европы заключается в том, что, обсуждая проблему мусульманского мира, в Европе и Соединенных Штатах о мусульманах говорят: "они", "приехавшие", "чужие". В России о мусульманах говорят: "мы" потому, что нас нельзя отделить. На территории Приволжского федерального округа более 300 лет вместе живут и мусульмане, и православные, более 100 национальностей. И у нас за все это время не было вооруженных конфликтов на национальной почве, у России многому здесь можно поучиться. Завтра нам предстоит дискуссия с известным профессором Хантингтоном - это человек, который высказал гипотезу о конфликте цивилизаций, что в 21 веке неизбежно столкновение ислама и христианства, это - конфликт цивилизаций, а Россия в этом случае окажется на границе этого конфликта и нам отводится роль такого буфера, где столкнутся цивилизации. А мы говорим о другом: нет, Россия имеет возможность показать не столкновение конфликта, а другую возможность совместного развития, возможность взаимодополняющего, взаимоуважительного развития. И, может быть, этому у России надо будет поучиться другому миру.
Андрей Батурин. Давос всегда славился своими кулуарами. Собственно говоря, многие мировые политики и мировые бизнесмены ради этого только и приезжают на Форум - чтобы пообщаться со своими коллегами в неформальной обстановке. О чем будут говорить в кулуарах на этот раз. Какие главные темы?
Сергей Кириенко. Как будет устроен новый мир. Вы сказали, что мир изменился после 11 сентября. Вопрос: какой он будет теперь? Мне кажется, что также, как 10 лет назад - Вы вспоминали сегодня в программе окончание "холодной войны" - но всерьез оно закончилось сегодня. Ведь был двухполюсный мир: был Советский Союз и был мир стран НАТО во главе с Соединенными Штатами Америки. 10 лет назад не стало Советского Союза, но, знаете, модель двухполюсного мира не может жить без одного полюса. Прошло 10 лет и вот это изменение мира говорит о том, что однополюсного мира во главе с США не будет, он не может существовать. Системы мирового устройства, системы принятия решений не работают - трагедия 11 сентября это показала: не сработал механизм Организации Объединенных Наций, не сработал механизм НАТО. И сейчас вырабатываются новые правила - та самая "двадцатка" безопасности, которая включает и страны НАТО, и Россию, потому что в условиях этой трагедии без России оказалось невозможно принять решение. То есть, старые правила не работают, мир будет устраиваться по-новому.
Андрей Батурин. Сергей Владиленович, а теперь перейдем к другой теме. И Вам вопрос как председателю Государственной комиссии по химическому разоружению: руководство Соединенных Штатов возобновило финансирование и выделит в этом году России на уничтожение химоружия 50 миллионов долларов. Однако открытым остается вопрос: когда эти средства будут выделены?
Сергей Кириенко. Нам предстоит еще большая работа. Задача: закончить все бюрократические формальности - а бюрократия во всех странах одинаковая - к маю месяцу. В мае Президент Буш намеревается быть в Москве, и американские чиновники хорошо понимают, что к встрече двух президентов надо будет все закончить. 26 февраля в Москву прибывает большая группа экспертов, и мы рассчитываем в это время завершить с ними снятие всех вопросов. Нервы нам еще потреплют, но денег, похоже, дадут.
Андрей Батурин.Известно, что в России в местах строительства заводов по уничтожению химического оружия почти полностью отсутствует инфраструктура. Не подведены дороги, нет тепла и света. Это требует огромных финансовых вложений, а сроки жесткие по договорам. Хватит ли у России собственных сил и средств все это сделать?
Сергей Кириенко. Ну, во-первых, Вы уж такую совсем ужасную картину нарисовали, свет там, конечно, есть и дороги там есть. Другой вопрос, что строительство полномасштабного промышленного объекта со всеми требованиями экологической безопасности - это такие серьезные затраты. Мы увеличили финансирование в 10 раз за два года - все-таки, эта зараза лежит на нашей территории и нам ее нужно уничтожать не потому, что этого требует конвенция, а потому что этого требует безопасность людей, проживающих на данной территории. Денег, заложенных в бюджете 2002 года, достаточно, чтобы мы свою часть сделали. Кстати, это и было главным аргументом в дискуссии с американцами, мы говорили: "Смотрите, мы свое делаем, опережая вас, и существенно опережая. Пришла ваша очередь делать свой шаг".
Андрей Батурин.Сергей Владиленович, Вам этот вопрос, наверное, задавали уже много раз: насколько надежно сегодня обеспечена охрана наших химических арсеналов? Можно ли быть уверенным, что химическое оружие ни при каких условиях не попадет в руки террористов?
Сергей Кириенко. Много раз задавали. Многое сделано сегодня для того, чтобы защита арсеналов была надежной. То, что возможно сделать реальными средствами, все это сделано. Но давайте будем объективными: до тех пор, пока химическое оружие есть, остается риск того, что террористы попытаются до него добраться. Поэтому единственный способ сделать так, чтобы этот риск исчез совсем - это полностью уничтожить химическое оружие. Собственно, поэтому мы и стремимся сделать это максимально быстро, поэтому и появилась новая российская программа. Но главное условие все-таки - это безопасность; первое - безопасность, второе - сроки. Ну, а с точки зрения безопасности то, что мы будем работать вместе с американцами - это хлопотно, но очень здорово - это означает двойные системы безопасности. Будут действовать российские стандарты и требования, будут действовать американские стандарты и требования, но плюс еще и экологи российские и американские будут контролировать этот процесс. Тяжело, но очень правильно с точки зрения безопасности.
Андрей Батурин. Спасибо, Сергей Владиленович, спасибо за участие в нашей программе. Экспертом "Ночного времени" сегодня был полномочный представитель Президента России в Приволжском федеральном округе, председатель Госкомиссии по химическому разоружению Сергей Владиленович Кириенко.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
Сегодня, 18:02Политика
-
Вчера, 14:48Политика
-
19 Ноя, 17:39Политика
-
14 Ноя, 09:06Политика
-
11 Ноя, 18:39Политика
-
6 Ноя, 18:19Политика
-
6 Ноя, 13:27Политика
-
6 Ноя, 12:52Политика
-
6 Ноя, 11:52Политика
-
2 Ноя, 10:09Политика