- На прошлой неделе были приняты тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ТЭЦ ОАО "Саратовэнерго" в трех крупнейших городах области - Саратове, Энгельсе и Балакове. Впервые эти тарифы отличаются друг от друга. С чем это связано?
- Это связано, в первую очередь, с реформированием ОАО "Саратовэнерго" и разделением АО-энерго на три самостоятельные компании по производству, передаче и сбыту энергии. Начиная с 1 января 2006 года каждая ТЭЦ становится субъектом оптового рынка электроэнергии - весь объем выработанной электроэнергии станции должны продавать на ФОРЭМ (федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности). Отпускные тарифы на электроэнергию для региональных ТЭЦ устанавливаются федеральной службой по тарифам, которая учитывает затраты каждой станции в отдельности. Поскольку выработка тепловой и электрической энергии на саратовских ТЭЦ является комбинированной, требуется индивидуальное регулирование станций в части тепловой энергии.
В связи с этим, учитывая разную экономическую эффективность каждой станции, мы приняли решение отрегулировать тарифы по локальным рынкам - т.е. городам. Понятно, что эффективность станций разная, она зависит от их технического состояния. Минимальный рост тарифа - по Балаково, далее - по Саратову, и самый большой рост - по Энгельсу. В среднем по энергосистеме рост тарифа на тепловую энергию с учетом промышленных потребителей составил 12,3 %, стоимость гигакалории - 334,7 руб. В тариф, естественно, входят и производство, и транспорт тепловой энергии по магистральным трубопроводам.
- Дифференциация тарифа по городам делает его прозрачнее?
- Конечно. Такая практика позволяет нам точно установить уровень затрат по каждой станции и рассчитать стоимость гигакалории. Это дает возможность индивидуального подхода при формировании бюджетов муниципальных образований. В свою очередь, у муниципального образования появляется возможность планировать и оптимизировать схему теплоснабжения - в случае ее неэффективности, снижать издержки, привлекать дополнительные инвестиционные ресурсы. И если раньше в области существовала своеобразное перекрестное субсидирование по теплу, то теперь вопросы: а почему, к примеру, жители Балакова должны оплачивать издержки Энгельса, исчезнут.
- Больше других городов выиграл Балаково - стоимость гигакалории там выросла всего на 6% - до 326 руб. Рядом Саратов с его 337 рублями. А вот Энгельсу не повезло.
- Действительно, стоимость тепла там достигла 455 руб. за гигакалорию. Объяснить это легко - ТЭЦ-3 строилась для снабжения теплом крупных химпредприятий, с прекращением производства на них эффективность станции снизилась. Что касается выработки электроэнергии на ТЭЦ-3, то повысить ее не позволяет федеральная служба по тарифам, определяющая годовую загрузку каждой станции.
Если говорить об Энгельсе в целом, то примерно половина города там снабжается теплом от ТЭЦ, еще половина - от котельных, чей тариф на 2006 год установлен в размере 599 руб./Гкал. Захотят городские власти оптимизировать схему теплоснабжения и перевести часть жилого фонда на более дешевое тепло от ТЭЦ - пожалуйста. Закон по механизму развития систем ЖКХ предусматривает установление тарифных надбавок для развития электрических, газовых, водопроводных, тепловых сетей. Для этого в муниципальном образовании должна быть разработана программа. Первый шаг - составление схемы развития инженерных сетей. Дальше под эту схему выстраивается инвестиционная программа. Она может быть долгосрочной. И потом под эту инвестиционную программу каждый год в зависимости от приоритетов устанавливаются тарифные надбавки. Эти тарифные надбавки аккумулируются и под контролем муниципального образования направляются только на выполнение этой программы.
- В Саратове тоже есть и котельные, и ТЭЦ.
- Да, только организаций, эксплуатирующих котельные, там больше. Для большинства муниципальных котельных тариф на следующий год составил 566 рублей. Т.е. он почти в два раза превышает тариф для ТЭЦ. И здесь у муниципальных властей также есть большое поле для оптимизации схемы теплоснабжения города, переключения нагрузки на более дешевые источники.
- Ваше управление устанавливает тарифы для всех котельных в области? Картина по районам сильно отличается?
- Мы регулируем тарифы всех, без исключения, теплоисточников. В среднем, стоимость гигакалории составляет около 600 рублей, но бывает и больше тысячи. Все зависит от состояния котельной и от размера затрат, предъявляемых энрегоснабжающими организациями. Например, "Саратовские коммунальные системы" запросили для котельных, позднее переданных "Саратовэнерго", чуть ли не 800 рублей за гигакалорию.
- Как будут устанавливаться коммунальные тарифы для жителей, например, Саратова, если стоимость тепла у предприятий разная?
- Это не мои полномочия, я не могу комментировать данный вопрос.
- Были слухи, что коммунальные тарифы будут регулироваться федеральной службой по тарифам и региональными комитетами. От этой мысли отказались?
- Нет, не отказались. Этот вопрос сейчас прорабатывается ФСТ. Нужны соответствующие изменения и дополнения в нормативно-правовые акты, и такая работа ведется. Я не исключаю, что со следующего года тарифы на коммунальные услуги могут быть отнесены к полномочиям субъекта федерации.
- Если рассматривать тарифы на тепло- и электроэнергию, какая их часть регулируется на федеральном уровне и какая - на местном?
- Все ТЭЦ, как я уже говорил, стали субъектами оптовый рынка электроэнергии (ФОРЭМ). А регулирование субъектов ФОРЭМ отнесены к полномочиям правительства РФ в лице Федеральной службы по тарифам. Получается, что каждая ТЭЦ становится субъектами двух регулирований. Производство и передача электрической энергии регулируется ФСТ, а тепловой энергии - субъектом Федерации. При этом топливная составляющая тарифа на тепло - а в структуре тарифа она превышает 60%, также регулируется на федеральном уровне. И в результате у субъекта федерации остается лишь транспорт тепла. Т.е. фактически мы откорректировали структуру затрат на передачу тепловой энергии по тепловым сетям и на сбыт. Могу сказать, что эти затраты сильно урезались. Рентабельность транспорта тепла и в Саратове, и в Балакове не превышает 0,5%. Такова же и рентабельность для арендованных ОАО "Саратовэнерго" котельных.
- Если говорить об электроэнергии, как в 2006 году будет выглядеть тарифное меню для потребителей области?
- ФСТ устанавливает для субъекта федерации тариф поставки, тариф покупки с оптового рынка, абонентскую плату, стоимость услуг системного оператора, федеральной сетевой компании. Если все это собрать, получается около 90 процентов. Субъекту федерации остается только установить сетевую компоненту тарифа для конечного потребителя. Причем предельный уровень изменения тарифов по сетевой компании устанавливает ФСТ. В рамках этих предельных уровней мы и должны установить тарифы для сетевой компании. Мы на сегодняшний момент установили сетевые тарифы для ОАО "Облкоммунэнерго" и ЗАО "СПГЭС". Осталось установить сетевые тарифы для МРК (Межрегиональной распределительной компании), в которую вошло сетевое хозяйство ОАО "Саратовэнерго". И после того как мы установим сетевой тариф, автоматически появляется и тарифное меню. Будет тарифное меню для потребителей, присоединенных к сетям СПГЭС, "Облкоммунэнерго" и МРК.
- Как при таком положении дел будет решаться вопрос с перекрестным субсидированием?
- Это самый сложный вопрос. Я бы вообще не говорил, что это "перекрестка", потому что она не имеет легитимного порядка. Можно говорить о тарифном дисбалансе, который возникает от несбалансированного тарифа для населения - он льготный относительно экономически обоснованного тарифа на низком напряжении. Вот этот тарифный дисбаланс, который возникает при установлении тарифа для населения, должен быть отнесен на сетевой тариф.
- Объем тарифного дисбаланса по Саратовской области можно оценить?
- В этом году он составляет почти полтора миллиарда рублей. На 2006 год, если пройдет модель тарифного регулирования, которую мы предлагаем, дисбаланс может сократиться на триста миллионов - до 1,2 млрд.
- Грубо говоря, такой объем денежной массы сейчас доплачивает за население остальные потребители?
- Да. Это только промышленность, потому что других, в принципе, нет. Ведь бюджетные организации тоже находятся в зоне несбалансированных тарифов.
- А в других странах существует проблема перекрестного субсидирования?
- Нет. Там в целом есть тарифные группы. Их там достаточно много. У них очень большое обширное тарифное меню. Все платят по той тарифной группе, где они находятся.
- В 2005 году была выделена группа "базовых потребителей", тариф для которых был снижен - это крупные заводы, "Саратовводоканал" и т. д. В этом году они останутся?
- Практика выделения базовых потребителей остается. В этой части изменений методики определения уровней тарифов не происходит.
- А тарифы "день-ночь" будут устанавливаться?
- Конечно. Тарифное меню и методические указания это предусматривают, в том числе и для населения. "День-ночь", кстати, именно для населения. А для промышленных предприятий тариф дифференцируется по зонам суток. Есть двухзонные, трехзонные тарифы. Они дифференцированы по числу часов и заявленной мощности.
- Согласно действующему законодательству перепродавцы электроэнергии - "Облкоммунэнерго" и "СПГЭС" должны в 2006 году разделиться на сбытовую и сетевую компанию. Как для них будет устанавливаться тариф?
- Сейчас эти предприятия находятся в стадии разработки своих соответствующих планов реформирования. На сегодняшний день окончательного разделения у них не произошло. В 2006 год они войдут как цельные компании. Этот год для них будет по сути дела переходный. Они будут иметь и сетевой тариф, и тариф поставки.
- Когда мы говорим о потребителях, присоединенных к тем или иным сетям, мы не имеем в виду население?
- Почему же, и население в том числе. Отличие населения от прочих потребителей только в общем тарифе, независимо от того, к каким сетям оно присоединено. Для населения будет, как и ранее, только два тарифа - для города и для села.
- А бюджетные потребители будут по-разному платить?
- В 2006 году - нет. А вот в 2007 тариф будет полностью регулироваться по сетевой принадлежности. Может оказаться так, что тарифные меню будут разные, потому что это будет совершенно другая схема электроснабжения, построенная в Саратовской области.
- У кого будут покупать электроэнергию "СПГЭС" и "Облкоммунэнерго" и по какому тарифу?
- Они будут покупать у сбытовой компании, которая будет работать на территории Саратовской области, иметь аккредитацию или являться субъектом оптового рынка. Пока это только "Саратовэнерго" (под этим брендом с 2006 г. будет работать сбытовая компания по продаже электроэнергии).
- А если в 2006 году появятся независимые сбытовые компании?
- Я думаю, что прочие сбытовые компании будут работать лишь в секторе свободной торговли. Утвержден сводный баланс энергии и мощности по Саратовской области, и там субъектом оптового рынка является пока только "Саратовэнерго". Поэтому любая другая компания, которая получит аккредитацию, сможет работать только в свободном секторе.
- Сейчас непосредственными потребителями "Саратовэнерго" является лишь небольшая часть населения области. Основная масса - у "СПГЭС" и "Облкоммунэнерго". Как известно, снабжать электроэнергией жителей может лишь сбытовая компания, имеющая статус гарантирующего поставщика. Есть ли подобный статус у вышеназванных компаний?
- Гарантирующий поставщик обязан снабжать электроэнергией всех желающих потребителей. В том числе он гарантирует поставку в полном объеме населению и предприятиям бюджетной сферы. А все остальные потребители могут обращаться к любой сбытовой энергоснабжающей организации.
На сегодняшний день официального статуса гарантирующего поставщика нет ни у кого. Определение этого статуса будет в Правилах розничного рынка, которые сейчас разрабатываются антимонопольным комитетом при участии РАО ЕЭС, ФСТ, министерством энергетики РФ. На первом этапе роль гарантирующего поставщика автоматически будут выполнять для нашей области "Саратовэнерго", "Облкоммунэнерго" и "СПГЭС".
- А если муниципалитеты со своей бюджетной сферой захотят уйти от гарантирующего поставщика?
- Теоретически это возможно, но практически я не вижу смысла в этом. Правительство области определит гарантирующего поставщика и обяжет эту компанию осуществлять поставки электроэнергии бюджетным организациям и населению по фиксированному тарифу.
- ФСТ спускает в регионы предельный уровень тарифов для населения. Чем она руководствуется?
- Я думаю, что в основном объемом тарифного дисбаланса, который сложился в субъекте федерации. А в целом подход тут простой: максимальный рост - 25%, минимальный - 15 %. Вот и вся арифметика. А приемлемый для себя рост тарифов в пределах этого коридора решает уже сам субъект. Но при этом должна быть введена социальная норма потребления электроэнергии, а если потребление ее превышает, то уже действует экономически обоснованный тариф.
- Сейчас все платят одинаково - и в райцентре и в отдаленном селе. В глубинке даже платят меньше, поскольку для них действует тариф для сельского населения. Фактически же затраты на доставку электроэнергии туда больше. Будет ли рассматриваться возможность тарифной дифференциации в зависимости от протяженности линий электропередач?
- Да. Только не от протяженности сетей, а от точки подключения потребителя. Такая дифференциация, безусловно, возникает и порождает проблемы. Получается, что одна и та же бюджетная организация, даже присоединенная к одним сетям, условно говоря, к сетям "СПГЭС", в зависимости от схемы присоединения будет иметь разный тариф. Именно поэтому на Западе такое очень обширное тарифное меню.
Подобное разделение - перспектива следующего года. Мы попробовали просчитать варианты в этом году и увидели, что сейчас к этому не готовы. В первую очередь, чисто психологически. Поэтому мы отказались от этой схемы, оставив ее реализацию на следующий год, когда уже будут в полном объеме действовать все нормативно-правовые документы, в том числе и по розничному рынку.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
16 Фев, 16:24Интервью