Хаджи Хассанал Болкиях, султан нефтеносного Брунея обладает одним из самых невероятных собраний автораритетов.
Не спрашивайте, что у него есть - спросите: чего у него нет! Представитель династии, правящей шестьсот лет, обладатель состояния примерно в $15 млрд и нескольких абзацев в Книге рекордов Гиннесса ко всему прочему владеет самой дорогой коллекцией автомобилей-раритетов. Не то четыре, не то - пять тысяч каров (можно подумать, он их считает): дорожная версия Mercedes GTR, тянущая на $1,5 млн, пяток McLaren F1, Lamborghini Jota, концепты Ferrari Mythos, Bentley Java Estate... Эта автовселенная явно сотворена султаном из хаоса собственных желаний.
В ней есть галактики болидов-триумфаторов, россыпи роллс-ройсов и созвездия мерседесов. Она бесконечна, как поток нефтедолларов, и измерима разве что в астрономических величинах. Вчера султан организует создание кабриолетов на базе купе Mercedes CL 600, а сегодня добирает под горячую руку четыре десятка простых материнских купе.
Его трудно понять. То, для него воссоздают реплики 'крыла чайки' - Gullwing 1954 года (оригинальное купе Mercedes 300 SL на недавнем аукционе в подмосковной Жуковке предлагалось от $ 750 тыс), а то изобретают невозможное Ferrari. Султан-коллекционер с одинаковым увлечением охотится за штучными автожемчужинами и устраивает облавы на целые 'кланы' раритетов: в его чертогах соседствуют один на весь свет CLK-GTR Le Man с правым рулем и целые династии машин-победителей 'Формулы-1'.
Как и положено, в восточной сказке за богатством султана следует шлейф слухов: одни говорят, что султан каждый год приобретает пятьдесят Rolls-Royce, другие скрупулезно насчитали, что у него их всего-навсего каких-то полторы сотни.
Словно разочаровавшись в ассортименте мирового рынка, султан заказывает у мэтров что-нибудь дикое, вроде внедорожника Bentley. И ему никто не может сказать 'нет'. Вероятно, в такие моменты автоконструкторы чувствуют себя джиннами из бутылки с их конформистским 'слушаюсь и повинуюсь'. А в кладовых султана появляются игры разума вроде мутантов Ferrari Venice: седана и универсала.
Трудно отделаться от вопроса: 'зачем?'. Что-то есть во всем этом по-восточному приторное. Тот же Bentley Dominator в 500 тыс. фунтов стерлингов (самый дорогой внедорожник на свете) по большому счету компот, сваренный на заводе в Крю из чужого 562-сильного V8 с двумя турбинами, Range Rover и традиций Bentley. Плюс эксклюзивная 'мякоть' из натуральной кожи и прочих изысков. McLaren F1 1997 года из коллекции султана, созданный дизайнером Гордоном Мури, конечно, прекрасен: несущая конструкция из композита на основе углеродных волокон, совершенная аэродинамика учитывает влияние близости поверхности земли, 627 л. с. и разгон до сотни за 3,2 секунды. Но у султана их восемь штук, и феномен обладания такой машиной, триумф коллекционера как-то меркнет. Может показаться, что вся эта роскошь - усмешка коварного Востока над изящным, но меркантильным Западом.
Но по сути все наоборот, и Бруней, ставший независимым только в 1984 году, кажется прощальной издевкой европейских империй над 'третьем миром'. Купаясь в роскоши, 'проверенный' султан, на которого британцы оставили колоссальные нефтяные богатства, фактически исправно финансирует европейский автопром, недвижимость и luxury. В этом смысле с ним могут соревноваться разве что российские олигархи.
И это не единственное русско-брунейское пересечение. В свое время нефтяное процветание одинаково работало и на страну Советов, и на султана, занимавшего в 80-х первую строчку в списке богатейших людей мира. Однако с падением цен на нефть Советы потеснили Штаты, а Болкияха - Билл Гейтс.
Сегодня Его Величество занимает всего лишь третью строчку в списке богатейших монархов, а в общем списке миллиардеров давно уступил место простым смертным бизнесменам. Но сегодня нефть снова высока и, приехав в Россию к товарищам по счастью, султан, говорят, думает: как бы убить миллиард-другой.
Не хочется портить сказку, но вряд ли и сто тысяч любимых игрушек дадут небожителю забыть о таких земных проблемах, как зависимость от нефти, семейные неурядицы и собственный брат Джафри, который, по слухам, сильно растратил инвестиционный портфель султаната. Недавно прошло сообщение, что братец намерен выставить на продажу 10 тыс. своих авто, которые тянут на $2 млрд. Только на их оценку эксперты запросили шесть недель.
Приземленные тетки любят повторять, что мужчина отличается от мальчика лишь стоимостью своих игрушек. Так оно, наверное, и есть. Однако сколько не иронизируй над султанскими капризами, но раритетные авто - один из наиболее выгодных способов вложения капитала, тем более в... реальную экономику. Европейские фирмы, делающие штучные авто 'не для всех', долго сохраняли независимость именно за счет странностей богатых чудаков. И очень может быть, что какой-нибудь автогений не ушел клепать малолитражки, а химичит в какой-нибудь 'конюшне', только потому, что султану не надоело чудить.
Не спрашивайте, что у него есть - спросите: чего у него нет! Представитель династии, правящей шестьсот лет, обладатель состояния примерно в $15 млрд и нескольких абзацев в Книге рекордов Гиннесса ко всему прочему владеет самой дорогой коллекцией автомобилей-раритетов. Не то четыре, не то - пять тысяч каров (можно подумать, он их считает): дорожная версия Mercedes GTR, тянущая на $1,5 млн, пяток McLaren F1, Lamborghini Jota, концепты Ferrari Mythos, Bentley Java Estate... Эта автовселенная явно сотворена султаном из хаоса собственных желаний.
В ней есть галактики болидов-триумфаторов, россыпи роллс-ройсов и созвездия мерседесов. Она бесконечна, как поток нефтедолларов, и измерима разве что в астрономических величинах. Вчера султан организует создание кабриолетов на базе купе Mercedes CL 600, а сегодня добирает под горячую руку четыре десятка простых материнских купе.
Его трудно понять. То, для него воссоздают реплики 'крыла чайки' - Gullwing 1954 года (оригинальное купе Mercedes 300 SL на недавнем аукционе в подмосковной Жуковке предлагалось от $ 750 тыс), а то изобретают невозможное Ferrari. Султан-коллекционер с одинаковым увлечением охотится за штучными автожемчужинами и устраивает облавы на целые 'кланы' раритетов: в его чертогах соседствуют один на весь свет CLK-GTR Le Man с правым рулем и целые династии машин-победителей 'Формулы-1'.
Как и положено, в восточной сказке за богатством султана следует шлейф слухов: одни говорят, что султан каждый год приобретает пятьдесят Rolls-Royce, другие скрупулезно насчитали, что у него их всего-навсего каких-то полторы сотни.
Словно разочаровавшись в ассортименте мирового рынка, султан заказывает у мэтров что-нибудь дикое, вроде внедорожника Bentley. И ему никто не может сказать 'нет'. Вероятно, в такие моменты автоконструкторы чувствуют себя джиннами из бутылки с их конформистским 'слушаюсь и повинуюсь'. А в кладовых султана появляются игры разума вроде мутантов Ferrari Venice: седана и универсала.
Трудно отделаться от вопроса: 'зачем?'. Что-то есть во всем этом по-восточному приторное. Тот же Bentley Dominator в 500 тыс. фунтов стерлингов (самый дорогой внедорожник на свете) по большому счету компот, сваренный на заводе в Крю из чужого 562-сильного V8 с двумя турбинами, Range Rover и традиций Bentley. Плюс эксклюзивная 'мякоть' из натуральной кожи и прочих изысков. McLaren F1 1997 года из коллекции султана, созданный дизайнером Гордоном Мури, конечно, прекрасен: несущая конструкция из композита на основе углеродных волокон, совершенная аэродинамика учитывает влияние близости поверхности земли, 627 л. с. и разгон до сотни за 3,2 секунды. Но у султана их восемь штук, и феномен обладания такой машиной, триумф коллекционера как-то меркнет. Может показаться, что вся эта роскошь - усмешка коварного Востока над изящным, но меркантильным Западом.
Но по сути все наоборот, и Бруней, ставший независимым только в 1984 году, кажется прощальной издевкой европейских империй над 'третьем миром'. Купаясь в роскоши, 'проверенный' султан, на которого британцы оставили колоссальные нефтяные богатства, фактически исправно финансирует европейский автопром, недвижимость и luxury. В этом смысле с ним могут соревноваться разве что российские олигархи.
И это не единственное русско-брунейское пересечение. В свое время нефтяное процветание одинаково работало и на страну Советов, и на султана, занимавшего в 80-х первую строчку в списке богатейших людей мира. Однако с падением цен на нефть Советы потеснили Штаты, а Болкияха - Билл Гейтс.
Сегодня Его Величество занимает всего лишь третью строчку в списке богатейших монархов, а в общем списке миллиардеров давно уступил место простым смертным бизнесменам. Но сегодня нефть снова высока и, приехав в Россию к товарищам по счастью, султан, говорят, думает: как бы убить миллиард-другой.
Не хочется портить сказку, но вряд ли и сто тысяч любимых игрушек дадут небожителю забыть о таких земных проблемах, как зависимость от нефти, семейные неурядицы и собственный брат Джафри, который, по слухам, сильно растратил инвестиционный портфель султаната. Недавно прошло сообщение, что братец намерен выставить на продажу 10 тыс. своих авто, которые тянут на $2 млрд. Только на их оценку эксперты запросили шесть недель.
Приземленные тетки любят повторять, что мужчина отличается от мальчика лишь стоимостью своих игрушек. Так оно, наверное, и есть. Однако сколько не иронизируй над султанскими капризами, но раритетные авто - один из наиболее выгодных способов вложения капитала, тем более в... реальную экономику. Европейские фирмы, делающие штучные авто 'не для всех', долго сохраняли независимость именно за счет странностей богатых чудаков. И очень может быть, что какой-нибудь автогений не ушел клепать малолитражки, а химичит в какой-нибудь 'конюшне', только потому, что султану не надоело чудить.
Об этом сообщает Александр Андриевский Фото: CI gazeta.ru
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
Картина дня
Глава СКР затребовал доклад по школе с плесенью
Снова выявлена фальсификация продукции "Саратовского молочного комбината"
Бастрыкин заинтересовался травмированием девочки в квесте
Из-за загоревшихся щитков эвакуировали жильцов многоэтажки
Спущен на воду первый "Валдай" для Саратовской области
Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите
Специалисты билайн бизнес представили мобильные и стационарные решения для создания покрытия мобильной связи в удаленных и труднодоступных местах, где связь отсутствует полностью или крайне нестабильна. Презентация прошла в Новокузнецке в рамках Третьего...