И хотя за 9 месяцев этого года цены на бензин подскочили на 40%, "рынок это проглотил", как выразился экс-министр энергетики. А значит - создал повод для дальнейшего роста цен. Главной причиной этого он считает "кратно возросший монополизм" в нефтяной отрасли, который вытеснил их этой сферы экономики мелких и средних производителей. В добыче нефти их доля составляет всего 5%, в то время как в США - 60%.
В нефтепереработке гиганты и вовсе стерли в порошок младших конкурентов. Шафраник сказал, что без развития мелкого и среднего бизнеса "внутренний рынок не насытить" и тем косвенно признал, что монополизация рынка и есть причина искусственно созданного дефицита нефтепродуктов на российском рынке. Между тем, почему-то именно сейчас центр недовольства власти сместился в сторону антимонопольной службы. Не случайно 10 ноября именно глава ФАС Игорь Артемьев будет держать отчет перед парламентариями о "странностях ценообразования" в нефтянке.
Накануне спикер Госдумы Борис Грызлов отметил, что "мы видим недоработки антимонопольной службы" в качестве причины ценового беспредела: " Рост цен на нефть и благоприятная мировая конъюнктура не должны быть поводом для повышения стоимости бензина". Подробнее - в номере "РГ" за 10 ноября.