Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Зажгли "Огниво". ТЮЗ в премьере замиксовал датскую сказку и советскую киноклассику

  • 17:28, 25 марта 2025
  • Комментариев[0]

После советского фильма "Старая, старая сказка" с великолепными Олегом Далем и Мариной Нееловой многие решили, что это и есть сказка Ганса Христиана Андерсена "Огниво". Но кино было снято лишь по мотивам "Огнива", и сюжет там существенно изменили. Сама же оригинальная сказка хотя и считается детской, очень неоднозначна. Датские литературные критики еще в 19 веке называли сюжет слишком схематичным, некоторые его моменты агрессивными и даже жестокими и указывали Андерсену на отсутствие морали. Наверное, именно поэтому исторически сложилось так, что "Огниво" имеет множество интерпретаций и инсценировок. Еще одна версия знаменитой сказки появилась на днях в саратовском ТЮЗе имени Киселева.

Зажгли "Огниво". ТЮЗ в премьере замиксовал датскую сказку и советскую киноклассику Фото Александра Шибко

По правде говоря, если ставить "Огниво" в оригинале да еще и со всеми спецэффектами, которые себе может позволить ТЮЗ, то юные зрители вполне могли бы убегать из зала в слезах, а их мамы накатали бы в соцсетях гневные комментарии. Уж больно много у Андерсена убийств и крови, а главным героем и вовсе выступает сомнительный персонаж.

Знающие о тарантиновских страстях в книжном "Огниве" с трепетом собирались на премьеру в театр. Ставил ее главный режиссер Сергей Захарин. Он растет с каждой новой работой, но в то же время постановщик еще молодой, а значит возможны сюрпризы. К примеру, в "Аленьком цветочке" ученик Игоря Баголея явно намодничал с визуалом, зато "Обыкновенное чудо" получилось прелестным и очень полюбилось зрителям.

К счастью, Захарин решил не волновать мальчиков, девочек, а так же их родителей, и сосредоточился на гуманной версии "Огнива", которую в свое время для "Старой, старой" сказки создали из нескольких произведений датского писателя сценаристы Юлий Дунский и Валерий Фрид

По сюжету молодой Солдат (Никита Есин) по пути домой неожиданно встречает Ведьму (Жанна Волошина), которая скрывается под личиной милой женщины с черным котом. Она просит Солдата достать золото из волшебного колодца, а когда тот делает это, то обманывает его. Молодой человек умудряется не только выбраться из колодца, но и расправиться с ведьмой и забрать все золото. Черный кот оборачивается вдруг Волшебником (Евгений Сафонов), которого когда-то заколдовала Ведьма. В благодарность за свое спасение Волшебник дарит Солдату огниво.

В городе Солдат сорит золотыми дукатами направо и налево. Там же он впервые видит Принцессу (Ксения Гецевич). Ее отец Король (Валерий Емельянов) совсем обеднел, и теперь ищет для дочки жениха побогаче. Но никто ей не мил. Вздорная девица отвергает сначала стеснительного Принца (Ян Михайлов) из соседнего королевства, который подарил ей никогда неувядающие розы, а затем и самого Солдата, который приодевшись по последней моде преподносит Принцессе золотое дерево.

Фото Александра Шибко

Вскоре деньги у главного героя заканчиваются. Найдя в вещах подаренное огниво, он вдруг вызывает Волшебника. Оказывается, он готов выполнять любые желание Солдата. Так, Солдат встречается с Принцессой. Девушка проводит время с молодым человеком, гуляя по крышам ночного города, и успевает влюбиться в него, но в последний момент сбегает во дворец, попав под заклинание Ведьмы. Однако, как положено сказке, в финале всех ждет хэппи-энд — Солдат и Принцесса воссоединяются, Король счастлив, Ведьма повержена Волшебником. 

Художник Ольга Колесникова смогла создать на Большой сцене сказочный мир удивительной красоты. Площадка все время находится в движении, герои то появляются из ниоткуда, то исчезают в никуда. Свет и проекции превращают одни и те же декорации то в подземелье, то в королевские покои, то в бедную солдатскую хибару. При этом пространство не перегружено элементами, в нем достаточно воздуха и объема. Лишний раз диву даешься, как хорошо технически оснащен ТЮЗ, и сколько всего могут напридумывать постановщики с такими возможностями.

Как в абсолютно любом спектакле, в "Огниве" есть что подправить. Так, например, не понятно зачем указывать в программке к спектаклю отдельно Сапожника, Газетчика, Булочницу, Портного, Цветочницу и других, если они все равно сливаются в общую массу горожан. Ведьма у Жанны Волошиной получилась куда убедительнее, чем Волшебник у Евгения Сафонова. Она яркая, харизматичная, страшно и заливисто смеется, а как поет!

Фото Александра Шибко

Сафонов же очень скромен на ее фоне, а в его костюм точно хочется больше чего-то эффектного, необычного, да хотя бы тех же пайеток, чтобы сразу было понятно, что перед нами целый Волшебник. Персонажи Солдата, Кучера и Телохранителя оказались внешне похожи между собой. Вчерашний студент Никита Есин, конечно, очень старается, но до статуса бравого краша пока не дотягивает. Вообще у театра при всем его богатстве труппы очевидно есть кризис в исполнителях Принцев и прочих положительных молодых персонажей. Надо срочно найти такового среди актеров, а то один Артем Яксанов на все спектакли  не разорвется. Кроме Волошиной точным попаданием в роли стоит отметить работы Ксении Гецевич и Валерия Емельянова. Они ироничны и убедительны и  вместе как папа с дочкой, и по отдельности как Король и Принцесса.

Фото Александра Шибко

Премьера в целом удалась. Сергей Захарин вновь продемонстрировал, что может и умеет ставить для детей. После новогоднего конфуза с абсурдистскими "Бумажными вещами", ТЮЗу Киселева был просто необходим хороший большой детский спектакль. Без экспериментов и двусмысленностей, простой и понятный, и эта задача главрежем была исполнена. У Захарина ясно, кто хороший, кто плохой, за кого болеть и кому сопереживать. А еще здесь исполняют песни, написанные самым поющим актером театра Михаилом Третьяковым. Иметь своего собственного эксклюзивного сонграйтера — мечта любого театра, и ТЮЗу с Третьяковым очень повезло. А еще театру точно повезло с преданными зрителями. Во время поклона актеров завалили подарками и цветами, наградили овациями и криками "Браво". Гансу Христиану Андерсену с его мрачными сюжетами остается только завидовать такому позитиву.

Автор: Екатерина Ференец
Похожие материалы
  • 03.11.2023, 16:04 В ТЮЗ по паспорту. На Камерной сцене - "Медея" с цензом 18+

    Саратовский ТЮЗ Киселева уже приучил публику к тому, что это не просто детский театр. Туда могут ходить мальчишки и девчонки, а также их родители, при чем как вместе с детьми, так и без них. Первой премьерой сезона стала драма "Сын" с возрастным цензом 18+. Откладывать вторую взрослую постановку в долгий ящик не стали, представив недавно спектакль Олега Загуменнова "Медея". Создатели постановки пошли на риск, показав в театре для всей семьи историю с ужасающим финалом. На всякий случай "Медею" засунули на крохотную Камерную сцену, но, судя по реакции публики, ее вполне можно будет перенести и на более комфортную площадку.

  • 19.05.2023, 16:05 Студенты для поклонников. В ТЮЗе дипломники сыграли пьесу о закулисных страстях

    Театр, может быть, и начинается с вешалки, но живет он страстями, интригами и скандалами. Здесь всегда кто-то дружит против кого-то, есть те, кому завидуют, есть те, кого даже ненавидят, при этом мило улыбаясь ему при встрече. Меняются эпохи, века, политические строи, но любой театр, даже самый скромный, никогда не пребывает в спокойствии, тиши и благодати. Александр Островский умел писать изящно и суперактуально, и пьеса "Таланты и поклонники" не стала исключением. Показать на Большой сцене саратовского ТЮЗа из чего же, из чего же, из чего же сделаны актеры, решились дипломники Игоря и Любови Баголей.

  • 28.11.2022, 14:31 Нелегалы, расчлененка, констебль. В ТЮЗе — премьера дипломников Игоря Баголея

    Пьеса англичан Рея и Майкла Куни "Плохие парни" - это классическая комедия положений, а режиссер одноименного спектакля в саратовском ТЮЗе Любовь Баголей определяет его жанр как цугцванг. В шашках и шахматах это такое положение фигур, при котором любой ход игрока ухудшает его позицию. Произведение постановщики выбрали все-таки не очень известное, а значит эти самые ходы каждый раз удивляют, а иногда и откровенно шокируют. Третьекурсникам Игоря Баголея ради такого вау-эффекта пришлось примерить на себя смелые образы и продемонстрировать все, чему смогли научить их мастера.

  • 23.09.2021, 10:34 "Пиковая дама". Драма на сцене и за кулисами ТЮЗа

    Иногда премьера - это больше, чем просто первый показ нового спектакля. Именно так случилось в ТЮЗе. В прошлом сезоне в театре прогремели такие громкие скандалы, что о них услышал внешний мир. До этого театр больше года жил без главного режиссера, и теперь новый главреж выпускал спектакль, который должен был выйти еще в конце прошлого сезона. В общем, за кулисами бушевали трагедии. Смогли ли с ними сравниться действия на сцене?

  • 03.09.2021, 09:36 Подвинуть "корону". Обновленные труппы и репертуарные планы саратовских театров в новом сезоне

    Предыдущий театральный сезон в Саратове пандемии коронавируса уничтожить не удалось, но потрепала она его изрядно. Открылся год не в сентября-октябре, как это обычно бывает, а уже в январе. Зрительные залы полноценно заполнять не разрешали, а некоторые театры из-за вспышки среди сотрудников не успели сыграть ряд спектаклей. И вот новый сезон на носу, и театры уже, кажется, приспособились работать в таких условиях. Плюсом к ковидным ограничениям, у каждого из них есть свои проблемы. Но в абсолютном комфорте местные артисты и режиссеры не творили уже давно, а значит, публика в праве рассчитывать на интересные премьеры. Тем более, что информации для интригующих "затравок" уже предостаточно.

Новые материалы
  • 26.03.2025, 10:36 Чип спешит на помощь. Работает ли в России обязательная регистрация собак

    Прокурор Саратовской области Сергей Филипенко внес в областную думу законопроект об обязательной регистрации домашних собак и кошек. Около 30 российских регионов уже приняли на своих территориях подобные решения, еще пять рассматривают документы об обязательной идентификации и внесении данных о питомцах в специальный реестр. СарБК обратился к зоозащитникам тех регионов, где уже действует обязательная регистрация Жучек и Барсиков, с просьбой поделиться впечатлениями о появлении новой нормы и о первых ее результатах.

  • 21.03.2025, 15:42 "Микки 17" и Роберт Паттинсон. Заметки киномана

    Первый фильм оскароносного корейского режиссера Пон Джун-Хо после "Паразитов", и снова социальная сатира! На этот раз в космосе и с Робертом Паттинсоном, но менее ядовитой и по-хорошему безумной она от этого не стала!

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 25 марта 2025
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x