Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Султан нефтеносного Брунея обладает одним из самых невероятных собраний автораритетов.

  • 22:17, 12 июня 2005
  • Комментариев[0]
Хаджи Хассанал Болкиях, султан нефтеносного Брунея обладает одним из самых невероятных собраний автораритетов.
Не спрашивайте, что у него есть - спросите: чего у него нет! Представитель династии, правящей шестьсот лет, обладатель состояния примерно в $15 млрд и нескольких абзацев в Книге рекордов Гиннесса ко всему прочему владеет самой дорогой коллекцией автомобилей-раритетов. Не то четыре, не то - пять тысяч каров (можно подумать, он их считает): дорожная версия Mercedes GTR, тянущая на $1,5 млн, пяток McLaren F1, Lamborghini Jota, концепты Ferrari Mythos, Bentley Java Estate... Эта автовселенная явно сотворена султаном из хаоса собственных желаний.
В ней есть галактики болидов-триумфаторов, россыпи роллс-ройсов и созвездия мерседесов. Она бесконечна, как поток нефтедолларов, и измерима разве что в астрономических величинах. Вчера султан организует создание кабриолетов на базе купе Mercedes CL 600, а сегодня добирает под горячую руку четыре десятка простых материнских купе.
Его трудно понять. То, для него воссоздают реплики 'крыла чайки' - Gullwing 1954 года (оригинальное купе Mercedes 300 SL на недавнем аукционе в подмосковной Жуковке предлагалось от $ 750 тыс), а то изобретают невозможное Ferrari. Султан-коллекционер с одинаковым увлечением охотится за штучными автожемчужинами и устраивает облавы на целые 'кланы' раритетов: в его чертогах соседствуют один на весь свет CLK-GTR Le Man с правым рулем и целые династии машин-победителей 'Формулы-1'.
Как и положено, в восточной сказке за богатством султана следует шлейф слухов: одни говорят, что султан каждый год приобретает пятьдесят Rolls-Royce, другие скрупулезно насчитали, что у него их всего-навсего каких-то полторы сотни.
Словно разочаровавшись в ассортименте мирового рынка, султан заказывает у мэтров что-нибудь дикое, вроде внедорожника Bentley. И ему никто не может сказать 'нет'. Вероятно, в такие моменты автоконструкторы чувствуют себя джиннами из бутылки с их конформистским 'слушаюсь и повинуюсь'. А в кладовых султана появляются игры разума вроде мутантов Ferrari Venice: седана и универсала.
Трудно отделаться от вопроса: 'зачем?'. Что-то есть во всем этом по-восточному приторное. Тот же Bentley Dominator в 500 тыс. фунтов стерлингов (самый дорогой внедорожник на свете) по большому счету компот, сваренный на заводе в Крю из чужого 562-сильного V8 с двумя турбинами, Range Rover и традиций Bentley. Плюс эксклюзивная 'мякоть' из натуральной кожи и прочих изысков. McLaren F1 1997 года из коллекции султана, созданный дизайнером Гордоном Мури, конечно, прекрасен: несущая конструкция из композита на основе углеродных волокон, совершенная аэродинамика учитывает влияние близости поверхности земли, 627 л. с. и разгон до сотни за 3,2 секунды. Но у султана их восемь штук, и феномен обладания такой машиной, триумф коллекционера как-то меркнет. Может показаться, что вся эта роскошь - усмешка коварного Востока над изящным, но меркантильным Западом.
Но по сути все наоборот, и Бруней, ставший независимым только в 1984 году, кажется прощальной издевкой европейских империй над 'третьем миром'. Купаясь в роскоши, 'проверенный' султан, на которого британцы оставили колоссальные нефтяные богатства, фактически исправно финансирует европейский автопром, недвижимость и luxury. В этом смысле с ним могут соревноваться разве что российские олигархи.
И это не единственное русско-брунейское пересечение. В свое время нефтяное процветание одинаково работало и на страну Советов, и на султана, занимавшего в 80-х первую строчку в списке богатейших людей мира. Однако с падением цен на нефть Советы потеснили Штаты, а Болкияха - Билл Гейтс.
Сегодня Его Величество занимает всего лишь третью строчку в списке богатейших монархов, а в общем списке миллиардеров давно уступил место простым смертным бизнесменам. Но сегодня нефть снова высока и, приехав в Россию к товарищам по счастью, султан, говорят, думает: как бы убить миллиард-другой.
Не хочется портить сказку, но вряд ли и сто тысяч любимых игрушек дадут небожителю забыть о таких земных проблемах, как зависимость от нефти, семейные неурядицы и собственный брат Джафри, который, по слухам, сильно растратил инвестиционный портфель султаната. Недавно прошло сообщение, что братец намерен выставить на продажу 10 тыс. своих авто, которые тянут на $2 млрд. Только на их оценку эксперты запросили шесть недель.
Приземленные тетки любят повторять, что мужчина отличается от мальчика лишь стоимостью своих игрушек. Так оно, наверное, и есть. Однако сколько не иронизируй над султанскими капризами, но раритетные авто - один из наиболее выгодных способов вложения капитала, тем более в... реальную экономику. Европейские фирмы, делающие штучные авто 'не для всех', долго сохраняли независимость именно за счет странностей богатых чудаков. И очень может быть, что какой-нибудь автогений не ушел клепать малолитражки, а химичит в какой-нибудь 'конюшне', только потому, что султану не надоело чудить.

Об этом сообщает Александр Андриевский Фото: CI gazeta.ru

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина дня
Приложение билайна получило гран-при премии «Золотое приложение» Приложение билайна получило гран-при премии «Золотое приложение»

Мобильное приложение билайна удостоено гран-при одной из старейших премий интернет-проектов «Золотое приложение» в номинации «Лучшее приложение для потребителя»....

Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 12 июня 2005
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x