Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Григорий Цинман выступил с "не претендующем на роль манифеста" открытым письмом

  • 13:10, 25 ноября 2006
  • Комментариев[0]
Народный артист РФ Григорий Цинман, возвращающийся в ТЮЗ художественным руководителем, выступил с открытым письмом к коллегам и зрителям. В частности, в нем говорится:
"Когда полгода назад я уходил из ТЮЗа, это было серьезным, обдуманным и выстраданным решением. Мои творческие и человеческие убеждения полностью разошлись со взглядами главного режиссера, и, чтобы не вносить раскол в коллектив, я ушел из театра, которому отдал 30 лет. Конфликт возник не вчера. После смерти Ю.П. Киселева ситуация в нашем театре начала меняться не в лучшую сторону. Первой об этом открыто заговорила Е.А. Росс, я видел и понимал, что вызывало ее беспокойство, но мне казалось, что это поправимо. Но время шло, и я убеждался в обратном. Сначала изменил свое назначение, а потом и вовсе был распущен худсовет, прекратился свободный обмен мнениями, пропасть непонимания между руководством театра и творческим коллективом с каждым днем ширилась. В 2002 году я предпринял отчаянную попытку начать конструктивный диалог с главным режиссером театра, написав огромное письмо, в котором представил подробный анализ ситуации в театре и высказал свою тревогу по поводу падения художественного уровня спектаклей и профессионального мастерства актеров. Слова мои не были услышаны, серьезного разговора не состоялось.

А между тем отсутствие худсовета сделало невозможным обсуждение репертуарной политики, в театре в качестве приглашенных режиссеров появились случайные люди и, как следствие, полупрофессиональные спектакли, которые заполнили афишу театра Киселева. Главный режиссер, имевший право делать корректуры, работать с молодыми, направлять их, своим правом пренебрегал.

Кроме того меня пугало отсутствие положительной программы в спектаклях театра. Все чаще вспоминались мне слова Ю.П. Киселева:"Мы много и справедливо говорим ребятам о том, что мир сложен и противоречив, но плохо, если забываем рассказать, что мир все равно прекрасен". Мир, возникавший на сцене ТЮЗа, прекрасным по определению не был. Он был безысходным, мрачным, не оставлявшим надежды молодому человеку, для которого, собственно, и работает театр.

Неготовность и нежелание говорить с молодежью проявились и в отношении главного режиссера к молодой части труппы. Значительная ее часть пришла в театр во время последнего набора курса Ю.П. Киселевым. Формально став после смерти мастера художественным руководителем курса, Ю.П. Ошеров практически самоустранился от работы со студентами. Сегодня он апеллирует к их чувству благодарности, но у них нет ни оснований, ни желания считать его своим учителем. Вместо того, чтобы попытаться найти общий язык с молодежью, Ю.П. Ошеров занимает все более непримиримую позицию. Как следствие, молодые актеры не хотят с ним работать.

Запас прочности, заложенный в Саратовский ТЮЗ Ю.П. Киселевым, был настолько велик, что сочетание слов "ТЮЗ Киселева" до сих пор сохраняет некую магию: театр приглашают на фестивали и конкурсы, он продолжает получать награды. Однако за что? Спектакль "Вечный муж", высоко оцененный на нескольких фестивалях, поставлен самим Ю.П. Киселевым 15 лет назад. Получивший несколько театральных наград "Брак по-итальянски" - работа Паоло Ланди, безошибочно сделавшего ставку на актеров киселевской школы. "Очень простая история", награжденная за лучший актерский ансамбль на фестивале "Золотой витязь" и получившая в 2005 году 6 Золотых Арлекинов, тоже не является постановкой Ю.П. Ошерова. Приз Ролана Быкова - признание заслуг ТЮЗа за все годы его существования. Стоит задуматься и над тем, кто принес театру эти награды: это те самые люди, которых сегодня обвиняют в забвении заветов Ю.П. Киселева и предательстве идеалов.

Кроме того, в детском театре не отмечен ни один детский спектакль. Как это ни горько, приходится признать: отмечать нечего, детский репертуар последних лет не находит отклика ни у юного зрителя, ни у актеров <...> Все это было настолько невыносимо и казалось настолько непоправимым, что в какой-то момент я перестал связывать свое будущее с театром, который еще недавно считал единственно возможным для себя местом работы и приложения сил. Появились конкретные планы и актерских и режиссерских работ в Саратовском театре драмы, были предложения и из других городов, казалось, запись в трудовой книжке "уволен по собственному желанию" поставила точку в моих взаимоотношениях с Саратовским театром юного зрителя.

Всем известно, что было дальше: обращение 16 актеров к министру, раскол в труппе ТЮЗа, высказанное частью труппы и поддержанное дочерью Ю.П. Киселева пожелание видеть меня художественным руководителем ТЮЗа. Последовавшее за этим предложение министра культуры Саратовской области М.А. Брызгалова я воспринял прежде всего как возможность сделать что-то для театра, где оставались люди, которых я безмерно уважаю, с которыми хотел бы работать, которым, как и мне, дорог этот театр и больно смотреть на то, что с ним происходит.

Вокруг Саратовского ТЮЗа сейчас столько кривотолков, обстановка в нем так накалена, что всеобщая нервозность порождает самые нелепые домыслы и обвинения - в частности, в мой адрес. Между тем, программа, с которой я прихожу в театр, настолько проста и прозрачна, что я готов изложить ее даже рамках этого не претендующего на роль манифеста письма.

1.Театр - это место общей работы. Отношение к актеру, сложившееся сейчас в Саратовском ТЮЗе, подрывает саму идею осмысленного творчества. "Театр может обойтись без любого", - декларирует нынешнее руководство. Да нет же! Театр не может, не имеет права пренебрегать созданием и сохранением актерского ансамбля, в котором гармонично взаимодействуют и дополняют друг друга актеры разных поколений. Каждый ввод нового исполнителя в уже существующий спектакль - это фактически создание нового спектакля, требующее кропотливой работы, его нельзя ставить на поток.
2.Последние годы работы театра показали, как необходим ему худсовет. Ю.П. Киселев был мощной и яркой творческой личностью, безусловным лидером, однако он считал, что без обмена мнениями нормальная жизнь в театре невозможна. Возобновление работы худсовета - один из основных пунктов моей программы.
3.Театру необходимо вернуться к подлинно творческой жизни. Поощрение творческой инициативы актера, режиссерские пробы, большая исследовательская работа, предшествующая постановке каждого спектакля, превращение застольного периода работы над спектаклем в своеобразный семинар, совместный поиск - все это необходимо для того, чтобы каждый чувствовал свою причастность к тому, что рождается на сцене.
4.Для полноценного творчества театру необходимы механизмы правового регулирования жизни коллектива. Невозможно представить, чтобы в современном учреждении не было профессионального союза. Тем не менее, в ТЮЗе его нет, и следствием этого стало навязывание актерам кабального контракта, лишающего их каких-либо прав, но предполагающего бесконечный список обязательств, часто противоречащих трудовому кодексу. Решению многих вопросов способствовало бы заключение трудового договора с администрацией. <...>

"Единственное мое желание - чтобы театр был. Я понимаю, что таким, каким он был при Ю.П. Киселеве, он уже не будет никогда, не может быть, время меняется, а театр теснее других искусств связан со своим временем. Но я все же хочу, чтобы театр этот был достоин имени, которое он носит", - заключает Григорий Цинман.

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина предыдущего дня
Еще новости - Культура
Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите Решения для улучшения мобильного покрытия представил билайн бизнес на Третьем российском угольном саммите Специалисты билайн бизнес представили мобильные и стационарные решения для создания покрытия мобильной связи в удаленных и труднодоступных местах, где связь отсутствует полностью или крайне нестабильна. Презентация прошла в Новокузнецке в рамках Третьего...
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 25 ноября 2006
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x