Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Спрос на медиапродукт. Рейтинг телеканалов и радиостанций

  • 11:01, 4 октября 2007
  • Комментариев[0]
Изучение предпочтений и настроений потребителей на рынке медиапродуктов социологи называют одним из самых сложных и актуальных видов исследований. Результаты подобных соцопросов востребованы СМИ, рекламодателями, находят живой интерес у зрителей, слушателей, читателей. В статье приводятся данные исследования региональной теле- и радио-аудитории, проведенного компанией "КОМКОН-Саратов".

Рейтинг - это люди
Популярность телеканалов и радиостанций специалисты компании "КОМКОН-Саратов" определяют по итогам регулярных поквартирных опросов. Они проводятся ежеквартально, первый из таких опросов компания провела осенью 2003 года. Технические подробности вы можете найти здесь . Результаты проведенных 14-ти исследований позволяют определить долю телевидения и радио в сфере информационно-развлекательных услуг.
Важно уточнить некоторые понятия. Чаще всего при изучении СМИ оперируют таким параметром, как рейтинг. Для телевидения и радио рейтинг - это доля населения (для исследований СМИ берется население старше определенного возраста - 16 или 18 лет), которое смотрит данный телеканал или слушает радиостанцию за какой-то период времени. Недельный рейтинг - наиболее удобный параметр для создания общей картины популярности СМИ. Неделя - это период, который лежит в основе планирования телепрограмм и в жизни большей части взрослого населения. Если респондент хотя бы один раз посмотрел канал за последнюю неделю, то в ходе вычисления недельного рейтинга фиксируется ответ "да".
Для более тонкого изучения аудитории того или иного канала необходимо использовать более мелкие периоды, например, часовые.
Социологи компании "КОМКОН-Саратов" интересуются сколько дней в неделю (отдельно в будни и в выходные) респонденты смотрят определенный телеканал или слушают радиостанцию, спрашивают о времени просмотра. Исследования ведутся относительно всех телеканалов и радиостанций, которые вещают в Саратове.

День начинается с радио
Радио в Саратове слушает приблизительно 65% населения. Данные за все годы исследования свидетельствуют, что доля слушателей радио постепенно уменьшается, однако это уменьшение не настолько выражено, чтобы мы могли уверенно говорить о какой-то тенденции. В выходные радио слушает 53%, в будние дни - 60% населения Саратова. В будние дни менее одного часа слушают радио 19%, от одного до трех часов - 35%, соответственно более трех часов радиочастоты ловят чуть менее половины слушателей - 46%. Для выходных сохраняется примерно тотже расклад.
Среди радиостанций, вещающих в Саратове, можно выделить двух лидеров - Европа+ и Русское радио. На протяжение 4 лет исследования они имеют наиболее высокий рейтинг. Однако разница в рейтингах между лидерами и прочими радиостанциями не велика. Численность аудитории даже самых популярных радиостанций не превышает 20-25%. Наиболее близко к лидерам расположилась радиостанция Шансон. Большинство же радиостанций имеют рейтинг в диапазоне от 7,5% до 12,5%. Исследования иногда показывают более высокие рейтинги для таких радиостанций как Ретро FM, и радио России.
В ходе исследования СМИ радиослушателям предлагается ответить на вопросы: "Где Вы слушаете радио?", и "Где Вы наиболее часто слушаете радио?". Результаты подтвердили общераспространенное мнение - больше всего саратовцы слушают радио дома и в машине.

Примечательная тенденция проявляется, если сравнивать данные всех этапов исследования. В начале 2004-го доля слушателей радио на работе существенно превышала долю слушателей в машине. К 2007 года число офисных слушателей снизилось в 2 раза. Трудовая дисциплина в Саратове повышается! Автомобилисты же все также предпочитают рулить с любимой волной.
Дома стали слушать радио также меньшее число респондентов- за три с половиной года показатель сократился примерно на 15%. Так как дома радио слушают большинство горожан, такое уменьшение может служить также косвенным подтверждением постепенного снижения интереса саратовцев к радио, однако это требует отдельного изучения.
Наивысшие рейтинги радиостанции показывают днем - с 7 до 19 часов. После 18 часов (отметим, что как раз в это время начинают резко расти рейтинги телеканалов) число слушателей радио существенно сокращается. Примечательна тенденция роста рейтингов в раннее время - с 7 до 11. Если раньше рейтинги наиболее популярных станций в течении утренних часов и рабочего дня были приблизительно равны (с небольшим повышением с 11 до 15 часов), то с 2006 года наибольшие рейтинги радио приходятся именно на утро.
Таким образом, радио слушают преимущественно дома, в дневные часы. Офисные работники демонстрируют свое пристрастие к радиоэфиру все меньше, поэтому наиболее рейтинговыми становятся утренние часы - время перед началом рабочего дня и время дороги на работу, так называемый драйв-тайм. Доля радиослушателей в машине остается неизменной и колеблется в пределах 13-18%. В вечернее время после 18 часов радио не может соперничать с телевидением, и его аудитория заметно падает.

Вечер проходит у телеэкранов
Доля телезрителей в Саратове составляет 97%. Этот показатель, по данным социологов, остается стабильным в последние годы.
Более половины саратовцев в будние дни смотрят телевизор от 2 до 5 часов. Примерно седьмая часть горожан обращена к экранам более пяти часов в день. В целом такая картина остается стабильной.
Для выходных дней характерно повышение доли зрителей, которые тратят на просмотр телепрограмм более пяти часов. Вместе с тем, более 12% опрошенных вообще не смотрит в выходные телевизор.
Лидерами в Саратове остаются три крупнейших федеральных канала: Первый, ВГТРК и НТВ - их недельный рейтинг практически всегда превышал 70%.
В следующую группу можно отнести каналы, рейтинг которых размещаются в диапазоне от 40% до 60%. Это СТС/ТелекомТВ, РенТВ/НСТ и ТНТ-Саратов. Примечательно, что в начале 2004 года недельные рейтинги этих каналов не превышали 40%. В течение 2004-го они поднимались и достигли максимума в начале 2005 года. Дальнейший рост популярности проходил различно, наиболее стабильные результаты показывало СТС. Доля зрителей прочих каналов не превышает трети населения Саратова старше 16-ти лет.
Время, в которое саратовцы посвящают просмотру телепрограмм, нетрудно предсказать - это утренние и вечерние передачи после 18 часов. Данные по часовым рейтингам каналов сведены в диаграмму.

Разница в рейтингах лидеров и прочих каналов в дневные часы составляет не более 10-15% и резко увеличивается после 18.00. К этому времени к просмотру подключается активная часть населения после рабочего дня. На диаграмме видно, что пики часовых рейтингов наиболее популярных каналов завершаются ровным участком, соответствующим рейтингам за периоды 20.00-21.00 и 21.00-22.00. Это говорит о том, что вечером телевизор работает у большинства саратовцев, причем популярность передач на разных каналах достаточно велика. Исследования показывают, что половина респондентов переключают канал во время рекламной паузы.

Несколько слов о технической стороне вещания ТВ. Не везде в Саратове каналы вещают одинаково качественно. Самое лучшее качество вещания отличает ВГТРК и НТВ, у Первого канала "картинка" заметно хуже. Сигналы менее рейтинговых каналов в 2004 г. хорошо принимали антенны не более двух третей саратовцев, однако на протяжении двух следующих лет качество вещания улучшалось. Очевидно, это также сыграло свою роль в росте недельных рейтингов таких каналов как СТС и ТНТ.

"Телесмотрение" в Саратове остается одним из основных способов времяпрепровождения. Рост популярности таких телеканалов, как СТС и ТНТ говорит о том, что зрители стали тянутся за пультом в поисках отдыха и развлечения.

Лев Богословский, "КОМКОН-Саратов"

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина дня
Копилка с госучастием. Стоит ли инвестировать в программу долгосрочных сбережений Копилка с госучастием. Стоит ли инвестировать в программу долгосрочных сбережений С начала этого года в стране заработала программа долгосрочных сбережений (ПДС). Создатели нового накопительного инструмента стремились таким образом обеспечить приток долгосрочных инвестиций в экономику. Для этого предусмотрели такие серьезные стимулы для...
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 4 октября 2007
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x