"Когда полгода назад я уходил из ТЮЗа, это было серьезным, обдуманным и выстраданным решением. Мои творческие и человеческие убеждения полностью разошлись со взглядами главного режиссера, и, чтобы не вносить раскол в коллектив, я ушел из театра, которому отдал 30 лет. Конфликт возник не вчера. После смерти Ю.П. Киселева ситуация в нашем театре начала меняться не в лучшую сторону. Первой об этом открыто заговорила Е.А. Росс, я видел и понимал, что вызывало ее беспокойство, но мне казалось, что это поправимо. Но время шло, и я убеждался в обратном. Сначала изменил свое назначение, а потом и вовсе был распущен худсовет, прекратился свободный обмен мнениями, пропасть непонимания между руководством театра и творческим коллективом с каждым днем ширилась. В 2002 году я предпринял отчаянную попытку начать конструктивный диалог с главным режиссером театра, написав огромное письмо, в котором представил подробный анализ ситуации в театре и высказал свою тревогу по поводу падения художественного уровня спектаклей и профессионального мастерства актеров. Слова мои не были услышаны, серьезного разговора не состоялось.
А между тем отсутствие худсовета сделало невозможным обсуждение репертуарной политики, в театре в качестве приглашенных режиссеров появились случайные люди и, как следствие, полупрофессиональные спектакли, которые заполнили афишу театра Киселева. Главный режиссер, имевший право делать корректуры, работать с молодыми, направлять их, своим правом пренебрегал.
Кроме того меня пугало отсутствие положительной программы в спектаклях театра. Все чаще вспоминались мне слова Ю.П. Киселева:"Мы много и справедливо говорим ребятам о том, что мир сложен и противоречив, но плохо, если забываем рассказать, что мир все равно прекрасен". Мир, возникавший на сцене ТЮЗа, прекрасным по определению не был. Он был безысходным, мрачным, не оставлявшим надежды молодому человеку, для которого, собственно, и работает театр.
Неготовность и нежелание говорить с молодежью проявились и в отношении главного режиссера к молодой части труппы. Значительная ее часть пришла в театр во время последнего набора курса Ю.П. Киселевым. Формально став после смерти мастера художественным руководителем курса, Ю.П. Ошеров практически самоустранился от работы со студентами. Сегодня он апеллирует к их чувству благодарности, но у них нет ни оснований, ни желания считать его своим учителем. Вместо того, чтобы попытаться найти общий язык с молодежью, Ю.П. Ошеров занимает все более непримиримую позицию. Как следствие, молодые актеры не хотят с ним работать.
Запас прочности, заложенный в Саратовский ТЮЗ Ю.П. Киселевым, был настолько велик, что сочетание слов "ТЮЗ Киселева" до сих пор сохраняет некую магию: театр приглашают на фестивали и конкурсы, он продолжает получать награды. Однако за что? Спектакль "Вечный муж", высоко оцененный на нескольких фестивалях, поставлен самим Ю.П. Киселевым 15 лет назад. Получивший несколько театральных наград "Брак по-итальянски" - работа Паоло Ланди, безошибочно сделавшего ставку на актеров киселевской школы. "Очень простая история", награжденная за лучший актерский ансамбль на фестивале "Золотой витязь" и получившая в 2005 году 6 Золотых Арлекинов, тоже не является постановкой Ю.П. Ошерова. Приз Ролана Быкова - признание заслуг ТЮЗа за все годы его существования. Стоит задуматься и над тем, кто принес театру эти награды: это те самые люди, которых сегодня обвиняют в забвении заветов Ю.П. Киселева и предательстве идеалов.
Кроме того, в детском театре не отмечен ни один детский спектакль. Как это ни горько, приходится признать: отмечать нечего, детский репертуар последних лет не находит отклика ни у юного зрителя, ни у актеров <...> Все это было настолько невыносимо и казалось настолько непоправимым, что в какой-то момент я перестал связывать свое будущее с театром, который еще недавно считал единственно возможным для себя местом работы и приложения сил. Появились конкретные планы и актерских и режиссерских работ в Саратовском театре драмы, были предложения и из других городов, казалось, запись в трудовой книжке "уволен по собственному желанию" поставила точку в моих взаимоотношениях с Саратовским театром юного зрителя.
Всем известно, что было дальше: обращение 16 актеров к министру, раскол в труппе ТЮЗа, высказанное частью труппы и поддержанное дочерью Ю.П. Киселева пожелание видеть меня художественным руководителем ТЮЗа. Последовавшее за этим предложение министра культуры Саратовской области М.А. Брызгалова я воспринял прежде всего как возможность сделать что-то для театра, где оставались люди, которых я безмерно уважаю, с которыми хотел бы работать, которым, как и мне, дорог этот театр и больно смотреть на то, что с ним происходит.
Вокруг Саратовского ТЮЗа сейчас столько кривотолков, обстановка в нем так накалена, что всеобщая нервозность порождает самые нелепые домыслы и обвинения - в частности, в мой адрес. Между тем, программа, с которой я прихожу в театр, настолько проста и прозрачна, что я готов изложить ее даже рамках этого не претендующего на роль манифеста письма.
1.Театр - это место общей работы. Отношение к актеру, сложившееся сейчас в Саратовском ТЮЗе, подрывает саму идею осмысленного творчества. "Театр может обойтись без любого", - декларирует нынешнее руководство. Да нет же! Театр не может, не имеет права пренебрегать созданием и сохранением актерского ансамбля, в котором гармонично взаимодействуют и дополняют друг друга актеры разных поколений. Каждый ввод нового исполнителя в уже существующий спектакль - это фактически создание нового спектакля, требующее кропотливой работы, его нельзя ставить на поток.
2.Последние годы работы театра показали, как необходим ему худсовет. Ю.П. Киселев был мощной и яркой творческой личностью, безусловным лидером, однако он считал, что без обмена мнениями нормальная жизнь в театре невозможна. Возобновление работы худсовета - один из основных пунктов моей программы.
3.Театру необходимо вернуться к подлинно творческой жизни. Поощрение творческой инициативы актера, режиссерские пробы, большая исследовательская работа, предшествующая постановке каждого спектакля, превращение застольного периода работы над спектаклем в своеобразный семинар, совместный поиск - все это необходимо для того, чтобы каждый чувствовал свою причастность к тому, что рождается на сцене.
4.Для полноценного творчества театру необходимы механизмы правового регулирования жизни коллектива. Невозможно представить, чтобы в современном учреждении не было профессионального союза. Тем не менее, в ТЮЗе его нет, и следствием этого стало навязывание актерам кабального контракта, лишающего их каких-либо прав, но предполагающего бесконечный список обязательств, часто противоречащих трудовому кодексу. Решению многих вопросов способствовало бы заключение трудового договора с администрацией.
<...>
"Единственное мое желание - чтобы театр был. Я понимаю, что таким, каким он был при Ю.П. Киселеве, он уже не будет никогда, не может быть, время меняется, а театр теснее других искусств связан со своим временем. Но я все же хочу, чтобы театр этот был достоин имени, которое он носит", - заключает Григорий Цинман.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
20 Ноя, 15:43Культура
-
19 Ноя, 19:14Культура
-
19 Ноя, 17:10Культура
-
19 Ноя, 16:09Культура
-
18 Ноя, 17:32Культура
-
18 Ноя, 14:20Культура
-
18 Ноя, 12:04Культура
-
16 Ноя, 14:39Культура
-
14 Ноя, 12:30Культура
-
12 Ноя, 13:44Культура